Курс лекций

Витебск

Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова»

2006


УДК 7(075.8)

ББК 85.100.62я73

П61

 

 

Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»

 

Составитель: старший преподаватель кафедры изобразительного искусства УО «ВГУ им. П.М. Машерова» И.И. Колодовский

 

 

Рецензент: профессор кафедры изобразительного искусства УО «ВГУ им. П.М. Машерова» кандидат педагогических наук В.Е. Нестеренко

 

 

  П61 Пластическая анатомия: Курс лекций / Сост. И.И. Колодовский. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2006. – 101 с.
   
  ISBN 985-425-570-0
   
Курс лекций «Пластическая анатомия» предназначен для студентов II курса ХГФ дневной и заочной форм обучения. Изложение материала построено на последовательности изучения закономерностей строения черепа, учения о мышцах, покрывающих его и частей лица, далее следует изучение строения скелета (костной системы), мышц, основных сведений о пропорциях и осях построения. Учебное издание содержит 57 иллюстраций и обширный список рекомендуемой литературы.

 

УДК 7(075.8)

ББК 85.100.62я73

 

ISBN 985-425-570-0 © УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005

с о д е р ж а н и е

 

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….
   
ЛЕКЦИЯ 1. Введение в пластическую анатомию. Анатомическая терминология. Общее понятие о скелете ………
   
ЛЕКЦИЯ 2. Скелет головы. Череп, его разделение на мозговой череп и лицевой. Швы крыши черепа. Лицевой угол ………………………………………………………..
   
ЛЕКЦИЯ 3. Мышцы головы. Мышцы жевательные и мимические. Пластическая анатомия органов чувств: уха, глаза, носа. Особенности строения лба, щек, рта, подбородка. Борозды и складки головы ……………..
   
ЛЕКЦИЯ 4. Общие сведения о строении костей (остеология). Строение суставов и их классификация. Пластическая анатомия скелета туловища …………………….
   
ЛЕКЦИЯ 5. Пластическая анатомия скелета свободной верхней конечности. Скелет свободной нижней конечности ..
   
ЛЕКЦИЯ 6. Общее учение о мышцах (миология). Пластическая анатомия мышц шеи и туловища …………………….
   
ЛЕКЦИЯ 7. Положение и функция мышц верхней конечности. Мышцы ягодичной области. Мышцы нижней конечности ………………………………………………….
   
ЛЕКЦИЯ 8. Положение и движение тела. Центр тяжести. Общее учение о пропорциях. Оси фигуры человека ……….

 


В В Е Д Е Н И Е

 

 

Общеизвестно, что существенное положение в процессе профессиональной подготовки художника-педагога занимает изучение пластической анатомии человека. Это место определяется тем значением, которое имеет знание анатомии для студента и помогающее ему правдиво изображать фигуру человека, находить характерные черты позирующей модели, достигать необходимого портретного сходства.

Курс лекций «Пластическая анатомия» рассчитан на студентов
II курса художественно графического факультета. В связи с сокращением лекционных и практических занятий курса пластической анатомии (всего один семестр и 16 лекционных часов), автор решил представить реферативное настоящее пособие студентам, обучающимся рисунку, живописи, скульптуре, графике и декоративно-прикладному искусству на факультете, так как определенный, нужный фактический материал по предмету, направляет внимание на то, как научиться понимать и анализировать, как в данной модели отделить характерные для нее черты строения от второстепенных деталей, как «читать» рельеф поверхности тела и его изменения, «игру» мышц в момент движения.

Корректируя главы и несколько сдвигая их в последовательности (а это связано с натурными постановками по рисунку и живописи) после вводной лекции следует изучение закономерностей строения головы – черепа, учение о мышцах, покрывающих его и частей лица. И только после этого излагается материал о закономерностях строения скелета, мышц, основных сведений о пропорциях и осях построения, сознательно отказываясь от изложения раздела истории пластической анатомии.

В учебном издании максимально сокращены латинские анатомические термины, а их русские эквиваленты – опорные анатомические точки построения в тексте – выделены темным курсивом.

Курс лекций содержит большое количество иллюстраций (57), которые заимствованы из ряда современных отечественных и зарубежных источников (Школа изобразительного искусства III–IV т.т.; С.В. Тихонов – рисунок; Х. Фениш – карманный атлас анатомии человека; М. Дюваль – анатомия для художников), может быть использован для самостоятельного изучения курса пластической анатомии студентами заочной и дневной форм обучения.


ЛЕКЦИЯ 1

 

ВВЕДЕНИЕ В ПЛАСТИЧЕСКУЮ АНАТОМИЮ.
АНАТОМИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ.
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СКЕЛЕТЕ