Греческая астрономия и астрология

Греческая астрономияи астрологияАстрология возникла околотрех тысяч лет назад и существует до сих пор она никогда не умирала, нооставалась одним из великих суеверий человечества. Часто люди не понимают,почему такие астрономы, как Гиппарх, Птолемей, Кеплер или Тихо Браге уступилиее власти и попытались, правда, без особого успеха, по выражению МартинаНильссона, отмыть ее добела . Общепризнанно, что она является частьювосточных религий.Со временем астрологические представления проникли в Грецию обычно это связывают с походами Александра Македонского , а затем и вытеснили научную астрономию едва ли не на полторы тысячи лет. В нашемдокладе мы, ни в малейшей степени не претендую на полноту исследования,постараемся осветить основные моменты распространения астрологии вгреко-римском обществе и указать причины ее популярности в то время.

Вряд ли в Греции существовалиособые культы небесных тел, кроме почитания Луны в Аркадии.Конечно, Солнце иЛуна были богами, но богами мифологическими.

Было бы неверно считать, что грекизнакомятся с астрологией только с началом походов Александра.Уже Геродот всвоей Истории говорит о том, что у египтян каждый может предугадатьзаранее, какую судьбу, какую смерть и характер будет иметь родившийся в тот илииной день II,82 . Авл Геллий сообщает, что халдеи предсказали по звездамблестящее будущее Еврипида его отцу Noct. Att. XV,20 . Крайне скептически оастрологии отзывается астроном Евдокс Книдский Cic. De div. II,87 противнее, кажется, выступает и Платон в Тимее 40cd хотя некоторыепассажи из Федра 247a, 252cd позволяют в этом и усомниться . Отметим, что Платонупринадлежит особая роль в распространении астрологии когда он выступает взащиту религии от критики софистов, особое внимание уделяется тому, чтосуществуют боги, которые обеспечивают постоянный порядок и строгое исполнениезаконов - это небесные тела. Вслед за ним божественность небесных телпризнавали почти все философские школы, начиная с Аристотеля и стоиков.

Сдругой стороны, широко распространенным было мнение о том, что имено звездыответственны за исзменения погоды на земле.

Эти два положения и сталиоснованием для распространения астрологии в Греции. Из авторов IV-го века,которым известна астрология, можно также назвать Ктесия и Демокрита. Теофраст,ученик Аристотеля, дивится науке халдеев, которые по небесным знакам могли нетолько предсказывать погоду, но и судьбу человека или даже целых народов.В эпохуэллинизма греки ближе знакомятся с этой наукой особую роль в этом процессесыграли, с одной стороны, греческие колонисты в Месопотамии, а с другой -астрономы, которые получили доступ к вавилонским архивам астрономическихзаписей так, Птолемей не только сам пользовался записями о затмениях, но исообщает, что Гиппарх, живший во II в. до н.э использовал вавилонскиетаблички для расчета периодов вращения планет Almag. III,7,2 IV,2 IV,11 .Около 280 г. Бероз, жрец Бела, переселившийся на греческий остров Кос иоткрывший там астрологическую школу из нее вышел первый знаменитый греческийастролог Архинопол , дает систематический свод знаний об астрологии в своемсочинении Babyloniaca . Бероз рассматривает всю историю своей роднойстраны с позиций астрологии и утверждает теорию катастроф когда все планетысобираются в знаке Рака или Козерога, то возникает либо мировой пожар, либомировой потоп.

Он был не единственным вавилонским астрологом, передающим своизнания грекам - поколением позже мы обнаруживаем в эллинистическом Пергамепредсказателя Судина.

В III в. появляются и астрологи-греки Эпиген изВизантия, который заявлял, что он был учеником халдеев, и Критодам,рассматривающий свое учение как мистерии.

Повальное увлечение астрологиейначинается во II в. до н.э когда пишутся популярные пособия особенноизвестным было псевдоэпиграфическое сочинение Откровения Нехепсо иПетосириса , и в это же время повсюду появляются практикующие астрологи.Это увлечение не было всеобщим Карнеад, глава платоновской Академии, выдвигаетпротив нее веские обвинения, и даже стоик Панэций отказывается от ееприменения.

Но, с другой стороны, Гиппарх, знаменитый астроном, составившийкаталог 850 звезд, принял это учение. Плиний Старший в своей ЕстественнойИстории говорит, что он не может вознести достойную его хвалу, так какГиппарх лучше, чем кто-либо другой, доказал, что звезды связаны с людьми, анаши души - это часть небес.Это та самая мистическая тенденция, котораяокончательно была оформлена стоиком Посидонием он использовал астрологию всвоей космологической и философской системе, которая на долгое время овладелаумами.

Это знаменовало окончательное закрепление астрологии в античном мире. Авторами наиболее важныхгреческих трудов по астрологии были Манефон, Критодем, Птолемей, ДоротейСидонский, Серапион, Гемин, Тевкр, Протагор Никейский, Антиох Афинский, ПавелАлександрийский, Гефестион Фиванский.Большую роль в оформлении астрологии встройную систему сыграли выдающиеся астрономы античности Гиппарх и Птолемей.

К тому моменту существовалонесколько астрологических систем. Самой древней из них была системававилонская, большое значение придававшая семи планетам, особенно луне. Греки,как и вавилоняне, основывались на небесных знамениях, но они назвали каждую изсеми планет именем особого бога, и перенесли на планеты характеристики бога,известные из мифов.Это стало основой для астрологических предсказаний.Наконец, была и египетская система 36 деканов мы оставим в стороне непростойвопрос о времени ее создания . Каковы были научные основы астрологии? Подобно римскому Янусу, у астрологиибыло два лица одно из них было повернуто к науке, второе - к суеверию.

В ееосновании лежал мифологический принцип, переносящий имя и характер бога на тоили иное небесное тело. Основным ее достижением стало соединение этогомифологического принципа с методами точных наук - математики и астрономии.Оживленная полемика против нее была безрезультатна, так как она была направленапротив отдельных вопросов и не затрагивала основного изъяна - произвольногохарактера этих предположений.

С того момента, как астрология была открытагреками, она, казалось бы, потеряла свою привлекательность, и в 1943 г. МартинНильссон писал люди сейчас не понимают, как она могла руководить человечествомв течение двух тысячелетий . Сила, с помощью которой астрология захватилалюдские умы, заключается в ее наукообразности.Древние физики полагали, чтовлияние небесных тел на события на земле вполне вероятно. Микрокосм и макрокосмбыли связаны симпатической связью симпатия здесьупотребляется в прямом смысле слова - взаимодействие.

Это взаимодействиемыслилось строго причинным астрология была самым сильным выражением принципапричинности, которая казалось человеческому разуму фундаментальной. Этазависимость греками называлась Heimarmene, а римлянами - Fatum. По учениюстоиков, Heimarmene - это зависимость частей космоса друг от друга, или, инымисловами, план, по которому происходит развитие вселенной.Цицерон очень четковыразил идею Причина, заставляет нас признать, что всем все происходитпо воле судьбы.

Я называю судьбой то, что греки называют Heimarmene, т.е.порядок и последовательность причин, в результате которых одно событиепорождает другое.Это неизменная истина с начала веков . Астрология такжеприняла этот лозунг Манилий, римский автор I в. до н.э автор знаменитой Астрономики , писал Судьба правит миром, все свершается потвердому закону IV,5,14 . Если рассматривать ее снаучной стороны, то астрология была грандиозной гипотезой, основанная на базенаиболее прогрессивной в то время науки, астрономии, и она стремилась объяснитьустройство вселенной.

Так объясняли ее силу и привлекательность ее античныекритики. Строгий детерменизм убирал из этого мира волю богов астрология вела катеизму, это замечали, но редко. Говоря о причинах такогораспространения астрологии, как кажется, необходимо остановится на несколькихважных моментах.Прежде всего, как мы показали, астрология не была чем-топринципиально новым для греков, и уже существовала какая-то почва для еедальнейшего развития.

Затем, значительное влияние на распространение астрологииоказали философские учения, особенно стоицизм с его учением о едином космосе.Ранние стоики ничего не говорили на эту тему, но у нас есть свидетельство отом, что Хрисипп верил в гороскопы SVF II,954 . Большое внимание астрологииуделялось и неопифагореизмом, и неоплатонизмом правда, Плотин пыталсяостановить ее наступление II,3 II,9,3 , но безуспешно . Особое место ейотводилось в герметизме знание системы деканов и семи планет было путем кпознанию бога Ascl.19, Exc.22 . Можно предположить вместе сЭ.Р. Доддсом, что ее широкому распространению благоприятствовалиполитические условия в те беспокойные полстолетия, которые предшествовали римскомузавоеванию Греции, было особенно важно знать, что должно было произойти вближайшем будущем . Но политическая история Греции не отличалась особойстабильностью еще с V в. до н.э с Пелопоннесской войны, поэтому имеет смыслособо обратить внимание на те изменения, которые произошли в эллинском мире заполтора столетия с похода Александра.

После расцвета александрийской наукиначинается период бездумного компилирования и логомахии , застойнаблюдается практически во всех областях знания, кроме, разве что, медицины.После систем Платона, Аристотеля, Зенона широко распространяется скептицизм, азатем - и различные философско-мистические течения.

Мы не будем касаться причинэтого упадка, но отметим, что страх свободы - бессознательное бегствоот бремени индивидуального выбора, о котором говорит Доддс в течениестолетия или больше индивид сталкивался лицом к лицу со своей интеллектуальнойсвободой, а теперь он трусливо сбегал от этой опасной перспективы, считая, чтолучше жесткий детерминизм Судьбы, чем суровое бремя повседневнойответственности , вполне может объяснить успех астрологии в этом мире. Автор А.Д. Пантелеев.