рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Жизнь и деятельность чукчей

Жизнь и деятельность чукчей - раздел География, Жизнь И Деятельность Чукчей Чукчи, Самоназвание, Настоящие Люди. Численность...

Жизнь и деятельность чукчей ЧУКЧИ, самоназвание, настоящие люди. Численность в Рос. Федерации 15,1 тыс. чел коренное население Чукотского авт. округа 11,9 тыс. чел живут также на С. Корякского авт. округа 1,5 тыс. чел. и в Нижне-Колымском р-не Якутии 1,3 тыс. чел говорят на чукотском языке.Чукчи подразделялись на оленных тундровых кочевых оленеводов самоназвание чаучу оленный человек и приморских оседлых охотников на морского зверя самоназвание анкалын береговой, живущих совместно с эскимосами.

Эти группы были связаны родственными отношениями и натуральным обменом. Распространены самоназвание по месту жительства или кочевок увелельыт уэленцы, чаальыт Чукчи, кочующие по р. Чаун, и т. п. Сохраняются, даже у жителей современных укрупннных послков, назв. более мелких групп внутри поселений тапкаральыт живущие на косе, гынонральыт живущие в центре и т. п. Среди зап. Чукчи распространено самоназвание чугчит вероятно, от чаучу.Первоначально прародиной Чукчи считалось побережье Охотского м откуда они продвинулись на С ассимилируя часть юкагиров и эскимосов.

Согласно современными исследованиям, предки Чукчи и родственные им коряков обитали во внутренних р-нах Чукотки по меньшей мере 6 тыс. область обитания эскимосов, частично ассимилировав их и частично восприняв многие черты их культуры жировые лампы, пологи, конструкцию и форму бубнов, промысловые обряды и праздники, пляски-пантомимы и др Длит. взаимодействие с эскимосами отразилось также на яз. и мировоззрении оленных Чукчи В результате контактов сухопутной и мор. охотничьей культур у Чукчи произошло экономическое разделение труда.

В этногенезе Чукчи также приняли участие юкагирские элементы. Контакты с юкагирами стали относит, стабильными на рубеже 13 14 вв когда юкагиры под влиянием эвенов продвинулись на В. в басе. р. Анадырь. Оленеводство сложилось у тундровых Чукчи, по-видимому, под влиянием коряков незадолго до появления русских.Первые упоминания Чукчи в рус. документах с 40-х гг. 17 в подразделяют их на оленных и пеших.

Оленеводы кочевали в тундре и на побережье Ледовитого океана между Алазеей и Колымой, у мыса Шелагский и далее к В. до Берингова пр. Поселения пеших Чукчи оседлых морских охотников располагались вместе с эскимосскими между м. Дежнева и зал. Креста и далее на Ю. в низовьях Анадыря и р. Канчалан. Численность Чукчи в кон. 17 в. составляла ок. 8 9 тыс. чел. Контакты с русскими первоначально сохранились в основном. на нижней Колыме.Попытки обложить нижнеколымских Чукчи ясаком, военные походы против них в сер. 17 в. не принесли результатов.

Из-за военных конфликтов и эпидемии оспы численность нижнеколымских Чукчи резко сократилась, оставшиеся откочевали на В. После присоединения к России Камчатки население Анадырского острога, основанного в 1649, стало расти, что С кон. 18 в. активизировались торг. контакты Чукчи с русскими. Согласно Уставу об управлении инородцев 1822, Чукчи не несли повинностей, ясак вносили добровольно, получая за это подарки.

Установившиеся мирные отношения с русскими, коряками и юкагирами, развитие пастушеского оленеводства способствовали дальнейшему расширению территории Чукчи на 3. к 1830-м гг. они проникли на р. Большая Барани-ха, к 1850-м на нижнюю Колыму, к сер. 1860-х в междуречье Колымы и Индигирки на Ю. на территория коряков между Пенжиной и бухтой Корфа, где были частично ассимилированы коряками на В. усилилась ассимиляция Чукчи эскимосов.В 1850-х гг. в торговлю с приморскими Чукчи включились американские китобои.

Расширение территория обитания Чукчи сопровождалось окончательным выделением территория групп Чукчи колымской, анюйской, или малоанюйской, чаун-ской, омолонской, амгуэмской, или амгуэмо-вонкаремской, колючино-мечигменской, онмыленской внутренние Чукчи, туманской, или вилюнейской, олюторской, берингоморской морские Чукчи и др. В 1897 численность Чукчи составляла 11751 чел ок. 60 их составляли тундровые Чукчи, ок. 40 береговые, проживавшие в 75 поселках.С кон. 19 в вследствие истребления мор. зверя, численность береговых Чукчи резко упала к 1926 она составила 30 всех Чукчи Современные потомки береговых Чукчи живут в пос. Сиреньки, Н. Чаплино, Провидение, Нунлигран, Энмелен, Янракыннот, Инчоун, Лорино, Лаврентия, Нешкан, Уэлен, Энурмино на восточное побережье Чукотки.

В 1930 был образован Чукотский национальный округ с 1977 авт. округ. Для этнического развития Чукчи в 20 в особенно в период укрупнения колхозов и образования совхозов со 2-й пол, 50-х гг характерны консолидация и преодоление обособленности отдел, групп.

Культурные различия тундровых и береговых Чукчи стираются и к наст. времени в Шмитовском, Беринговском, Чаунском и Анадырском р-нах практически исчезли. На В. Чукотки, где сохраняется традиции зверобойный промысел, аккультурация береговых Чукчи идет медленнее.Расширяются контакты Чукчи с русскими и др. народами, растет число смешанных браков от 20 до 60. Дети в смешанных браках обычно выбирают чукотскую национальность. Основные занятие тундровых Чукчи кочевое оленеводство, имевшее ярко выраженный мясо-шкурный характер.

Использовали также ездовых оленей в упряжке. Стада отличались сравнит, крупными размерами, олени были слабо приучены, выпасались без помощи собак.Зимой стада держали в укрытых от ветра местах, перекочевывая по несколько раз за зиму, летом мужчины уходили со стадом в тундру, женщины, старики и дети жили в стойбищах по берегам рек или моря. Оленей не доили, иногда пастухи высасывали молоко.

Для приманивания оленя пользовались мочой. Кастрировались олени путем перекусывания семенных каналов. Основные занятие береговых Чукчи охота на мор. зверя зимой и весной на нерпу и тюленя, летом и осенью на моржа и кита. На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного. На моржа охотились группами по несколько байдар.Традиционное охотничье оружие гарпун с поплавком, копье, ременная сеть, со 2-й пол. 19 в. распространилось огнестрельное оружие, методы охоты упростились.

Иногда стреляли тюленей на большой скорости с нарт. Рыболовство кроме бассейнов Анадыря, Колымы и Сауна было слабо развито. Промыслом рыбы занимались мужчины. Рыбу ловили сачком, удой, сетями, летом с байдар, зимой в проруби. Лосося заготавливали впрок.До появления огнестрельного оружия охотились на дикого оленя и горного барана, впоследствии почти полностью истребленных под влиянием торговли с русскими распространился пушной промысел.

До наст. времени сохранилась охота на птиц с помощью бола метательные орудия из несколько веревок с грузами, которые опутывали летящую птицу. Раньше при охоте на птиц пользовались также дротиками с метательной дощечкой, петлями-ловушками гаг били в воде палками. Женщины и дети занимались также сбором съедобных растений. Для выкапывания корней пользовались орудием с наконечником из рога, позднее железа.Традиционные ремесла выделка меха, плетение сумок из волокон кипрея и дикой ржи у женщин, обработка кости у мужчин.

Развиты художеств, резьба и гравировка по кости и моржовому клыку, аппликация из меха и тюленьей кожи, вышивка оленьим волосом. Для чукотского орнамента характерен мелкий геометрический узор. В 19 в. на восточном побережье возникли кустарные объединения по производству резных предметов из моржовой кости на продажу.В 20 в. развилась сюжетная гравировка по кости и моржовому клыку работы Вуквола, Вуквутагина, Гемауге, Хальмо, Ичеля, Еттуги и др Центром костерезного искусства стала мастерская в с. Уэлен создана в 1931. Во 2-й пол. 19 в. многие Чукчи стали наниматься на китобойные шхуны и золотые прииски.

Большинство современных Чукчи занимаются традиционные занятиями в рамках оленеводческих и промысловых хозяйств. Часть занята в животноводстве, звероводстве, тепличном овощеводстве, сфере обслуживания, образования и здравоохранения.Семьи оленеводов живут в оседлых поселках укрупнены поселения приморских Чукчи В 1989 более 1,5 тыс. Чукчи проживало в городах Магадане, Анадыре.

Для обществ, строя Чукчи к началу контактов с русскими было характерно перерастание патриархальной общины в соседскую, развитие имуществ, дифференциации. Олени, собаки, жилища и байдары были в частной собственности, пастбища и промысловые угодья в общинной.Основной социальной единицей тундровых Чукчи было стойбище из 3 4 родственных семей у бедняков стойбища могли объединять семьи, не связанные родством, в стойбищах крупных оленеводов жили их работники с семьями. Группы по 15 20 стойбищ были связаны взаимопомощью.

Приморские Чукчи объединялись по несколько семей в байдарную общину, возглавлявшуюся хозяином байдары. У оленных Чукчи существовали патрилинейные родственные группы варат, связанные общими обычаями кровная месть, передача ритуального огня, общие знаки на лице во время жертвоприношений и др До 18 в. было известно патриархальное рабство. Семья в прошлом большая патриархальная, к кон. 19 в. малая патрилокальная.По традиционному свадебному обряду, невеста в сопровождении родственников приезжала на своих оленях к жениху.

У яранги забивали оленя и его кровью невесте, жениху и их родственникам наносили на лицо родовые знаки жениха. Имя ребенку давали обычно через 2 3 недели после рождения. Существовали элементы группового брака переменный брак, отработки за невесту, у богатых многоженство. Много проблем у оленных Чукчи возникало с диспропорцией в половой структуре женщин было меньше, чем мужчин.Основное жилище разборный цилиндро-конический шатер-яранга из оленьих шкур у тундровых Чукчи и моржовых у приморских.

Свод опирался на три шеста в центре. Внутри яранга разгораживалась пологами в виде больших глухих меховых мешков, растянутых на шестах, освещалась и отапливалась каменной, глиняной или деревянной жировой лампой, на которой также готовили пищу. Сидели на шкурах, древесных корнях или оленьих рогах. В ярангах содержались также собаки.Яранга приморских Чукчи отличалась от жилища оленеводов отсутствием дымового отверстия.

До кон. 19 в. у приморских Чукчи сохранялась полуземлянка, заимствованная у эскимосов валкаран дом из челюстей кита на каркасе из китовых костей, покрытых дрном и землей. Летом в не входили через отверстие в кровле, зимой через длинный коридор. Стойбища кочевых Чукчи состояли из 2 10 яранг, были вытянуты с В. на 3 первой с 3. ставилась яранга главы общины. Поселения приморских Чукчи насчитывали до 20 и более яранг, беспорядочно разбросанных.Тундровые Чукчи передвигались на нартах на оленях, приморские на собаках.

В сер. 19 в. у приморских Чукчи под влиянием русских распространилась восточносибирская нарта и упряжка цугом, до этого собак запрягали веером. Пользовались также ступа тельными лыжами-ракетками, на Колыме заимствованными у эвенков скользящими лыжами. По воде передвигались в байдарах лодках, вмещающих от одного до 20 30 чел из моржовых шкур, с вслами и косым парусом.Традиционная одежда глухая, из шкур оленей и нерп. Мужчины носили двойную рубаху-кухлянку длиной до колен, подпоясанную ремнем, к которому привешивали нож, кисет и др двойные узкие штаны, короткую обувь с меховыми чулками.

У приморских Чукчи была распространена одежда из кишок моржа. Головные уборы носили редко, в основном в дороге. Жен. одежда меховой комбинезон керкер, зимой двойной, летом одинарный, меховая обувь длиной до колен.Носили браслеты и ожерелья, была распространена татуировка лица кружочки по краям рта у мужчин и две полосы по носу и лбу у женщин.

Мужчины стригли волосы кружком, выбривая темя, женщины заплетали в две косы. Основная пища оленных Чукчи оленина, береговых мясо морского зверя. Мясо употребляли в сыром, варном и вяленом виде. Во время массового забоя оленей заготавливали впрок содержимое оленьих желудков рилькэиль, варя его с добавлением крови и жира. Приморские Чукчи заготавливали мясо крупных животных кита, моржа, белухи впрок, заквашивая его в ямах копаль-гын зашитым в шкурах.Рыбу ели сырой, на Анадыре и Колыме делали юколу из лосося.

Листья карликовой ивы, щавель, корни заготавливали впрок замораживали, квасили, смешивали с жиром, кровью, рилькэилем. Из толченых корней с мясом и моржовым жиром делали колобки. Из привозной муки варили кашу, жарили на тюленьем жире лепешки. Употреблялись также морские водоросли и моллюски. Христианизация практически не затронула Чукчи В начале 20 в. православными числились ок. 1,5 тыс. Чукчи Была распространена вера в духов.Болезни и бедствия приписывали действию злых духов келет, охотящихся за человеческими душами и телами и пожирающих их. Среди животных особенно почитались белый медведь, кит, морж. Каждая семья имела набор священных предметов связку амулетов, бубен, прибор для добывания огня в виде доски грубой антропоморфной формы с углублениями, в которых вращалось лучковое сверло огонь, добытый таким способом, считался священным, мог передаваться только среди родственников по муж. линии.

Умерших сжигали на костре или оставляли в тундре, перед этим одевали в погребальную одежду, обычно из белых шкур. Стариками, а также в случаях тяжлой болезни, горя, обиды и т. д. часто предпочиталась добровольная смерть от руки родственника считалось, что она обеспечивает лучшую посмертную участь. Был развит шаманизм.

Шаманы имитировали голоса животных, сопровождали свои действия игрой на бубнах, пением или речитативом, плясками. Особенно почитались шаманы-мужчины, уподоблявшиеся женщинам, и наоборот.Особого костюма шаманы не имели.

Традиционные праздники были связаны с хозяйств, циклами у оленных Чукчи с осенним и зимним забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летовку и возвращением оттуда.Праздники приморских Чукчи близки к эскимосским весной праздник байдары по случаю первого выхода в море летом праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей осенью жертвоприношение морю, поздней осенью праздник Кэрэткуна, хозяина морских зверей, изображаемого в виде деревянной фигуры, по окончании праздника сжигаемой.

Праздники сопровождались танцами с бубном, пантомимой, жертвоприношениями оленей, мяса, фигурок из жира оленей, снега, дерева и др. у оленных Чукчи, собак у приморских.Фольклор Чукчи включает космогонические мифы, мифологические и исторические предания, сказки о духах, животных, похождениях шаманов, былички и др. Мифология имеет общие черты с мифами коряков, ительменов, эскимосов и североамериканских индейцев сюжет о Вороне трикстере и демиурге и др. Традиционные муз. инструменты варган хомус, бубен ярар и др. делались из дерева, кости, китового уса. Кроме ритуальных танцев, были распространены также импровизированные развлекательные танцы-пантомимы.

Характерен танец пичьэйнен букв. горлом петь, сопровождавшийся горловым пением и выкриками танцующих. Традиционные танцы Чукчи сохраняются в исполнении профессиональных коллективов первый профессиональный ансамбль Эргырон, созданный в 1968, и др Письменность с 1931 на основе лат с 1936 на основе рус. графики.Первая книга на чукотском яз. букварь В. Г. Богораза и И. С. Вдовина Красная грамота 1932, первое лит. произведение Сказки чаучу Тынэтэгына Федора Тинетева, 1940. Известны прозаики В. Ятыргин, Ю. Рытхэу, поэты В. Кеуль-кут, А. Кымытваль, В. Тынескин и др. Первая школа среди Чукчи создана в Уэлене в 1923. Педагогические кадры готовят Анадырское педагогическое училище народов Севера, Хабаровский педагогическое институт и др. Чукотские яз. преподается в школах, на нем ведутся радио- и телепередачи, в Магадане издается литература В Анадыре и во многих селах имеются краеведческие музеи.

В 1990-х гг. проблемами возрождения традиционной культуры Чукчи занимается Ассоциация народов Чукотки.

– Конец работы –

Используемые теги: Жизнь, деятельность, чукчей0.063

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Жизнь и деятельность чукчей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

жизнь и деятельность Д.И. Менделеева
Наследие, завещанное нам этим гигантом научной мысли и научного дела, поистине неисчерпаемо. Родившись в 1834 году и еще на студенческой скамье в 1855 году начав научную… Наиболее крупным свершением научного гения Д.И. Менделеева явилось открытие взаимной связи в мироздании, нашедшее свое…

Жизнь и деятельность Роберта Милликена
К изучению классики он не вернулся. Роберт Милликен родился 22 марта 1868 года в штате Иллинойс в семье священника.Его детство прошло в небольшом,… Зимой мы, мальчики, распиливали ежедневно десять четырехфутовых бревен.Так… Для них слово физика связывалось с понятием о слабительном разг. physic - слабительное.Курс физики в средней школе…

Методы ядерной геохронологии. Геологическая деятельность подземных вод. Геологическая деятельность ледников
Удаление частиц почвы или верхнего слоя коры выветривания талой либо дождевой водой стекающей по склону в виде более или менее сплошной пелены... Методы определения абсолютного... Метод ленточных глин основан на явлении изменения состава осадков которые отлагаются в спокойном водном бассейне...

Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева
В своей курсовой работе я обратился к жизненному и научному пути одного из самых ярких естествоиспытателей земли русской - Дмитрию Ивановичу… Совершенно неслучайно именно эта область была затронута мной, так как, к… Но это далеко не полная картина. Цель моей работы и заключается в том, чтобы открыть новые, доселе забытые страницы…

Жизнь и деятельность Владимира Ильича Ленина
Детство Владимира Ленина Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 10 (22) апреля 1870 года в городе Симбирске на Волге (теперь г. Ульяновск). Здесь… В конце XVIII века он отправился в низовья реки Волги на заработки и к своему… Он работал учителем, был инспектором, а затем директором народных училищ Симбирской губернии. Энтузиаст народного…

Это книга о том, как жизнь меняет человека, и о том, что каждый может изменить жизнь
Зеркало Кассандры... Бернард Вербер... Ей всего семнадцать Она ничего не знает о своем прошлом Ее зовут Кассандра...

Жизнь и деятельность В.К. Арсеньева
В 1891 году Владимир Клавдиевич сдал экстерном экзамены за среднее учебное заведение, а в следующем году был зачислен вольноопределяющимся в… Однако в те годы мечте было не суждено сбыться. После окончания училища… В 1906 1907, а затем в 1908 1909 годах Арсеньев исследовал горную область Сихотэ-Алиня, считавшуюся до того белым…

Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского.
Однако уже через два года блестяще начатая профессорская деятельность Ушинского была прервана: в связи с «беспорядками» среди студентов лицея он… Некоторое удовлетворение давала ему литературная работа в журналах… Под влиянием начавшегося общественно-педагогического движения Ушинский в 1857—1858 годах поместил в «Журнале для…

" Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского"
Общее образование он получил в Новгород-Северской гимназии. В 1840 г. К.Д.Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, где… По окончании университета 22-летний К.Д.Ушинский был назначен исполняющим… Для Ушинского начались трудные годы лишений и борьбы за существование. В течение нескольких лет он служил чиновником,…

Жизнь и деятельность Мичурина
Он был ранен в голову, но,как ив Альпийском походе остался в строю. В 1814 г. вместе со своим сыном майором Иваном Ивановичем участвовал в… Выйдя в отставку в 1822 году,Иван Иванович, так же как и его отец, до конца… Отец Мичурина, Владимир Иванович, по получении домашнего образования, служил некоторое время на Тульском оружейном…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Жизнь и деятельность Карла Линнея Участвовал в создании шведской АН и стал еепервым президентом 1739 . С 1741руководитель кафедры в Упсальском университете, в котором преподавал… Линней определил понятие вид , пользуясь какморфологическими сходство в… Воснову классификации растений Линней положил число, величину и расположениетычинок и пестиков цветка, а также признак…
  • Жизнь и деятельность Сванте Аррениуса Но путь к мировому признанию был дляС.Аррениуса совсем не прост. Понадобились годы напряж н ной работы, тв рдостьубеждений, настойчивость в… В 1876 году он был принят в Упсальскийуниверситет. Уже через 2 года С.Аррениус… Представления о дис социации молекул электролитабыли сформулированы в докторской диссертации. С.Аррениус приме нил в…
  • Жизнь и деятельность Петра Францевича Лесгафта Всю жизнь его окружал ореол личности незаурядной, счастливо сочетающей в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого,… В официальных бумагах разных лет нередко встречается запись Петр Петрович,… С детства у Петра Францевич Лесгафта пробудилась любовь к музыке, этой любовью он был обязан своей матери, Генриетте…
  • Життя та діяльність І.П.Котляревського (Жизнь и деятельность Ивана Петровича Котляревского) Звернувшись до народного життя народно мови, вввши х у сво твори, Котляревський спрямував укранську лтературу на нов шляхи становлення розвитку… Тут, у Полтав, серед мальовничо природи над Ворсклою й пройшли дитяч та шкльн… Лише з 1802 року, коли було утворено Полтавську губерню Полтава ста центром, мсто почина зростати впорядковуватися.…
  • Святой Василий Великий. Его жизнь и деятельность На сайте allrefs.net читайте: "Святой Василий Великий. Его жизнь и деятельность"