рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Исламская цивилизация

Работа сделанна в 2005 году

Исламская цивилизация - Реферат, раздел География, - 2005 год - Реферат По Географии На Тему: Исламская Цивилизация Выполнила Ученица 10«А» ...

Реферат по географии на тему: Исламская цивилизация Выполнила ученица 10«а» класса Гимназии №87 Березина Евгения Саратов 2005 ВВЕДЕНИЕ Исламская цивилизация, как и японская одна из самых молодых на Востоке. Она начала формироваться лишь в 7 веке до нашей эры. Колыбелью исламской цивилизации, впоследствии расширившей свои границы и охватившей множество государств, была Аравия.Большая часть Аравийского полуострова представляет собой пустыню; только по побережью простираются плодородные земли.

Жители этих областей выращивали зерно, виноград, финики, пряности, разводили овец и верблюдов. Здесь располагались древние города, которые вели активную торговлю со странами Средиземноморья, Африкой и Индией. Здесь же возникли и первые зачатки государственности.Иным был образ жизни населения центра Аравийского полуострова – кочевников-бедуинов. Они занимались скотоводством и сопровождали (за определенную плату ) по пустыне караваны или снабжали их своими верблюдами.

Племена бедуинов враждовали друг с другом и совершали набеги на соседей. Таким образом, к 7 веку Аравия в культурном и социально-экономическом отношении представляла собой довольно пеструю картину. Появление новой религии коренным образом изменило судьбы арабов, сыграв объединяющую и цивилизующую роль. ОСНОВА ИСЛАМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ До принятия ислама арабы поклонялись различным божествам, в том числе луне и солнцу; был распространен культ предков.Особо почитался храм Каабы в Мекке, окру жженый изваяниями племенных богов.

Языческие верования подвергались мощным иноземным влияниям – прежде всего это касалось Северной и Южной Аравии, где с арабским населением мирно уживались христианские и европейские общины. Идея единобожия ко времени появления ислама витала в воздухе: появилось много пророков – проповедников, которые пытались найти нового, истинного Бога. К их числа и Мухаммед(570- 632), заложивший религиозные основы будущей исламской цивилизации.Мухаммед относился с уважением и к иудаизму, и к христианству, обладающими, как он считал, богодуховенными книгами.

В Коране – священной книге ислама, содержащей откровения, которые были ниспосланы Мухаммеду, заметно влияние обеих религий. Это выразилось прежде всего в идее единобожия. Однако пророк считал, что иудаизм и христианство лишь предшествовали новой религии, в которой Бог дал полное откровение, отменив многое из того, что записано в Талмуде, Ветхом и Новом Завете.Согласно Корану, спасение ждёт тех, кто верит в Аллаха и его посланника Мухаммеда, через которого было дано Божественное Писание.

Истинно верующий вверяет свою жизнь Аллаху, он должен быть добродетелен, в установленное время совершать молитвы, поститься и хотя бы раз в жизни предпринять паломничество в святые места – в Мекку. Каждому мусульманину вменяется в обязанность подавать милостыню, ибо блага земного мира нечисты, и ими можно пользоваться только с помощью очищения – частичного возврата их Богу через подаяние. «Вам не достичь благочестия, покуда не будете делать жертвований из того, что любите». Кроме того, верующие должны полностью вверять себя воле Аллаха: «С нами обретётся только то, что предначертал для нас Бог». Эта мысль в различных вариациях не один раз повторяющаяся в Коране, укрепляет веру в предопределение – фатализм.

Правда, позднее некоторые мусульманские богословы стали оспаривать этот догмат, отыскивая в Коране намёки на идею свободы воли человека.Однако в массовом сознании фатализм укрепился достаточно прочно, и это имело вполне определённые последствия: этика ислама в отличие, скажем от конфуцианской, католической или тем более протестантской не ориентировала на активное пересоздание мира, принижала роль деятельного начала в человеке.

Кого захочет Бог поставить на прямой путь, сердце того он откроет для покорности; а кого захочет клонить в заблуждение, у того сердце делает сжатым… Каждый поступает по своему произволу.Кто хочет, уверует; кто хочет, будет неверным.

Изречения из Корана. В Коране разница между миром и земным и небесным, в сущности не так уж велика, потому что потусторонний мир предстает подчёркнуто плотским, материальным. Особенно это касается изображения мусульманского рая, в котором праведников ждут чувственные наслаждения. Вскоре после смерти Мухаммеда к основным положениям новой религии было добавлено ещё одно, сыгравшее огромную роль во всей последующей истории исламской цивилизации.Это вера в то, что священная война (джихад), распространение ислама с оружием в руках, является религиозным долгом.

В Коране действительно говорится об «истреблении неверных», но в основном Мухаммед советовал привлекать людей к исламу «мудрыми добрыми наставлениями». Тем не менее верх одержала концепция, согласно которой мусульмане должны нести войну с неверными до тех пор, пока те не покорятся исламу.Мусульмане, погибшие в такой войне, автоматически признаются достойными рая. Благодаря тем, кто сражается за религию, мусульманская община (умма) в целом может считать свой долг выполненным.

Помимо духовных наград эта идея была весьма привлекательна и с точки зрения материальной: четыре пятых добычи распределялось между непосредственными участниками сражения, а остаток считался долей Бога и раздавался бедным. ПУТЬ К МИРОВОЙ ИМПЕРИИ Почти одновременно с распространением ислама начала складываться арабская цивилизация.Первыми в пророчества Мухаммеда уверовали его жена, двоюродный брат Али и именитый купец Абу Бекр, оказавший основателю новой религии огромную поддержку.

Потом ему принесли клятву верности жители города Медины, а в 632 году, когда Мухаммед умер, ислам не охватил ещё всей Аравии, но прочно утвердился в отдельных её регионах. Преемником пророка – халифом (т. е. религиозно-политическим вождём) – был избран Абу Бекр, и за два года его правления ислам объединил все арабские племена, хотя распространялся и силой оружия.Затем место халифа занял ещё один сподвижник Мухаммеда – Омар. Десятилетие его правления стало временем блистательных военных успехов исламской цивилизации, только что начавшей своё существование.

Были захвачены земли Сирии и Палестины, принадлежавшие Византии, потом Египет и Ливия, западная часть Ирана. После смерти Омара победоносное шествие ислама по странам Востока продолжалось: в 40-50-е года 7-го века был окончательно завоёван Иран, власти арабов подчинялась Северная Африка (Магриб). В 8-ом веке завоевания продолжались, хотя и не так интенсивно. К этому времени империя простиралась от Атлантического океана до Инда, от Каспия до порогов Нила. Овладев Испанией, арабы стали устаивать набеги по ту сторону Пиренеев, однако войска франков отбили их атаки.

Местное население на захваченных территориях довольно быстро исламизировалось, чему способствовала экономическая политика халифов: мусульмане платили в казну только десятину, а те, кто сохранял свою веру – высокий поземельный налог (от одной до двух третей урожая) подушную подать.

Воины-арабы, расселялись на новых местах, а вслед за ними приходили арабы-горожане, носители довольно высокой культуры. За счет смешанных браков активно шла арабизация пёстрой по этническому составу цивилизации. Однако огромная империя, возникшая с головокружительной быстротой, оказалась не слишком прочным образованием.Только что созданная государственность не обладала слой, которая позволила бы сплотить в единое целое разнородные в экономическом и культурном отношении регионы. Централизованная власть ослаблялась борьбой различных группировок за политическое первенство.

К 9-му веку правители наместничеств – эмиры – превратились в почти независимых государей. Империя стала распадаться на части. Политическая карта Ближнего Востока без конца менялась: новые султаны и эмираты то возникали, то исчезали, уступая место другим, столь же недолговечным государствам. Халифы продолжали существовать, но в действительности сохраняли в основном лишь духовную власть.Со временем на месте распавшегося халифата появились и более крупные и мощные государственные образования.

В 6-ом веке было положено начало державе Сефевидов в Персии и государству Великих Монголов в Индии. Преемницей Арабского халифата считала себя могущественная Османская империя, которая продолжила вести завоевательную политику и являлась серьёзной угрозой европейским странам вплоть до 19-го века. Территория Арабского халифата в 750 году. СЛАБОСТЬ И СИЛА ХАЛИФАТА. Внутренняя структура халифата стала оформляться во времена правления династии Омейядов (661 – 750), но некоторые её основы были заложены раньше.

Это касалось в первую очередь слияния воедино религиозной и светской власти. Сам Мухаммед выступал как политический деятель и религиозный вождь, и эта традиция продолжала существовать в дальнейшем, придавая исламскому государству своеобразие.По крайней мере формально, халиф – заместитель посланника Аллаха Мухаммеда – обладал всей полнотой власти, и духовной (имамат), и светской (эмират). Естественно, это чрезвычайно усиливало авторитет халифа, подчеркивало священность его особы; восставать против халифа означало восставать против Аллаха.

Ислам был сутью государства, силой, скрепляющей, цементирующей цивилизацию. Представители династии Омейядов предприняли ряд мер по укреплению гигантской империи с централизованной властью, Распространение новой религии было важнейшим объединяющим фактором.Немалое значение имело и то, что арабский язык стал государственным в пределах халифата: на нем составляли деловые документы, писали научные трактаты и художественные произведения.

Для управления страной был создан большой и разветвленный бюрократический аппарат; связь с далекими окраинами осуществлялась за счет хорошо налаженной почты. Центральная власть опиралась на полицию и армию, которая и теперь получала жалованье от казны и земельный надел. Но главным залогом силы государственной власти было право верховной собственности на землю.Как и во всех других восточных цивилизациях, государство стремилось ограничить частную собственность на землю.

Частное землевладение, конечно, существовало в халифате, но обычно не достигало крупных размеров. Большую массу государственной земли занимали общины, которые выплачивали казне ренту-налог. Часть казенных земель власть раздавала за службу. Такие владения передавались по наследству, если сын наследовал должность отца, но продавать их не разрешалось.Этот зареет касался также владений, при надлежащих правящей династии и религиозным учреждениям.

Богатые много населенные города, где процветали торговля и ремесло. Находились под строгим контролем государства, который осуществлялся с помощью специального аппарата чиновников. Положение личности тоже было вполне традиционным для восточной деспотии. Человек мог неожиданно вознестись на самый верх социальной лестницы и так же внезапно оказаться в нищете или погибнуть по прихоти власть имущих.Центральная власть не справлялась с сепаратизмом: в наместничествах, на которые была разделена империя, истинными хозяевами были эмиры, В их распоряжении находились финансы, армия, бюрократический аппарат.

Правда, внутренние структуры вновь образующихся государств были одинаковы и почти в точности повторяли структуру халифата времен его расцвета.В этом смысле цивилизационная модель, в которой огромную роль играли этические нормы ислама, была очень устойчивой, несмотря на все катаклизмы государственной истории мусульманского мира. «СВЕТ С ВОСТОКА» Культура исламской цивилизации начала развиваться одновременно с государственностью.

Распад халифата не повлиял на нее отрицательно: в 10-11 веках арабо-мусульманская культура переживала свой наивысший взлет.Формировались догматика и исламское право, богословские споры затрагивали вопросы веры и разума, свободы воли и предопределения, создавались образцы утонченной поэзии, философские и исторические произведения, медицинские трактаты, работы по физике, химии и астрономии.

Такой быстрый расцвет объяснялся несколькими причинами. Во-первых, городская культура арабов уже в 7 веке достигала довольно высокого уровня: был выработан литературный язык, развивалось поэтическое творчество и ораторское искусство. Во-вторых, в халифат включались культурные центры с давними традициями, которые оказывали мощное влияние на духовную жизнь арабов.На территории завоеванного Ирана творили выдающиеся поэты и ученые: Фердоуси, прославившийся поэмой «Шах-наме» («Книга о царях»), ученый-энциклопедист Ибн Сина (Авиценна), астроном Бируни.

В Александрии, в городах Сирии арабы знакомились с плодами античных искусств и наук, переводы с греческого на арабский язык стали появляться уже в конце 7 – начале 8 века. Расцвету арабской культура способствовало достаточно терпимое отношение к чужим традициям.В особо привилегированном положении (по крайней мере, на первых порах) были христиане и иудеи, которых мусульмане уважительно называли «людьми Писания». В результате и те и другие много сделали для того, чтобы греческая культура, прежде всего философия, стала доступна исламскому миру. Арабы, сталкиваясь и инородцами и иноверцами, превосходящими их в культурном отношении, умели учиться у них, постепенно добиваясь первенства.

Сфера воздействия и распространения духовной культуры, созданной в арабском халифате, была огромной.Она охватывала не только страны Востока, но и Запад. Европейская медицина, география и другие науки развивались под влиянием арабских ученых.

Мощный толчок европейскому рационализму дали еврейские, арабские и персидские философы, хорошо знакомые с трудами Аристотеля. Светская поэзия в Европе, очагом которой явилась Южная Франция, вобрала в себя некоторые традиции персидской любовной лирики. Исламская цивилизация, оказавшая сильное культурное воздействие ан Западную Европу, на протяжении средних веков и отчасти в новое время представляла значительную военную угрозу.Среди всех цивилизаций Востока она занимала наиболее наступательную позицию.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.История мировых цивилизаций, Хачатурян В. М Москва «Дрофа»,2000; 2.Тайны Древнего Востока, Румянцев Л.А Москва,1997.; 3. Советский энциклопедический словарь, Прохоров А. М Москва, 1989; 4.Я познаю мир. История, Чудакова Н. В Громов А. М Москва, 1999.

– Конец работы –

Используемые теги: Исламская, цив, зация0.061

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Исламская цивилизация

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Человеческая цивилизация становится "цивилизацией городов"
В 2000 году горожанами были уже 47% населения, в городах и их ближайших пригородах проживало более 2.8 млрд. человек. 411 городов мира насчитывали… Большинство горожан стран Африки живет в городах с населением менее 10 тыс.… Судя по всему, на всем протяжении человеческой истории (первые статистические данные впервые были получены лишь в…

Культуры и цивилизации Латинской Америки. Связь с мировой цивилизацией.
Государства Латинской Америки имеют своеобразную и богатую событиями историю, самобытную культуру.В результате долгой борьбы с испанскими и… Общее проявляется также и в их экономической зависимости от могу щественного… Это связано, прежде всего, с тем, что они раньше других государств развивающегося мира в ступили на путь…

Цивилизация Третьей волны
Технологические новшества оказывают влияние на социальную структуру общества. По существу, рождается новый цивилизационный уклад, в котором… Тоффлер предупреждает о новых опасностях, социальных конфликтах и глобальных… Чем скорее человечество осознает потребность в переходе к новой волне, тем меньше будет опасность насилия, диктата и…

Российские дороги и европейская цивилизация
Собственно, о чем мы хотим говорить? Есть огромный пласт знания, причем знания такого, что не то, чтобы его надо было где-то разыскивать, знания… Может так и нужно, не знаю, не специалист. Есть несколько базовых вещей,… Немножко об авторах. Вот два седых джентльмена, которые большую часть своей научной биографии занимались вычислениями,…

Природа, культура, цивилизация
В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации. Применительно к нашей сегодняшней жизни можно сказать, что совокупность… Согласно концепции О.Шпенглера культура - это набор качеств и структур,… О.Шпенглер рассматривает культуру как надбиологический организм, закономерно проходящий определенные стадии развития.…

Цивилизация
Часто слово “цивилизация” применяется для обозначения уровня развития локальной страны или группы стран. Термин «цивилизация» введен сравнительно недавно – около двух столетий назад –… С одной стороны, слово "цивилизация" обладает определенной привлекательностью. С другой оно столь нещадно затрепано,…

Культура исламской цивилизации
В древности мир был расколот на тысячи первобытных народов. Постепенно многие из них объединились, образовали государства, изобрели письменность и… Этот путь состоит из нескольких стадий, последняя, высшая из них —… Современные учёные предполагают, что у человечества множество путей развития и, возможно, все они направлены в разные…

Природа, культура, цивилизация
В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации. Применительно к нашей сегодняшней жизни можно сказать, что совокупность… Согласно концепции О.Шпенглера культура - это набор качеств и структур,… О.Шпенглер рассматривает культуру как надбиологический организм, закономерно проходящий определенные стадии развития.…

Культура или цивилизация?
В настоящее время цивилизация – это то, что дает комфорт, это удобство, предоставляемое в наше распоряжение техникой. Комфорт, его создание и… Научно-техническая цивилизация единообразна для всей планеты, и у всех… Для примера возьмем ядерные технологии как для военных, так и для мирных целей атомной энергетики.Знания этих…

Китайская цивилизация как альтернатива средиземноморской
Звук речи также можно считать признаком слога, в то же время слоговой тон никак не может интерпретироваться как составляющая слога. Альтернативность китайской (правильнее, дальневосточной) цивилизации… Дословно -это "срединное государство" или "срединные государства": китайский словослог прежде всего соответствует…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Индийская цивилизация На главных улицах, тянувшихсястрого с севера на юг, шириной до десяти метров было множество мастерских иторговых лавок. Между домами петляли узкие… Вода и нечистоты стекали по желобам в подземныеотстойники наверх выходили… На территорииИндийской цивилизации было сделано масса интересных находок Бог или жрец? Эта каменная скульптура была…
  • Онтологические определения понятий культура и цивилизация, добро и зло, свобода и воля Противоречивое и неоднозначное их употребление ведет не только к непониманию между людьми, но и к столкновению между ними. Причем к столкновениям,… Первое. Единственным исходным основанием аритмологии является Бытие до всякого… Структурная актуализация отношения Быть являет и порождает бесконечную иерархию структурных уровней Бытия. Структурная…
  • Как соотносятся между собой понятия «культура» и «цивилизация»? К цивилизации относят все материальное, часто сводя ее к комфорту и набору социальных условностей, тогда как культура понимается как деятельность… Он идет еще от руссоистских представлений о первобытной неиспорченности… Сказки о «первобытном рае» у современных ученых не вызывают даже улыбки, ко преодолеть дуализм мышления, заложенный…
  • Римская цивилизация История Рима эпохи империи казалась людям, жившим в последующие столетия, очень увлекательной и волнующей. Такой она остается и сегодня, изумительной, ужасной, полной очарования и… Береговая линия Аппенинского полуострова менее изрезана, чем у Балканского полуострова, значит здесь гораздо меньше…
  • КОНТАКТЫ МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ В ВЕДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ На сайте allrefs.net читайте: "КОНТАКТЫ МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ В ВЕДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ"