Привычная картина мира

 

Почему же никто не видит этих, казалось бы очевидных вещей? Об этом прекрасно написано у В.В.Жикаренцева:

Привычная картина мира – это занавес, закрывающий от вас какие-то стороны реальности, о существовании которых вы даже не подозреваете. Вы можете увидеть эти стороны реальности только при условии, если обрушите свои привычные взгляды: только тогда появляется возможность взглянуть на мир по-новому. Только при этом условии мир открывает свои сокровенные секреты.

Ум человека функционирует наподобие вычислительной машины – оперирует образами и моделями, занесёнными в банк памяти.

На что опирается человек, живя на Земле? Как выбирает правильное решение, как узнаёт знакомы вещи? Образы. С самого рождения человек вводит в себя образы и знания, которые он помещает в память, - из них он составляет банк данных. «Это — стол, это — иголка, это — плохо и т.п.» Информация, которую человек ввёл в себя до трёх лет, занимает больше 90% его памяти. Остальные образы он вводит в шко­ле, в институте, идя по жизни: «Две прямые не пересека­ются, Древний Рим построили римляне, греки — учителя человечества, добро — хорошо, а зло — плохо и т. д.»

Образы могут содержать в себе образцы поведения; их ещё называют «шаблоны поведения». Образцы поведе­ния, разумеется, создаются и запоминаются, чтобы дей­ствовать безошибочно в той или иной ситуации. Ум запо­минает только те образцы, которые принесли ему успех, победу.

Образы и образцы поведения в значительной степени формируют я человека. Вместе образы и знания формиру­ют картину мира — мировоззрение. Я человека в значи­тельной мере, а может быть, и полностью опирается на картину мира, которая содержится в памяти.

Что будет, если предложить человеку увидеть другую сторону реаль­ности? Он станет защищать свою картину мира, своё представление о том, как выглядит мир.

Представление — это то, что ставишь перед собой. Если вы поставили какое-то своё представление перед собой, что вы увидите? Своё представление, и только. Так чело­век видит снаружи только то, что у него внутри, и ничего больше.

Ведь пока картина мира сохраняется, я чувствует себя в безопасности, ему ни о чём не надо думать, ни о чём не надо беспокоиться, никаких шагов не надо предприни­мать, потому что оно - такое, как все, ничем не выделяется. Вынь только один кирпичик — и вся стена посыплется. Любое я настроено на то, чтобы сохранить прежнее положение вещей.В этом залог его существования.

Привычные образы, привычное узнавание, привычные суждения, привычное течение мыслей, привычные шаб­лоны поведения. Жизнь крутится по заданному кругу, ста­бильность, не о чём беспокоиться — и я чувствует под ногами опору. Пока картина мира неизменна, у я есть опора и оно чувствует себя в безопасности.

Поэтому никакое я никогда и никому не позволит тро­гать образы, которые составляют основу его картины ми­ра. Если же кто-то посягает на представления я о мире, то оно защищает себя. Как? Становится глухим и слепым, теряет память, сомневается, критикует, гневается, напа­дает и, наконец, уничтожает оппонента — если надо, даже физически.

Вот человек читает умные книги, потому что, якобы, хочет познать себя, мир или изменить свою жизнь. Весь фо­кус, который проделывает с вами ваше я, заключается в том, что, познавая себя, мир или изменяясь, оно никогда не трогает общую картину мира, никогда не трогает базо­вые представления о мире. Да, оно добавляет к уже суще­ствующей картине мира какие-то детали, пусть даже суще­ственные, но ничего больше — основа остаётся той же самой. Оно боится отказаться от привычных взглядов, не позволяет себе взглянуть на мир по-новому. Этому факту необходимо посмотреть прямо в глаза.

Вперёд, за границы очерченной я действительности, проходят только те, кто готов к значительным, коренным, переменам в жизни. Настоящие перемены происходят, ког­да какие-то части я умирают, а на их место поступает нечто новое. А когда такое происходит? Когда умирает или рушится вера. Вместе с верой умирает привычное видение мира, а вместо него приходит новое видение. Поскольку старая картина мира больше не заслоняет от меня другие стороны реальности, я могу и открываю для себя другую. Так давайте от­кроем для себя то, чем жили наши предки, какой дорогой шли, как развивали свой дух.

Да, при этом рухнет всё, чем мы жили до сих пор, над чем думали, о чём пережи­вали. Это очень страшно — оказаться в пустоте, где нет ни прошлого, ни будущего. Но, если мы хотим коренным образом поменять привычный образ жизни, открыть себе новый мир, другого пути нет.

 

Вернёмся к прерванной теме.

Интересно то, что купола русских православных церквей, похожие одновременно и на мужской фаллос, и на женскую грудь – символы жизни и плодородия, восходящие к языческой символике Рода и Рожаниц.

 

Рис. 38. Спасо-Преображенский собор,

г. Тихвин (1693-1748 гг., перестроен в 1872-1883 гг.)

Можно отметить, что изображения женских грудей присутствовало и в резьбе жилых деревянных домов. Наличие в узорах причелин домовых кровель очертаний женских грудей обнаружено в Новгороде XI-XV веков. Причем, как отмечает академик Б.А.Рыбаков, это идёт ещё со времён энеолита (энеолит – эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита (каменного века) к бронзовому веку). Домовая резьба, содержащая схематическое изображение пары женских грудей бытовала также на русском Севере даже в XIX веке, что позволяет считать эти узоры не случайным набором орнаментов, а отражением древних представлений об устройстве мира.

 

Тот же символизм присутствует и в стародавних одноглавных соборах:

 

 

Рис. 39. Тихвинский Большой Богородицкий

Успенский мужской монастырь.

 

Кроме символов на куполе, здесь мы также наблюдаем и символизм формы окон – опять же круглое, соответствующее женскому началу, и вытянутое – мужскому (греч. phallos — "столб, палка, мужской детородный член").

При ремонтах, реставрация и перестройках изображение соска зачастую уже убиралось и символ женской груди превращался в простую геометрическую фигуру – полукруг.

Примечательно, что название средокрестия средневековых храмов связано с греческим словом "фаллос" (ср.-греч. amphallion — "впереди пупа"). Центр средокрестия — месомфалос (ср.-греч. mesomphalos — "средопупие").

 

 

Рис. 40. Храм Покрова на Нерли.

 

Справка: Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства. Что же сделало этот храм таким знаменитым? Его удивительный гармоничный облик.

С первого взгляда храм Покрова на Нерли по своей конструкции чрезвычайно прост – это обычный для древнерусского зодчества крестовокупольный четырехстолпный трёхапсидный одноглавый храм из белого камня. Дата постройки — 1165 год — оспаривается многими исследователями.

Церковь Покрова возвышается над берегом реки Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов, и строительных и исторических.

Само посвящение храма Прокрову Пресвятой Богородицы очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси, в Византии его не было. Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, не известно. Непосредственно с именем князя Андрея Боголюбского связывается установление праздника Покрова, считается, что он был учрежден на Руси в 60-е годы XII века. Важнейшим аргументом в пользу этого предположения, стало как раз посвящение церкви, построенной в княжеской резиденции.

Причём смысл слова «покров» крайне любопытен — сейчас его трактуют только как «защиту» («покрывало»), но это лукавство. Думается что более уместным, в свете ранее изложенного, будет его понимание как «оплодотворение». В таком смысле термин до сих пор применяется в животноводстве (например выражение «бык покрыл корову»). Так его раньше и понимали жители нашей, и не только, страны, не по книжкам знакомые с традиционным способом размножения животных и людей. Это уже потом, когда убрали женщину из троицы, придумали и легенду о непорочном зачатии. Покров Пресвятой Богородицы — это совершенно естественный, заложенный природой, акт оплодотворения женщины мужчиной, приводящий к зарождению новой жизни, в честь которого когда-то возводили храмы!

Правда, есть мнение, что храм, возможно первоначально посвященный Спасу и Богородице, впоследствии стал Покровским, вероятно, даже без специального переименования.

Современный облик храма, такой цельный и законченный, – лишь основное ядро. Когда-то это выглядело совершенно по-иному – над водой поднимались белокаменные ярусы – широкий холм, внушительный пояс аркад-галерей, затем сам храм и, наконец, цилиндрическая башенка барабана с главкой и крестом. Кстати, главка изначально тоже была иная – не луковичная, а шлемовидная, покрытая деревянными «чешуйками».

Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчеркивают вертикальную ось сооружения. Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх. Строители церкви сумели воплотить в ней совершенно новый художественный образ. С помощью удачно выбранных пропорций и форм, зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать ощущение полета, устремленности ввысь. Например, практически невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Внутреннее пространство церкви подчинено той же идее – движению вверх.

Храм украшен прекрасной белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству. Здесь есть и излюбленный образ царя Давида в окружении животных, настоящих и фантастических, и богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Это один из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов.

Церковные власти постоянно вносили изменения в первоначальный облик храма. В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда – настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре. К счастью разрушение храма не состоялось, причем по вполне прозаической причине – не сошлись в цене с подрядчиком. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы…

 

 

Рис. 41. Дмитриевский собор,

1193-1197 гг., Владимир.

Справка: Дмитриевский собор во Владимире был центральным зданием не сохранившегося до наших дней ансамбля дворца князя Всеволода Большое Гнездо, располагавшегося на высокой южной кромке городского холма. Уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества и пластики «домонгольского» времени.

Храм во имя святого Дмитрия Солунского построил князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, в крещении Дмитрий. «Постави церковь камену на своем дворе, в свое имя», – сообщает летопись. Это имя получил при крещении и один из сыновей Всеволода – Владимир, с рождением которого в 1194 г. принято связывать строительство собора.

Одноглавая, четырёхстолпная княжеская церковь невелика, не слишком вместительна. Храм имеет удивительное резное убранство – более 1000 резных камней. Могучее тело венчает золочёная шлемовидная глава, упруго развернуты плечи-закомары, на восток обращён трёхчастный алтарь.

Посредине храм охвачен нарядным поясом-колоннадой. Верхний ярус весь одет резьбой, как драгоценной ризой. Центром композиции резного убора является фигура библейского царя Давида в средних закомарах фасадов всех трёх фасадов. К трону его собирается вся тварь небесная и земная: ангелы, люди, звери, птицы, деревья, травы... Среди них очень мало изображений церковного характера.

В восточной закомаре северного фасада помещен скульптурный портрет строителя собора – князя Всеволода с сыновьями. В восточной закомаре южного фасада центральное место занимает рельеф, изображающий легенду о вознесении Александра Македонского, - сюжет, традиционно связываемый с обожествлением царской власти, что, скорее всего, ошибочно.

Рельефы белокаменных соборов, столь много говорившие их современникам, уже спустя два-три века превратились в непостижимую тайну, не разгаданную до конца и сейчас. В этой каменной книге прочитаны лишь отдельные слова и строки, а весь замысел едва проступает.

В XV в. Дмитриевский собор утратил значение княжеского храма, стал бесприходной, а с середины XIX в., после ремонта 1838–1847 гг., приходской церковью. Исследователь старины В.А.Чудинов выдвигает версию, что Дмитриевский собор был центральным храмом ведической Руси, а его «реставрация», приведшая к тому, что собор укоротили на высоту целого этажа, лишили всех приделов, колокольни и двух глав из первоначальных трёх, т.е. унизили и обезглавили в прямом и переносном смысле, была направлена на то, чтобы закрыть следы ведической истории храма и снабдить его хотя бы минимальными «следами» якобы изначально христианской направленности. Подобные «реставрации» могли производится в стране после реформы Никона.

Рис. 42. Крест и полумесяц.

Купол церкви Рождества Богородицы, Перынский скит,

Великий Новгород, 30-е года XIII века.

 

Крест и полумесяц, скорее всего, соотносятся с солярно-лунарной символикой.
Крест — это древний солярный символ, изображение Солнца (известная разновидность креста — свастика — типичный солярный знак), полумесяц — Луны; т.е. «мужского» и «женского» светил.
Показать полностью..
А в христианстве, мужское и женское начала, стали соответствовать образам Христа и Богородицы. Но сейчас об этом совершенно забыли и теперь повествуют о том, что «крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения», а полумесяц «в православной Византии символизировал царскую власть» и, поэтому, сочетание креста и полумесяца означает то, что «храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих».
Всё это выдумки большого ума, который является главной бедой современного человечества. Хвост стал вилять собакой – ум человека, являющийся некоторой его частью, стал управлять Человеком, который, является в свою очередь, незначительной частью Окружающего мира. Малая часть вознесла себя над Целым. Отсюда и все наши проблемы. Пора бы уже нам осознать, что вселенная едина, что жизнь в ней процветает благодаря взаимодействию противоположностей, две основные из которых можно обозначить как мужское и женское начала, и что ум человека нужен ему не так уж часто, намного меньше чем чувства, интуиция, подсознание, которые только и дают нам действительную связь со всем тем, что есть вокруг нас.Крест и полумесяц, скорее всего, соотносятся с солярно-лунарной символикой.
Крест — это древний солярный символ, изображение Солнца (известная разновидность креста — свастика — типичный солярный знак), полумесяц — Луны; т.е. «мужского» и «женского» светил.
Показать полностью..
А в христианстве, мужское и женское начала, стали соответствовать образам Христа и Богородицы. Но сейчас об этом совершенно забыли и теперь повествуют о том, что «крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения», а полумесяц «в православной Византии символизировал царскую власть» и, поэтому, сочетание креста и полумесяца означает то, что «храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих».
Всё это выдумки большого ума, который является главной бедой современного человечества. Хвост стал вилять собакой – ум человека, являющийся некоторой его частью, стал управлять Человеком, который, является в свою очередь, незначительной частью Окружающего мира. Малая часть вознесла себя над Целым. Отсюда и все наши проблемы. Пора бы уже нам осознать, что вселенная едина, что жизнь в ней процветает благодаря взаимодействию противоположностей, две основные из которых можно обозначить как мужское и женское начала, и что ум человека нужен ему не так уж часто, намного меньше чем чувства, интуиция, подсознание, которые только и дают нам действительную связь со всем тем, что есть вокруг нас.Крест и полумесяц, скорее всего, соотносятся с солярно-лунарной символикой. Крест — это древний солярный символ, изображение Солнца (известная разновидность креста — свастика — типичный солярный знак), полумесяц — Луны; т.е. «мужского» и «женского» светил.

А в христианстве, мужское и женское начала, стали соответствовать образам Христа и Богородицы. Но сейчас об этом совершенно забыли и теперь повествуют о том, что «крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения», а полумесяц «в православной Византии символизировал царскую власть» и, поэтому, сочетание креста и полумесяца означает то, что «храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих».

Всё это выдумки большого ума, который является главной бедой современного человечества. Хвост стал вилять собакой – ум человека, т.е. лишь некоторая его часть, стал управлять Человеком, который, в свою очередь, – незначительная частью Окружающего мира. Малая часть вознесла себя над Целым. Вот это и есть источник всех проблем. Пора уже нам осознать, что вселенная едина, что жизнь в ней процветает благодаря взаимодействию противоположностей, две основные из которых можно обозначить как мужское и женское начала, и что ум человека нужен ему не так уж часто, намного реже чем чувства, интуиция, подсознание, которые действительно дают нам глубокую связь со всем тем, что есть вокруг.

Новое христианское Учение, появившееся на Руси после реформы православия патриархом Никоном, стало трактовать жизнь на земле как вину человека перед Господом: Адам и Ева нарушили запрет Господа не есть плоды с древа познания Добра и Зла, поэтому их наказали, сослав на землю мучиться и страдать. Тело человеческое и любовь это новое христианское учение трактует как греховные и порочные. Именно поэтому непорочное зачатие стало превозноситься и стало пониматься как зачатие, в котором нет греха и порока, то есть нет физической любви.

Какие последствия для судьбы мира в результате? Буквальное понимание мифа о том, что к Деве Марие не прикасался ни один мужчина, наложило на женщину огромное бремя ответственности перед Богом, чем здорово её исказило. Потому что тело её просит любви, тело её просит любить. В этом суть женщины: дарить любовь и успокоение мужчине. Любовь женщины это условие продолжения жизни на земле, а ей запретили любить. Как следствие, она не может продолжать жизнь, ведь жизнь появляется только в результате любви. Поэтому, кажется, в христианских странах очень низкая рождаемость и «кусачие» женщины.