Архонты и ареопаг

Архонты и ареопаг. Эвпатриды, опираясь на свое богатство и исключительное право на занятие общественных должностей, постепенно ограничивают власть базилев-са, связанную с традициями родовой демократии.

Его функции переходят к новым, выборным из эвпатридов должностным лицам архонтам. Поначалу должность архонта была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним сроком. С VII в. до н.э. стали избираться девять архонтов сроком на один год. Коллегия архонтов не только восприняла военные, жреческие и судебные функции базилевса, но и со временем взяла в свои руки все руководство страной.

Тогда же, в VIII в. до н.э возник еще один новый орган публичного управления ареопаг. Заменив совет старейшин, ареопаг избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть. В состав ареопага входили все бывшие и действующие архонты, т. е. опять-таки представители эвпатридов. Аттическое общество превращается в политическое общество общество, находящееся под властью, выделившейся из него и стоящей над ним. Былому синкретизму нерасчлененности общества и власти приходит конец.

Одновременно продолжает развиваться и другой процесс, характерный для возникновения государства, территориальное деление населения. В VII в. до н.э. страна была разделена на округа навкрарии, жители которых, независимо от племенной принадлежности, были обязаны на свои средства построить и снарядить военный корабль, а также поставить для него экипаж.

Реформы Солона К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 16 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу.

Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников.

Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом демосом, возглавляемым богачами. Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной Целью реформ Солона было примирение интересов различ-йых враждующих группировок свободных.

Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.11 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1. Биография Солона. М 1961. Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. Прежде всего Солон провел сисахфию долговую реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована.

Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось. Сисахфия посягала на интересы родовой знати и была уступкой демосу. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения. Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.55 Диоген Лаэртский.

О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М 1979. Биография Солона. С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые ко второму и т. д. Каждый разряд имел определенные политические права общественные должности могли занимать только граждане- первых трех разрядов, а должность архонта и, следовательно, члена ареопага только граждане первого разряда.

Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты. Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа гелиэи, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения.

В интересах вторых был учрежден новый орган управления Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов. Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии.

Они были одным этапом формирования политической организации дфинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата а затем его сыновей 560 527 гг. до н.э которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном.