рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ» МАНСИ

САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ» МАНСИ - раздел География, Сакральная география манси   Н. Р. Анямов (Гр. 3440, Ияи И Кню) (Научный Руководи...

 

Н. Р. Анямов (гр. 3440, ИЯИ и КНЮ)

(Научный руководитель: Т.А. Молданова.)

 

В предлагаемой работе мною поставлена задача определить территорию локализации мансийского пантеона, то есть выявить точки сакрально значимые для мансийского этноса. На одних из них находились или находятся святилища, другие сохранились только в эпитетах божеств и в фольклорных источниках.

Источниковой базой является опубликованный материал (Гондатти Н.Л., 1886; Карьялайнен К.Ф.,1995; Источники….1987; Гемуев И.Н. Сагалаев А.М. 1986; Ромбандеева Е.И. 1993; Мифология манси 2001; Герасимова Д.В. 2004), частично собственный полевой материал. Особо хочется отметить, что информация по божествам, записанная венгерскими исследователями Мункачи и Регули, мне стала доступна благодаря работам Д.В. Герасимовой. Из разных источников мною выписано 193 эпитета (названия) духов, одни из них повторяются у разных авторов, другие нет. Сразу отмечу, что на этом этапе мною выявлены не все места пребывания божеств, данное исследование буду продолжать.

В работе мною сохраняется орфография тех статей, на которые я ссылаюсь, поэтому написания некоторых божеств различается. Кроме того, сохраняется и авторский перевод, где названия одних и тех же божеств переводятся то «бог», то «дух», поэтому эти термины я использую как равнозначные. Для краткости ссылок использую некоторые сокращения.

Далее отмечу, что мансийские божества преимущественно располагаются по рекам. Если в эпитете назван посёлок, то далее указывается, на какой реке он расположен. При этом, одни божества не имеют четкой привязанности к местности, другие имеют. По этому признаку К.Ф. Карьялайнен разделяет их на всеобщих и местных духов (1995, С.7). Я буду использовать данную классификацию.

Всеобщие божества. Материал показывает, что всеобщие духи могут иметь определенное место поклонения, но в то же время им жертвуют на любом подходящем месте. Всеобщими, прежде всего, являются божества связанные с Верхним и Нижним мирами, но некоторые встречаются и на земле.

В Верхнем мире проживает Тjрум (РЕИ). Его также называли Нуми-Торум.Кроме него на небе живут Корс-Торум,Косяр-Торум (ММ) и Jпыль jйка. Последний из них живет выше Нуми Тjрума, как бы на шестом этаже Земли и Неба. (РЕИ). Небожителем является и Сяхыл-Торум«Бог Грома»; младший брат (по другой версии - сын) Нуми – Торума (ММ). По информации Е.И. Ромбандеевой Щахыл тjрум он же Aяс jйка ‘Малой Оби Бог (мужчина)’ имел место поклонения в Березово. Манси называли церковь в Берёзово его именем и приносили туда дары (РЕИ). Следовательно, он проживал в низовьях Северной Сосьвы. Ай-Ас-Торум ‘Бог Малой Оби’ Ajas-taremБог/старик Малой Оби’ упоминается и в других источниках (ГДВ; ММ). Вверху проживали также Et-pos ajka и Etpos ai «Лунный старик и его дочь». (ГДВ), Холи-вот-ойкаВосточного ветра старик’ (ММ).

В Нижнем мире обитал Куль-отыр(или Хуль отыр)- повелитель злых духов, брат Нуми-Торума. Из духов, подчиненных Куль-отыру, известен Самсай-ойка. (ММ). Согласно Е.И. Ромбандеевой Хуль jтыр jйка хотя и являлся хозяин подземного царства, но его по­читали в Ясунте (РЕИ). Следовательно, одно из его мест обитания низовья р. Мань-я.

Всеобщими божествами являются Вит-Хон‘водяной царь’, Teren-naj и Najij xan‘Женщина огня и огненный князь’.

На земле, то есть в Среднем мире проживают такие особо почитаемые божества как Kaltes-ekwa (Калтась эква), и «Мир сусне хум» ( Mir-susne xum), он же Jтыр, Сjрни jтыр (Sorni-ater). Их места поклонения на р. Обь, в д. Калтащаны и в Белогорье (РЕИ) или в Троицких юртах (ЧВН) соответственно.

На земле живет Jelpin-nar ajka ‘Старик Святого Урала’ (ГДВ), которому поклонялись все манси. Но он разделяется как бы на два персонажа Тaгт тaлих Нwр jйка- в верховьях реки Северной Сосьвы и Лuссум талих Нwр jйка - в верховьях реки Лозьва (РЕИ). А по моей информации существует еще и третий Нёр ойка.

Общими для манси являются Хонт-Торум ‘Бог войны’, Щохриy jйка ‘Стрекоза старик’. Святилище Хонт-Торума в 80 км от устья р Кемпаж, где в неё впадает р. Пупыг-я (ММ),. Сёхриy jйке поклонялись в Ясунт пaуле (по реке Сакв-я), Тaпысе, Яныг пaуле на Урале (по верхней Сосьве), по реке Сёртаy.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Сакральная география манси

Выводы.. рассмотренный мною материал показывает что сакральная география манси намного.. обращает на себя внимание что сакральная география захватывает территорию проживания северных хантов но нет ни..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ» МАНСИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Местные (территориальные) божества (духи).
1. Божества верховьев рек У многих духов термин талях ‘верховье’ входит в название эпитета божества. Это Тагт-талях-товлынг-ойка «Верховьев Сосьв

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги