Возникновение государства Чжоу

Возникновение государства Чжоу. Первые сведения о племени чжоу появляются в иньских эпиграфических памятниках периода правления У Дина. В это время чжоу входили в сферу политического влияния Инь на правах подчиненной территории. Усиление чжоусцев ознаменовалось тем, что иньскии ван официально присвоил вождю этого племени и его сыну титул чжоуского хоу. Но к этому времени относятся и сообщения о военных столкновениях между Инь и чжоу. Правитель чжоу по имени Чан позднее чжоусцы стали называть его Вэнь-ваном Просвещенным Правителем развернул активную деятельность по распространению своего влияния на ряд соседних племен.

Постепенно складывается мощная коалиция западных племен, возглавляемая Чаном. Его наследнику У-вану Воинственному Правителю удалось завершить дело отца. Предприняв поход на восток, он в решающей битве при Муе наносит поражение иньскому войску 1027 г. до н. э Чжоусцы довольно быстро усвоили важнейшие технические и культурные достижения побежденных, переняв прежде всего технику бронзолитейного производства.

До завоевания чжоусцы практически не знали бронзы. Теперь же, захватив иньских мастеров, они привлекли их к себе на службу. Не случайно, что по внешнему виду оружие, ритуальные сосуды, металлические украшения чжоусцев трудно отличить от иньских изделий.

Чжоусцы научились у иньцев изготовлять и использовать боевые колесницы основную ударную силу армии того времени. Легкие колесницы с дышлом, запрягавшиеся парой лошадей, не знали преград на плоских лессовых равнинах в бассейне Хуанхэ и ее притоков. На такой колеснице располагалось обычно три воина возница, управлявший лошадьми лучник, поражавший противника стрелами копейщик, вооруженный копьем или алебардой оружием ближнего и среднего боя. Вплоть до изобретения арбалетов древнекитайская колесница иньского типа оставалась наиболее мощным средством нападения на врага.

Одним из важнейших заимствований чжоусцев была иньская письменность. Есть основания предполагать, что до завоевания чжоусцы пользовались своей системой письменности. Она, по-видимому, была несовершенной, и чжоусцы восприняли иньское письмо. Чжоуские эпиграфические памятники XI IX вв. до н. э. написаны иньскими иероглифами, с течением времени лишь частично модифицированными. После окончательного разгрома иньцев чжоусцы осуществили ряд мероприятии, известных под названием наследственных пожалований.

Сущность их заключалась в том, что родственники У-вана и некоторые представители знати получили во владение земли вместе с их населением, причем в зависимости от размеров пожалования новым наследственным владетелям присваивался титул гун, хоу, бо, цзы или нань. Кроме того, такими владетелями чжухоу были признаны многие предводители племен, ранее входивших в иньскую коалицию, но во время завоевания Инь поддержавших чжоусцев.

Население, жалуемое тому или иному чжухоу, исчислялось количеством цзу, т. е. родо-племенных групп, живших на соответствующей территории в иньское время. Например, сын Чжоу-гуна получил в наследственное владение царство Лу и шесть цзу иньского народа, другой чжоуский деятель царство Вэй и семь цзу иньцев и т. д. Общее число вновь созданных или существовавших ранее и теперь признанных ваном наследственных владении составляло в XI в. до н. э. не менее 200 300. В целом чжоуское завоевание не вызвало коренных изменений в системе управления подчиненными вану территориями.