рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Часть У. Реформация и контрреформация

Часть У. Реформация и контрреформация - раздел Геология, Глава IY. Становление и развитие Московской Руси ХIY-ХYП вв. 139 Глава Y. Российская империя в ХYШ в Тем Не Менее Феодальные Порядки Пустили Глубокие Корни В Средневековой Европе...

Тем не менее феодальные порядки пустили глубокие корни в средневековой Европе. Процессы, связанные с развитием буржуазных отношений, особенно с ломкой социально-классовой структуры, наталкивались на сопротивление консервативных кругов, хотя эти процессы, как было показано выше, объективно и весьма активно подтачивали феодализм. Нарождение новых перспективных классов, умирание старых социальных слоев сочетались в Европе в средние века причудливо и небезболезненно.

Духовенство, державшее в феодальную эпоху в своих руках монополию на все виды умственной деятельности, стало терять свою роль в связи с усложнением материальной и духовной жизни.

Кроме того, развитие единых национальных монархий, усиление централизованной власти королей, поддерживавших свое господство средствами собственного аппарата, делали идеологическую функцию церкви менее нужной. Церковь как гарантия устойчивости социального порядка начинает рассматриваться как дорогостоящее учреждение.

Развитие городов как центров рыночных отношений, рост буржуазии в пределах больших национально-территориальных монархий повлекло за собой критику идеологического выражения феодального порядка —католической церкви. Одновременно с этим усиливается ересь, т.е. критика церкви со стороны низших масс народа.

Средневековое духовенство имело свою резко выраженную иерархию. Верх его был феодальным, латифундистским. Положение низшего духовенства в лице сельских и городских священников мало чем отличалось от положения отчужденных от власти масс. Потеря прежней роли в обществе подтолкнула духовенские верхи к агрессивным социальным мерам —притеснению крестьянства, городских низов, бюргерства, а также низшего духовенства —всех тех слоев общества, которые уже складывались в средний класс и заключали в себе потенции прогрессивного развития экономического и политического характера.

Из средних классов того времени в критическом положении оказалось рыцарство (низшее дворянство). Поскольку служба у местных князей являлась для них основным источником существования, они, видя стремительное развитие техники военного дела, прекрасно понимали,что превращаются в декоративный социальный элемент, становятся на деле ненужными. Рыцарство было нужно в раннюю средневековую эпоху, особенно богатую войнами между королевствами и крестовыми походами. Позиция рыцарства стала общей: ослабление власти местных князей и высшего духовенства. Небезынтересная сравнительно-историческая справка: в известном смысле, конечно, европейское рыцарство было близко сипахам в

— 109 —

Османской империи и самураям в Японии (от последних они отличались больше).

Развитие новых отношений, изменение менталитета средневекового человека, конфликт между светской и духовной властями создают предпосылку для основных течений реформации: 1) реформа церкви со стороны господствующего класса, связаннная с так называемым соборным движением Европы в ХУ в.; 2) реформа церкви, требуемая буржуазией, или, иначе,евангелическое направление реформации, и 3) еретически-сектанское направление реформации, идущее со стороны трудовых низов. Остановимся вкратце на трех этих течениях.

Первое. Реформа, шедшая со стороны господствующего класса.Ее суть:

как идеологический инструмент церковь нужна, но она накопила слишком много богатств, которыми надо бы поделиться с централизованным государством. Нюансы: глава церкви не папа, а собор. Это течение реформации вошло в историю как “соборное”движение ХУ в.

Второе. Требования, шедшие со стороны буржуазии, были иными.

Практически дело шло уже не о реформе церкви, не об ее исцелении, а о создании новой церкви. Суть: уничтожение церкви как феодального института, ликвидация церковной иерархии и церковного имущества. На место церкви феодальной должна прийти церковь буржуазии. Это направление реформации получило название евангелического, так как в основе лежал принцип: евангелие или священное писание есть единственный источник религиозной истины. Евангелие —это буквально с греческого —благая весть. Евангелие —это раннехристианские книги, рассказывающие об Иисусе Христе. Церковью признаны каноническими и включены в Новый завет четыре евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Канонические евангелия —один из главных источников христианского вероучения и культа.

Это направление реформации нашло выражение в учениях трех крупнейших реформаторов ХУ1 в. —Лютера, Цвингли и Кальвина (О них и их деятельности накоплена обширная литература: Бузескул В.П. Всеобщая история и ее представители в России в Х1Х и начале ХХ века. Ч.2. Л., 1931; Виппер Р.Ю. Церковь и государство в Женеве ХУ1 века в эпоху кальвинизма. М., 1894; Виппер Р.Ю. Жан Кальвин и протестанская республика в Женеве //Исторический журнал. Кн.2. 1940; Лозинский С.Г.

История папства. Т.1. М., 1934; Смирин М.М. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война. 2‑е изд. М., 1955; Чистозвонов А.Н. Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине ХУ1 в. М., 1964; Капелюш Ф.Д. Религия раннего капитализма. М., 1931. Особенно адресуем читателя к работе М.Вебера “Проте-

— 110 —

станская этика и дух капитализма”//Вебер М. Избранные произведения /Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. С.60—).

Третье. Протест против католической церкви со стороны масс города и деревни. Суть: упразднение всякой церкви; превращение социальнорелигиозного протеста в организации мелких сектантских общин. Реформационное движение в плебейско-крестьянских массах вылилось в сектантское движение (Адресуем вновь читателя к работе М.Вебера “Протестанские секты и дух капитализма”. Там же. С.273—). Многие из сектантских общин носили характер примитивно-коммунистических организаций, исповедовали уравнительный коммунизм, характерный вообще для всех плебейских движений ХУ1‑ХУП вв. Некоторые авторы считают более точным называть это движение еретически-сектантским.

В учении Мартина Лютера евангелическое направление реформационного движения получило свою законченную форму, поскольку речь шла о разрушении католической церкви. Есть мнение, что именно М.Лютер стоит у истоков Реформации. М.Лютер (1483—) выступил как глава бюргерской

Реформации в Германии, стал основателем немецкого протестантизма (Подробнее о лютеранстве см.: Смирин М.М. Лютер и общественное движение в Германии в эпоху Реформации (к 450‑летию немецкой реформации) //Вопросы научного атеизма. Вып.5. М., 1968).

М.Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций. Вопреки учению католической церкви он старался показать, что человек и его светская жизнь не должны рассматриваться как греховные, лишенные всякого положительного морально-религиозного содержания. По мнению М.Лютера, церковь и духовенство вовсе не являются посредниками между человеком и Богом. Претензии папской церкви на то, что она может давать людям “отпущение грехов”и “спасение души”в силу своей якобы посреднической роли, М.Лютер объявил ложными. Основное положение, выдвинутое

М.Лютером, заключалось в том, что человек достигает “спасения”(или “оправдания”) не через церковь и ее обряды, а при помощи “веры”, даруемой ему непосредственно Богом. Конечно, М.Лютер выражал общее стремление бюргерства избавиться от политического и идеологического засилия папской церкви, придать значение и силу религиозного авторитета учреждениям мирским и светскому государству. С утверждением,что “вера”является единственным средством спасения души, Лютер связывал другое положение о восстановлении авторитета “священного писания”вместо католического авторитета “священного предания”, т.е. авторитетов папских декретов, посланий и т.д.

П.А.Кропоткин первенство религиозного движения времен Реформации отдает лоллардам в Англии (Х1У в.) и гуситам в Богемии (конец Х1У в.).

— 111 —

“Задолго до того, — пишет он, —как Лютер прибил свои “Тезисы”реформы на дверь церкви в Виттенберге, возмущение накоплялось в умах городских ремесленников и крестьян, которые уже сжигали комментарии к Библии”

Кропоткин П.А. Указ.соч. С.538).

В советской историографии существует мысль, что идеи М.Лютера о независимости светского государства от феодальной католической церкви соответствовали интересам зарождающегося капитализма. Следовательно, М.Лютер выполнял социальный заказ (См., в частности, БСЭ. Т.15. М.,

1974. С.358; Чанышев А.Н. Протестантизм. М., 1969 и др.).

Считают также, что “бюргерский реформатор фактически лишь давал феодальному строю новое религиозное обоснование”(Всемирная история. Т.1У. М., 1958. С.168).

Точка зрения М.Вебера более выдержана в научном отношении, на наш

взгляд. “Мы решительно должны, —пишет он, —конечно, отмежеваться от той точки зрения, сторонники которой выводят реформацию из экономических сдвигов как их “историческую необходимость”... мы не в коей степени не склонны защищать столь нелепый доктринерский тезис будто “капиталистический”дух мог возникнуть только в результате влияния определенных сторон Реформации, будто капитализм как хозяйственная система является продуктом Реформации. Уже одно то, что ряд важных форм капиталистического предпринимательства, как известно, значительно старше Реформации, показывает полную несостоятельность подобной точки зрения”

(Вебер М. Избр.пр. /Пер. с нем. М., 1990. С.106).

Яркий след в Реформации оставил Ж.Кальвин (1509—). Под влиянием лютеранского протестантизма он отрекается от католической церкви, становится основоположником нового направления Реформации —кальвинизма. Что касается Ж.Кальвина, он, бесспорно, отражал интересы буржуазии эпохи первоначального накопления капитала. Более того, в Женеве под влиянием идей Ж.Кальвина женевский магистрат принял новую форму церковной организации. Будучи в составе правительства, Ж.Кальвин провел ряд реформ буржуазного характера. По его мнению (учение “о предопределении”), в мире торговли, конкуренции, удача или банкротство зависят не от знаний и искусства отдельного лица, а от Божьей воли. А потому его главная реформаторская деятельность —это невмешательство в обожествленные закономерности буржуазных отношений. Как религиозная идеология эпохи первоначального накопления капитала —эта идеология имела широкое распространение. Вышедшее из Женевы учение Ж.Кальвина распространилось в Англии, Шотландии, Нидерландах, Франции. Кальвинизм сыграл организующую роль в двух ранних буржуазных революциях —Нидерландской (ХУ1 в.) и особенно —в Английской (ХУП в.).

— 112 —

Самым ярким выразителем народного понимания реформации выступил деятель крестьянско-плебейских масс эпохи Реформации —Томас Мюнцер (1490—). Религиозно-философское учение Т.Мюнцера было направлено против всех догматов не только католицизма, но и христианства вообще.

Его учение представляло собой разновидность пантеизма (учение, отождествляющее бога с природой и рассматривающее природу как воплощение божества), он явно приближался к атеизму. Ф.Энгельс характеризовал политическую программу Т.Мюнцера как близкую к коммунизму. Совершенно утопическая программа Т.Мюнцера состояла в установлении такого общественного строя, где не будет ни классовых различий, ни частной собственности, ни чуждой членам общества государственной власти.Добиваться этого следовало революционной борьбой, переходом всех материальных благ в руки трудящихся путем уравнительного раздела земли и других богатств между всеми труженниками.

Во время Великой Крестьянской войны (1524—1525) сначала в Мюльгаузене (Тюринго-Саксонский район), потом в вестфальском городе Мюнстере (первым восстанием руководил Т.Мюнцер, вторым —Иоанн Лейденский) десятки тысяч протестантов (данные П.А.Кропоткина. Указ.соч. С.538) были задавлены массовыми избиениями со стороны хорошо организованного Швабского союза князей, дворян, рыцарей и богатых горожан. Считают, что до 100 тыс. (мнение некоторых историков) были перебиты или сожжены (См.:

Указ.соч. С.538). Т.Мюнцер был пленен и обезглавлен. Казнен был и

Иоанн Лейденский.

Что важно понять в данном случае? Радикализм лидеров вовсе не означал такого же радикализма тех масс, которые шли за ними. Например, требования восставших германских крестьян были значительно умереннее политической программы Т.Мюнцера. Ближе к истине, думается, другое —новое понимание христианства, в котором протест против власти церкви слился со стремлением освободиться от крепостничества. Подобная народная реформация была практически везде. Начавшись с движения альбийцев (от названия г.Альби, Южная Франция) еще в ХП-ХШ вв., в конце Х1У в. были крестьянские восстания Джона Бола, Уота Тайлера, лоллардов. В Богемии развилось учение реформатора Яна Гуса (сожжен в 1415 г.). Его многочисленные последователи —гуситы (сторонники Реформации в Чехии) также восстали против помещиков. Значительно позднее, но, тем не менее, народная реформация перекинулась и в Англию —там она носила более мирные формы. Имела место в России и даже в Гренландии, —везде принимая более или менее коммунистические формы.

Под Контрреформацией понимают католическую реакцию, церковно-политическое движение в Европе середины ХУ1‑ХУП вв. Во главе шло папст-

— 113 —

во. Цель: восстановление утраченных католицизмом позиций в 1‑й половине ХУ1 в. Это была феодальная реакция, религиозное “контрнаступление”феодальных сил. Главными орудиями были инквизиция, монашеские ордена, римская курия. Инквизиция стала подчиняться непосредственно папе.Контрреформация развернула борьбу с передовыми идеями реформации. Особенно упорно преследовались народные направления Реформации.

Самое активное участие в Контрреформации принял созданный в 15341540 гг. орден иезуитов. Несколько слов об этом “ордене”.

Основателем ордена иезуитов (“Общества Иисуса”) был испанский дворянин Игнатий Лойола (1491—1556). Это был католический фанатик, решивший посвятить себя борьбе с еретиками. И.Лойола был первым генералом ордена и создателем его устава. Формально высшим органом власти у иезуитов являлся совет из высших сановников ордена, но фактически вся власть была сосредоточена в руках генерала. Иезуиты разделили весь мир на особые районы —провинции, которые, как правило, включали не одну, а несколько стран. Главными направлениями реакционной деятельности иезуитов были: воспитание в духе догматов католической церкви подрастающего поколения, проникновение во все слои общества (преимущественно в правящие его сферы с целью подчинения их воле и целям ордена), распространение католицизма. Иезуиты проникали и в слои обездоленных и угнетенных народных масс, выслеживали и выдавали инквизиции еретиков.

Основной ареной борьбы между Реформацией и Контрреформацией были Германия и Нидерланды.

В числе церковных деятелей, наиболее рьяно проводивших Контрреволюцию были римские папы Павел Ш, Павел 1У и др.

Протестантизм нанес большой урон католической церкви. Целые страны были потеряны для нее. Швейцария, Англия, Нидерланды, Шотландия и др. становились протестанскими, т.е. упраздняли католическое богослужение, прогоняли священников, монахов. Но католическая церковь была еще сильна. На стороне католицизма стояли мощные господствующие элиты

Франции и Испании. Короли, дворянские круги отсталых феодальных государств смотрели на католицизм как на средство управления невежественным и забитым крестьянством, налоги с которого составляли основную часть доходов государственной казны. Кроме того, не следует забывать, что высшие доходные места в церкви занимались обычно дворянами. Поэтому в ряде стран королевская (государственная) власть находилась в союзе с католической церквью. А во второй половине ХУ1 в. иезуиты проникли практически во все протестанские страны. Более того, добились, что некоторые из государей снова возвратились к прежней вере. Иезуиты не гнушались ничем, например, если государь стоял на стороне католи-

— 114 —

ков, они использовали его власть для борьбы с еретиками. Если же государь стоял на позициях протестантизма, убийство такого государя считалось подвигом.

Итак, несмотря на то, что феодализму в Европе в ХУ1 в. был нанесен мощный удар, силы феодального строя себя еще не изжили. Вместе с тем, становилось все более ясным, что папские притязания угрожали полным порабощением государственной власти. А это шло вразрез с объективным ходом западноевропейской истории. Л.А.Тихомиров пишет в этой связи:

“Если бы допустить верховную государственную власть папы, то логически развиваясь —эта идея привела бы даже к полному уничтожению королевской власти, с заменой ее непосредственными папскими чиновниками. Воспрепятствовать этой эволюции могла только энергичная борьба государства против пап. Эта борьба и наполняет собою историю западноевропейской государственности, пока наконец не привела в половине Европейских государств к перевороту отношений между церквью и государством в совершенно обратном смысле: к захвату государством церковной власти”(Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. Спб., 1992. С.203).

Конкретно же в этот период ситуация развивалась так. Подавление Крестьянской войны привело к усилению княжеской власти. Те князья, которые провели в своих княжествах лютеранскую реформу, приступили к секуляризации церковных земель (секуляризация —обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую). Император Карл У увидел в усилении княжеского сепаратизма опасность для габсбургской великодержавной политики, что послужило причиной его стремления подавить лютеранство. В 40‑х гг. ХУ1 в. Карл У предпринял военный поход против лютеранских князей, объединившихся в особый союз для организации отпора императору. Карл У одержал победу над протестантскими князьями, но она не была окончательной. Часть католических князей присоединилась к враждебному императору лагерю. И вместе с протестантами и французским королем Генрихом П повела войну против Карла У, закончившуюся победой над ним. Победившие протестанские и католические князья заключили мир между собой и императором в 1555 г. Этот мир вошел в историю под названием Аугсбургский религиозный мир. Согласно условию этого мира был провозглашен принцип, выраженный в формуле: “Чья страна, того и вера”(Подробно см.: Всемирная история. Т.1У. М., 1958.

С.184—).

В борьбе Реформации и Контрреформации важной вехой был Триденский собор. Этот собор, названный Триденским по месту, в котором он собирался (г.Тридент в Южном Тироле), заседал с перерывами с 1545 по 1563 гг. При помощи иезуитов папе удалось отстоять принцип, в силу которого

— 115 —

папа в делах вероучения является непогрешимым, а папская власть объявлялась не только выше власти всех епископов, но даже и выше власти светских государей. Подобного рода неумеренные требования в период, когда светская власть давно уже решила спор с папами в свою пользу, в такой степени встревожили самих католических государей, что многие из них отказались признать постановления собора.

Естественно, что католическими остались по преимуществу страны с многочисленным крестьянским населением, где господствующий класс жил феодальной рентой, получаемой с крестьянства. Католическая религия была наилучшим средством, чтобы крестьянство безропотно несло повинности в пользу дворянства. И, напротив, различные течения реформации укрепились главным образом в тех странах, где сам господствующий класс в той или иной степни оказался причастным к развивающейся рыночной экономике.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Глава IY. Становление и развитие Московской Руси ХIY-ХYП вв. 139 Глава Y. Российская империя в ХYШ в

Введение... Глава I Цивилизации древности... Глава П Генезис западной цивилизации в эпоху Средневековья...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Часть У. Реформация и контрреформация

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Строительная академия, 1997
ВВЕДЕНИЕ Прочитав введение, вы поймете: —что такое история и историческое сознание; — есть ли у истории смысл; — каковы взгляды мыслителей “русской истор

Типы цивилизаций в древности
Новые исторические исследования во многом изменили наши представления о ранних этапах истории человечества. Археологические и лингвистические изыскания, современная методика научного поиска значите

Расселение и численность древнейшего человечества
Современные представления в области антропогенеза можно сформулировать несколькими тезисами: 1. Несмотря на острые дискуссии и разнообразие точек зрения, древность наиболее ранних предков

Древнее Двуречье
Первые камни в фундамент мировой урбанистической цивилизации были заложены на Древнем Ближнем Востоке, в долине нескольких великих плодородных рек. Примерно в УШ-У1 тысячелетиях до Р.Х. земледельцы

Древнегреческая цивилизация
Около 2500 г. до Р.Х. на многих островах Эгейского моря и материке создаются многочисленные центры по производству металлических и керамических изделий, стал применяться гончарный круг. Мореплавани

Древнеримская цивилизация
Вопрос о том, можно ли говорить о существовании самостоятельной римской цивилизации, неоднократно обсуждался в исторической науке. Такие известные ученые, как О.Шпенглер и А.Тойнби, выделяя античну

Кризис и падение республики
Новая эпоха в истории Рима началась с Пунических войн, когда Рим вышел за пределы Италии. Этот процесс выражал объективную тенденцию к политическому и экономическому объединению рабовладельческих г

Падение сенатской республики
Очередной конфликт разгорелся в 70 г., когда оптимат Помпей и сулланец Красс добились консульства. Заинтересованные в поддержке плебса, они отменили законы Суллы, восстановили власть народных трибу

Римская империя
В 27 г. до Р.Х. Октавиан объявил, что слагает с себя чрезвычайные полномочия и возвращает власть народу и сенату. Он подчеркивал, что является лишь принцепсом, первым среди сенаторов (отсюда вся си

Часть 1. Вопросы периодизации
В мировой медиевистике (раздел исторической науки, изучающий историю средних веков) существуют различные точки зрения относительно начала и окончания периода средневековья. Рассмотрим некоторые из

Часть П. Становление западноевропейского феодализма
Марксистская периодизация средневековья средние века отождествляет с периодом феодализма (См.: История средних веков: Курс лекций,про- — 73 — читанных в Высшей Партийной Школе при

Часть Ш. Формирование территориальных национальных государств
Как видим, развитие феодальных отношений в Западной Европе шло в ногу с накоплением элементов новой западноевропейской государственности. Не будем изменять Ф.Энгельсу в его внутренней периодизации

Часть 1У. Великие географические открытия
Великим географическим открытиям предшествовали поиски морского пути из Европы в страны Южной и Восточной Азии. Во второй половине ХУ в. эти поиски становятся особенно упорными. К середине Х1У в. п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги