Битва на Косовом поле. Конец Сербского государства

Битва на Косовом поле. Конец Сербского государства. В 1389 году, 15 июня на Косовом поле Южная Сербия произошло большое сражение. Сербский король Лазарь, одержавший перед этим частичную победу над турками, собрал большое войско в количестве 80000 человек.

Кроме сербов в нм были также боснийцы и венгры. Турки во главе с султаном Мурадом двинулись в Сербию, в количестве, превышающим силы Лазаря более чем в три раза. Один юный серб-патриот, ценой своей жизни пробрался в палатку султана и убил его. Но это не спасло положения, сын султана Балдид был провозглашн новым султаном и принял командование армией. В результате большого перевеса сил со стороны турок сербы, несмотря на проявленное мужество и храбрость были разбиты. Король Лазарь был взят в плен и казнн, в отместку за смерть султана Мурада.

После этого большая часть территории Сербии была присоединена к Турции. Оставшаяся небольшая часть Придунайской Сербии Подунавия управлялась ещ некоторое время сербскими князьями на правах вассалов султана. Но в 1459 году и эта последняя Сербская территория была завована турками и включена в турецкие владения. Битва на Косовом поле нашла яркое отражение в сербском народном эпосе. Многочисленные песни посвящались этой теме, воспевая беззаветную храбрость героев-участников сражения, и оплакивали поражение Сербии, вынужденной на долгое время оставаться в порабощении у турок.

Характерно объяснение эпосом причин поражения на Косовом поле тем обстоятельством, что среди воевод не было единодушия и даже имелись предатели Вук Бранкович. История Сербии с половины XIV до конца XV века. Особенная важность этого периода в сербской истории заключается в том, что в нем совершается постепенное увядание политического организма южно-славянских государств, наступившее тотчас после расцвета их политического могущества, указывая тем на недостаток их прочности, необходимой для продолжительной здоровой жизни.

И действительно, блестящий период в политической жизни сербского народа продолжался едва двести лет, и затем началась ломка созидавшейся на протяжении двух веков Сербской державы. Она рухнула сама собой, поэтому именно, что не представляла прочности, необходимой для нормальной, здоровой жизни, а косовская катастрофа является только следствием е непрочной внутренней организации.

Турки долго не представляли собой такой силы, против которой невозможно было бы бороться и побороть е, но их водворили на Балканский полуостров сами греки и сербы, которые тратили все свои силы на борьбу между собой из-за господства, в то же время раздираемые междоусобиями также из-за личных счтов и властолюбия своих правителей. И история этого периода представляет собой постепенное увядание политического организма южно-славянских государств, и покорение их турками должна в то же время раскрыть перед нами то ненормальное, так сказать патологическое состояние этого организма в момент, предшествующий началу этого периода, и указать, в чм заключается причина такого состояния. При отсутствии в то время государственного устройства, при крайнем развитии провинциальных стремлений у сербского народа, когда каждый округ жил своей отдельной жизнью, у сербов, прежде всего не могло составиться понятия единства, а в месте с тем не могла выработаться своя индивидуальная письменность, своя школа книжников.

Когда же при Неманичах началась письменность, то этому мешал взгляд на вс прошлое, как языческое или еретическое, которого держались первые Неманичи и во всм следовавшие за ними книжные люди. Вследствие такого взгляда св. Савва и Стефан Первовенчанный, составивший житие своего отца не написали о его и своей генеалогии Таким образом первые сербские писатели сознательно прерывали связь с периодом, предшествовавшем времени Степана Немани.

Мало того, вся письменность относившаяся к тому времени в общем преследовании богумильскои ереси, подверглась бесследному истреблению, как еретическая.

Совсем другое представляют болгары. Рано достигнувшие политического объединения, они ещ в X веке создали и богатую письменность хотя впоследствии она подверглась также истреблению, но тем не менее есть несомненные указания на летописи у болгар до XII столетия. У сербов же письменность начинается только с Немани, то есть в конце XII начале XIII века. Первое указание на эту письменность мы находим у попа Дуклянина, современника Немани, который сделал перевод на латинский язык летописи, написанной на славянском языке.

Поэтому сербская письменность развивается под влиянием болгарской, на что имеются прямые указания, как например Сию книгу сиречь триодъ изведхомъ из бугарские книгы на срьбскы чинь.