САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МАНСИ

 

САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ» МАНСИ

Н. Р. Анямов (гр. 3440, ИЯИ и КНЮ) (Научный руководитель: Т.А. Молданова.)  

Местные (территориальные) божества (духи).

У многих духов термин талях ‘верховье’ входит в название эпитета божества. Это Тагт-талях-товлынг-ойка «Верховьев Сосьвы крылатый старик» (ММ),… Лuссум талих сaт jтыр, Лuссум талих Нwр jйка (РЕИ), Лусэм-талях-ойка «Старик верховьев Лозьвы» (РЕИ) проживали на…

Выводы

Рассмотренный мною материал показывает, что сакральная география манси намного шире, чем территория их современного проживания. Западная граница расположения божеств, проходит по Уралу, здесь находятся Нёр-ойки (два, а по другим данным три). Эти горы особо почитались, так как они являлись естественной преградой, неким щитом. Особый статус гор, то есть их святость, не позволяла иным народам переходить эту территорию. Северная граница сакральной географии – река Сыня и низовья Оби. Восточная граница – в основном по р. Обь, но в одном случае (Касум най эква) р. Казым. Южные окраины проходят по р. Конда.

Обращает на себя внимание, что «сакральная география» захватывает территорию проживания северных хантов, но нет ни одного божества на землях восточных и южных хантов. Это, в свою очередь дополнительно подтверждает факт контактов и взаимного влияния манси и северных хантов. Интересно и то, что такие всеобщие влиятельные божества мансийского пантеона как Калтащ, Мир-сусне-хум, Ялпус ойка проживают непосредственно в зоне контактов северных манси и северных хантов.

В общем случае проживание божеств связывается с 18 реками (речушками): Вjр-я, Ёвтым сос, Казым, Конда, Лепла, Лозьва, Мань-я, Обь, Палья, Пелым, Сёртанг, Сорахта, С.Сосьва, Сыня, Сыгва (Ляпин), Сукур-я, Тапсуй, Ялпынг-я. Наиболее густо «заселены» реки Сыгва (Ляпин), верховья Лозьвы. Большое количество божеств на границе Свердловской и Тюменской области, это речки Лепля, Ёвтым сос.

Наибольшее число божеств локализуется в верховьях рек, то есть в предгорьях Урала.

Литература:

 

1. Гемуев И.Н. Сагалаев А.М. Религия народа манси. Культовые места (XIX – начало XX в.). – Новосибирск: Наука, 1986.

2. Герасимова Д.В. Мифы народа манси (вогулов) (По материалам А. Регули и Б. Мункачи) // Материалы Международной научной конференции «Сохранение традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и проблема устойчивого развития». –М., 2004.С.351-359.

3. Гондатти Н.Л. Культ медведя у инородцев Северо-Западной Сибири // Труды этногр. Отд. Имп. Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете – кн. YII. – М., 1886, С. 74-87.

4. Источники по этнографии Западной Сибири. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. – 284с.

5. Карьялайнен К.Ф. Религия Югорских народов. Т 2. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995.

6. Мифология манси – Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН,2001.

7. Попова С.А. Обряды перехода в традиционной культуре манси. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. – 180с.

8. Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура ( по данным фольклора и обрядов). – Сургут: АИИК «Северный дом», 1993.

 

 

Сокращения:

ЧВН – Чернецов В.Н. (Источники …..1987)

РЕИ – Ромбандеева Е.И.

ГДВ – Герасимова Д.В.

ММ – Мифология манси