Буддизм в России

В XVII-XVIII вв. монгольские и тибетские ламы занимались активной миссионерской деятельностью в Забайкалье и южной Сибири, где проживали буряты и тувинцы. Эти народы вели в то время кочевой образ жизни и у них были сильны традиции местного шаманизма. Из этого следует, что учение ламаизма пало на благодатную почву. В районах проживания бурятов и тувинцев возникают ламаистские монастыри (дацаны), которые совмещали в себе также функции храмов и учебных заведений.

При Екатерине Великой была создана должность верховного ламы Российской империи, а его резиденцией стал самый большой в то время Гусиноозерский дацан в Забайкалье. Сейчас крупнейшим буддийским монастырем в России является Иволгинский дацан, расположенный недалеко от Улан-Удэ. В нем размещается духовное управление буддистов России.

На пожертвования бурят в 1915 г. был построен буддийский храм в Санкт-Петербурге, который по распоряжению советской власти в 1919 г. Был закрыт, а в 1990 г. вновь возвращен верующим.

Другой регион распространения буддизма ламаистского направления в РФ – Прикаспийские степи Нижнего Поволжья. Сюда привнесли его калмыки, народ, перекочевавший в эти места в XVI в. из Китая. Калмыки, как кочевой народ молятся в передвижных храмах, располагающихся в кибитках и называемых хурулами. До 1917 года их было около сотни. Единственное каменное строение калмыцкого хурула сохранилось в селе Тюменевка в Астраханской области.

В годы советской власти калмыкам выпала тяжелая доля изгнанников, и религия предков постепенно стала ими забываться. Но сейчас в Калмыкии идет активное возрождение религиозной жизни, восстанавливаются буддийские храмы, древние традиции.

 

 

Вопросы семинара:

1. Жизнь и деятельность Будды

2. Ядро учения Будды

3. Разделение буддизма

4. Ламаизм

5. Буддизм в России