Реферат Курсовая Конспект
ТЕМА 1. ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ КАК ВЕТВЬ ГЕОГРАФИИ НАСЕЛЕНИЯ - раздел География, Предисловие Учебное Пособи...
|
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие «География религий» предназначено для студентов старших курсов естественно-географических университетов, обучающихся по специальностям «География» и «Социально-культурный сервис и туризм». Необходимость создания такого пособия вызвана тем, что в настоящее время отсутствуют современные учебники по данному курсу. Последний из них был издан ещё в начале 1970-х гг. (автор - Соловьева Маргарита Григорьевна).
Цель данного пособия – расширить у студентов знания о религиях мира, показать связи между религиозными воззрениями людей и территорией, на которой они проживают, помочь ориентироваться в современном мире, где религии играют все возрастающую роль. Материал, изложенный в пособии, имеет не только учебный, но и информационный характер, поэтому оно может быть интересно и полезно любому человеку, который интересуется вопросами географии населения и религий.
Задачи курса автор видит в усилении гуманизации и социологизации географического образования, в повышении воспитательных возможностей будущих специалистов при работе с детьми из семей верующих, в приобретении студентами навыков ведения мировоззренческого диалога, в овладении искусством понимания других людей, чей образ мысли является иным, в конкретизации гуманитарных знаний студентов.
Рассмотрение географии религий мира начинается с обзора историко-географического фона их формирования и развития и заканчивается современным территориальным расселением представителей рассматриваемых религиозных групп. В конце каждой темы приводится глоссарий – словарь терминов и понятий, встречающихся в рассмотренной теме и, а так же там помещены вопросы и задания репродуктивного характера, главная цель которых – помочь студентам усвоить учебный материал. Материалы, выходящие за рамки изучаемой темы, но имеющие непосредственную связь с ней выделены в тексте курсивом.
Структура и содержание данного учебного пособия соответствует положениям учебной программы «География религий», и написано на основе лекций, которые читает автор для студентов 4-го курса на естественно-географическом факультете по специальности «География». Часть материала, помещенного в учебном пособии, выносится для самостоятельного изучения студентами, а также на семинарских занятиях и экзаменационных консультациях. Данное пособие снабжено учебными картографическими материалами, что является необходимым условием усвоения курса студентами.
Классификация религий
В мире существуют множество отдельных религий и еще больше их направлений, ветвей и сект. Точно подсчитать, сколько религий в мире, как и количество их последователей, весьма трудно. Возникает вопрос: почему религий много? С точки зрения географа он достаточно очевиден - люди живут в непохожих географических условиях в разных частях Земли, по-разному воспринимают окружающее. Вследствие этого у них формируются различные представления о Боге или богах, о том, каким должен быть культ, как строить храмы (и стоить ли их вообще). Изучение любого предмета начинается с классификации изучаемых объектов. Самая простая классификация религий сводится к делению их на три группы:
1. Родоплеменные древние верования. Они возникли в глубокой древности, но не исчезли в сознании человека, а сохранились и бытуют среди людей до сегодняшних дней. От них происходят многочисленные суеверия (от древнеслав. суе – напрасно, попусту, без всякой пользы). Древние верования, как считают многие специалисты, не могут быть признаны собственно религиями, так как в них нет места Богу или богам, и они не составляют целостного мировоззрения человека. Одной из форм древних родоплеменных верований является фетишизм. Это название произошло от португальского слова fatio (волшебная вещь). Фетишизм был обнаружен португальскими моряками в Западной Африке в XV веке, а затем аналогичные верования были выявлены у многих народов мира, стоящих на низкой ступени общественного развития (аборигены Австралии, народы Полинезии и Меланезии). Суть этого верования заключается в том, что какому-либо предмету (фетишу) приписывались волшебные свойства. Например, способность исцелять больных, предохранять от опасности и врагов, помогать на охоте и т.д. Фетишем мог стать любой предмет, почему-то поразивший воображение человека. Это мог быть камень необычной формы, искусно сделанная деревянная фигурка, ювелирное изделие и т.д.
Другой ранней формой верований выступает тотемизм – вера в существование родственной связи между группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений, которым поклонялись и обращались за помощью. Слово тотем на языке одного из племен Северо-запада Северной Америки означает род. Предполагается, что возникновение тотемизма было тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытных людей – собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существования, становились объектом поклонения. Тотемизм был широко распространен среди индейцев Северной и Южной Америки. Элементы тотемизма прослеживаются в национальных религиях Китая, Японии и Индии.
Еще одной формой первобытных верований был анимизм (от лат. anima – душа) – вера в существование бесплотных душ и духов, которыми древний человек наделял предметы и явления природы. Древний человек рассматривал окружающую его природу как нечто подобное себе, наделяя природные объекты человеческими качествами: желаниями, волей, чувствами и мыслями. Одной из разновидностей анимизма является магия – совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, общество и природу с помощью определенных магических действий. Обычно магией занимались специально подготовленные люди – колдуны и шаманы, которые сами искренно верили в свою способность общаться с духами, и, что самое главное, в своих действиях они пользовались полным доверием соплеменников. Магия и связанная с ней практика шаманизма имела в прошлом широкое распространение среди народов Сибири и Дальнего Востока. Она оказала заметное влияние на формирование более поздних национальных религий Восточной Азии.
Древние верования оказались очень живучими, и продолжают оказывать влияние уже на современных людей. Они выражаются в вере в «особые свойства» амулетов, талисманов, реликвий. Все это не что иное, как пережиток древнего фетишизма. Отголоски тотемизма можно обнаружить во многих современных религиях в форме пищевых запретов, в изображениях животных и растений на государственной символике, наличии циклических «звериных» календарей у многих народов Дальнего Востока. Магические верования и ритуалы легли в основу культовой практики большинства религий. Заметно влияние магии также на формирование бытовых суеверий: гадания, заговоры, вера в порчу, сглаз и т.д.
2. Национально-государственные религии. Они составляют основу религиозной жизни отдельных народов или стран. Среди национальных религий по численности верующих выделяются пять религии: индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и иудаизм. К другим религиям этой группы относятся джайнизм и сикхизм (Индия), парсизм (Индия, Пакистан, Иран) и некоторые другие. Все названные национально-государственные религии, их география будут рассмотрены в соответствующих разделах учебного пособия.
3. Мировые религии. В процессе своего развития они вышли за пределы наций и государств и имеют огромное число последователей во всем мире. Мировые религии складывались на протяжении длительного исторического периода, и обладают особой социальной гибкостью, т.е. способностью функционировать в различных исторических и социальных средах. Общепризнано, что мировых религий три: буддизм, христианство и ислам.
Христианство – крупнейшая по численности последователей мировая религия. Оно возникло в I в. н.э. в Палестине, а затем широко распространилась по всему миру. Главный источник христианского вероучения – Библия, состоящая из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. В христианстве выделяют три главных направления – католицизм, православие и протестантизм. Раскол единой христианской церкви на православную и католическую официально завершился в XI в., а протестантская церковь выделилась из католичества в ходе Реформации XVI века.
Ислам – самая молодая по времени возникновения и вторая по численности последователей мировая религия. Она была основана в VII в. н.э. в Аравии пророком Мухаммедом и после арабских завоеваний широко распространилась в странах Ближнего и Среднего Востока, а позднее и в других регионах мира. Ислам – монотеистическая религия, важнейший её догмат – вера в единого Бога Аллаха, создателя мира. Священная книга мусульман – Коран, включающий в себя 114 глав (сур), написанных в стихотворной форме на арабском языке. Ислам разделяется на два главных направления – суннизм и шиизм.
Буддизм – третья мировая религия, немного уступающая первым двум по численности приверженцев, но зато самая древняя. Буддизм зародился в Индии в VI в. до н. э. Основателем его считается Гаутама Шакьямуни, принц одного из индийских княжеств, получивший затем имя Будда, что значит «просветленный». Из Индии буддизм распространился по другим странам Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Основой буддизма служит учение о четырех истинах: страдании как сущности жизни, о причинах страдания, о путях освобождения от страданий, и о нирване – состоянии полного освобождения от страданий. В буддизме сложилось три главных направления: хинаяна (южное направление), махаяна (северное направление) и ламаизм (тибетско-монгольское направление).
Все религии мира также можно разделить на две большие группы: монотеистические, признающие существование единого Бога, и политеистические, где верующие признают и поклоняются множеству богов.
Встречаются и более сложные системы классификации. Среди религиозного многообразия можно выделить группу природных (или естественных) религий. Это религии древнего происхождения, и для них характерно то, что человек, согласно их учениям находится не в центре мироздания, а является элементом, составной частью природы, находится как бы на периферии мира. Человека можно убрать вообще из картины мироздания этих религий, и их система от этого решительно не пострадает. К типичным природным религиям относятся ведические религии Индии, из мировых религий – буддизм. Как правило, эти религии политеистические.
В отличие от них христианство, ислам и иудаизм, в центр своей системы ставят человека, который обретает путь к личному спасению (в иудаизме это целый еврейский народ). Главное внимание в этих религиях уделяется нравственным идеям (т.е. поведению человека, ищущего праведный путь к Богу). Часто эти религии называют нравственными или духовными. Это, конечно, не означает, что нравственное учение вообще не свойственно природным религиям, например буддизму и индуизму.
Индуизм
Индуизм является не только крупнейшей национальной религией Индии, но и мира в целом. Её исповедуют более 800 млн. человек, из них 83% населения Индии, 54% непальцев и около 20% жителей Шри Ланки. За пределами Южной Азии крупные общины индуистов проживают на острове Маврикий, Фиджи, в Южно-Африканской республике и Гайане.
Рис. Распространение индуизма в мире
Индуизм сформировался на основе древних верований арийских племен, вторгшихся в Индостан на рубеже I – II тыс. до н. э. с севера, с территории современных Ирана и Афганистана. Они отличались от местных жителей, дравидийских народов, более светлым цветом кожи и языком. Их индоевропейский язык близок к европейским языкам и современным языкам Индии. Специалисты называют его санскрит, что в буквальном переводе означает «переработанный», или «обработанный». Этот древний язык хорошо изучен и вполне понятен для чтения специалистами. Арии впоследствии оттеснили коренное население на юг полуострова и остров Шри-Ланка.
Полуостров Индостан занимает площадь более 3 млн. кв. км. В древности его районы были слабо связаны между собой. Они отделены горными хребтами, широкими реками, непроходимыми лесами. Территории отдельных племен были изолированы друг от друга, и людям казалось, что они живут в отдельном собственном пространстве. Поэтому у древних дравидов, до прихода ариев было множество богов, которые жили на своей территории, не вторгаясь на чужие. После заселения Индии арийскими племенами многие древние боги полуострова стали и арийскими божествами.
Религиозные представления древних ариев были зафиксированы в Ведах – религиозных сборниках гимнов, молитв, заклинаний. Веды – это знание, но не просто человеческое знание, как считали арии, а возникшее путем божественного откровения. Веды – это множество книг, созданных в разное время. Причем, если в большинстве религий Священное писание существует в законченном виде, то ведическое писание – сложная, открытая система, не имеющая ни начала, ни конца, ни единого центра, ни плана и композиции. Традиционно считается, что в ведической религии тридцать три высших бога, которые подразделяются на земных, атмосферных и небесных. Общее же количество богов в ведической религии доходит до трех тысяч трехсот тридцати девяти. Смысл имен некоторых ведических божеств понятен по созвучию со славянскими корнями. Например, Агню (бог огня), Вею (бог ветра), Парджанья (бог грозы, ассоциирующийся по функциям и созвучию со славянским Перуном). Современные исследователи ведического учения считают, что многие народы, в том числе и древние славяне, прошли ведический период своего развития.
За более чем тысячелетнюю историю в религиозной жизни индийцев произошли значительные изменения. В ведической религии значительно усложнился культ и вырос авторитет ведических жрецов – брахманов. К началу I тыс. н.э. окончательно сложилась так называемая кастовая религиозно-общественная система, изменился пантеон богов. Этот период в развитии национальной религии индийцев принято называть брахманизм, который является продолжением ведической традиции. Вообще для культурной и религиозной жизни Индии характерна преемственность и отсутствие резких перемен. Новые учения как бы наслаиваются на старые, сосуществуют с ними.
Самая характерная черта нового периода – это окончательное оформление деления всего общества на касты или, точнее варны. Слово «каста» происходит от португальского языка и означает род, происхождение, «варна» - из санскрита, и буквально означает цвет. В индийском обществе в соответствии с религиозными представлениями все люди делились на четыре варны: брахманы – жрецы, люди, говорившие от имени богов; кшатрии – войны; вайшьи – земледельцы; шудры - низшее сословие. За каждой из этих четырех групп людей был закреплен определенный цвет - соответственно: белый, красный, желтый и черный. Переход из одной варны в другую был невозможен, ни при каких обстоятельствах. Представители трех высших варн назывались «дваждырожденными», так как они в детстве проходили специальный обряд посвящения (второго рождения). Наиболее тяжелым он был для брахманов. Он состоял в том, что 8-10 летнего мальчика из брахманской семьи приводили в дом к учителю, повязывали ему через левое плечо «жертвенный шнур» и давали в руки страннический посох. Ученик должен был повсюду сопровождать учителя, беспрекословно слушаться его, выполнять все тяжелые работы по дому и собирать для гуру милостыню. Сложный обряд посвящения проходили также молодые кшатрии. Они учились военному делу, обращаться с оружием и участвовали в военных походах. Шудры (однорожденные) не имели права учиться письму и счету и занимались только физическим трудом. Считалось, что их удел – обслуживать высшие варны.
Но в Индии были (и есть по сей день) люди, которые стояли вне варн. Это – неприкасаемые, т.е. «нечистые» человеческие существа, любой контакт с которыми считался оскверняющим. Они жили в отдельных поселениях, выполняли самые грязные работы – собирали мусор, снимали шкуры с павших животных, месили глину для строительства, чистили выгребные ямы туалетов и т.д. Ученые предполагают, что неприкасаемые – это потомки древних жителей Индостана дравидов, которых арии не приняли в свое общество.
Последователи брахманизма деление общества на варны понимали не как узаконенное неравенство людей в обществе, а как различную степень их духовного восхождения к божественным истинам.
Важнейший элемент системы брахманизма – теория перерождений, или сансара (букв. переход, блуждание, круговорот). Согласно учению о сансаре душа человека не гибнет со смертью тела, а переселяется в иное существо. Человек может воплотиться в животное, в другого человека, в бога или демона, живущего под землей. Также и любое другое живое существо может стать человеком и даже богом. Поэтому к живой природе индийцы относились исключительно трепетно: ведь в ней живут чьи-то души.
Цепь воплощений человека зависит от его кармы (букв. деяние, поступок). Человек, как разумное существо может влиять на свою карму, «утяжеляя» или «облегчая» её. Это зависит от поведения человека, от его осознанных поступков. Например, если человек был убийцей, то впоследствии он воплотится в собаку, если вором – в крысу и т.д. В дальнейшем, он может вернуться к человеческому облику и даже возродиться богом. Учение о перерождении и карме позже вошло в новую религию – буддизм, где получило дальнейшее обоснование и развитие.
В период брахманизма большое распространение получила практика аскетизма (или аскезы) – т.е. сознательного самоограничения человека, умерщвления собственной плоти. Аскеты поселялись в лесу, вдали от людей и совершали самые невероятные подвиги. Считалось, что таким образом они могут обрести сверхъестественные силы и возможности. Это был особый путь к духовному совершенству, отличный от пути, которым шли брахманы.
ТЕМА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА. РАННИЙ ПЕРИОД ЕГО РАЗВИТИЯ
Рис. Древний Восток
Начиная с середины первого тысячелетия до нашей эры государства древних евреев, Иудея и Израиль, находились в состоянии затяжного кризиса, неоднократно завоевывались и подвергались ударам соседей. В середине I в. до н.э. они были в очередной раз были завоеваны, на этот раз римлянами, превратившими Палестину в свою провинцию. После этого начался период диаспоры евреев, а их единственный храм в Иерусалиме был до основания разрушен.
В древнееврейском обществе этой эпохи бытовало мнение, что все страдания и испытания народа посланы ему богом за многочисленные грехи. Не случайно, что в это время в иудаизме появляются многочисленные секты, которые искали новые пути духовной жизни. Одной из таких сект были ессеи, верившие в загробную жизнь, грядущее воскресение из мертвых и ждавших прихода Мессии-Спасителя, которое вот-вот должно произойти.
Рис. Палестина времен Иисуса Христа
Разделение христианских церквей
Как вы знаете, в конце IV века Римская империя окончательно раскололась на две части: Западную (со столицей в Риме) и Восточную (Византию, со столицей в Константинополе). Западная Римская империя просуществовала еще около столетия и пала под ударами варваров, а Византия пережила её на тысячу лет, оставаясь могущественным и независимым государством с сильной императорской властью. Если на Востоке делами церкви управлял патриарх (точнее патриархи, так как Константинопольский патриарх не был единственным), то на Западе с V в. фактическим главой церкви становится римский епископ, к которому применяется титул папа (от лат. pappas – отец).
Так как Западная Римская империя окончательно рухнула в 476 г., римские папы при помощи варваров превратились в светских правителей, главами государства Ватикан, куда входила Римская область и некоторые другие территории в Италии и за её пределами. Патриархи восточных церквей, в отличие от пап, имели только духовную власть, хотя и занимали важное место в системе государственной власти Византии.
Папы и патриархи претендовали на свою исключительную роль в церковной жизни всех христиан. Каждый по-своему обосновывал свои претензии.
Со временем соперничество росло, накапливались различия между западной и восточной христианскими церквями, делились сферы влияния. Отношения ухудшались из-за территориальных споров. Объектом разногласий стали земли Южной Италии и Сицилии. От Константинополя приняли христианство славянская Моравия, входившая в сферу интересов Рима. Византийские священники крестили также болгар, что не могло не вызвать неудовольствия пап.
Папы и византийские императоры обменивались резкими письмами. Окончательный разрыв произошел в середине XI в., когда византийским императором был Константин Мономах, патриархом – Михаил Керулларий, а римским папой – Лев IX. Патриарх Михаил велел запретить в Константинополе службу по западному образцу. Папа Лев IX прислал в столицу Византии послов с попыткой примирения. Но ни послы, ни Михаил путей к примирению не искали. Патриарх назвал послов еретиками, а они на службе в храме Святой Софии прокляли Михаила (только в 1965 г. эта взаимная анафема была снята). Так 16 июля 1054 г. произошел окончательный раскол, и возникли две христианские церкви: православная и католическая.
ВОПРОСЫ СЕМИНАРА:
1. Становление и распространение христианства в первые века его существования
2. Утверждение христианской церкви и борьба с инакомыслием
3. Разделение христианских церквей
ТЕМА: ПРАВОСЛАВИЕ
География православия
Вопросы семинара:
1. Становление и распространение христианства в первые века его существования
2. Утверждение христианской церкви и борьба с инакомыслием
3. Разделение христианских церквей
4. Вероучение православных христиан
5. Отличия православного вероучения от католического и протестантского
6. Православная церковь и монашество
География католичества
Вопросы семинара:
1. История разделения христианской церкви
2. Особенности католического вероисповедания
3. Управление католической церковью
4. Католический культ
– Конец работы –
Используемые теги: Тема, география, религий, ветвь, географии, населения0.087
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТЕМА 1. ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ КАК ВЕТВЬ ГЕОГРАФИИ НАСЕЛЕНИЯ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов