рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Закулеу

Закулеу - раздел География, Закулеу В Двухстах Километрах От Столицы Гватемалы Расположен Древний Город ...

Закулеу В двухстах километрах от столицы Гватемалы расположен древний город майа - Закулеу. С языка индейцев-киче "закулеу" переводится как "белая земля". Издавна сюда со всех окрестностей съезжались индейцы, привозившие свои товары. Здесь продавали свинец и серебро, изделия из кожи и шерсть. Находили своего покупателя гончарные изделия и продукты питания, важнейшими из которых являлись маис, картофель и фасоль.Историки полагают, что культура индейцев Мезоамериканского региона прошла в своем развитии три этапа: период формирования, классический период, протекавший уже в нашей эре, и постклассический этап, который продолжался вплоть до прихода испанских завоевателей.

Последний период истории цивилизации майя начался в середине X века н.э. Именно тогда были возведены пирамиды Закулеу. Их строители уже не украшали храмы иероглифами и каменными скульптурами. Здесь нет стел, установленных в честь побед местных вождей над соседями.В Закулеу последняя стадия развития древней культуры окончилась в 1525 г когда центральную часть западной Гватемалы посетили конкистадоры во главе с Педро де Альворадо.

Город не спасло выгодное стратегическое положение: он находился в горах, на высоте 2 тысяч метров над уровнем моря. Стоя на холме, за приближением конкистадоров наблюдал вождь народа Текун Уман, оказавший упорное сопротивление испанцам. Он родился в Закулеу.Легенды утверждают, что когда конкистадоры смертельно ранили Текун Умана, на его грудь спустилась домашняя птица Кетцаль.

Она прикоснулась к крови вождя и улетела. С тех пор Кетцаль не живет в неволе, поэтому встретить ее - большая удача. Умирая, Текун Уман сказал, что, когда индейцы станут по-настоящему свободны, птица вернется к людям. По непонятным причинам испанцы не стали разрушать до основания пирамиды и храмовые сооружения.Христианских церквей, которые обычно возводились на обломках старого мира, здесь нет. Видимо, эти постройки имели исключительно важное значение для индейцев. Настолько важное, что завоеватели не рискнули сравнять древний город с землей.

Хотя в это верится с трудом, ибо никогда еще конкистадоров не останавливало опасение ранить религиозные чувства язычников. На особое значение Закулеу для индейских племен указывает площадка для игры в мяч. Подобные площадки строились практически во всех мезоамериканских городах.Однако священная территория в Закулеу отличается от всех прочих своими внушительными размерами. Площадка в Тикале, одной из столиц древнего царства майя, в четыре раза меньше площадки в заштатном городке Закулеу.

В то время как размеры древнего города в джунглях несоизмеримо больше размеров поселения в горах. Игра в мяч пок-та-пок, как называли ее майя, устраивалась на корте с центральной узкой площадкой, заканчивающейся на концах короткими перпендикулярными участками.Это было стилизованное представление Вселенной с четырьмя сторонами света. Предполагают, что в определенных случаях проигравшие воины или их представители, обычно пленные, публично приносились в жертву и обезглавливались рядом с алтарем.

Правила игры у разных племен были разные. Иногда в жертву приносили победивших, что являлось для них наивысшим благом. Считалось, что принесенный в жертву после победы в игре попадал на небеса, минуя ужасы девятиярусного подземного царства. Прямо на одно из 13 небес, в рай, отправлялись также воины, павшие в бою, люди, утонувшие и умершие от болезней, души женщин, которые умерли от родов.Всем остальным были уготованы тяжкие испытания под землей.

Но вернемся к ритуальной игре в мяч. Внутренний пол и стены площадки украшались изображениями богов, которым посвящалась игра. Площадка огораживалась высокими стенами. Вокруг них высаживались вечнозеленые растения. Если племя вело войну, то в день игры назначалось перемирие. В город стекались толпы народа.Знатные горожане сверху площадки могли наблюдать за ходом игры. Во время нее двое и более участников старались забросить каучуковый мяч, отскакивавший от наклонных плоскостей, внутрь кольца или отверстия в стене корта.

Разрешалось играть бедрами или плечами. Игровая площадка символизировала узкий проход в подземный мир, через который солнце скрывается в ночи. Соперники сражались за право вывести солнце из преисподней. Приношение проигравших игроков в жертву рассматривалось жрецами как вливание во Вселенную энергии в виде крови и жизни человека именно для того, чтобы дать рождение новому солнцу.Современные индейцы Гватемалы еще помнят весьма драматичную историю, приключившуюся с братьями Хун-Ахпу и Шбаланке.

Началась эта история на площадке для игры в мяч. Братья так громко топали по ней, что нарушили покой страны мертвых, Шибальбы, или Метналя. Одна Смерть, Семь Смертей и другие правители пригласили братьев к себе вниз, чтобы сыграть в мяч резиновыми клюшками.Братья с охотой отправились в Шибальбу, минуя горы, каньоны и реку Рус. Место входа в страну мертвых отмечалось фонтаном из крови и сгнивших тел. Под землей гостям пришлось пройти через страшные испытания.

Они посетили ужасные дома лезвия, холода, огня, ягуаров. Непобедимость соперника утомила хозяев Шибальбы, и они решили сжечь братьев, пепел же растолочь и бросить в воду. Однако им удалось возродиться в воде и принять облик нищих шутов, танцевавших "пляску свободы, пляску проныры". Правители попросили "проныр" принести в жертву человека и воскресить его, что было исполнено незамедлительно.Шибальбцы были настолько удивлены, что сошли с ума. После этого чуда подземные боги потребовали принести в жертву и оживить их самих. Братья охотно убили владетелей Шибальбы, но оживлять их не стали.

В конце концов два мальчика поднялись на поверхность в середину света, а оттуда - сразу на небо. Трудно сказать, что привлекает в Закулеу толпы гватемальцев. Иностранные туристы - большая редкость в этих местах.Примитивная архитектура, аскетичные постройки позднего периода не идут ни в какое сравнение с пышными дворцами, высокими пирамидами и резными стелами прочих индейских городов.

Быть может, гватемальцы приезжают в Закулеу, помня о бесстрашном вожде Текун Умане, который завещал потомкам во что бы то ни стало отвоевать свободу. Может быть, жители страны наведываются сюда, помня драматичную историю братьев-близнецов, поправших смерть.А может быть, для того, чтобы поразмышлять о великом прошлом великого народа майя. Какой стала бы индейская цивилизация, если бы ход ее развития не был прерван вероломными испанцами? И продолжали ли бы индейцы играть в мяч со всеми вытекающими последствиями?.

– Конец работы –

Используемые теги: Закулеу0.04

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Закулеу

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

0.024
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам