Культура Швеции

Культура Швеции. Самые ранние из сохранившихся произведений шведской литературы религиозные произведения на латинском языке Жизнь Кристины из Стумбелена Петруса де Дация, Откровения Св. Бригитты и др. В XVI-XV веках начали распространяться баллады и песни, в начале XIV века появились исторические хроники. В XVII веке зародились драматургия и лирика. В начале XVIII века сложилась литература Просвещения. У. Далин в издаваемом им журнале Then swanska Argus в сатирах и поэмах критиковал монархию, аристократию и духовенство.

Приключения Адальрика и Гьетильды Я. Х. Мрка первый просветительский роман. С критикой монархии и церкви выступал писатель и публицист позднего Просвещения Ю. Х. Чельгрен. Обострение общественных противоречий в 30-ые годы XIX века вызвало поворот к социально-критической проблематике и зарождению реализма. В 30-ые 50-ые годы появились бытовые романы Фредерики Бремер, Эмилии Флюгаре-Карлен, комедии А. Бланша. В конце 70-ых - начале 80-ых годов, в эпоху бурного роста капитализма и рабочего движения, укреплению реализма способствовала литературно-критическая деятельность Г. Брандеса.

В 90-ые годы против натурализма выступили неоромантики во главе с В. Хейденстанмом. В литературном манифесте Ренессанс, лирике и романе Ханс Альенус он противопоставлял буржуазным будням мир Возрождения и Востока. В XX веке центральной темой литературы становится полемика с официальным тезисом государства всеобщего благоденствия.

Литературоведение в Швеции с самого начала развивалось в тесной связи с западноевропейским, а в XX веке и с американским. Начало литературоведению как науке положили романтики Хаммаршельд и Аттербум. Наибольшее влияние на литературоведение XX века оказалась последователь культурно-исторической школы Х. Шюк. Его метод развили М. Ламм и А. Нильсон. В XV XVI века в Швеции получили распространение школьные театры. В королевских замках с конца XVI века устраивались театральные представления.

Первый придворный театр был открыт в Стокгольме в 1649 году. Первой постоянной национальной сценой стал упсальский Студенческий театр. В 1753 году труппа из молодых дворян и чиновников получила название Королевство шведской сцены. До 70-ых годов XIX века на сцене господствовал водевиль. В 70-ые года в репертуар театров проникла новая драма. Это время связано с именем А. Сприндберга крупнейшим драматургом и теоретиком театра. Но, несмотря на то, что многие его исторические драмы заняли прочное место в репертуарах европейских театров, большинство его произведений, отмеченных печатью смелого новаторства, не нашли призвания на сцене.

В 1907 году Сприндберг открыл в Стокгольме свой собственный театр, в котором было поставлено большинство его пьес. Большое влияние на театральных деятелей Швеции оказали гастроли немецкого камерного театра. В годы второй мировой войны Королевской драматический театр вел беспринципную репертуарную политику, принимая к постановке главным образом развлекательную драматургию. В то время лишь государственный театра Гтеборга под руководством Т. Хаммарена открыто выступил против нацизма.

Здесь ставились антивоенные спектакли Готовность Альстрма, Скачи в ночи Муберга, Нильс Эббесен Мунка. Один из самых ярких антифашистских спектаклей был Калигула А. Камю в постановке Бергмана. В 50-ые года возникли частные театры, пропагандирующие драматургию абсурда. Но на государственных сценах предпочтение отдавалось классике, а также пьесам иностранных драматургов Ж П. Састра, Ж. Ануя, А. Миллера, Т. Уильямса, Дж. Осборна.

Усилился интерес театров Швеции к произведением А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, М. Горького, В. В. Маяковского. Крупнейшие актеры современного шведского театра И. Тидблад, Э. Юсефсон, Г. Вольгрен, А. Эк, Э. Адольфсон, Э. Дальбек. 9.1.