О святых иконах

(Автор параграфа: Святитель Иоанн Шанхайский)

Храмы украшаются иконами. Иконы – не простое изображение какого-либо лица или события. Икона есть символ невидимого. Если видим нам внешний облик Христа, Его угодников, то икона должна изображать и внутренний их облик – их святость. Даже светские изображения часто олицетворяют нам ту или иную идею, как например памятники. Если так в искусстве светском, тем более должно быть то же в духовном, где изображается высшее, небесное, духовное. Икона не есть портрет; портрет изображает только земной облик человека, икона же изображает и внутреннее его состояние.

Икона должна изображать не только внешнее, но и внутреннюю жизнь, святость и близость к небу. Главным образом это изображается в лике иконы и во взгляде, а в соответствии тому должна писаться и остальная часть иконы. На изображение состояния духа, скрытого под плотию, и направлялось все внимание наших православных иконописцев. Чем лучше это удавалось, тем лучше являлась икона.

Нельзя написать икону, только изобразив внешний облик тела, но на ней должны отображаться невидимые подвиги и сиять небесная слава. Это в совершенстве может сделать тот, кто сам живет духовной жизнью, и кому понятны и близки жития святых. Посему наши древние иконописцы всегда так делали и подготовлялись к тому молитвой и постом. Многим так написанным иконам давалась чудотворная сила.

После Петра Великого в Россию было принесено с Запада новое, чуждое православному духу влияние, которому подпала значительная часть образованного русского класса, внося в творения их многие не полезные, нехорошие новшества. Частично это отразилось и в иконописи. Вместо подражания древним русским иконописцам стало господствовать подражание чуждым православию художникам Запада. Новые изображения хотя и были очень красивыми, но не соответствовали духу иконописи. Чуждый дух стал внедряться в России и постепенно расшатал ее.

К нам сейчас обращены слова пророка: «Не отдавай другому славы твоей, и полезного для тебя чужому народу». Как в жизни, так и в церковных обычаях должны мы вернуться к тем твердым и чистым основам, на которых строилась и держалась Россия. Отображением их является и наша иконопись. Неверно думают те, кто утверждают, что православные иконы должны писаться обязательно темными красками и с неестественным положением тела. Древние иконы писались яркими светлыми красками и со временем стали темными, от времени и насевшей с веками пыли. Но вместе с тем надо помнить, что действительно многие святые славились не земной, а небесной красотой. Да помогут они нам своими молитвами.