Афон. От мифа к истории

АФОН.ОТМИФА К ИСТОРИИ. Афон или Святая Гора является восточным ответвлением полуостроваХалкидики и омывается водами Эгейского моря. Он имеет длину 60 км, ширину от 8до 12 км и занимает площадь в 360 кв.км. Горный хребет полуострова, имея уперешейка, которым он соединяется с Македонией, незначительную высоту, далеепостепенно поднимается вверх, и у моря заканчивается возвышенностью, высотакоторой достигает 2033 м. Это и есть гора Афон, давшая название всемуполуострову. О названии и истории полуострова имеется много мифов и преданий.

Афон слово догреческого происхождения, согласно теогоническому мифу имя одного изфракийских гигантов. Во время борьбы с богами Афон бросил из Фракии наПосейдона огромную скалу, однако, промахнулся и каменная глыба упала именно нато место, где сегодня находится гора Афон. Другая версия этого мифа повествуето том, что Посейдон, победив восставшего гиганта по имени Афон, похоронил егопод высокой скалой.И, наконец, еще по одной версии, Афоном звали сынаПосейдона.

История Афона, как и всего полуострова Халкидики, свидетельствует о том,что человек поселился там еще в глубокой древности. Красота афонской природы,мягкий климат полуострова Халкидики и удивительный рельеф его местности,способствовали к ведению здесь уединенной жизни. Первыми жителями полуострова былифракийцы. В Vвеке до н.э. к ним присоединились греки из Халкидики, благодаря которым произошлаэллинизация местных жителей.Основным родом деятельности местных жителей являлось сельское хозяйство,животноводство и рыболовство.

Проживая в автономных общинах, они имели своиорганы. Афонсегодня. На сегодняшний день на Афоне действуют 20 монастырей. Их число, согласноуставу монашеской республики, не подлежит изменению. Устав, несмотря на этоограничение, не запрещает, в случае появления необходимости, организацию новыхучреждений скитов, келий и т.д Последние находятся в строгой зависимости отмонастырей.В порядке иерархии монастыри расположены следующим образом a Великая Лавраa Ватопедa Иверa Хиландарa Дионисиатa Кутлумушa Ксиропотамa Зографa Дохиарa Каракалa Филофейa Симонопетрa Св. Павлаa Ставроникитаa Ксенофa Григориатa Есфигменa Св. Пантелеимонa Кастамонит Место виерархической лестнице Афона определяется не богатством и размером монастыря, аего влиятельностью и временем основания.

Из 20 монастырей 17 греческих, 1русских Св. Пантелеимон , 1 сербский Хиландар и 1 болгарский Зограф .Карея столица Афона.Монашеский городок Карея место заседания СвященногоКинота, находится в центре Афона и является его столицей.

Здесь построеныподворья конаки девятнадцати монастырей, в которых живут антипросопы и епистаты,заседающие в Киноте. Только один монастырь Кутлумуш, ввиду непосредственнойблизости от Кареи, не имеет своего подворья. Помимо подворий,в Карее имеются кельи, зависящие от монастырей и населенныемонахами-собственниками. Монахи занимаются ремеслами и изготавливают дляпродажи различные предметы.В начале XX века число келий в Кареедостигло 120, а население 700 человек.

Здесь располагался и турецкий каймакам управляющий , с подведомственной ему полицией. В настоящее время в Карееимеются 82 кельи, в которых проживают греки, сербы, русские, болгары и румыны. Соборный храмКареи Успения Богоматери расписан в XIV веке знаменитым иконописцем македонской школы живописиМануилом Панселином. Он украшен также впечатляющими иконами XVI века, выполненными представителямикритской школы иконописи.Афони смерть . Монахи не боятсясмерти, воспринимают ее как нечто неизбежное и естественное.

На Афонесформировался целый культ погребения. Здесь хоронят без гроба тело обвиваетсямантией и придается земле. Через три года могилу раскапывают, если за это времятело еще не истлело, не принято землей, то, по вере святогорцев, усопший вел неправедную жизнь. Тогда могилу снова зарывают и особенно горячо молятся заусопшего брата, посмертная жизнь которого так трудна.Если же тело истлело безостатка, кости чисты и имеют желтоватый цвет, это признак особой духовностипокойника.

После эксгумации кости омываются в воде с вином и насухо вытираютсяхлопчатобумажной тканью, а затем переносятся в склеп. Склеп имеется вкаждом храме. Здесь хранятся останки усопших монахов. Внутри усыпальницыустановлены полки, на которых в иерархическом порядке расположены черепа. Накаждом из них указывается имя покойника, день и год его смерти.Мелкие костиразмещаются по общим ящикам ножные к ножным, ручные к ручным и т.д. На стенусклепа на видное место крупными буквами наносится надпись Помни всякийбрат,Что мы были, каквыА вы будете, какмы .Над усыпальницей строится небольшая церковь длябогослужения по субботам и в дни церковных поминовений.

Писатель Б. Зайцев,проведший на Афоне семнадцать дней, приводит в своих воспоминаниях выдержку изписьма одного святогорца.Письмо афонского инока дает исчерпывающеепредставление об акте погребения на Святой Горе Кто отходит, над почившим,по омовении тела до погребения, читают псалтырь. Почивший до того времени лежитна полу, в больничной церкви, обвитый мантией, но без гроба, потому что наВостоке, в рассуждении мертвых, держится Новозаветная церковь Ветхозаветскогоправила и придает тела земле самым буквальным образом.

При погребении, попоследнем целовании, весь сбор иеромонахов, вместе с игуменом, окружаютпочившего, и игумен прочитывает разрешительную над ним молитву, после которойпочивший троекратно от собора благословляется, с пением вечная твоя память .Когда таким образом кончится похоронный чин, игумен краткой речью приглашаетвсе братство простить почившего собрата, если кого, как человек, он оскорбилчем нибудь в жизни своей.

Троекратное Бог да простит бывает ответом. Затемтело выносятся.Когда доходят до ниши с изображением св. Пантелеимон замонастырскими воротами, возглашают ектению о покое и блаженстве усопшего, то жеи на половине пути до кладбища. Когда тело опущено в землю, особенно заботятсяо сохранении головы, сбоку ее обкладывают камнями, сверху покрывают каменнойплитой.

Прах крестообразно обливается елеем с водой из неугасаемой лампады сликом св. Первоверховных Апостолов, имени которых посвящена кладбищенскаяцерковь. Когда тело зарыто, игумен предлагает помолиться за усопшего. Один избратии берет четки, молится в слух Успокой, Господи, душу усопшего рабаТвоего , и сто поясных поклонов с этой молитвой бывают началом келейногопоминовения.Не отходя от могилы, игумен заповедует в течении сорока днейпродолжать начатый канон, т.е. каждый день по 100 поклонов с молитвой об упокоеусопшего.Тысячелетнийзапрет.

Очень частомонахи среди причин, побудивших их обратиться к подвижничеству, указывают нажелание оградить собственную душу от соблазнов и прелестей суетного мира, абольше всего от величайшего мирского соблазна женщины.Еще древние подвижникиАфона установили в своих уставах ограничения не допускать в ограду монастырейбезбородых юношей, свежестью лица и голосом напоминающих соблазнительный ликженщины . В дальнейшемограничения стали еще более строгими.

Афонские монахи потребовали удаления сглаз даже самок животных и всего, что так или иначе может напомнить о женщине.Вот уже тысячу лет на Афон не ступала женская нога. Только два раза нарушалсяэтот запрет во время турецкого владычества и недавно, в ходе гражданской войны 1946-1949 г.г когда женщины и дети спасались в лесах Святой Горы. Что же касаетсямонахов, то они не стригут своих волос, но и не распускают их по плечам испине, дабы не подать слабейшим из иноков повода к соблазнительнымпомыслам . Предание о случаях, по которым запрещен вход на Афон женщинам. По преданиям Афонским, Кажется, в начале был сюда вход женщинам но он возбранен по следующему случаю Плакидия, дочь Греческого Императора Феодосия, возвращаясь из Рима в Византию, мимоездом пожелала видеть св. Гору и в особенности Ватопедский монастырь, выстроенный иждивением ея отца, Феодосия Великого.

Она прибыла прямо к Ватопедской пристани торжественно была встречена, и введена в монастырь с подобающею почтительностию и церемониалом.

В умилительном благоговении подступила она к Собору и, слагая с себя царственное величие, так смирилась, что не хотела войти в церковь главною ея дверью, а прошла боковою, северною, и уже хотела вступить в главный храм из притвора, как вдруг поразил ее Богоматерный голос, исходивший от Ея иконы, написанной в стенном нише Зачем ты сюда говорил строгий голос - здесь иноки а ты женщина для чего же даешь врагу случай ратовать их преступными помыслами? Ни шагу далее! Удались, если хочешь себе добра! Пораженная страхом, Царевна молча удалилась из обители и от св. Горы, и, в память этого события, соорудила храм во имя св. Великомученника Димитрия это было в 382 году , в соседстве с иконою, от которой был голос Богоматери а св. Отцы Афонские законоположили между тем, чтоб с той поры ни одна женщина не проникала в тайники Афонского подвижничества, что и доныне свято исполняется и между рабочим скотом держать самок.

Последнее законоположение простирается и на самих скотов а по поверью простаго народа, самыя пташки не вьют здесь гнезд и не выводят птенцов, но одинако, как и монахи, растосковывают жизнь свою, временно только оставляя Афон, и улетая в далекия заморские свои гнездышки.

Письма Святогорца . 1885 год. ЛИТЕРАТУРА 1.ПанаетисЦацанидис Афон и русский свято Пантелеимонов монастырь . СОДЕРЖАНИЕ От мифа к истории 1стр.Афон сегодня 1 стр.Карея столица Афона 2 стр.Афон и смерть 3 стр.Тысячелетний запрет 4 стр.Предание о случаях, по которымЗапрещен вход на Афон женщинам 5 стр.Литература 6стр.