Восточные славяне

Восточные славяне НАЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ История восточных славян, как и большинства других народов, уходит своими корнями в глубокую древность. Знаменитый древнегреческий историк и путешественник Геродот V век до н.э первым из ученых мужей Средиземноморья побывал в северном Причерноморье и писал о скифах, в том числе и оседлых, земледельческих.Скифы-пахари Геродота считает немецкий филолог и полиглот К.Г.Менгес 1908-1983 могли быть славянами, поскольку скифы в согласии с типичными чертами, какие им приписываются, были настоящие кочевники степей, а не оседлые земледельцы.

Самые ранние известия письменных источников о славянских племенах относятся к I-II векам н.э. Тацит, Плиний, Птолемей. Под именем венедов славяне населяли тогда территории в бассейне р.Вислы и побережья Балтийского моря. Первые восточные славяне анты во II-V веках стали селиться на обширной территории от Западного Буга до Днепра.Они жили общинно-родовым строем, занимались преимущественно земледелием, а также разведением скота, охотой, сбором дикого меда, грибов и ягод. Кстати, устоявшееся мнение о примитивности экономической и общественной жизни наших предков в значительной степени опровергается результатами современных археологических исследований. В IV веке образовался первый племенной союз восточных славян, который возглавили волыняне они же - дулебы и бужане.

Поляне выступили инициаторами создания второго союза восточнославянских племен на среднем Днепре.Легенда, записанная в Повести временных лет, рассказывает о полянском князе Кие, основателе Киева приблизительно V век. Поляне первые среди восточных славян стали использовать название Русь, о происхождении которого существует несколько версий. Известия о руссах россах встречаются в письменных источниках древних народов с VI века. О занятиях, обычаях и нравах руссов много писали византийские и арабские путешественники и историки.

Примечание 1 Днепре в V веке н.э. во главе с Кием. И гипотеза о расселении славян с Балкан - не более чем гипотеза.

Наши отдаленные предки всегда жили на Днепре, они были автохонами, то есть коренными жителями приволжских и причерноморских степей и прилегающих районов Европы. На Киевских холмах археологи находят целые клады римских монет I-III веков нашей эры - видимо, предки полян производили излишки собственных товаров для международной торговли.А Геродот, посетивший южнорусскую степь еще в V веке до н.э писал о северных районах, где у множества огромных рек жили так называемые скифы-пахари, которые сеют хлеб не для собственных нужд, а на продажу.

Милоградская культура Среднего Поднепровья VII-II вв. до н.э более поздние зарубинецкая черняховская, несли в себе немало элементов, доказывающих их славянскую принадлежность. Вопрос о происхождении славян требует дальнейшего более подробного рассмотрения. К VII-VIIНевы, дошли до Белого озера и рек Волги, Москвы и Оки. Вдоль водных путей они строили города и селения.В своем вековом движении на север и северо-восток славянские племена заняли значительные территории, населенные прибалтийскими и финно-угорскими племенами.

Пришельцы-славяне селились вперемешку с малочисленным местным населением и в результате длительного общения ассимилировали его. Ильменские словене - одно из восточнославянских племен - построили на реке Волхов город Славу впоследствии близ этого места возник Новгород Великий и образовали третий племенной союз, в который входили и некоторые финно-угорские племена.

Славяне были язычниками, обожествляли силы природы и умерших предков. Среди сил природы солнце и огонь занимали главное место. Даждьбог олицетворял солнце, богом огня был Сварог, ветра и бури Стрибог. Покровителем стада - скотьим богом считался Велес. Славяне воздвигали деревянные изваяния своих богов на открытых местах посреди капищ. Умилостивить идолов можно было жертвами.Каждый род чтил щура, мистического предка, основателя рода. Отсюда и пращур и чур меня, древнейшая из известных молитв-заклинаний.

Священными почитались рощи, озера и реки, населенные лешими, водяными и русалками. Ни храмов, ни жрецов у славян не было. Ранняя история восточных славян тесно связана с историей хазар, норманнов и византийцев. Хазары были ближайшими соседями полян на востоке. Кочевая орда хазар переселилась в Европу вслед за гуннами, аварами и болгарами. В отличие от других орд, прошедших через поволжские степи на запад, хазары, потеснив болгар, осели в Поволжье.Образование Хазарского каганата в середине VII в. изменило лицо Восточной Европы.

Каганат на два столетия приостановил движение кочевых орд из Азии в Европу, что создало благоприятные условия для славянской колонизации Восточной Европы. Хазары создали яркую культуру, вобравшую в себя традиции многих племен и народов от Китая до Византии. Крупнейшим фактом в истории хазар было образование на территории каганата богатых городов, ставших важными центрами европейской торговли.Хазарская торговля оживила древние пути из Причерноморья в Византию и расширила общение с азиатским миром.

В союзе с Византией хазары вели длительную войну с Арабским халифатом. Будучи разгромлены арабами, они были вынуждены уйти в предгорья Кавказа, а каган и его двор принять ислам.В VII-IX вв. общение с Византией привело к быстрому распространению в Хазарии христианства, основательно потеснившего ислам. Византийские мастера в IX в. построили на Дону для хазар каменную крепость Саркел Белая Вежа. В пределах каганата образовалось семь христианских епископств.

Большую роль в истории Хазарии играли евреи, выходцы из владений Арабского халифата и Византийской империи. Благодаря еврейскому купечеству Хазария значительно расширила свое участие в международной торговле. Переход власти в руки еврейской элиты привел к тому, что иудаизм стал одной из ведущих религий на территории каганата. В IX в. хазары подчинили себе некоторые восточнославянские земли.Вятичи, северяне, поляне и радимичи, обитавшие в непосредственной близости от границ Хазарии на Средней Волге и Поднеровье, стали платить дань каганату.

На Балтике и в верхнем Поволжье ближайшими соседями славян были племена финнов и балтов. К северу от них в Скандинавии обитали норманны, принадлежавшие к германским племенам. С VIII в. в станы Европы подверглись натиску со стороны кочевников моря - викингов. Период викингов завершил эпоху великого переселения народов.В IX в. норманны завоевали Ирландию и Северную Англию, утвердились в устье Луары и Сены и осаждали Париж. Они пытались подчинить империю франков, распавшуюся на два государства. Угроза завоевания носила реальный характер.

Лишь ценой крайнего напряжения сил франки одержали верх и истребили норманнские армии в Бретани и на Рейне. Натиск возобновился на рубеже X в когда Рольв Роллон, имея 15-20 тысяч воинов, захватил северо-западное побережье Франции и основал герцогство Нормандию.В конце века вся Англия была обложена данью в пользу датских конунгов военных предводителей, королей. В это же время норманны открыли Гренландию и первыми из европейцев достигли берегов Северной Америки.

Норманнские княжества появились на морских побережьях Италии и Сицилии. Христианский мир с трудом остановил вторжение варварских племен из Дании и Скандинавии.Константинопольский патриарх предупредил православный Восток о новой опасности в 867 г. На Западе собор духовенства в Меце в 888 г. решил дополнить христианскую молитву словами и от жестокости норманнов избави нас, Господи Вторжение в страны Западной Европы осуществляли викинги из Дании и Норвегии.

В нападениях на Восточную и Южную Европу участвовали норманнские флотилии из Норвегии и Швеции. Ранние славянские поселения не сулили норманнам богатой добычи. Это мнение Р.Г.Скрынникова, трудно с ним согласиться, учитывая, что сами викинги называли славянские земли Гардарикой страной городов, а средневековые города были следствием достаточно крупной местной и транзитной торговли.В Хазарию скандинавы попадали через Верхнюю Волгу. Великий путь из варяг в греки вел из моря Варяжского в озеро великое Нево Ладожское, по рекам Волхов, Ловать через волоки на Днепр и в Понт Эвксинский Черное море. По Черному морю викинги устремлялись к Константинополю.

Финские племена Прибалтики, первыми подвергшиеся набегам скандинавов, называли норманнов роутси, отсюда росы или русы Это только одна из версий происхождения названия Русь . Вслед за финнами это название стали употреблять их соседи - славяне. По сведениям арабских авторов русы торговали мехами, медом и другими товарами, которые они получали как дань в землях финнов и славян.

Кроме того, норманны промышляли работорговлей. Проходя через земли славян, викинги захватывали пленных и продавали их в рабство. Экспансия норманнов на западе и востоке протекала примерно в одинаковых формах и с одинаковыми последствиями.Первоначально скандинавы грабили прибрежные поселения, в особенности церкви и монастыри, позднее заводили торговые места - вики и, наконец основывали герцогства и княжества на завоеванных землях.

Первые попытки основать свои вики и княжества в Восточной Европе норманны предприняли, по-видимому, уже в IX в. Западные хроники сохранили сведения о том, что не позднее 838 г. в Константинополь прибыли послы, назвавшие себя русами росами. Они были посланы своим государем - хаканом в Византию ради дружбы.Выполнив посольскую миссию, русы решили вернуться в свой каганат не прямым северным путем через степи, а кружным, через Германию.

К этому шагу их вынудили, по-видимому, не столько передвижения кочевых орд, сколько позиция, занятая Хазарией. Владея низовьями Дона и Днепра, хазары контролировали пути из Северной Европы на Черное море. Установление дипломатических связей и союза между норманнами и Византией не отвечало их интересам.Покинув Константинополь, послы русов прибыли ко двору императора франков в Ингельгейме, и тут выяснилось, что послы по крови и языку являются свеонами шведами.

Хазарский каганат поддерживал сношения со многими государствами и был хорошо известен всей Европе. О каганате русов ничего не знали ни в Византии, ни в Германии. Поэтому послов франки задержали у себя, и этому каганату не удалось завязать дипломатические сношения с Восточной Римской империей. Но империя вскоре столкнулась с хаканами русов лицом к лицу. В 860 г. флот русов в 200 ладей внезапно появился у стен Константинополя.Император с войском и весь греческий флот находились вдали от столицы, занятые войной с арабами в Малой Азии. Русы в течение недели жгли церкви и монастыри у стен византийской столицы, грабили и убивали жителей.

Затем они погрузились на суда и исчезли так же неожиданно, как и появились. Имеются данные о том, что некоторое время спустя русы совершили набег на южное побережье Каспийского моря в районе Абескуна. Вероятно, норманнам не надо было пробиваться силой через владения Хазарского каганата.Мир с Хазарией был необходимым условием для успеха их дальних походов на Черное и Каспийское моря. Постепенно норманны викинги, варяги стали играть на славянской Руси роль наемных дружин, их предводители вошли в состав местной феодальной верхушки.

Русские летописи сообщают о насилиях варягов в отношении славян и других племен. Это привело к тому, что словене восстали на варягов, изгнали их за море и стали сами владеть собой.Новгородская летопись сохранила предание о старейшине Гостомысле, правившем с другими старейшинами в Новгороде. В это время Новгород, подобно Киеву, уже являлся политическим центром складывающейся славянской государственности.

Однако в Новгороде, по-видимому, еще были сильны традиции родового строя, что привело к острой борьбе между родовыми старейшинами Новгорода и других городов.В этой обстановке междоусобной борьбы в Новгороде и появляется Рюрик - легендарный родоначальник правящей династии на Руси. Легенда о призвании варягов легла в основу так называемой норманнской теории происхождения Русского государства, выдвинутой в XVIII веке и получившей широкое распространение как в России, так и за рубежом.

С точки зрения норманнской теории варяги, т.е. скандинавы, норманны явились одновременно и завоевателями славян, и создателями Русского государства, дали восточным славянам имя Rus. Примечание 2 а В действительности же государственность у славян начала складываться задолго до IX века, к которому относятся походы врягов-норманнов в Восточную Европу.Исследования летописей доказывают, что рассказ о призвании варягов представляет собой творчество летописца-новгородца XI века, пытавшегося изобразить историю возникновения княжеской власти на Руси исходя из современных ему порядков в Новгороде, куда новгородцы сами приглашали призывали угодных им князей. б Среди скандинавского и германского континентального населения никогда не было племени или этнической группы под названием Русь. в Скандинавы не могли оказать никакого конструктивного влияния на жизнь средневековой Руси, потому что отставали от нее в общественном развитии у них почти не было городов, на 100 лет позже к ним пришло христианство, письменность, чеканка монеты. г Вараги-иноплеменники не оставили на Руси никаких следов в языке, обычаях, верованиях, архитектуре, судостроении, быте, ремеслах и т.п. д Рюрик не упоминается ни в одном скандинавском или немецком средневековом памятнике литературы.

Наряду с легендой о призвании варягов русские летописи сохранили некоторые конкретные данные о Рюрике, позволяющие составить представление о событиях в Новгороде, которые образуют реальную основу этой легенды.

В Ипатьевской летописи содержатся данные о том, что до Новгорода Рюрик сидел в построеном им городе-замке в Ладоге.

Это свидетельство, подтверждаемое скандинавскими источниками, а также археологическими находками предметов скандинавского происхождения в районе Ладоги, подрывает саму основу легенды о призвании варягов из-за моря. По мысли В.О.Ключевского, Рюрик прибыл в Новгород из Ладоги, находящейся от Новгорода всего в двухстах километрах вниз по течению р. Волхов, в качестве предводителя наемной варяжской дружины, приглашенной туда новгородскими старейшинами во время внутренних усобиц.

Эти усобицы и помогли ему захватить власть в Новгороде. Превращение Рюрика из предводителя наемной дружины в новгородского князя способствовало прекращению усобиц и усилению роли Новгорода как политического центра союза северной группы славянских племен.Это позволило преемнику Рюрика Олегу организовать поход на юг, завершившийся завоеванием Олегом Киева и перенесением центра объединенного государства в Киев. Это событие, относимое летописью к 882 году, традиционно считается датой образования Древнерусского государства.

Реально родоначальником русской княжеской династии был Игорь 877-946х. И лишь в XII веке летописец Нестор в Повести временных лет, стремясь идеологически укрепить единство Русской земли, создает свою легендарную родословную, в которой княживший в Новгороде Рюрик становится отцом Игоря, княжившего в Киеве.