Социально-экономические отношения в Х VIII вв. до н. э

Социально-экономические отношения в Х VIII вв. до н. э. Социальная дифференциация иньского общества, которая отчетливо прослеживается на материалах погребений XIV XI вв. до н. э была закреплена после чжоуского завоевания в системе социальных рангов, определявших собой всю структуру общественного деления. Все свободное население Чжоу делилось на пять социальных групп, соотнесенных друг с другом по принципу иерархии, которая в Древнем Китае была более четко выражена, чем в других древневосточных обществах. Группа, занимавшая высшую ступеньку в иерархической лестнице, была представлена личностью деспотического правителя, единственным среди людей так, следуя традиции, продолжали называть себя чжоуские ваны. Вторая группа это чжухоу, правители наследственных владений, представители высшей чжоуской аристократии.

Третья дафу, главы тех цзу родо-племенных групп, которые в своей совокупности составляли население наследственного владения чжухоу.

Четвертая группа ши, главы больших семей, входивших в состав того или иного цзу. Наконец, пятая группа шужэнь, простолюдины. Социальный ранг, будучи внешним проявлением принадлежности к одной из пяти общественных групп, определял совокупность тех материальных благ, которыми мог пользоваться данный человек. Одежда зависит от ранга, а потребление богатств от размера вознаграждения, соответствующего рангу, читаем мы в одном из источников чжоуского времени. Различны количество питья и еды, покрой одежды, количество скота и рабов, существуют запреты на употребление определенных форм лодок, колесниц и домашней утвари.

При жизни человека соблюдаются различия в головном уборе, одежде, количестве полей и размерах жилища после смерти в размерах внутреннего и внешнего гроба, савана и могильной ямы. Строго регламентировались размеры жилища и его убранство Балки во дворце Сына Неба вана тесаные, полированные, инкрустированные камнем во дворце чжу-хоу тесаные, полированные в доме дафу просто тесаные и т. д. То же самое касалось и пищи считалось, что ван может питаться мясом быка, барана и свиньи, чжухоу только говядиной, дафу свининой, ши рыбой, а простолюдины шужэнь вообще не имели права есть мясо. Социальные различия находили отражения и в лексике древнекитайского языка для обозначения одного и того же понятия существовали различные слова, употреблявшиеся в зависимости от принадлежности говорившего к определенному рангу.

Принадлежность человека к высшим социальным группам устанавливалась в зависимости от родства кто был отец человека, каким по счету сыном в семье он родился.

Старший сын наследовал ранг своего отца, а все остальные сыновья спускались на одну ступеньку ниже. Однако в самой обширной социальной категории шужэнь, простолюдинов это правило не действовало, так как ниже этого ранга уже нельзя было опускаться. Структура социальных рангов была тесно связана в чжоуском обществе с системой землевладения и землепользования.

Все земли в Поднебесной считались принадлежащими вану. Вот как выражена эта идея в одной из песен Ши-цзина Широко кругом простирается небо вдали, Но нету под небом ни пяди не царской земли, На всем берегу, что кругом омывают моря Повсюду на этой земле только слуги царя. Ван являлся верховным собственником Поднебесной в том же смысле слова, в каком все люди в Поднебесной были его слугами. Но при этом ван считает своим слугой чжухоу, чжухоу считает своим слугой дафу, дафу считает своим слугой ши и т. д. Поэтому система землевладения в чжоуском обществе была такой же иерархической, как и структура социальных рангов. Как верховный собственник всей земли в Поднебесной, ван жаловал высшим аристократам чжухоу право наследственного владения частью земель Поднебесной.

Чжухоу в свою очередь признавали права дафу на владение 4астью принадлежавшей им территории. Дафу сами не обрабатывали землю, а передавали ее во владение ши. В конечном счете земля обрабатывалась простолюдинами.

Хотя деспотический правитель ван считался верховным собственником земли, фактически известные права на нее имели представители различных социальных групп, а частной собственности в современном смысле слова в чжоуском обществе не существовало. В XI Х вв. до н. э. большое количество пленных, как и в эпоху Инь, приносили в жертву. Однако в это время значительная часть пленных оставлялась в живых и превращалась в рабов.

Рабы использовались на тяжелой и грязной работе в качестве носильщиков, конюхов, слуг, в домашнем хозяйстве и т. д. Рабы стояли вне иерархии социальных групп. Ими становились не только военнопленные, класс рабов пополнялся за счет лиц, совершивших преступления. Превращение в раба лишало члена общества покровительства со стороны усопших предков.