ПРОБЛЕМА МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПРОБЛЕМА МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Теперь, когда мы определились, что следует относить к этнической специфике в рамках одного этноса, нужно обратить внимание на проблему межэтнического взаимодействия.

При рассмотрении отношений подобного рода на любом уровне от личностного до социальных групп этническая специфика обычно проявляется сама собой, ибо фактически все время сопоставляются несколько этносов по крайней мере два. По всей видимости, в подобных случаях исследователь не предпринимает дополнительных усилий для выявления каких-либо специфических черт. При изучении же отдельных этносов самих по себе изнутри многие компоненты их этнического своеобразия остаются в скрытом состоянии.

Данный вывод особенно следует учитывать при современных исследованиях, когда, и об этом мы говорили уже неоднократно, этническая специфика вс более переходит в сферу духовной культуры, в сферу психики. Как бы то ни было, но многие исследователи, в том числе Токарев, Штернберг, и упоминавшийся уже Бромлей, указывают на то, что одна из важнейших методических установок современного этнографического изучения и археологического анализа истории отдельных этнических общностей это необходимость сравнительного анализа их компонентов, в первую очередь тех, этническая специфика которых сама по себе недостаточно очевидна.

Как однажды отметил Штернберг, тот, кто знает лишь один этнос, не знает ни одного. Таким образом, необходимость и важность сравнительно-исторического подхода очевидна. Сделаем ещ один вывод для выявления действительной этнической специфики недостаточно сопоставлений между отдалнными этносами. Здесь требуется сравнение данных, относящихся к изучаемому этносу и его непосредственным соседям, иначе неизбежна опасность принять специфику, характерную для группы соседних этносов за отличительную черту одного из них. Впрочем, мы не должны забывать, что, например, этнография интересуется не только различиями, но изучает и сходные черты, повторяющиеся в быту и культуре разных народов.

Исследователь старается установить лишь закономерности, будь то в общественном или семейном быту, материальной или духовной культуре.

Понимание же этих закономерностей помогает лучше познать общие законы исторического развития всего человечества. Давайте отвлечмся от неуместной в контексте нашей работы глобалистики и отметим, что качественное своеобразие и специфика культуры и быта этноса-народа создают этническую традицию, куда входят неоднократно уже перечисленные особенности материальной и духовной культуры, а также традиционные особенности общественного и семейного быта.