Распространение массовой культуры

Распространение массовой культуры. Научно-техническая революция в современной японской действительности породила разнообразные формы отчуждения духовного труда и подменила его производством всевозможных образцов, норм, моделей так называемой массовой культуры. Материальный прогресс производства оборачивается в современной Японии деградацией в развитии духовной культуры и сопровождается постоянным возникновением в ней разного рода аномалий, уродливых явлений, ненормальных процессов.

Уже в 60-х годах в Японии отчетливо проявилось стремление сделать культуру одной из отраслей бизнеса и воспитать потребительское отношение к ней в массах. В литературе небывалое распространение получили специальные журналы для развлекательного чтения. Преследуя коммерческие цели, крупные издательские компании способствуют созданию системы бестселлеров, при которой художественное произведение оценивается в зависимости от его коммерческого успеха, а последний, в свою очередь, в значительной степени зависит от рекламы.

Аналогичная ситуация наблюдается и в области кино. Общее повышение уровня потребления привело к увеличению многообразия отраслей развлечения, что, наряду с конкуренцией с телевидением, привело к упадку кинематографии как области предпринимательства.

В 60-е годы кино ведет отчаянную борьбу за досуг горожан. Его соперниками при этом выступают загородные прогулки, туризм, альпинизм, гольф и многое другое. Борьба кинопромышленности за выживание чаще всего ведется по линии удешевления производства фильмов и изменения их содержания. Крупным кинокомпаниям уже не до высокого искусства. На кинорынок выбрасывается продукция все более низкого качества. Предприниматели, специализирующиеся на выпуске массовой кинопродукции, стремятся воздейство- вать на худшие инстинкты зрителя, угождать его низменным вкусам, щекотать нервы.

В 1966 году при министерстве просвещения было создано Бюро по делам культуры, в 1968 году преобразовано в самостоятельное Управление по делам культуры. Одна из важнейших задач Управления - сохранение традиционных видов японского искусства, их пропаганда среди населения и воспитание нового поколения художников и артистов, работающих в этих жанрах. В области театрального искусства важную роль в проведении официальной политики играет государственный театр Кокурицо гэ-кидзе. Управление по делам культуры взяло на себя руководство также таким крупным мероприятием в области культуры как ежегодно проводимый в Японии фестиваль искусств.

Управление по делам культуры провело ряд мероприятий для унификации методов осуществления культурной политики и на местах. Начали приниматься меры для централизованной подготовки кадров актеров, певцов, танцовщиков и т.д. В настоящее время правящие круги все настойчивее осуществляют мероприятия, имеющие целью возрождение националистических тенденций в области культуры. В этом смысле наиболее характерно широкое празднование столетия революции Мэйдэи. Все юбилейные культурные мероприятия были направлены на то, чтобы подчеркнуть исключительность японской нации и незыблемость культа императора.

В области просвещения националистические тенденции ярко отразила правительственная программа Создание желательного образа человека, которая со второй половины 60-х годов начала внедряться во все участки культурной сферы. В разделе этой программы, названном Насущные задачи японцев .содержатся следующие положения Всегда помнить что мы - японцы. Японцы должны играть существенную роль во всех делах мира, ни в коем случае не становясь гражданами мира, забывшими Японию и т.п. Стремление подчеркнуть исключительность национальной специфики японской культуры проявилось и в литературе.

Появились многочисленные романы различного художественного достоинства, идеализирующие мрачные периоды истории Японии.

Особой благосклонностью критики в эти годы начинают также пользоваться произведения писателей, воспевающих японское видение мира, красоту прежних, патриархальных отношений, старых обычаев и пр. В киноискусстве националистическая тенденция наиболее явно проявилась в увлечении созданием так называемых тямбара-эйга самурайских фильмов .приключенческих и исторических повествований с многочисленными сценами сражений, романтизирующих фигуру самурая и культ меча, приукрашивающих феодальные времена. Продолжением и логическим развитием этого направления в японской кинематографии стало появление кинофильмов, нацеленных на моральную реабилитацию военных преступников прошлого.

Появились также фильмы, в которых наиболее крупные руководители японской военщины предстают некими героями. Отразилась эта тенденция и в театральном мире Японии. Знаменателен тот факт, что государственные органы во все большей степе ни стремятся установить контроль над областью культуры.