Русские иконы

 

Что такое настоящая двойственность и как она отображается в мире, можно научился именно у русских икон. Они – настоящее учебное пособие по целостному двойственному видению мира.

Какие иконы отражают состояние мужчины, а какие – женщины? – Самые распространённые – Иисуса Христа и Божьей Матери.

 

  а) Спас в силах.   б) Неопалимая купина

 

Рис. 14. «Спас в силах» и «Неопалимая купина»

 

По своему стилю это явно парные иконы.

Трактовки официальной иконографии:

а) Спас в силах, то есть Христос на престоле в окружении небесных сил. “Силы” показаны как символические знаки в виде трех ромбов, вписанных один в другой, указывающие на полноту Его Божественной власти над всем миром — вещественным и духовным.

Позднее эта иконография станет для русских иконостасов самой распространенной, вытеснив более простое изображение Спаса на престоле. Икона Спаса – настоящий богословский трактат в красках. Иконография иконы опирается в основном на Откровение Иоанна Богослова; образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Икона насыщена сложной символикой. В центре – Христос, восседающий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. Красный цвет символизирует огненную природу божества. Одежды золотого цвета – символизируют сияние славы, белые - чистоту и непорочность Спасителя. Квадрат – это символ земли. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал – мир духовный. В синем овале изображены ангелы – силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала – красный ромб (символ мира невидимого).

Иконы “Спас на престоле” и “Спас в силах” обычно помещаются над Царскими Вратами, в центре деисусного ряда.

 

б) Неопалимая купина́ — в Пятикнижии: горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай.

Божия Матерь нередко сравнивается с неопалимою купиною (несгорающим терновым кустом), которую видел Моисей на горе Хорив (Исход, глава 3, стих 2). Сходство между неопалимою купиною и Матерью Божьей заключается в том, что как ветхозаветная купина оставалась невредимой во время охватившего её огня, так и Пресвятая Дева Мария, родившая Иисуса Христа, до Рождества и после пребывала Девою.

Икона Богоматери «Неопалимая Купина» изображается в виде восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четырёхугольников с вогнутыми концами. Один из них – красного цвета, напоминающий собою огонь, объявший виденную Моисеем купину; другой – зелёного цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, объятая огненным пламенем. В середине восьмиугольной звезды, как бы в купине, изображена Пречистая Дева с Предвечным Младенцем.

В лучах первого четырёхугольника, синего цвета, изображены Ангелы — властители стихий, в лучах огненно-красной четырёхугольника — символы святых евангелистов: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк), упомянутые в Апокалипсисе. Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — Ангелы — духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы. По углам иконы — видения пророков.

Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в своей премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ — образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении.

 

Но, что же действительно изображено на этих иконах? – Именно то что мы и видим: Мужчина и Женщина! Древние всегда располагали всю информацию на виду, перед самым лицом. Разнообразные детали иконы служили, во многом, для расфокусировки зрения, торможения сознания, остановки его контроля, чтобы образ беспрепятственно проникал в подсознание человека минуя барьеры критического ума.

Человек, как целое, разделил себя на два, чтобы быть и творить. Когда целое разделилось на два, образовались противоположности, полюса. Полюса рождают разность потенциалов, напряжение и, следовательно, ток силы между ними. Поэтому человек и существует. Эти два полюса – мужское и женское начала. И изначально они являются продолжением друг друга, существуют вместе и друг для друга. Начала перетекают друг в друга, так мир существует и развивается.

Что получится, если неправильно определить своё местоположение в пространстве? Человек будет направлять свои силы не в ту сторону, пойдёт не туда, будет кружить и, в конце концов, совсем запутается. Именно это и происходит с людьми в наше время. Проблемы взаимоотношений между мужчиной и женщиной возникают от того, что они не понимают кто они такие и не видят где находятся.

Оба они – в центре и оба божественны. Наш мир изначально божественный. Божественность – это целостная двойственность, когда противоположности действуют как одно целое.

В Библии есть история о первородном грехе. В результате этой истории: мужчина и женщина устами Бога были прокляты, что поселило в них огромный страх наказания за волю действовать и программу проживать свою жизнь в страданиях; в мужчине и в женщине поселилось огромное чувство вины по поводу своих сексуальных инстинктов, мужчина и женщина были разведены и был отвергнут основной инстинкт, который только и даёт жизнь на земле.

Так действует принцип: "Разделяй и властвуй!". Когда мужчину и женщину разделили и поссорили между собой, они стали слабые и управляемые. И власти, церковные, государственные и финансовые, этим пользуются уже множество столетий.

Но движение во вселенной возможно только между противоположностями – от ян к инь, от инь к ян – от мужчины к женщине, от женщины к мужчине. Иначе говоря, путь мужчины к себе лежит через женщину, а путь женщины к себе лежит через мужчину. Если мужчина отвергает женщину, – ему больше не отчего отсчитывать себя и свой пол. Это и означает потерять себя. То же происходит и с женщиной. Мужчина и женщина отделились, отрицают и борются друг с другом на подсознательном уровне. Отсюда сами собой возникают проблемы с сексуальностью, проблемы в половых отношениях, проблемы во взаимоотношениях мужчины и женщины, проблемы с воспитанием детей в семье. И пора нам это осознать в полной мере и вернуться, наконец, к себе, переосмыслив, в т.ч. и религиозные догматы и канонические изображения.

Современная церковь ориентирует людей на дух. При этом, не очень приветствует плотскую любовь, обставляя её разными правилами и запретами. Церковь всегда, по сути дела, боролась с культом плодородия, с Жизнью. Собственно, всё, что она хотела сказать, так это то, что всё в нашем мире освящает и оживляет Дух. От него же зависит плодородие. Молитесь и дух к вам снизойдёт. Но целое – состоит из двух, целое существует, если есть два. Если убрать одну противоположность, исчезает и другая, а вместе с ними и само целое. А жизнь на земле, среди её двойственностей и противоположностей, это и есть настоящее духовное развитие.

Состояние жизни, если человек впустил его в себя, бесконечно эротично и привлекательно.

Старое русское слово «кресить» означает высекать огонь, оживлять (отсюда – воскресение). Действительно, когда мужчина (вертикаль) и женщина (горизонталь) соединяются получается целое – крест – и появляется Огонь, Жизнь. Человек тогда обретает Место и Силу и способен в правильном направлении менять окружающий мир.

Бог – это окружающий нас мир, вселенная. Одновременно, вселенная это целое, которое состоит из мужского и женского начал. Мужчина и женщина, соединяясь в любви, тоже составляют одно целое. Значит, когда мужчин и женщина вместе, они – Бог. Тем более, когда сливаются в акте любви и зачинают ребёнка – новую жизнь.

Поэтому так распространены иконы Божьей Матери с младенцем Иисусом: это главное направление женского творчества в жизни – рождение и вскармливание детей.

 

Чрезвычайно познавательны для чувств смешанные, так сказать, иконы, на которых присутствуют и мужчины, и женщины.

 

 

а) Петр Феврония б) Киприан и Иустина

 

Рис. 15. Иконы для пары мужчина и женщина.

 

Напомню второй закон построения семьи, выведенный в первой главе:

Старшие и младшие в семье занимают свои места, которые также не должны замещаться и смешиваться.

На эту тему писались иконы, имевшие изображения нескольких однополых персонажей.

 

 

Рис. 16. Борис и Глеб,

середина XIV века, Государственный Русский музей (ГРМ),

Санкт-Петербург (кон. X - нач. XI вв.).

Трактовка официальной иконографии:

Младшие сыновья святого равноапостольного князя Владимира, благоверные князья-страстотерпцы, первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Kонстантинопольской Церковью. Они были канонизированы как страстотерпцы, что подчёркивает принятие ими мученической смерти не от рук гонителей христианства, а от единоверцев. Первоначально Борис и Глеб стали почитаться как чудотворцы–целители, а затем русские люди и преимущественно княжеский род стали видеть в них своих заступников и молитвенников.

Что мы видим на этой иконе?

Обратите внимание на то, как одеты Борис и Глеб, и на цвет их одеяний. Они полностью противоположны друг другу, то есть они дополняют друг друга до целого.

Считаю, что здесь показаны два состояния мужчины – как Отца и как Сына. Одновременно мужчина в расцвете своих сил пребывает в двух состояниях одновременно – сына для своих родителей, мужа и отца – для своей жены и детей. Это разные состояния, но в некоторый период своей жизни, мужчина пребывает в них одномоментно.

Итак, кто же изображён на иконе «Святые Борис и Глеб»?

Ответ: я мужчины – целостное состояние мужчины, которое в свою очередь состоит из различных состояний – Старшего (отца) и Младшего (сына).

Борис и Глеб – мужчина и нежный юноша, твёрдость и мягкость, зрелость и нежность – всё это пары, которые присутствуют в любом мужчине. Отрезать какую-то из половин означает готовить себе большие проблемы в жизни, в том числе со здоровьем (например, паралич одной стороны тела).

Можно предположить, что иконы «Святые Борис и Глеб», как и церкви посвящённые Борису и Глебу, были предназначена сугубо для мужской половины населения. По ним мужчины открывали и принимали в себе вышеперечисленные состояния, что помогало им собрать себя в целое и обрести силу, чтобы править миром. Кто-то правил всем миром, кто-то своим государством, другие правили в своей общине или семье – у каждого мужчины своё предназначение в жизни.