рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Нганасаны - малые народы России

Нганасаны - малые народы России - раздел География, Нганасаны, Ня Самоназвание, Самоеды-Гавгийцы Устаревшее Название. Численност...

Нганасаны, ня самоназвание, самоеды-гавгийцы устаревшее название. Численность в Российской Федерации 1262 человека, в том числе Таймырском Долгано-Ненецком автономном округе 849 человек. Разделяются на две группы западную авамские нганасаны, с центрами в поселках Усть-Авам и Волочанка и восточную вадеевские нганасаны, с центром в поселке Новая. Говорят на нганасанском языке. Различают авамский и вадеевский выговоры. Вадеевские нганасаны владеют долганским языком. Язык нганасанов бесписьменный.По официальным данным, нганасаны прежде считались шаманистами ныне многие сохраняют традиционные верования.

Современные нганасаны отчасти являются потомками самого северного тундрового населения Евразии - неолитических охотников на дикого оленя. Данные археологии показывают тесную связь первых жителей полуострова с населением бассейна Средней и Нижней Лены, откуда они проникли на Таймыр 6 тыс. лет назад.Вплоть до XXI века. н. э все последующие мигранты не изменили хозяйственных традиций, ориентированных в основном на оленью охоту.

С XII до XXVII века следует лакуна в археологических источниках. С начала XXVII века появляются письменные документы о том, что население полуострова было обложено российским государственным налогом ясак. С вхождением территории нганасанов в состав России на ней возникли зимовья с небольшими вооруженными отрядами, а также зимовья русских промышленников-охотников.Нганасаны как особый этнос сложились на Таймыре во второй половине XXVII - начале XXVIII веков. В его состав вошли различные по происхождению племенные группировки пясидская самоядь, кураки, тидирисы, тавги и др. Они наложились на древнее население, как полагают, палеоазиатское, занимавшееся охотой на северных оленей.

Этнически группы прищельцев в разное время представляли собой западную периферию юкагиров, северные группы тунгусов те и другие - лесные и тундровые охотники и западные группы самодийцев с развитым санным домашним оленеводством.

Более высокий уровень хозяйства и его организации, возможности быстрого свободного передвижения оленных санных групп и другие причины привели к консолидации местного населения по языку и в значительной степени по культуре. Тем не менее черты древних пеших тундровых охотников на оленя у нганасанов и близких им энцев проступают наиболее ярко по сравнению с другими полярными народами Евразии.К этим древним чертам, в частности, относится организация оленной облавной сухопутной охоты и охоты с лодок на речных переправах.

В период консолидации нганасаны постепенно восприняли самодийский способ тундрового санного крупностадного миграционного оленеводства с постоянным кочеванием весной на север и осенью к югу. К середине XIX века нганасаны уже считались традиционными оленеводами. Рыбоводство было второстепенным занятием.Наличие стад домашних и охота на диких оленей, расположения кочевий в наиболее северных пределах полуострова, пользование самодельными орудиями труда и охоты позволяли им быть совершенно независимыми почти до конца XIX века. В XVIII - XIX веках нганасаны регулярно платили государственный ясак. В русских зимовьях происходил обмен оленьих шкур и пушнины на металлические предметы, ружья, порох, свинец.

Широко известны были металлические изделия нганасанов, инкрустированные медью железные скребки для выделки шкур, наконечники копий, ножны и др. К XVII веку кочевья племенных группировок, из которых складывались нганасаны, простирались по всему полуострову, включая и территорию правобережья Хатантской губы. С XVIII века на Таймыр с юго-востока стали проникать якуты, постепенно ассимилируя местных тунгусов и русских.

Складывавшийся на этой основе новый этнос - долганы, потеснили нганасанов к западу и северу. Ненцы, перейдя на правобережье Енисея и постепенно ассимилируя ненцев, оттеснили нганасанов к востоку, в центр равнины полуострова.Основные пути оленеводческих кочевых коллективов нганасанов пролегали по Северо-Сибирской низменности, заключенной между плато Бырранга на севере и плато Путорана на юге между 69 и 76северной широты.

Северные их пределы на востоке Таймыра достигали 77 северной широты, огибая озеро Таймыр. Практически все кочевья располагались в зоне тундры. К зиме подходили к лесотундре, размещаясь по водоразделу бассейна реки Пясины и северным притокам рек Хета и Хатанга.Наибольшее число авамских нганасанов приходится на середину XVII века 1300 человек, но из-за эпидемий она сократилась к 1926 до 576 человек.

К 1990 году на Таймыре в группе авмских нганасанов было 650 чел в группе вадеевских - около 100. Остальные проживали в районных центрах и городах автономного округа. До 1950-х годов нганасаны в основном занимались домашним оленеводством в составе колхозных и совхозных оленеводческих бригад, вели охоту на дикого оленя, промышляли рыбой и пушным зверем, летом подспорьем служила охота на линного гуся. К началу 1980-х годов в связи с увеличением численности таймырской популяции дикого оленя домашнее оленеводство авамской группы нганасанов практически перестало существовать.

Вадеевские нганасаны к 1992 г. выпасали одно небольшое стадо.Нганасаны осели в поселках, перешли в рыболовецкие и охотничьи бригады. Основное товарное значение для нганасанов имеют продукция отстрела оленей, особенно в осенний период миграции оленьих стад на юг, заготовка рыбы, промысел пушнины и полярной куропатки.

Женщины занимаются выделкой оленьих шкур и шитьем национальной орнаментированной меховой мозаикой, сукном и бисером обуви, сувенирных ковриков и поделок из шкур оленя, шитьем меховой одежды для промысловиков, в пос. Волочанка работают на звероферме голубых песцов. Традиционно промысел и оленеводство - дело мужчин, вся работа по дому - дело женщины, в том числе пошив и починка одежды, заготовка топлива, воды, забота о детях.К началу XX века среди авамских нганасанов наиболее многочисленными со своими патрилинейными именами были 5 родов, которые заключали между собой браки с соблюдением норм экзогамии.

Запрещались браки как по отцовской, так и по материнской линиям до третьего поколения. У вадеевских нганасанов к этому времени зафиксировано 7 родов, также соблюдавших билинейную экзогамии, но их представители более свободно вступали в браки, в большинстве с долганами.По традиции браки заключались обычно в возрасте 17-18 лет, когда молодые люди доказывали свои возможности обеспечить семью мужчина - удачами в охоте, оленеводстве, умением изготовить санки, шесты для жилища, деревянную колыбель для ребенка, женщина - умением ставить и собирать жилище, обрабатывать шкуры, шить одежду, готовить и заготовлять впрок пищу. При соблюдении экзогамии добрачные половые связи не осуждались и добрачные дети никогда не являлись препятствием для брака, иногда оставаясь в семье отца невесты.

Сейчас часты случаи нарушения экзогамии.Весьма широко распространены межнациональные браки, в том числе и с мигрантами-мужчинами, детей от таких браков считают нганасанами.

Традиционное кочевое жилище нганасанов - конический круглый или овальный в основании шестовой чум, крытый оленьими шкурами 3-6 м в диаметре. В 1940-е гг. в быт вошли передвижные балки, легкий каркасный домик на полозьях, крытый шкурами. В течение года оленеводы меняли 3 вида жилья зимой - балок, летом с появлением гнуса - чум, осенью - брезентовая палатка.Вход жилища ориентирован обычно на юго-восток.

В конце XIX - начале XX веков нганасаны не имели постоянных поселений. Маршруты кочевого коллектива заранее оговаривали с соседями. Для более успешной облавной охоты на реках объединялись несколько коллективов. К 1941 году в связи с реализацией плана перехода от кочевого образа жизни к оседлому были построены небольшие поселки.В современных укрупненных многонациональных поселках нганасаны живут в типовых домах, имеющих от 2 до 4 квартир, отапливаемых привозным углем. При плановой застройке традиции ориентации жилища и строго соответствующих ей мест каждого члена семьи нарушаются за редким исключением и все больше забываются.

Традиционную одежду шьют из различных частей шкур оленей разных возрастов и разных сезонов года с различной высотой и крепостью меха. Верхняя мужская одежда без разреза впереди состоит из двух слоев шкур. Внутренняя часть, без капюшона мехом к телу, изготовляется из 2-3 шкур осеннего или зимнего оленя, наружная часть с капюшоном - из короткошерстных шкур темных и светлых тонов только что родившихся оленях пыжиков или шкур с живота оленя.

Чередование частей из темных и светлых шкурок на верхней одежде с четко обозначенным на спине темным или светлым прямоугольником и 2-3 орнаментированных подшивки ниже его - характерная особенность нганасанов.Женская зимняя одежда - того же вида, но с разрезом спереди, небольшим воротником из белого меха собаки, без капюшона, который заменяет двойная шапка с опушкой из длинного меха черной собаки, хорошо защищающая лицо от зимнего ветра.

По подолу внутренняя и наружная части также обрамляются опушкой из меха белых собак, которых прежде специально выращивали для этой цели нганасанские собачки.Праздничные варианты такой одежды богато оформляются геометрическими орнаментами из меховой и кожаной мозаики, а некоторые части окрашиваются по мездровой стороне в черный и красный цвета. К верхней линии спинного прямоугольника прикрепляются длинные раскрашенные ремешки.

На теле мужчины носили короткие кожаные или меховые штаны, к которым привязывались длинные голенища меховой обуви из шкур с ног оленя с меховыми же чулками. Женские штаны-комбинезон с закрытой грудью шьют из кожи или шкуры мехом внутрь и спереди украшают крашеным орнаментом и многочисленными металлическими подвесками, характерными для нганасанских и энецких женщин. На мужских и женских штанах спереди сохраняется в виде разноцветной бахромы рудимент пояса стыдливости.Обувь нганасанов шьется без подъема внешне делает их ноги похожими на ноги овцебыков.

Зимой в сильные морозы поверх обычной одежды надевают еще одну сокуй из толстого меха зимнего оленя шерстью наружу с капюшоном, имеющим спереди белый стоячий султан, по которому соседи безошибочно узнают нганасанов или энцев. Прежде специальную погребальную или обрядовую одежду, сейчас выходящую из употребления, шили без орнаментов по тому же, что и из шкур, крою, но из красных и черных сукон.Национальная праздничная одежда хорошо сохраняется и сейчас.

Излюбленной пищей нганасанам служит рыба, мясо оленя, мясо диких гусей в сыром, мороженом, сушеном и вареном видах.Сейчас большое значение в рационе имеет хлеб. Почитание земли, солнца, луны, огня, воды, дерева, важнейших промысловых и домашних олень, собака животных и их ипостасей под именем матерей, от который зависит здоровье, промысел и сама жизнь людей и с которыми связана основная календарная и семейная обрядность - характерные черты традиционных верований нганасанов.

В них проявляются чрезвычайно архаичные черты представлений о природе и человеке, долгое время бытовавшие в относительно изолированных полярных коллективах. Они и сейчас сохраняются среди пожилых людей. Кормление огня и семейных реликвий, по крайней мере трижды в году обязательный ритуал. Большое значение имели шаманы нганасанов.К ним обращались во всех трудных случаях, они же являлись организаторами таких больших общественных праздников-обрядов, как Чистый чум, проводившийся обычно при появлении солнца после полярной ночи. Сейчас этот обряд в виде весеннего фольклорного праздника постепенно возрождается.

Произведения фольклора весьма разнообразны по видам. Некоторые из этногенетических мифов повествуют о том, что нганасаны появились из шерсти большой оленьей самки земли, на спине которой они живут. Культурный герой Сирота-парень как первый нганасан выходит на свет, откинув травяную дверь в земляной кочке.Его полагали защитником всего народа.

Исполнение длинных эпических произведений, в которых речь чередуется с пением, обычно растягивалось на несколько вечеров долгой полярной ночи. Более короткие рассказы, вести, повествуют о ситуациях промысла, похождениях и проделках различных мифологических персонажей. Распространены адаптированные к местным условиям русские сказки. И сейчас широко бытуют сказки о животных, объясняющие их происхождение, характерные черты, окраску повадки.Песенное творчество нганасанов также разнообразно.

В частности, прежде каждый нганасан имел свою личную песню, сочиненную им самим или подаренную ему, с устойчивым мотивом, на который накладывается словесная импровизация. Из музыкальных инструментов необходимо отметить бубен с колотушкой, поющий лук, гудки, завывалки и жужжалки из птичьих перьев, дерева и тростника. До недавнего времени всякая музыка и пение сохраняли свое сакральное значение.

– Конец работы –

Используемые теги: Нганасаны, Малые, Народы, России0.066

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Нганасаны - малые народы России

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Освобожден народ, но счастлив ли народ? по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?"
А народ- это и есть те самые только чтоосвобожденные крестьяне. Крестьяне- самый бедный и бесправный класс, и искатьсреди них счастливого более чем… Но тем не менее назватькрестьян счастливыми, даже чуть-чуть, сложно. Поскольку… Само счастье свалилосьдостаточно неожиданно, многие были к нему не готовы и, оказавшись на воле, былиптичками,…

Проблемы становления малого бизнеса в России
В настоящее время в России около 24 млн. человек, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого… В начале 90-ых годов прошлого века были приняты законы о поддержке малых… Первоначально меры по развитию предпринимательства и поддержке малого бизнеса принесли ощутимый успех: в стране были…

Раздел 1 Политические идеи России X-XVII вв. Тема1 Политическая мысль в России : специфика и основные этапы развития.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ... ХАНТЫ МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА...

год России в Испании и Испании в России

Проблемы развития малого бизнеса в России
Этим положением устанавливается экономическая и социальная роль малого предпринимательства. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и… Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости.

Народы России. Материальная культура русских
Россия сегодня Географическая характеристика Этнический состав... Литература Мастюгина Т М Перепелкин Л С Этнология народы России История и современные положение учебное пособие Центр...

Древние народы на территории России
В подавляющей части работ дооктябрьского история России рассмат-ривалась исключительно как история русского народа.Такой подход былсвойственен… Лишь в конце 19 - начале 20 веков стали появляться работы, расс-матривающие… При этом к предкам славян причислялись скифы,гунны и др. народы. В это же время увидели свет первые труды…

Современные тенденции в международной торговле сырьевыми товарами. Место и роль России и Дальнего Востока России
В наше время создать производство, отвечающее самым современным требованиям технологии, организации производства и труда, опираясь только на… Развитие внешнеэкономических связей требует, прежде всего, изучения мирового… В экономической политике большинства стран мира акцент по-прежнему делается на использовании частной инициативы,…

Развитие франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства в России и зарубежных странах
Франчайзинг дает франчайзеру возможность развивать свою сеть и продвигать свою торговую марку при ограниченных собственных средствах. За счет данного вида деятельности франчайзер «приближается к потребителю». Ко… При развитии путем франчайзинга франчайзи, который является независимым предпринимателем, принадлежит весь доход от…

МЫ И ОНИ. Краткий курс выживания в России Мы и Они. Краткий курс выживания в России
Мы и Они Краткий курс выживания в России... Владимир Соловьев...

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Маленькие народы России Говорят на чувашском языке тюркской группы алтайской семьи. Диалекты - низовой ("укающий") и верховой ("окающий"). Субэтнические группы - верховые… Распространён также русский язык. Верующие Чуваши в основном православные.… В 1917 Чуваши получили автономию: АО с 1920, АССР с 1925, Чувашская ССР с 1990, Чувашская республика с 1992. Основное…
  • Война 1812 года в истории народов России Победа русского народа над завоевателем, который считался величайшим военным гением мира и к моменту нападения на Россию был увечен ореолом… Поэтому гроза 1812 года вновь и вновь привлекает к себе внимание… Одними из самых объективных являются книги Е.В. Тарле 1812 год и Н.А. Троицкого 1812. Великий год России. Я выбрал…
  • Взаимоотношения народов России В России изучение истории национальной политики конца XIX - начала XX в. началось в годы первой русской революции. В 1905-1917 гг. в исторической… Советскими историками в 20-е годы, несмотря на иную методологическую и… За рубежом национальная политика Российской империи изучалась весьма фрагментарно до середины 50-х годов.Результаты…
  • Национально-психологические особенности народов России Особенности национального психологического склада достаточно глубоко и всесторонне исследовались русскими философами конца XIX начала XX вв.… Включает в себя отношения нации к различным ценностям общества, отражает… Национально-психологические особенности представляют собой сложное взаимосвязанное единение 2х составляющих 1…
  • Народы и государства на территории России накануне монголо-татарского нашествия По имени этих столичных городов и принято обозначать отдельные княжества, или земли. Крупнейшими из них стали земли: Новгородская, Полоцкая, … Здесь появились тенденции к централизации Русского государства.… Среди таких "ополий" в первую очередь выделялась область Ростова Великого. Город Ростов стоит на берегу озер Неро,…