рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Как источник искажений мышления

Как источник искажений мышления - раздел Биология, ЭВОЛЮЦИИ ЛИЧНОСТИ   Неоднократно Упоминалось, Что В Энергетическом Подходе Любая ...

 

Неоднократно упоминалось, что в энергетическом подходе любая задача или проблема рассматривается как результат распада энергии Ци на полярные составляющие Инь и Ян. Процессы распада и последующей аннигиляции могут происходить (и постоянно происходят) с энергией Ци любого из тонких планов, а следовательно, и с энергией Ци соответствующего уровня мышления.

Это означает, что, помимо перечисленных «вертикальных» ошибок мышления, связанных с неравномерным осознанием разных тонких планов, или их перепутыванием и принятием одного из них за другой, постоянно возникают «горизонтальные» сбои в работе каждого уровня мышления в отдельности.

«Горизонтальный» сбой является следствием постоянно происходящей череды расколов и аннигиляций энергии Ци. Уже упоминалось, что эти спонтанные процессы представляют собой фундаментальное свойство энергии Ци, являются формой ее существования.

 

Пары энергий Инь и Ян, соответствующие сплошным внутренним линиям, являются виртуальными. Они не появляются как реальные энергии, если для этого нет особых внешних условий. Однако в ситуации сильного внешнего воздействия (когда человек переживает стресс) энергия Ци раскалывается благодаря этому механизму: виртуальные энергии Инь и Ян превращаются в реальные.

Таким образом, «горизонтальный сбой» является не столько ошибкой, сколько закономерной фазой в функционировании данного уровня мышления, эволюция которого и происходит в постоянной череде расколов и аннигиляций энергии Ци. Однако, если внешнее воздействие значительно (например, в ситуации сильного стресса или цейтнота), эта фаза может оказаться затяжной или вовсе стабилизироваться, и тогда на данном уровне мышления возникают устойчивые образования, имеющие признаки полярных энергий Инь и Ян.

Начать подробное рассмотрение таких расколов мышления удобнее всего с ментального уровня, т.к. именно этот уровень современному интеллектуалу наиболее знаком. При стабилизации раскола на ментальном уровне возникают устойчивые пары убеждений – жесткие взаимосвязанные образования иньского и янского характера. Интересно, что в данный момент времени осознается, как правило, только одно из каждой пары убеждений; полярное убеждение становится доступным в другое время, когда происходит неосознаваемый скачок в полярное состояние, – и тогда теряется доступ к первому убеждению.

Приведем примеры пар убеждений, полученных нами на практических занятиях по системному мышлению. Знаками + и – обозначены янские и иньские убеждения, соответственно.

 

+ Можно полагаться только на себя.

– Никому нельзя доверять.

 

+ Трудности надо преодолевать.

– Внешние условия угнетают.

 

+ Надо держать слово.

– Я ненадежен.

 

+ Все должны меня слушаться.

– Все пренебрегают мною, игнорируют меня.

 

– Я обязан помогать всем.

+ Я козел отпущения.

 

+ Я должен заботиться о людях.

– Я никому не нужен.

 

+ Хороший человек должен помогать другим.

– Если я не буду соглашаться, то меня отвергнут.

 

+ Я должен быть успешным.

– Мне не везет.

Все пары убеждений представляют собой замкнутую систему, и во всех парах легко просматривается прочная структура отношений, их связывающих. У социально адаптированного и успешного человека в сознании (и «на флаге») представлено обычно янское убеждение. На поверхностный взгляд, оно свидетельствует об активной жизненной позиции, оптимизме, ответственности, мужестве, честности, принципиальности и т.д.

Однако это только янская часть системы. Вся же система организована следующим образом: янское убеждение связано с утверждением некоторой необходимости (я должен…, люди должны…), эта необходимость продиктована угрозой (я должен, иначе последует нечто опасное или нежелательное), а угроза обоснована иньским убеждением, констатирующим бессилие или некомпетентность (я должен, иначе последует нечто опасное или нежелательное, потому что на самом деле я только этого и заслуживаю, и сам это прекрасно знаю).

Иньское убеждение вызывает сильнейший страх, ибо говорит о качестве, в котором опасно признаться даже самому себе; это качество нужно скрыть (или компенсировать) любой ценой, для чего – «я должен…» – тут снова включается янское убеждение, и система замыкается. Понятно, что иньское убеждение звучит тихо, а янское громко, янское представлено в сознании, а иньское вытесняется как можно глубже в область бессознательного.

Так выглядит раскол энергии Ци ментального плана.

Раскол энергии Ци эфирного и астрального планов подробно обсуждался в главе IV. Напомним здесь, что все эмоции, так же как и ощущения, могут быть разделены на два класса – иньские и янские.

К иньскому типу эфирной энергии мы относили ощущения пустоты, холода, влажности, тянущие, ноющие, тупые боли и т.д., а к янскому типу – ощущения сухости, жара, повышенного давления, острые, рвущие, колющие боли и т.д.

Аналогичная картина имеет место и в случае астральной энергии. Эмоции, связанные со страхом и стремлением к сокращению своей территории, относятся к иньскому типу, а эмоции, связанные с агрессией и экспансией, – к янскому.

Астральная энергия Ци переживается как способность в каждое мгновение спонтанно проявлять любую из этих эмоций, не доводя себя до раскола. Если человек остается внутренне спокойным и лишь демонстрирует актуальные в данный момент эмоции, осознанно пользуясь ими как языком коммуникации, то в этом случае можно говорить о виртуальных эмоциях (см. главу IV). В этом случае любая эмоция возникает как одна из граней энергии Ци.

Если же происходит реальный раскол, то человеком обычно владеют две эмоции одновременно: одна представлена в сознании, а другая в бессознательном. Например, в сознании обида, в бессознательном гнев – или наоборот, в сознании гнев, в бессознательном обида. Одному из этих состояний – иньскому – мы припишем знак (–) другому, янскому – знак ( + ), подобно отрицательному и положительному зарядам (в материальном мире такими зарядами обладают электрон и позитрон – частица и античастица).

 

Приведем некоторые закономерности развития проблем мышления.

1. Серьезные проблемы зарождаются, как правило, на ценностном плане.

2. Существуют следующие фазы опускания проблемы в плотные планы:

a. Ценностный план – смутная тревога, когда все идет хорошо, но что-то тревожит; мрачные предчувствия на фоне полного благополучия.

b. Каузальный – появление суеты или большой загруженности конкурирующими и малосовместимыми делами.

c. Ментальный – проблема выбора (или – или).

d. Астральный – эмоциональные конфликты.

e. Эфирный – болезненная симптоматика и бессилие, депрессия.

f. Физический – заболевание как телесный недуг.

 

3. Если на некотором тонком плане нет осознания, то всегда происходит спуск на нижележащий план; как будто «мир» или «судьба» переводит проблему на язык, доступный данному человеку, и проблема осознается на более плотном плане – например, проблема ментального выбора (принятия решения) или проблема эмоционального реагирования (эмоциональные конфликты), или заболевание. Чем дольше проблема не решается осознанно, тем более низкий план оказывается вовлечен в проблему.

4. Поскольку люди долго сохраняют свойственный им стереотип мышления (медленно эволюционируют), их жизнь «заражена» определенным набором (стабильных, сформировавшихся, оформившихся) проблем, который они воспринимают как индивидуальную норму и не делают попыток их решать – до поры до времени, пока не возникнет серьезного обострения – точно так же, как с заболеваниями.

5. Каждая такая оформившаяся проблема связана с определенным стереотипом мышления, который представлен на всех уровнях, включая физическое тело.

6. Для решения проблемы, на каком бы плане она ни осозналась как проблема, необходимо поднять ее до того уровня, на котором она зародилась. (Это делается с помощью энергетических практик.)

7. Решить «сформировавшуюся» проблему (если она зародилась выше ментального плана) можно только, исправив ошибки мышления, т.е. изменив весь стиль мышления. Никогда нельзя до конца решить проблему, ограничиваясь только ментальным планом: реальные ошибки в каузальном и ценностном планах не улавливаются средствами ментального плана и, в том числе, не могут полностью быть описаны его языком.

8. Вплоть до ментального плана есть проблема противостояния («старый бизнес – новый бизнес» и т.п.), и ментальный план всегда окончательно закрепляет раскол – всякая проблема всегда начинает осознаваться как проблема именно с ментального плана. Оказывается, интеллектуально невозможным придумать, как действовать, чтобы объединить полярности, но всегда есть конкретный шаг, который это делает возможным.

В свою очередь, последовательность конкретных технических шагов делает возможным объединение противостоящих ценностей, например, стабильность – развитие, старый – новый, основательность – быстрота решений и т.д., и на ценностном плане объединение всегда возможно как следствие общего принципа устройства энергии Ци, всегда объединяющей в себе энергии Инь и Ян. То есть полярности, в действительности, не разрушают, а поддерживают одна другую, но это знание всегда есть на более высоком логическом уровне, чем тот, на котором противостояние предъявлено. Так, эмоциональный конфликт можно решить логически, логический конфликт можно разрешить только через поступки и т.д.

Рассмотрим в качестве примера следующую реальную ситуацию.

Владелец бизнеса Ф. обратился с проблемой, которая, по его словам, имела определенную историю. Проблема заключалась в том, что он не знал, как (и нужно ли) реорганизовать прежний бизнес, достаточно надежный, приносящий доход, но созданный еще в те времена, когда получение дохода было для Ф. единственной ценностью.

На текущий момент этот бизнес, при всей своей рентабельности и надежности, вызывал у владельца много неприятных чувств. Ф. было скучно, он с трудом заставлял себя приходить в офис, каждодневные задачи решались относительно легко, но вызывали в нем большое раздражение. Ф. стоял перед выбором – развивать старый бизнес либо извлечь из него значительную часть средств и вложить их в новый проект, который выглядел перспективным, интересным и творческим, хотя и несколько рискованным.

Любое решение в подобной ситуации имеет глобальные стратегические последствия, так что проблема выбора относилась к ценностному плану.

Выбор в пользу развития прежнего бизнеса создавал у Ф. ощущение гарантированной стабильности, а сам бизнес, казалось бы, становился надежной опорой для любых личных и семейных проектов Ф. Однако в этом случае в жизни Ф. не было радости и вдохновения, которые, по его собственному признанию, были совершенно необходимы для осуществления таких проектов.

С другой стороны, перенесение деловой активности в новый проект ставило под удар стабильность жизни Ф., к которой он давно привык и которую высоко ценил. Кроме того, его пугал некоторый оттенок рискованности, который сильно им преувеличивался – как выяснилось впоследствии. Поэтому Ф. испытывал безотчетный страх при мысли о возможных последствиях перемен.

В этой ситуации Ф. проявлял много нерешительности. Не отдавая себе в этом отчета, он боялся отказаться от нового направления, но также боялся и принять его. Действуя под влиянием этих неосознаваемых страхов, он невольно создал в своей жизни много суеты и напряжения, оказавшись втянутым в различные противоречащие одна другой сферы деятельности. Он продолжал поддерживать прежний бизнес, время от времени предпринимая разрозненные шаги в новом направлении, и для внешнего наблюдателя его действия выглядели активными, но по сути они были полуавтоматическими – Ф. пассивно «плыл по течению», не осознавая собственных мотивов и не принимая ответственности за свои поступки.

Вся его активность оборачивалась ненужной суетой. Каждый раз Ф. ссылался на «объективные внешние обстоятельства», вынуждающие его действовать.

Шло время, и Ф. стал чувствовать уныние, депрессию и усталость от всего происходящего. На работе было много напряженных и конфликтных взаимодействий с сотрудниками, которые его раздражали, а попытки действовать или думать в новом направлении вызывали все возрастающую тревогу.

В конце концов, Ф. пришел к выводу, что он должен принять окончательное решение, и именно в этот момент обратился за консультацией. По умолчанию предполагалось, что в процессе консультации у него возникнет интеллектуальная ясность – он получит четкие аргументы в пользу того или другого направления бизнеса и сможет сделать окончательный выбор.

К сожалению, это было нереально.

Во-первых, полагаясь на интеллектуальные аргументы, он неосознанно снимал с себя ответственность за решение.

Во-вторых, дело зашло слишком далеко. Одних только интеллектуальных решений было бы теперь недостаточно, потому что проблема выбора, которую нужно рассматривать здесь как внутренний конфликт, успела получить определенное развитие.

Кроме того, событийный и ценностный планы обладают большей значимостью, если они затронуты, чем ментальный, и уж во всяком случае, они не могут корректироваться средствами ментального плана.

С точки зрения модели тонких тел это развитие можно описать следующим образом. Ошибки мышления, которые допускались на первом этапе, относятся к пункту 2 (фазы опускания проблемы в плотный план).

Вначале проблема выбора касалась только буддхиального плана. Так как Ф. был не в силах ее решить и тянул время, она стала опускаться на более плотный – каузальный – план, породив на нем множество неточных шагов, суеты и ненужных обязательств. Причина в низкой чувствительности Ф., при которой импульсы каузального и буддхиального планов оказались для него недоступными.

Как уже было сказано, каждый раз, когда осознание проблемы отсутствует на тонком плане, она начинает опускаться на более плотный – до тех пор, пока не будет осознана.

Продолжая затем опускаться, проблема породила в ментальном плане большое количество противоречивых рассуждений, аргументов и интеллектуальных концепций. Теперь она дополнилась проблемой ментального плана, которую Ф. осознавал как необходимость понять, как дальше жить и вести свой бизнес.

Поскольку на ментальном плане проблема уже осознается, только здесь возникло ощущение реальности проблемы – на предыдущем уровне она воспринималась как невезение, превратности судьбы, несправедливость людей и мира, чрезмерное давление обстоятельств, смутное уныние и тревога по поводу ускользающих возможностей, которые всерьез не осознавались и не рассматривались, и т.д.

В действительности, проблема по-прежнему относится к буддхиальному плану, т.е. остается проблемой глобального выбора.

На этом этапе, какой бы выбор ни сделал Ф., этот выбор неизбежно был бы ошибочным. Предположим, Ф. принимает ментальное решение в пользу старого бизнеса. Тем самым он откажется от всех новых перспектив и возможностей – причем на очень длительный срок, потому что энергия для новых активных действий появится у него нескоро.

Конфликт, закрепившись (в виде победы одной из сторон) на ментальном плане, начнет опускаться дальше, в еще более плотный план – астральный, и начнут усиливаться эмоциональные конфликты. Более того, появятся и новые конфликты, потому что каждый раз, когда Ф. будет видеть людей, участвующих в интересных рискованных проектах, у него будут возникать тяжелые чувства, что создаст тенденцию отстаивать перед такими людьми свою позицию. Тогда он станет упорным пропагандистом идеи о безрассудности новых проектов. (Это ошибки первого типа: астральный план оказывается сильнее ментального.)

Если же Ф. сделает выбор в пользу нового проекта, то необходимость постоянно решать какие-то новые проблемы, возникающие в период реорганизации, вызовет в нем такое напряжение, что он будет с тоской вспоминать о прежней спокойной жизни. Признать ошибочность своего решения он также не сможет, т.к. пути назад он себе не оставил – и тогда он с еще большим упорством будет отстаивать идею о том, что в бизнесе уместны только новые проекты.

Итак, при любой попытке ментально (т.е. однозначно) решить проблему – независимо, в ту или другую сторону – проблема обязательно станет опускаться глубже в плотный план, создавая уже эмоциональные проблемы и конфликты – в свою очередь, неразрешимые до тех пор, пока они поддержаны интеллектуальным противостоянием.

Дело не в том, что ни одно из ментальных решений не является правильным, а, скорее, в том, что любое такое решение будет реализовываться с чрезмерной последовательностью и настойчивостью. Это создаст много жестких решений и совершенно запутает все каузальные потоки, отсекая дальнейшие возможности объединения различных тенденций. (Напомним, что событийные потоки намного тоньше, чем их ментальные описания.)

Точное решение проблемы на буддхиальном плане означало бы в рассматриваемой ситуации одновременный учет обоих направлений, поскольку каждое из них является ценным для Ф. Однако этого нельзя сделать на уровне ментального решения. Это требует очень тонкого чувствования (и большой скорости реагирования) – в какой последовательности и с какой силой вкладывать энергию в конкурирующие направления таким образом, чтобы они стали двигаться к объединению. На следующем этапе это превратилось бы в гармоничное сочетание множества действий, проявляющих глубоко интуитивные, надинтеллектуальные ценностные импульсы, и только потом интеллектуальное осознание и обоснование происходящего возникло бы естественным путем – следуя нисходящему потоку энергии из каузального тела в ментальное.

Возвращаясь к описываемому случаю, мы видим, что Ф. делает попытки решить проблему на ментальном и эмоциональном уровнях – он ищет ментальной ясности и ведет эмоциональные конфликты. Далее, так как проблему невозможно решить, ведя эмоциональные битвы, она начнет постепенно опускаться в следующий более плотный план – в эфирное тело, создавая в нем болезненные состояния вплоть до реальной симптоматики.

Если же проблема опустится еще дальше – в физическое тело и на физический план, – это может закончиться телесным заболеванием или катастрофой (несчастным случаем, стихийным бедствием, «случайным» крушением бизнеса и т.п.).

В приведенной ситуации ошибки допущены на всех тонких планах, т.е. она является примером не единичной ошибки мышления, а целого стереотипа ошибочного мышления.

 

Итак, можно говорить о двух типах ошибок.

Первый тип ошибок делается в буддхиальном и каузальном тонких телах. Здесь источником ошибки является отсутствие осознанности – способности замечать утонченные импульсы этих тонких тел.

Например, если бы Ф. был в состоянии осознавать тончайшие импульсы буддхиального плана, то он получил бы очень точные подсказки, на каких этапах этой ситуации действовать в интересах прежнего бизнеса, а на каких – в интересах нового. (Мы не можем дать здесь подробного описания, ввиду его громоздкости; заметим только, что при анализе ситуации обнаружились многие возможности, мимо которых Ф. проходил. Так, он не принял поддержки извне, потому что помощь в новом проекте ему предлагали в тот момент, когда он уже отказался от этого проекта, и вторично – когда у Ф. был приступ страха перед ним. Когда же Ф. впоследствии обращался за помощью к тем же людям, у них уже менялись обстоятельства. Или Ф. медлил с осуществлением идеи до тех пор, пока она не устаревала, разговаривал с возможными партнерами так, что у них терялся интерес к проекту и т.д.

Второй тип ошибок связан с многочисленными страхами, которые проявляются на всех уровнях (обычный страх на эмоциональном плане, ментальный – в жестких убеждениях Ф., – например, «за двумя зайцами погонишься…», «синица в руке…» и т.д., страх каузального плана – в медлительности и чрезмерном продумывании в ущерб спонтанности, буддхиального – в тончайших ощущениях безнадежности, обреченности, ощущения «у меня не получится» и т.д.)

Здесь уместно было бы использовать термин интуиция; человек всегда располагает столькими типами интуиции, сколько тонких тел вовлечено в проблему.

Так, в процессе работы с Ф. выяснилось, что на энергии вдохновения, которое он почувствовал от открывающихся перспектив, он мог бы взять на себя определенные принципиальные обязательства и заключить новые соглашения, а затем, опираясь на старый бизнес, привлекать в новый проект дополнительное финансирование. Вместе с тем он мог бы развивать и старый бизнес – внося в него новые идеи, используя ту же энергию вдохновения от нового проекта. По его собственному признанию, такие возможности временами возникали, но он опасался им следовать и медлил с решением – до тех пор, пока эти возможности не исчезали. Это касалось как стратегических, так и тактических решений, отдельных актов переговоров с прежними и новыми партнерами. В свою очередь, такая неточность и несвоевременность действий создавала лишнюю суету.

Тот же страх блокировал и ментальные возможности Ф. – в контексте бизнеса это означало дефекты планирования, продумывания деталей, а также формирования внутренней позиции. Для Ф. существовало только две четко сформулированных идеи – развитие старого бизнеса и развитие нового бизнеса, и эти идеи воспринимались им как противоречащие друг другу. У него не было доступа к интуитивному уровню ментального плана – тому уровню, где возможно появление идей о постепенном преобразовании одного направления в другое или, что то же самое, о временном объединении этих направлений – или идеи рассматривать эти направления как поддерживающие друг друга виды деятельности. Любая мысль, приближающаяся к этому уровню, вызывала тревогу, блокировалась и не получала должного развития.

В эмоциональном теле описываемый ошибочный стереотип мышления проявлялся в устойчивых клише эмоциональногореагирования на разнообразные ситуации – т.е. в ставших типичными для Ф. бурных эмоциональных реакциях на определенные известия, новости или действия подчиненных.

На уровне эфирного и физического тел было также много устойчивых повреждений, связанных с данным стереотипом, – склонность к определенной симптоматике, а также присутствие многочисленных телесных блоков – мышечных спазмов, разрушающих движение разных типов энергии.

Какой выход был бы возможен для Ф.? На начальном этапе, когда проблема еще не опустилась на каузальный и ментальный планы, можно было бы помочь Ф. восстановить хотя бы на некоторое время осознанность в тонких планах – необходимую, чтобы сориентироваться. Для этого следовало бы работать со страхами буддхиального и каузального планов. Такая работа выводит ситуацию из разряда стрессовых, после чего человек обретает способность управлять ею. Тогда Ф. мог бы совершить ряд интуитивно точных решений и действий (буддхиальный и каузальный планы). После того, как проблема опустилась в более плотные планы, этого было бы уже недостаточно – по двум причинам.

Во-первых, теперь накоплено много негативной энергии каузального, ментального, астрального и эфирного планов (т.е. ошибочных действий, мыслей и эмоциональных контактов, а также ощущений депрессии и бессилия), и это будет лишать смысла любые удачные действия в тонких планах, направляя туда по восходящему потоку эту негативную энергию.

Во-вторых, при такой загруженности плотных планов – эфирного и астрального – не может появиться достаточная чувствительность к изменениям в более тонких планах – каузальном и буддхиальном, а она должна поддерживаться длительное время, пока не будут исправлены все запутанные ситуации.

Сильные ощущения эфирного и астрального плана, т.е. болезненные симптомы, физическое бессилие, уныние, раздражение, тревога – все эти переживания обладают большой интенсивностью, хотя и малой глубиной, и до тех пор, пока интенсивность их велика, человек просто не может осознавать более тонких импульсов ментального и каузального планов. Точно так же, пока есть сильный внутренний диалог и интеллектуальная суета, – не может включиться чувствительность, позволяющая воспринимать импульсы каузального и ценностного плана, и тогда на этих планах тоже нет должной осознанности – т.е. не работает интуиция тонких уровней. В этом случае недоступна глубина переживания или глубина осознания ситуации, а без глубокого и глобального восприятия ситуации невозможно избежать ошибок или неточностей ни в одном конкретном действии.

Таким образом, ситуация выглядит достаточно безнадежной, если только Ф. не начнет применять практики, цель которых, в данном случае, снизить интенсивность плотных переживаний, т.е. освободиться от безнадежности, бессилия, тревоги и раздражения, а затем освободиться от лихорадочных попыток придумать какой-то выход.

Другая цель практик – развить тонкую чувствительность и концентрацию, а также скорость восприятия, позволяющие как следовать каузальным и ценностным знакам и импульсам, так и управлять ими. Сделать это – означало бы полностью реорганизовать процесс мышления.

Подчеркнем еще раз: процесс мышления – это совокупность согласованной активности разных тонких планов – эфирного, астрального, ментального, каузального и буддхиального.

Рассмотренная ситуация – пример того, как эта активность под воздействием стресса становится неадекватной в каждом тонком плане, а также становится рассогласованной в разных тонких планах. Это и есть нарушения мышления.

 

Приведем в заключение классификацию особенностей мышления, препятствующих формированию и использованию системного мышления.

Первый тип таких особенностей связан с невысоким уровнем личностной эволюции, когда плотные планы (эфирный и астральный) чрезвычайно активны, а в ментальном и более высоких планах осознанной активности мало.

Другая, достаточно многочисленная категория людей имеет запрет на эмоциональное реагирование и не осознает телесных ощущений, пока болезнь не уложит в постель (даже пониженное или повышенное артериальное давление воспринимается этими людьми так, что они утверждают, что ничего не чувствуют). Их активность перенесена в ментальный план. У них имеется устойчивый набор убеждений и концепций по поводу всего, что происходит вокруг – им кажется, что они всегда точно знают, что делать, для них мир – это концепция. Они все стараются просчитать, и это другое типичное отклонение, препятствующее формированию у данного человека системного мышления

Наконец, в бизнесе все еще встречается категория людей, у которых большая часть активности перенесена в каузальный план, а ментальный план неразвит или блокирован. Эта категория была достаточно многочисленна в начале девяностых годов – они были активны, но недальновидны. Сейчас такие люди встречаются редко.

В соответствии с этим в дальнейшем мы будем рассматривать два типа мышления. К первому типу относится эмоционально-интуитивный, ко второму – ментальный. В обоих случаях проблема решается с помощью практик.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЭВОЛЮЦИИ ЛИЧНОСТИ

Марк Пальчик... КВАНТОВАЯ МОДЕЛЬ... ЭВОЛЮЦИИ ЛИЧНОСТИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Как источник искажений мышления

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Марк Пальчик
П 14 Квантовая модель эволюции личности. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2007. – 368 с.   ISBN 978-5-7620-1274-4   В книге представл

От автора
  Эта книга представляет собой предварительную версию описания нового направления в обучении, а также в психологическом и бизнес-консультировании – Энергетические технологии развития

Интеграция эмоциональных расколов
и виртуальные эмоции.............................................................. 53 1. Энергии Инь и Ян. Эмоциональные расколы....................... 53 2. Мате

Условиях жесткого физического стресса и новый метод
их интеграции........................................................................... 134 1. Цели и задачи данной главы............................................. 134

Мужского и женского начала в системе.
Конфликт в целостной системе............................................... 179 1. Роли лидера и управляющего как янская и иньская части л

И профессиональной деятельности.
Энергетическая модель системного мышления..................... 218 1. Введение........................................................................... 218 2. С

Закат логического мышления
Ты всегда волен передумать и выбрать себе другое будущее или другое прошлое. Р. Бах Но как это сделать?.. Внутренний гол

Ответственность практикующего; внутренние технологии
Тебе не дано завершить работу, но ты в силах ее начать. Древняя мудрость   Развиваемы

Проблема как опора в личностном развитии
Не существует такой проблемы, в которой не было бы бесценного дара для тебя. Ты создаешь себе проблемы, потому что эти дары тебе крайне необходимы. Р.

Структура направления
  Направление содержит особые методы работы с восприятием прошлого, настоящего и будущего. Важнейшее место в нем занимают методы трансформации внутренних состояний («трансформация эне

Круг практик
Следующий принцип касается порядка использования основных практик. Мы хотим предложить универсальную структуру практик, которая позволяет любому человеку решать жизненные проблемы и развиваться сам

И деконцентрации. Системное осознание
  Рассмотренная выше система тонких тел представляет собой карту внутренней территории человека. Объектами внутренней территории являются ощущения, эмоции, идеи, событийные пот

Страдание как энергетический раскол
Страдание (нарушение душевного или телесного равновесия, ментальный или событийный тупик) представляет собой распад (раскол) целостного внутреннего состояния на две полярных составляющих.

Современный взгляд
  В том случае, когда система (человек, организация и т.д.) находится в состоянии внутренней гармонии, когда все процессы и проекты развиваются без напряжений и тупиков, мы будем гово

Энергия как переживание
В современном западном мире термин«энергия»хорошо освоен иглотерапевтами и массажистами. Принято говорить о скоплении энергии и об управлении ее движением при помощи игл или массаж

Типы энергии
Существуют энергии разного типа: помимо эфирной энергии (энергии собственно телесных ощущений) и энергии эмоций, можно говорить также о ментальной энергии (энергии ментальной деятельности), каузаль

Раскол энергии Ци как рождение конфликта
Как уже сказано, распад энергии Ци внутри замкнутой (целостной) системы, например, в системах сознание – бессознательное, мужчина – женщина, родитель – ребенок, лидер – команда

Энергии Инь и Ян. Эмоциональные расколы
Во многих духовных традициях считается, что сильные эмоциональные переживания (как отрицательные, так и положительные) возникают в результате неадекватных мыслей или действий человека. Для описания

Трансформации энергии
Представленная здесь техника выглядит несколько парадоксальной с точки зрения многих психологических концепций. Мы имеем в виду те концепции, которые обосновывают терапевтическую эффективность созн

Демонстрация техники интеграции эмоций
(стенограмма и комментарии) Приведем ниже стенограмму демонстрации техники интеграции эмоциональных расколов. После того как интеграция достигнута, открывается дост

Виртуальные эмоции
(продолжение стенограммы демонстрации)   Введем понятие виртуальные эмоции. Это удобнее сделать в реальном процессе. Мы начнем поэтому с продолжения п

Заключительные замечания.
Вытеснение или интеграция? Между интеграцией энергетического раскола и его подавлением существует принципиальная разница. Хочется остановиться на этом подробнее, т.к

Гипотеза о единой квантовой энергии Ци
  В этой главе обсуждаются некоторые фундаментальные принципы, выражающие целостность бытия и потому общие для тонкого и материального миров. Именно этими принципами обусловлено подоб

Квантовая модель эволюции личности
  Известно, что самым сильным стрессом в жизни человека является процесс рождения. Именно там закладываются основные будущие расколы – в виде двух отдельных стереотипов поведения – ин

Квантовая природа осознания
Продолжая развивать аналогию с квантовой физикой, мы рассмотрим здесь процесс синхронного использования концентрации и деконцентрации. Напомним, что в главе 2 (раздел 5) для него был введен термин

Системная трансформация
  В квантовой теории особенно важен вопрос о взаимодействии квантового объекта с наблюдателем. Наблюдатель является классическим по определению, т.е. он интересуется значением классич

ОСТРЫХ И ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
…Известно, какую роль играет в процессе исцеления вера больного в результат. С другой стороны, множество заболеваний является психосоматическими, т.е. имеют психологические корни. Это означает,

История и некоторые идеи
  Возможность психологической и психотерапевтической помощи при лечении заболеваний, многие из которых имеют психосоматическое происхождение, хорошо исследована. Эту тему развивают мн

Предпосылки выслеживания заболевания
  Ниже мы хотим описать технологию, которая позволяет реализовать описанные в предыдущих главах энергетические соотношения. Она позволяет по заданному распределению эфирной энергии

Энергии в теле
В этом разделе мы введем несколько новых понятий и техник, а также дадим описание некоторых навыков, необходимых для обучения практикам трансформации энергии. Как и прежде, воспользуемся п

Как войти в периферийное внимание
1. Почувствуйте всю переднюю поверхность туловища. Для этого почувствуйте точку в середине груди, затем точку внизу живота, и, расслабляя тело между ними и расфокусируя между ними внимание, почувст

К переживаниям
В процессе проживания стрессовых ситуаций у многих людей вырабатывается особый защитный механизм, позволяющий снизить силу переживания сложных и травмирующих событий. Бессознательно они овладевают

Как усилить ассоциированное восприятие эпизода
Для этого необходимо смотреть на образ эпизода из ощущения «Я». Ниже даны более подробные пояснения. Задайте себе вопрос: где находится ваше «Я»? Обычно люди воспринимают его как оп

Процесс трансформации боли
· Сконцентрируйте центральное внимание на расслаблении мышц в зоне дискомфорта. Затем, продолжая концентрироваться на расслаблении, расфокусируйте внимание и постарайтесь усилить боль. Очень важно

Проверка
Когда болевое ощущение ушло, сделайте проверку: какое ощущение возникло на его месте? Если новое ощущение хоть немного дискомфортно, повторите весь цикл работы уже с новым ощущением. Работа заверше

Демонстрация 1. Острая боль в ухе.
– Каков характер боли? – Сильные колики. – Эмоциональная окраска боли? – Страх. – Вспомни, где был такой же страх.

Демонстрация 2. Боль внизу живота (при беременности).
– Какова эмоциональная окраска боли в животе? – Страх. – Страх чего? – Остаться одной… – Какой внешний повод был для этого страха

Демонстрация 3. Зубная боль.
– Зубная боль – это интересная задача. Расслабь мышцы в области больного зуба, сконцентрируй там внимание и немного усиль боль. Если даешь внимание своей боли, то она начинает усиливаться. Рассл

Техники исцеления хронических заболеваний.
Симптомы заболевания как знаки внешнего мира Если ставится задача не просто купировать приступ боли, а избавиться от болезни – нужно проделать более сложную, многоступе

Цели и задачи данной главы
  Здесь мы хотим обсудить новые возможности доступа к трансперсональным переживаниям с помощью определенных видов оправданного с медицинской точки зрения физического стресса, возникаю

И их эволюция
  Итак, мы вводим понятие изначальных стереотипов личной силы,которые можно рассматривать как зародыши будущих уникальных склонностей и талантов человека. В психологи

Изначальных стереотипов
  По определению, каждый человек от рождения имеет запас энергии, необходимый для реализации своих талантов, и в начале жизни будет проявлять эту энергию в социально неприемлемой форм

Изначальных стереотипов
Любое искажение изначального стереотипа – проявляется ли оно в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании или симптоме болезни, формируется в течение длительного периода и является в этот пери

От искажений
В традиции механизмом освобождения от ранних страхов и зависимостей являются возрастные инициации и ритуалы, а также разные виды телесных практик; в современном обществе такой механизм утрачен.

И технология их освобождения
Обычно (в реальном событийном потоке) стресс развивается по следующему сценарию. Воздействие среды и внешних событий или чрезмерная скорость внешних изменений требуют от человека большой скорости р

Изначальных стереотипов в условиях стресса
как новый способ переобучения   Любая стратегия поведения, естественная для данного человека, определяется уникальной комбинацией его изначальных стереоти

И освобождения изначальных стереотипов
Сильный исцеляющий эффект естественным образом возникает независимо от того, с какими проблемами работает практикующий. Исцеление создается – как «побочный эффект» процесса – однов

В ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЕ
1. Примеры систем. Система лидер – команда   Иньская и янская составляющие – дух и материя – присущи любой системе. В частности, лидер, команда, организац

И энергетический подход к управлению
(на примере системы лидер – команда) 2.1. Лидер – команда и личность лидера как целостные системы В этой главе мы будем расс

Проблемы управления как сбои в двойной связи. Принцип синхронности
В тех случаях, когда двойная связь нарушается или приостанавливается, один тип отношений начинает доминировать (ситуация раскола), и в системе возникают проблемы. Если у лидера доминирует иньский т

Причинно-следственные связи в системе как ошибка восприятия, ведущая к распаду системы
Как уже говорилось, в системе с двойной связью отсутствуют причинно-следственные отношения. Рассмотрим это подробнее. Предположим, что в какой-то момент лидер в своих коммуникациях

Системный подход к управлению. Два уровня изменений в управлении
Любое воздействие на членов команды в процессе управления состоит из двух частей: вербального (словесного) сообщения и невербальной составляющей. Предположим, что вербальное сообщение представляет

Подробнее о проявлении энергии Ци в целостной системе
Рассмотрим подробнее проявление энергии Ци в гармонично функционирующей системе. В состоянии покоя, когда в системе нет активных процессов (например, в тот период жизни организации, когда

Подробнее о природе конфликтов
Напомним, что в случае конфликта, когда происходит распад энергии Ци, круговая связь разрушается (см. рис. 33), распадаясь на два линейных взаимодействия. На этапе, когда возникает

Энергетические процессы в организации
и «управление изнутри» Нас интересуют в основном два типа систем и движение энергии в них: организация (или фирма) как система; человек (в том числ

ЛИДЕРСТВО И УПРАВЛЕНИЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО НАЧАЛА В СИСТЕМЕ. КОНФЛИКТ В ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЕ
1. Роли лидера и управляющего как янская и иньская части личности. Возникновение конфликта в системе лидер – упра

Возникновение конфликта в системе
Любой конфликт связан с распадом энергии Ци на янскую и иньскую составляющую. Такое явление можно наблюдать между людьми во всех контекстах – в личной, профессиональной, семейной жизни, так как про

Идея управления конфликтом. Конфликт как способ развития системы
Рассмотренный выше механизм конфликта можно использовать для накопления силы (т.е. для собственного развития) и, одновременно, для восстановления равновесия в системе. Действительно, распад энергии

Неэффективность решения конфликтов на ментальном уровне
Важно понимать, что в любой ситуации стресса (как в нашем примере) конфликтующие стороны не должны делать попыток договоритьсядо тех пор,пока не трансформированы (c помощью

Стратегия управления конфликтом
В приведенном выше примере любой из партнеров может взять на себя управление конфликтом, что делается с помощью определенных стратегических приемов, которые будут описаны ниже. Одн

Психологические трудности проживания конфликта и управления внутренним состоянием в ситуации конфликта
В жестком конфликте люди неизбежно испытывают состояния отчаяния, безнадежности, отвергнутости, покинутости, униженности, несправедливости, бессилия, обреченности, одиночества, ненужности, тревоги

Распределение энергий Инь и Ян по телесным уровням
Многие проблемы управления бизнесом, событийными потоками, собственными состояниями возникают оттого, что современный человек не осознает в должной степени свое тело и не готовит его к той насыщенн

В КОНТЕКСТЕ ЛИДЕРСТВА И УПРАВЛЕНИЯ
    1. Модель тонких тел. Проблемы бизнеса как следствие раскола энергии Ци разных тонких тел  

Стереотипами. Энергетическая концепция стресса
  Ниже мы будем рассматривать практики, позволяющие деловому человеку восстанавливать свое состояние в любой стрессовой ситуации и преодолевать различные проблемы, возникающие в бизне

В контексте управления бизнесом
Как уже говорилось, целью выслеживания себя в личной истории является выяснение основных стрессовых моментов жизни, в которых формировались неудачные стереотипы; технические приемы выслежива

Выслеживание и трансформация линий напряжения
Особая практика, применяемая в процессе подготовки к трудному событию, – выслеживание в личной истории линий напряжения, делающих его трудным. Данная практика может быть использован

Медитативная разблокировка тела в практиках трансформации
В предыдущих главах уже говорилось, что каждый мышечный спазм (телесный блок) представляет собой накопленную память о множестве стрессовых ситуаций в различных контекстах, начиная с самого раннего

Использование йоги в практиках трансформации
  1. Войти в асану. 2. Оставаясь в асане, выследить все зоны тела, где есть боль или дискомфорт. 3. Расслабить эти зоны, направить концентрацию в эти зоны.

Структура модели
  Предлагаемая здесь энергетическая модель представляет собой применение системного подхода к процессу мышления. Она будет сформулирована в виде определенного набора навыков, которыми

Категория мышления. Мышление как синхронный многоуровневый процесс
Целостный взгляд на человеческое бытие известен из духовных традиций. Для его описания удобно воспользоваться уже упоминавшейся здесь системой тонких тел, которая явно или неявно присутствуе

Тонкие уровни мышления и их проявленность в переживаниях
Как уже говорилось, в процессе мышления участвует каждое из тонких тел. Функционирование различных тонких тел субъективно воспринимается в форме телесных ощущений разного уровня тонкости.

Категории интенсивности и глубины переживания и уровни мышления
Для характеристики разных типов телесных ощущений, а также для описания техник осознания этих ощущений и управления ими удобно ввести два параметра: интенсивностьпереживания и

Скорость процессов на разных тонких планах
Можно ввести еще один параметр – скорость процессов, протекающих на разных тонких планах. Однако он не является независимым параметром. В некотором приближении можно говорить о ско

Уровни интуиции и уровни зрелости
Интуиция может относиться к любому из тонких планов, поэтому правильно было бы рассматривать разные уровни интуиции. Интуиция эмоционального плана опирается на эмоциональные предпочтения, интуиция

Языки разных уровней мышления и языковая неадекватность
Общаясь между собой, люди неосознанно используют многоплановый язык. Из психологических исследований известно, что вербальная часть передаваемого от одного человека к другому сообщения (т.е. то, чт

Отсутствие осознания на уровнях, более высоких, чем ментальный.
Это связано с недостаточной зрелостью мыслящего, которому доступны только уровни ощущений, эмоций и мыслей. К действию он еще не готов, и категория ответственности ему еще недоступна: он опирается

Четвертый тип ошибок связан с чрезмерной выделенностью каузального плана.
В этом случае люди склонны действовать ситуационно; они обладают высоким уровнем тактической активности, легко принимают решения и в конкретном деле способны учесть много мелких тактических деталей

Иньская и янская составляющие процесса мышления
Понятно, что самое совершенное мышление, на которое способен человек, возможно только тогда, когда задействован весь диапазон тонких тел (как это происходит у гениев), т.е. процесс мышления

Деконцентрация и концентрация как иньская и янская части процесса мышления
В нашем подходе актуальны два базовых навыка,необходимых в процессе мышления,– деконцентрация (расфокусировка) и концентрация внимания. Первый из них связан с иньс

Как личностные искажения
8.1. «Интуитивный» и «ментальный» стили мышления При «интуитивном» стиле мышления человек достаточно восприимчив, но у него не хватает концентрации. Аксио

Стили мышления и уровни зрелости
Опираясь на модель тонких тел, легко получить алгоритм развития внутренней зрелости (конечно, сознавая всю его условность и не связывая с биологическим возрастом). В таком алгоритме каждый этап, ил

Стили мышления как особенности субличностей
Как было сказано, часто используется только «интуитивный» или только «ментальный» стиль мышления, либо – оба, но по отдельности (в зависимости от контекста). Это зависит от того, какое из тонких те

Демонстрация
Речь идет о финансировании строительства центра. Есть разные схемы финансирования: брать кредит либо пригласить партнеров. Окончательное решение необходимо принять в течение недели.

Шаги стратегии
Сформулировать задачу максимально конкретно. Создать состояние «первого внимания» и оставаться в нем до конца процесса. Третий и че

Дополнительные шаги
В некоторых случаях на пятом шаге этой стратегии возникают трудности, и тогда для завершения пятого шага требуется выполнить дополнительные шаги. Рассмотрим эти случаи. Иногда на пятом шаг

Комментарий к первому шагу стратегии
Шаг 1. Этот шаг часто оказывается достаточно сложным. В модели целостного мышления успех на 90% зависит от точности формулировки. Часто мы предлагаем участникам тренингов сформулир

Мышления в ситуации стресса
  В качестве примера приведем продолжение стенограммы демонстрации, рассмотренной ранее. Речь идет об управляющем, который жалуется на большое количество разнообразных дел и проблем,

Продолжение работы на следующий день.
– Вчера было выполнена сессия трансформации. Цель сегодняшней сессии – выяснить, удастся ли теперь К. сохранять состояние первого внимания в процессе обдумывания предстоящего разговора с партнер

Принцип накопления личной силы.
Личная сила и останавливающая сила   Важнейшим стратегическим принципом, структурирующим и объединяющим практики данного подхода, является при

Дополнительные модели и техники, применяемые в ЭТРО
  Помимо перечисленного, в данном подходе используется еще ряд принципов, моделей и техник, в том числе модель чакр (телесных уровней), эволюционная модель личности, где этапы внутрен

Программа обучения
Итак, современный человек может практически использовать универсальную структуру внутренней эволюции, сделав ее стержнем повседневной жизни, определяющим ее внутренний смысл, форму и динамику. Как

Дальнейшие перспективы
Человек, систематически практикующий ЭТРО, быстро достигает расцвета своих личностных и деловых возможностей, входит в состояние лидера и обнаруживает, что быть настоящим лидером означает двигаться

Аксиоматика энергетического подхода
Для того, чтобы использовать возможности энергетического подхода в различных контекстах (исцеление, обучение, профессиональная деятельность), необходимо учитывать следующие факты и закономерности с

Справочник описанных техник
Эти техники собраны из разных глав книги. Они образуют целостную структуру круга практик (выслеживание – трансформация – неделание). Ниже приведены техники выслеж

I. Практика выслеживания себя
Аксиоматика: · Каждое неадекватное эмоциональное переживание или негативная мысль сопровождаются ощущением дискомфорта или болез

II. Телесно-ориентированная версия практик трансформации картины мира
Эта группа техник относится к нижним тонким телам – от физического до ментального. Мы расположили их в порядке возрастания (от плотного плана к тонкому). Первая и вторая техники включают работу с м

В практиках трансформации
Шаги техники. · Создайте образ проблемы. Сделайте его ассоциированным (ярким, объемным, движущимся, звучащим); «расширьте» себя таким образом, чтобы образ оказался «внутри» тела. Какую эмо

Трансформация эмоциональных напряжений в йоге
Войти в асану. Оставаясь в асане, выследить все зоны тела, где есть боль или дискомфорт. Расслабить эти зоны, направить концентрацию в эти зоны. «Открыть» тело в э

Процесс трансформации боли
· Сконцентрируйте центральное внимание на расслаблении мышц в зоне дискомфорта. Затем, продолжая концентрироваться на расслаблении, расфокусируйте внимание и постарайтесь усилить боль. Очень важно

Проверка
Когда болевое ощущение ушло, сделайте проверку: какое ощущение возникло на его месте? Если новое ощущение хоть немного дискомфортно, повторите весь цикл работы уже с новым ощущением. Работа заверше

Техника интеграции телесных уровней
· Войдите в «первое» внимание. Подумайте ассоциированно (тело расслаблено, внимание расфокусировано) о какой-либо проблеме. Определите, где в теле она отзывается сильнее всего. Что это за ощущение,

Сформулировать задачу максимально конкретно.
2. Создать состояние «первого внимания» и оставаться в нем до конца процесса. Третий и четвертый шаги направлены на создание двух полярных энергий, которые на пятом шаг

Дополнительные шаги
  В некоторых случаях на пятом шаге этой стратегии возникают трудности, и тогда для завершения пятого шага требуется выполнить дополнительные шаги. Рассмотрим эти случаи. Ино

И обучения
«Альтернативный путь»   Центрпроводит консультационные и обучающие программы для бизнес-команд, предпринимателей, руководителей и всех, кто занимает активную

Практики развития личной силы
(«Бизнес как духовный путь») Долгосрочная программа обучения для высшего и среднего управленческого звена   Программа содержит: · уникальные эффект

Тренинг развития командного взаимодействия
(для высшего управленческого звена)   Тренинг включает три этапа. На первом этапепроводится обучение поведенческим и коммуникативным навыкам

Программа обучения для медиков, психологов,
психотерапевтов… и для всех, кто хочет научиться быть здоровым   Программа основана на целостном (системном) подходе к личности.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги