Святые врата

 

Очень любопытна архитектура святых врат старых русских монастырей.

 

 

Рис. 36. Ферапонтов монастырь, Святые врата, 1649 г.

 

Святые врата — это западный фасад монастыря, они стоят на древней дороге, по которой приходят в Ферапонтов монастырь люди уже шесть столетий. Они имеют разновеликие арки, над которыми расположены две церкви — преподобного Ферапонта и Богоявления — под общим сводом с двумя шатровыми завершениями. Шатры венчаются небольшими главками. Святые врата оказались самыми сохранными постройками монастыря, в которых не переделывались даже окна, имеющие весьма любопытные очертания и расположение – круглое легко соотносится с женским началом, под ним вытянутое – с мужским. Точно так же можно атрибутировать и обе арки – большая служила для прохода мужчин, меньшая – женщин.

Очень хорошо это понятно на примере святых врат Тихвинского Большого Богородицкого Успенского мужского монастыря.

Монастырь был основан в 1560 г. по указу Ивана Грозного, непростого русского царя, похоже, правильно понимавшего законы жизни.

Рис. 37. Святые ворота с церковью Вознесения Христова

и приделом Федора Стратилата (1591-1593 гг.)

 

Что мы видим на вратах? Символы мужского и женского начал. Мужское начало отображено в виде составной рельефной геометрической фигуры из прямоугольника и наложенного сверху на него прямоугольного треугольника, прямым углом вверх – схематичное изображение мужского полового органа. Данная фигура нанесена над большей из двух проходных арок. Какое-то время здесь находилось постенное изображение Вознесения Господня и святых угодников Феодора Стратилата и Николая Чудотворца. Над проходом меньшего размеров мы видим символ женской груди – полуокружность с небольшим выступом, напоминающим сосок. Над этой аркой, одно время, размещалось изображение чудотворной иконы Божией матери.

Эта символика нанесена на обе стороны врат, т.е. не является случайной. Почему её наносили русские зодчие? Потому что понимали устройство мира.

Наша вселенная двойственная и целостная одновременно. Двойственность выражается в существовании мужского и женского начал, а целостность – в их взаимозависимости и взаимодействии. В этом мире нет такого места или явления, где бы ни присутствовали в явном или неявном виде мужское и женское начала.

Это прекрасно знали наши предки. Поэтому, в том же Тихвине, в то же время (1560 г.), недалеко от мужского монастыря, на другом берегу реки Тихвинки, был поставлен женский Введенский монастырь. Тихвин, благодаря своей провинциальности и удаленности от шумных государственных центров, сохранил в себе такие особенности, открывающие мировоззрение древних, которых не осталось ни во Владимире, ни в Суздале, ни в Москве.