Местные (территориальные) божества (духи).

1. Божества верховьев рек

У многих духов термин талях ‘верховье’ входит в название эпитета божества.

Это Тагт-талях-товлынг-ойка «Верховьев Сосьвы крылатый старик» (ММ), Tait-talex ajka «Старик Верхней Сосьвы». (ГДВ), Тaгт тaлих Нwр jйка (РЕИ) проживали в верховьях реки Северной Сосьвы.

Лuссум талих сaт jтыр, Лuссум талих Нwр jйка (РЕИ), Лусэм-талях-ойка «Старик верховьев Лозьвы» (РЕИ) проживали на Верхней Лозьве.

Сакв талих jйка - помощник Нwр jйки (РЕИ) и Сакв-талях-ойка. «Старик верховьев Ляпина» (ММ) находились в верхнем течении Ляпина

Лепла-тит-ойка «Истока (реки) Леп(ла) старик (ММ) на реке Лепла.

Кроме того, известно, что и другие божества имели местонахождение в верховьях рек. Это семь богатырей X тальх акиянув жили в верховьях речки Сорахта (притоке верховьях Лозьвы) (РЕИ), Сяк-ойка «Старик-молот» находился в верховьях Северной Сосьвы и Лозьвы. (ММ) и т.д.

Кроме понятия «верховье реки» у манси встречается и понятие тур пата ‘конец (букв.: дно) озера’. Например, Ягрим тuр патта jйка ‘Бог конца озера Игрим ’ (РЕИ).

Всего в верховьях рек проживало двадцать три божества, в трех случаях это сат отыр, т.е. ‘семь (в значении много) богатырей’. С.А. Попова вырубленные фигуры сат отыров называет хонт ‘войско’ (Попова С.А., 2003, С. 35)

 

2. Божества середины рек

Некоторые божества местом обитания которых является середина реки в своем эпитете имеют мансийский термин котиль ‘середина’.

Например, Я-котиль-ойка ‘Бог середины реки’, Тагг-котиль-Торум (Tait-kwotl tarem) ‘Бог Средней Сосьвы’ (ГДВ). Последний жил на Средней Сосьве, пере­гораживал её каменной плотиной, охранял зем­лю от врагов. Он и его сыновья были воинами. Другие божества, на этой реке подчинялись ему. (РЕИ).

Божества могут находиться и на середине озера. Например это Сjпаклjмт тuр котиль jйка ‘Бог середины озера Сопакломт’ или Тuр котиль jйка ‘Бог середины озера’(РЕИ).

У других духов просто указывается, что они жили в середине той или иной реки. Например, Сxрысьныл тrтым сaт jтыр жили на средней Сосьве по речке Палья (чуть выше Хохаy пaвыла) (РЕИ).

Середина реки как место пребывания духа указано всего в четырёх случаях.

 

3. Божества устья рек

Также как и в предыдущих случаях термин сунт ‘устье’ может входить в эпитет божества.

Например, Лепла-сунт-ойка (Lepla-sunt-ajka ) ‘Старик с устья реки Лепла’ (ММ) жил на мысу в устье одноименной реки (РЕИ). Одного из сыновей Aяс jйки, звали Сакв сuнт тjрум пыг ‘Сыгвы устья Торума сын’ (РЕИ).

В других случаях просто указывается, что божество жило в устье, или возле устья. Так, Aвт jтыр - брат Тoк jтыра жил у устья Оби (РЕИ). Нёхссов хuрп тrнтыy jтыр жил в Люлиy вjре напротив устья Сыгвы (РЕИ ) и т.д.

Устья рек как место пребывания божеств указаны в десяти случаях.

 

4. Божества, проживающие на реках без указания определенного места.

Это достаточная большая группа божеств.

В одних случаях название реки входит в эпитет божества. Например, Вjр-я jтыр - семь братьев, которые жили по реке Вjр-я (РЕИ), Ёвтым сос ялпыy jтыр пыг- хозяин соболиных мест на реке Ёвтым сос (РЕИ), Kontin lui otrei обитали в Моt-us на реке Конда, Кaсум нaй aги - внучка Хayылсам нaй oквы жила на р. Казым (РЕИ), Полум-Торум , Полум-ойка, Тапал-ойка «Хозяин р. Пелым» (ММ) и т.д.

В других случаях просто указывается, где проживало то или иное божество. Например, Ялпынг-аки дух-покровитель манси Дунаевых, проживал в бассейне р. Тапсуй. (ММ). Ялпус-ойка-пыга – «держали» в первой половине 20 века в Нирус-пауле на р. Тапсуй (ММ) и т.д.

Всего таких божеств мною выявлено восемьнадцать.