Храмовая и соборная культура города

Храмовая и соборная культура города. Храм Воскресения Христова Храм Воскресения Христова, именуемый в народе Спасом на крови, был воздвигнут на Екатерининском канале на том месте, где I марта 0000 года взрывом бомбы, брошенной членом Народной воли Игнатием Гриневицким, был смертельно ранен Император Александр II. Строился храм по проекту академика Альфреда Александровича Парланда и архимандрита Игнатия в миру И.В.Малышева, настоятеля Троицко- Сергиевской пустыни в истинно русском вкусе, как того пожелал Император Александр III, сын убиенного Императора. Храм строился 00 года, с 0000 по 0000 год, был освящен 00 августа 0000 года в присутствии Императора Николая II, взошедшего на престол в 0000 году Ковиненская Н.И. История русского искусства Северной Столицы.

М. Питер 0000. 000 с. М. 0000 Стены собора облицованы глазурованным кирпичом и эстляндским мрамором.

Собор венчают девять нарядных глав, пять из них покрыты ювелирной эмалью разных цветов, три главы - золоченые, а одна главка, та, что находится над алтарем с восточной стороны собора, покрыта золотой смальтой.

Храм Воскресения Христова - настоящий памятник мозаичного искусства России. Внутри стены и своды храма сплошь покрыты мозаикой, снаружи мозаичные иконы помещены в кокошниках большого и малого карниза, малых главок и входных башен, в углублениях всех фасадов храма. Интересны мозаики, помещенные над четырьмя главными входами и выполненные по эскизам художника Виктора Михайловича Васнецова Несение Креста , Распятие , Снятие с креста , Сошествие в ад. Колокольня собора украшена мозаичными изображениями гербов областей и губерний России.

Храм Воскресения Христова расположен на набережной Екатерининского канала, восточной своей частью занимает часть Михайловского сада, а западной вдается на восемь с половиной метров в канал. Место, где 0 марта 0000 года произошла трагедия, находится внутри храма под колокольней.

Перед началом строительства был сделан рисунок местности с натуры, затем камни мостовой и гранитные плиты набережной были уложены в пять ящиков, которые долгие годы строительства храма хранились вначале в часовне, а затем в церкви Конюшенного ведомства. Впоследствии роковое место было восстановлено, вокруг поставили четыре колонны из серо-фиолетовой алтайской яшмы, а сверху воздвигли сень навес, увенчанную крестом из граненого горного хрусталя. А наверху колокольни, под карнизом золоченной головы, начертали слова молитвы Сам, бессмертный царю, приими моления наша и остави нам прегрешения наша, иже делом и словом и мыслию, ведением или неведением согрешенная нами . 0.0.0. Исаакиевский собор Собор строился сорок лет по проекту архитектора Огюста Рикара де Монферрана, выходца из Франции.

Архитектор скончался на 00-й день после открытия собора Бутиков Г.П. Исаакиевский собор. Л 0000 Монферран хотел быть погребенным в Исаакиевском соборе, но император Александр II не дал разрешения похоронить архитектора-католика в православном соборе.

Собор, строившийся при трех императорах Александре I, Николае I и Александре II, не случайно был посвящен св. Исаакию - в день празднования памяти святого, 00 мая 0000 года, родился основатель Санкт-Петербурга Петр Великий. Преподобный Исаакий жил во второй половине 0 столетия недалеко от Константинополя в царствование императора Валента. Святой предсказал императору, угнетавшему православных христиан, поражение и трагическую гибель в войне с готами.

Валент приказал заковать Исаакия в цепи и произнес Победа будет моя! Если слова твои не сбудутся, то смерть ожидает тебя. Но слова святого сбылись. Новый император Феодосия, державшийся православия, освободил Исаакия из темницы. Святой благословил императора и удалился в уединенную хижину, куда стали стекаться его сподвижники. Так возникла обитель монастырь, впоследствии названная Далматскою - по имени инока Далмата, которому святой Исаакий перед своей кончиной поручил братию.

Исаакиевский собор украшают бронзовые барельефы, изображающие сцены из жизни святого. На восточной стороне собора во фронтоне над портиком помещен рельеф, изображающий сцену встречи Исаакия Далматского с императором Валентом, во время которой святой требует от императора прекратить гонения на православных христиан, предсказывая ему в противном случае гибель. На западной стороне собора помещен рельеф, изображающий сцену, где святой Исаакий благословляет императора Феодосия.

Бронзовая скульптура святого Исаакия украшает северные двери собора, а большая мозаичная икона святого находится в иконостасе главного алтаря, справа от образа Спасителя. Главный алтарь собора освящен во имя Преподобного Исаакия Далматского, правый придел - во имя Великомученицы Екатерины, левый - во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Грандиозный и величественный собор поражает богатством и роскошью своей отделки. На декоративное украшение собора было затрачено 000 килограммов золота, 0000 тонн бронзы, 0 килограммов уральского малахита, более 000 килограммов афганского лазурита.

Пол и стены собора отделаны мрамором различных сортов серым, привезенным из-под Выборга, желтым, зеленым, белым из различных районов Италии, красным с темными прожилками из Южной Франции, а также темно-вишневым порфиром с берегов Онежского озера. Собор украшают живопись, мозаика, скульптура. 000 колонн, вытесанных из финского гранита, оформляют собор снаружи.

А внутри, под куполом, на высоте 00 метров парит сделанный из бронзы и высеребрянный голубь - символ Святого Духа, недавно вновь вернувшийся на свое место и сменивший несколько десятков лет качавшийся в храме маятник Фуко. Золоченый купол Исаакиевского собора виден за десятки километров и придает своеобразие городу, о котором Теофиль Готье сказал в книге Путешествие в Россию Ничто не сравнится великолепием с этим золотым городом на серебряном горизонте, где вечер белеет рассветом . 0.0.0. Петропавловский собор 00 июля 00 июня по старому стилю - день святых апостолов Петра и Павла. Этим апостолам, имя одного из которых носил основатель города на Неве и его же именем назвал город, был посвящен первый храм Санкт-Петербурга - церковь во имя св. апостолов Петра и Павла, построенная на территории крепости Санкт-Петербург Петропавловской. Церковь была освящена 0 апреля 0000 года. На месте деревянной церкви по проекту архитектора Доминико Трезини был выстроен собор во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. 00 июня по старому стилю 0000 года было совершено торжественное освящение собора.

Собор, построенный в стиле раннего барокко, представляет собой большое прямоугольное здание, восточная, алтарная, часть которого увенчана фонареобразным куполом, а западная - высокой четырехугольной колокольней, над которой высится золоченый шпиль.

На вершине шпиля укреплен шар, поддерживающий ангела с крестом. Золоченый резной иконостас собора возвышается до сводов, разделяя купол на две разные части.

Императорское место, драпированное малиновым бархатом, находится по правую сторону от западных дверей, по левую же сторону установлена кафедра, украшенная резьбой и покрытая позолотой. Петропавловский собор всегда был местом паломничества, ведь это усыпальница русских императоров. Петр Великий был погребен в соборе 00 марта 0000 года. В соборе покоятся Государыня Императрица Екатерина I, Государыня Императрица Анна Иоанновна, Государыня Императрица Елизавета Петровна, Государь Император Петр III, Государыня Императрица Екатерина II, Государь Император Павел I, Государь Император Александр I, Государь Император Александр II, Государь Император Александр III. В соборе покоятся также супруги императоров, великие князья, княжны и княгини.

Гробницы из белого мрамора украшены бронзовыми крестами и окружены чугунными решетками, на которых укреплены бронзовые доски с именами погребенных. Две гробницы в соборе отличаются это гробницы Государя Императора Александра II и Государыни Императрицы Марии Александровны, первая выполнена из серо-зеленой алтайской яшмы, а вторая - из розового уральского орлеца. До революции собор - место паломничества и петербуржцев, и всех, кто приезжал в этот город был богато украшен.

Гробницу императора Петра Великого украшали семнадцать серебряных венков и четыре лампады, поднесенные разными полками, одна из которых была сделана в форме двуглавого орла, вторая изображала коленопреклоненного молящегося солдата со знаменем в руке, третья имела вид крепости, а четвертая была укреплена на кресте, надпись на ней гласила От Л. Гв. Кексгольмского полка своему Державному Основателю в память двух веков ненарушенной верности и веры. 0000-0000 гг. 0.0.0.