рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ И КОСТЮМЫ БАШКИР

Работа сделанна в 1999 году

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ И КОСТЮМЫ БАШКИР - Реферат, раздел География, - 1999 год - Башкирский этнос Национальная Кухня И Костюмы Башкир. Национальная Кухня, У Башкир Формировала...

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ И КОСТЮМЫ БАШКИР. Национальная кухня, у башкир формировалась на базе скотоводческого мясо-молочного хозяйства. Важным продуктом питания было коровье молоко hэт и молочные продукты. Собранные с отстоявшегося сырого или кипяченого молока сливки kаймаk подавали к чаю, оставляли для заправки супа, сбивали в масло май. Употреблялись повсеместно заквашенное молоко kатыk, ойотkан, творог эремсек.

Вываренная и подсушенная творожистая масса kызыл эремсек, эжекэй заготовлялась впрок. На большей части территории Башкортостана делали корот kорот. В летнюю пору пили разбавленный водой катык, пахту от сбитого масла айран или кумыс kымыз. Большую роль в кухни башкир играли мясные блюда.

Традиционным угощением была вареная конина или баранина с лапшой бишбармаk, туkмас, палма, kуллама, итле аш. С мясом гостям подавали кусочки вяленой колбасы kазы. После подачи мяса гостям подносили чашу с бульоном hурпа, приправленным коротом. В кухне горно-лесных башкир заметное место занимала дичь утки, тетерева, мясо диких коз, лосей, рыба. В рационе башкир с давних пор присутствовали злаки. Многие современные блюда с применением целого или дробленого зерна имеют древнее происхождение похлебка из ячменя кужэ, каленые ячмень и пшеница kурмас, толокно из курмаса талkан, некоторые блюда из пшена лепешки йэймэ, кулсэ, лапша hалма, туkмас и др изделия из пресного теста бауырhаk, йыуаса, майгикмэк кумэс и др Башкиры пекли кислый хлеб и различные пироги в духовой печи. На хмелевой закваске ставили иногда и традиционные мучные кушания лепешки, блины, печенье.

С кон. 19 в. прочное место в питании населения занимает картофель, чуть позже и другие овощи.

Разнообразили летнее меню травы, дикие коренья саранка, борщевник, черемша, дикий лук, щавель, которые употребляли как приправу к крупяным супам эйрэ и мучным жидким кушаньям ыумас, боламыk. Из диких ягод клубники, смородины, горной вишни делали тонкую пастилу kаk. Любимым напитком стал чай. Кроме покупного чая заваривали листья душицы, зверобоя, смородины и др. Сахар заменяли медом. Хмельными напитками были буза буза и медовуха эсе бал. Башкирские кушания бишбармаk, kатыk, kорот, туkмас, бэлеш и др. пользуются признанием у многих народов.

Для костюмов, характерно широкое использование домашнего сукна, войлока, кож для обуви, овчин, меха, а также покупных кустарных тканей в меньшей мере употреблялся крапивный и конопляный холст. С переходом к оседлости домашние ткани из раститительных волокон при изготовлении одежды, особенно нательной рубах, штанов, приобрели первенствующее значение. До кон. 19 в. мужская и женская одежда отличались не столько формой и покроем, сколько приемами декоративно-художественного оформления.

Носили рубахи или платья кулдэк, штаны с широким шагом ыштан, безрукавный короткий камзол камзул или кафтан кэзэки. В торжественной или официальной обстановке надевали шелковые или бархатные халаты елэн, бешметы бишмэт. Теплой одеждой служили суконные чекмени сэкмэн, шубы тун, тулупы толоп. В мужской костюм входили штаны салбар из плотной ткани. Рубахи и платья имели туникообразный без швов в плечах покрой. Верхняя одежда кроилась приталенной, расклешенной в полах, с косыми плечевыми срезами, округлой проймой.

На камзол или кафтан было принято надевать тканевый или суконный халат. Другой особенностью одежды было включение халатов и даже шуб в праздничный комплект. Старинные еляны и чекмени вышивались разноцветным узором, украшались цветным сукном, позументом, нашивками кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях. В музейных собраниях сохранились праздничные шубы, крытые бархатом, шелком, отделанные мехом выдры, лисы kама тун, тэлкэ тун. На севере Башкортостана верхняя одежда рано перешла в разряд сезонной. Праздничный костюм в 19 в. состоял здесь из платья и камзола, а с кон. 19 в. у молодых женщин - из платья и фартука.

Их шили из орнаментированной домашней ткани или из фабричной, вышитой узорами. Так же украшали мужские праздничные рубахи штаны шили из браного холста. Вышивка и аппликация на платьях и фартуках были приняты у зауральских башкир. Вышивались также мужские рубахи и пояса. Традиционная обувь сапоги, башмаки, туфли, кожаные калоши изготавливалась из кожи домашней выделки.

В южных и юго-восточных скотоводческих р-нах кожаные сапоги итек носило почти все взрослое население. В других местах сапоги были преимущественно обувью молодых мужчин. Праздничные сапоги имели каблук, шпунты и подковы, их украшали металлическими заклепками. Нарядно выглядели жен. башмаки kата, башмаk с цветной строчкой, шерстяными кисточками. У демских башкир они являлись праздничной и свадебной обувью. Кожаную обувь носили с суконными, войлочными чулками тула ойоk, кейез ойоk или портянками сылгау.

Кожаные калоши калуш надевали на ичиги ситек. В горном Башкортостане и в Восточном Зауралье была принята обувь с суконными голенищами на твердой kата и мягкой сарыk подошве. Низкую меховую обувь из конской или коровьей шкуры kынйыраk с небольшим холщовым верхом надевали зимой охотники на Северо-востоке Башкортостана. В качестве летней и осенней рабочей обуви на севере Башкортостана распространились лапти сабата.

Головные уборы демонстрировали возрастное, семейное, социально-имущественное положение человека. Женские головные уборы, особенно праздничные, отличались яркой декоративностью, разнообразием нашивок из кораллов, монет, серебряных блях. В истории 18-19 вв. описываются богатые уборы кашмау kашмау и калябаш кэлэпуш, башкейем, сплошь покрытые серебром и кораллами. Калябаш в виде высокой шапочки с широким наспинником и спускающейся на плечи и грудь сетки вышел из употребления в 1-й пол. 19 в. Несколько десятилетий назад в ряде мест молодые невесты носили покрывало - кушъяулык kушъяулыk, украшая его вышивкой, а подбородную тесьму - монетами, бисером.

Вместе с ним или с обычным платком, повязанным по-мусульмански за два соседние угла, часто надевали маленькие шапочки-колпачки kалпаk, особенно популярные в северных районах. В старину существовало несколько разновидностей колпачков, среди которых необычно смотрелись украшенные ажурным орнаментом белые вязаные головные уборы аk kалпаk.

На плоские и овальные бархатные колпачки нашивали бисер, жемчуг, серебреный или золотой канитель, блестки. Головным убором пожилых женщин был белый полотняный или ситцевый платок таcтар богатые башкирки поверх платка или белого покрывала надевали меховые шапки kама бурек с плоским бархатным верхом и широким околышем из меха выдры. Во многих районах Башкортостана вязали пуховые шали и платки. Имели распространение шелковые и кашемировые шали, девичьи головные уборы - ободки манлайса с бусами, монетами, боковыми подвесками-кистями суk, иногда с накосной лентой.

В северных районах сохранились воспоминания о девичьих шапочках таkыя с бусами и монетами. В редких случаях девушки носили тюбетейки. Традиционно мужские головные уборы изготавливались из овчины, меха, войлока, покупных тканей. Повседневной для мужчин всех возрастов была небольшая стеганая шапочка-тюбетейка тубэтэй, у пожилых темная, у людей среднего и особенно молодого возраста - цветная зеленая, красная, синяя, иногда вышитая шерстью и шелком, украшенная бисером, кораллами, позументом.

Были распространены меховые шапки бурек, кэпэс из овчины, из шкуры волка, рыси, крытые сверху тканью их край окаймляла узкая выпушка или полоска более дорогого меха. Ценились шапки из выдры, бобра kама бурек, kамсат бурек, из лисьих шкурок или лисьих лапок тэлкэ бурек. В степном Башкортостане в холода надевали малахаи кэлэпэрэ, kолаkсын - уборы с высокой тульей и полостью, прикрывающей плечи и спину.

Их выкраивали из войлока, сукна, подбивали мехом. Небольшие колпаки из войлока с разрезными полями носили в юго-восточных селениях. В северных и западных районах чаще встречались цельнокатаные шляпы с полями эшлэпэ. Состоятельные башкиры надевали иногда турецские фетровые фески фэс с кистью. К старинным уборам можно отнести так называемую шапку кантонного начальника - головной убор с очень высокой тульей и якоревидными отворотами, из бархата или цветного сукна, украшенный галуном.

Люди духовного сана на тюбетейку иногда на меховую шапку, шляпу повязывали белую чалму сэллэ, салма. Костюмы дополняли многочисленные украшения из кораллов и серебра. В башкирской одежде в начале 20 в. сохранялось немало территориальных различий, в основе которых лежат племенные и родовые культовые традиции. В 60-х гг. 20 в. были выделены и описаны костюмные локальные комплексы. С изменениями в социально-экономического развитии края многие народные традиции утрачены.

До 50-60-х гг. 20 в. они сохранялись у людей старшего поколения. Большую консервативность проявлял женский костюм. В 60-х гг. на северо-востоке Башкортостана, в Челябинской и Курганской областях наблюдался расцвет вышивального искусства. Особенно богато выглядела праздничная и обрядовая свадебная одежда. К концу 20 в. Б.к существенно видоизмененный, сохранился, главным образом, в фольклорных коллективах.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Башкирский этнос

Численность по переписи 1989, в республике 863,8 тысяч человек, в Российской Федерации - 1345,3 тысяч, в бывшем СССР - 1449,2 тысяч.За пределами… Первые упоминания этнонима в форме башгирд, башкирд, башджирт, баджгар… На протяжении 18-20 вв. выдвинуто около 40 толкований этнонима башкорт. Почти все они сходятся на том, что слово это…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ И КОСТЮМЫ БАШКИР

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП БАШКИР
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП БАШКИР. Антропология saved from url0045httpwww.bashedu.ruenciklaaaantrop ol.htm DOCTYPE HTML PUBLIC -W3CDTD W3 HTMLEN , наука о происхождении и эволюции человека, образовании

БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ. Башкирский язык принадлежит к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков, образующих вместе с монгольскими и ту

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги