Красный цвет лица. Крепость тела. Склонность к полноте. Предрасположенность к гнойникам, воспалениям, припухлостям, гиперемия. Внутренняя дрожь.

Худоба, синюшное черноватое лицо. Одутловатость. Блед­ность.

Дряблое тело. Физическая слабость, врлость. Леность. Утом­ляемость, несопротивляемость. Склонность к обморокам.

* * *

Поскольку любое заболевание проистекает (с точки зрения традиционного китайского лекаря) лишь из-за увеличения либо уменьшения Инь или Ян, то, прибавляя или отнимая, где это на­до, Ян и Инь, можно вылечить любой недуг. Врачи, следующие макробиотике, именно это и делают, широко используя в качест­ве источников Инь и Ян обычные продукты питания. Ведь, как и все на свете, пища тоже бывает Инь и Ян.

"Иньская" пища охлаждает, делает тело мягким и вялым. При избытке она порождает усталость, сонливость, бледность, потерю аппетита. Г. Айхора, один из специалистов по макробиотике, советует не употреблять более двух "иньских" продуктов за один раз, так как организму будет тяжело с ними справиться. При дли­тельном избытке пищи Инь наступает подавленность, появляется напряженность, лихорадочность, раздражительность.

Летом, в жару, рекомендуется кушать больше "иньской", ох­лаждающей пищи. Зимой же предпочтение следует отдавать со­гревающей "янской".

Дж. Осава в своем "Макробиотическом дзене" предлагает та­кую классификацию продуктов:

Очень наглядную классификацию продуктов на Инь и Ян пред­лагает Г. Айхора в книге "Популярная макробиотика". Правда, у Айхоры имеются некоторые расхождения с Осавой. Это естест­венно, ведь люди иногда сильно отличается по своему воспри­ятию. К тому же свойства продуктов поменялись в новой юге. В целом классификация Айхоры, на наш взгляд, белее достоверна.