Положения и движения тела.

Из всего разнообразия движений и положений выделяются положения и движения – симметричные и асимметричные. Первые характеризуются тем, что обе половины тела, как правая, так и левая, находятся в одинаковом положении или выполняют одинаковые движения, т.е. отдельные части тела той и другой стороны располагаются или движутся по типу зеркального изображения. Вторые же отличаются неодинаковостью положения отдельных звеньев правой и левой половин тела.

Во время того или иного движения человека меняется взаимное положение костей его скелета, напрягаются соответственные группы двигательных мышц, что вызывает изменения во внешней пластической форме всей фигуры.

В анатомии в качестве исходного положения тела при его изучении принято симметричное положение с ладонями, обращенными вперед. Однако в искусстве, равно как и в жизни, чаще приходится встречаться с асимметричными положениями и движениями. Древние египтянеизображали человека с опорой на две ноги, из которых одна была выставлена несколько вперед, но обе ноги полностью опирались на свои подошвы. Мастера Древнего Мира ввели при изображениях человеческого тела так называемый «античный перекос», характеризующийся тем, что фигура стоит в основном на одной ноге, другая же нога полусогнута в коленном суставе и лишь слегка касается опорной поверхности. При этом поперечная ось таза не горизонтальна, а наклонена в сторону полусогнутой ноги, плечевой же пояс имеет перекос в противоположную сторону. Великие художники эпохи Возрождения ввели при изображениях человеческого тела простой и сложный винтообразный поворот, «простой винт» и «сложный винт». Первый из них характеризуется тем, что поперечные оси плечевого пояса и таза при рассмотрении их сверху находятся под углом друг к другу, т.е. туловище имеет несколько скрученное в одну сторону положение. Второй же заключается в том, что помимо скручивания туловища, имеется поворот головы в противоположную сторону.