рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ТЕМА: ИУДАИЗМ

ТЕМА: ИУДАИЗМ - раздел География, География религий как ветвь географии населения Основы Вероучения Иудаизма Термин Иудаизм Имеет Древнее Проис...

Основы вероучения иудаизма

Термин иудаизм имеет древнее происхождение. Однако применяться по отношению к религии евреев он стал только в первые века новой эры. Обычно под иудаизмом понимают фактически новую религию, отличную от религии древних евреев, которая была создана в период расселения (диаспоры).

Связующим звеном между «старой» и «новой» религией евреев были фарисеи. С точки зрения христиан – это лжецы и лицемеры, но для иудеев именно они были хранителями истинных традиций, воплотившихся в новом учении. Независимо от оценки фарисеев можно в полной мере считать основателями современного иудаизма.

В основе иудаизма лежит вера в единого Бога. Бог своим словом создал материальный мир в «семь дней творения». По божьей воле от праотца Авраама произошел еврейский народ. Бог заключил сначала с Авраамом, а затем и со всем народом союз (завет). Символом этого союза стал обряд обрезания. Позже через пророка Моисея Бог дол своему народу законы как религиозной, так и гражданской жизни. Он же дал людям и Священное писание – Моисеево Пятикнижие (Ветхий завет у христиан), которое у евреев называется Тора.

Еврейский народ богоизбранный, то есть, призван Богом выполнить в земной человеческой истории особую задачу – быть хранителями истиной веры.

Иудаизм учит, что люди, и в первую очередь сами евреи, получившие свободу воли, отошли от Бога, погрязли в грехе. Бог сурово покарал их, отвернувшись от избранного народа и разбросав его по всему свету. Пройдя тяжелый путь проб и ошибок, они в итоге вернуться на путь истины.

Тот факт, что в центре иудаизма находится реальная земная история еврейского народа порождает еще одну характерную особенность этой религии: все ее учение направлено на реальную земную жизнь, а вопрос о потустороннем мире и загробной жизни разработан сравнительно слабо. В то же время иудеи верят в бессмертие души.

По представлениям иудеев, в будущем на Землю явится истинный Мессия, который будет происходить из рода Давидова. Время его прихода на Земле никому не известно, но будет зависеть от того, насколько еврейский народ искупит свои грехи, и будет следовать истинным божьим заповедям. Христос – ложный мессия, ведь с его приходом в мире, как считают иудеи, ничего не изменилось.

К настоящему времени понятия еврей и иудей стали почти тождественны, причем второе более важно. То есть каждый иудей является евреем, но не каждый еврей иудей. Если еврей принял другую веру, он не перестал быть евреем, но если представитель другого народа принимает иудаизм, он становится при этом евреем. С другой стороны, иудеи не стремятся распространить свою веру на неевреев. В истории не было случаев, чтобы иудеи занимались миссионерством, или навязывали свою религию силой.

Талмудический период в истории иудаизма

В первые века нашей эры евреи оказались разбросанными по всему миру. Передними стояла задача выживания и сохранения национального, культурного и религиозного единства народа. Прямым следствием этого было их обособление в странах проживания. Евреи в рассеянии, чтобы сохранить себя, всячески избегали смешения с другими народами. Со стороны их окружения евреи испытывали негативное и враждебное отношение. Подливало «масла в огонь» и то обстоятельство, что евреи часто занимались торговлей, ростовщичеством, финансами и именно на них обрушивался в первую очередь гнев во время народных смут и волнений. Все чаще в этот период религиозные противоречия стали выливаться в национальную вражду.

Иерусалимский храм был разрушен, и иудейскими богословами была создана концепция о том, что он будет восстановлен лишь тогда, когда евреи вновь соединятся в земле обетованной. Теперь иудеи стали молиться в синагогах, которые не являются храмами, а всего лишь молитвенными домами. Одновременно синагога выполняет функции общественного места, как форма организации евреев в диаспоре, своеобразный орган общественного управления. Синагога имела свою казну и имущество. Здесь молились, читали Священное писание, толковали его.

К III в. н.э. постепенно сложился новый комплекс священных иудейских книг – Талмуд (буквально – толкование). Он представляет собой огромный свод правил религиозного, юридического и житейского характера, сложившийся в течении многих столетий. В течении нескольких столетий еврейские мудрецы решали очень сложный вопрос: как соотносятся между собой два священных писания – Талмуд и Тора. Ведь по времени возникновения, содержанию они очень несхожи.

Первый вариант Талмуда был создан в Палестине, второй в Вавилоне. Вавилонский Талмуд объемнее и получил большее распространение.

Талмуд состоит из двух частей – Мишны – свода норм, основы, которая подвергается толкованию и Гемары – толкование Мишны. Мишна в двух вариантах Талмуда одинаковая, а Гемара в вавилонском варианте много подробнее. В Талмуд входят древние легенды и притчи, описание юридических казусов – одним словом богатейшее собрание древнееврейского фольклора. Любопытно, что писание построено по принципу диалога, дискуссии.

Традиции, обряды и праздники иудеев

Иудей показывает свою верность Яхве, соблюдая множество различных ритуалов, обычаев и обрядов. Молиться можно как в синагоге, так и дома. Некоторые молитвы читаются, а некоторые поются подготовленными певцами – канторами. Во время торжественных богослужений в синагогах поет хор. Богослужение идет на древнееврейском языке – иврите, хотя допускается использование других языков.

Если иудей молится дома, то он должен надевать на лоб и на руки деревянные ящички, в которые вложены списки отрывков из Торы – тфилин. Одежда правоверных иудеев длинная, обычно черная, карманы должны располагаться ниже пояса, голова должна быть покрыта небольшой шапочкой – кипой, или широкополой шляпой. Ортодоксальные евреи отращивают длинные бороды и пейсы, завязывают узелки на одежде, для того, чтобы не забыть заповеди Бога.

Обязанность всех иудеев – чтить субботу (шаббат). Этот день в иудаизме считается праздничным. В субботу нельзя работать, спешить куда-либо, ссорится, готовить пищу, ходить в гости и прикасаться к деньгам. Накануне субботы евреи делают ритуальное омовение.

У иудеев существуют множество пищевых ограничений и запретов. В пищу нельзя употреблять мясо верблюда, тушканчика, свиньи, зайца, пресмыкающихся, некоторых птиц. Мясо «чистых» животных должно быть приготовлено по особым ритуальным правилам. Чистая, приготовленная по всем правилам пища называется кошерной, а нечистая – трефной.

Шаббат и другие праздники продолжаются от одного захода солнца до другого. Празднование нового года у иудеев приходится на осень и называется Рош-Хашана. В этот день евреи выворачивают и тщательно вытряхивают свои карманы, как бы прощаясь с событиями прошедшего года. На десятый день после нового года празднуется праздник Йом-Кипур (День прощения или Судный день). Между этими праздниками соблюдается пост.

Важный ежегодный праздник иудеев – Пасха (Пейсах), который празднуется 14 апреля. Он имеет совсем иной смысл, чем у христиан. Для евреев это день освобождения из египетского плена. В память об исходе из Египта и скитаниях евреев по пустыне семь дней после пасхи в пищу употребляется пресный хлеб маца.

На пятидесятый день после Пасхи празднуется Шаббоут (пятидесятница) в честь восхождения прока Моисея на ГРУ Синай и дарования ему Богом Торы.

Осенью отмечается праздник Суккот. В этот праздник, вспоминая многочисленные странствования своего народа по пустыне, евреи переселяются на природу в шалаши и палатки, где проводят несколько дней. Поэтому праздник Суккот именуют праздником Кущей (шатров, сложенных из древесных ветвей).

Еще один осенний праздник – Ханука (освящение) также имеет историческое происхождение. Он отмечается в память о том, как во время владычества македонского царя Антиоха, евреи под командованием Иуды Маккавея сумели на некоторое время отбить Иерусалимский храм и отпраздновать Суккот.

Весной празднуется странный для иудаизма праздник Пурим. Он установлен в честь спасения евреев от злого советника персидского царя Атаксеркса – Амана, который задумал истребить весь еврейский народ. Спасла евреев любимая жена царя Есфирь, сирота, воспитанная своим дядей Мордехаем. Существует традиция – есть, пить и веселиться в этот день до такой степени, что бы еврей не смог отличить белой нитки от черной или пока все женщины не будут казаться красавицами.

 

Иудаизм в истории

В средневековый период евреи широко расселились в Европе. Их путь пролегал из Северной Африки через Испанию и Португалию (где они преследовались инквизицией и насильно окаталичивались), затем дальше на восток через Францию, Германию, Польшу и через украинские земли в Россию. В диаспоре упрочилась роль еврейских богословов раввинов, так как необходимо было сохранить, знать и толковать множество предписаний Талмуда. Однако в Сирии в VIII в. появилась группа иудеев, не признававших Талмуда и опирающаяся только на Тору. Последователи этого течения получили название караимы. Позже они распространились в Крыму, Причерноморье и Литве. Небольшие группы караимов проживают в этих районах и в настоящее время. По мнению некоторых ученых, караимы – не столько религиозная, сколько этническая группа. Они имеют родство не только с древними евреями, но и с тюркоязычными народами. Довольно интересна в этом смысле судьба древнего государства – Хазарского каганата, воинственного соседа древней Руси, располагавшегося в низовьях Волги в VII – X вв. Хазары, будучи по происхождению тюркским народом, в качестве государственной религии исповедовали иудаизм, а государственные документы писали на древнееврейском языке. Вполне возможно они были караимами.

Крупным мыслителем иудаизма в средние века был раввин Моисей Маймонид, живший во второй половине XII в. в Египте. Он был врачом, теологом и философом. Главный труд Маймонида – «Руководство для сомневающихся». В нем он дает рационалистическое толкование Талмуда и некоторый мест Торы. Современники считали Маймонида безбожником, а на его могиле начертано: «Проклятый еретик».

Другая часть иудейских философов пошла совершенно другим путем, разработав сложнейшую мистическую и тайную доктрину иудаизма, которая получила название каббала. В основе каббалистического учения лежит магия чисел, букв и имен. Бог рассматривался как некое абстрактное начало, лишенное каких-либо признаков, разлитое в окружающем мире. Каббалисты верили в переселение душ, в очистительную цепочку перерождений, в результате чего грешная душа возносится в царство чистых духов. Все это роднит каббалу с буддизмом. В средние века каббалистов считали колдунами, врачевателями, магами, воздействующими на мир с помощью магических амулетов и формул. Главные книги каббалистов – Сефер Иецира (Книга создания), написанная очевидно в VIII-IX вв. и Сефер ха-Зогар (Книга сияния), возникшая около 1200 г. По преданию, она была спрятана в течение 10 веков, пока ее не обнаружил испанский каббалист Моше де Леон. Зогар представляет собой комментарий к Торе. Это главная книга каббалистов, хотя известны и некоторые другие книги.

Кабалистика считается уделом избранных, просвещенных. Иудеи настаивают на том, что к изучению каббалы необходимо подходить с трепетом, и только достигнув вполне зрелого возраста.

В конце XVIII в. в Польше и на Украине возникло новое направление иудаизма – хасидизм. Основателем его был раввин Израиль Бешт, слывший мистиком, чудотворцем и лекарем. Это течение имело сильное влияние каббалистического учения и сильно отличалось от традиционного иудаизма. Хасиды смотрели на мир, как на воплощение Бога. Они проповедовали бедность, равенство людей перед Богом, критиковали богатство, но в то же время весьма оптимистично относились к жизни и осуждали аскетизм. Хасидскими общинами руководили проповедники – цадики. Хасиды создали особую религиозную культуру: притчи, басни, песни и даже танцы. Все это широко используется в богослужении.

Со временем среди хасидов выделилось течение хабад, которое отрицало свойственное хасидам увлечение мистикой, медитацией, религиозными песнями и танцами. В конечном итоге хабад превратился в весьма консервативное течение в иудаизме. Общины этого течения существуют во многих странах, в том числе и в России.

Современный иудаизм можно условно подразделить на три направления:

-ортодоксальное, выступающее за полное следование всем традициям предков, соблюдение всех правил и предписаний Торы и Талмуда;

-реформистское – модернизированное, выступающее за обновление иудаизма;

- консервативное – промежуточное, выступающее за медленные перемены, и то только в том случае, если есть настоятельная необходимость.

Ортодоксы ходят в традиционной одежде, никогда не снимают головных уборов. Они не принимают многих явлений современной культуры и цивилизации, проявляют враждебность к любым иноверцам, а также к последователям других течений в иудаизме. Такие крайне ортодоксальные группы есть среди последователей не только иудаизма. но других религий.

реформисты стоят за упрощение религии и отмену множества архаичных предписаний и ограничений, за право носить современную одежду, допускают женщин в качестве раввинов и т.д.

 

Сионизм.

В конце XIX в. в еврейской общественной мысли особое влияние приобретает сионизм (от названия горы Сион в центре Иерусалима). В основе этого течения лежит идея о том, что все евреи должны собраться на Земле Обетованной в едином государстве. Религиозная идея в сионизме соединяется с политической и государственной.

Во время второй мировой войны фашисты взяли курс на физическое истребление евреев. Эту страшную страницу в своей истории евреи называют холокост, что означает всесожжение. После победы над фашизмом в 1947 г. в Палестине по решению Организации Объединенных Наций было создано еврейское государство – Израиль. Появление Израиля вызвало ряд противоречий, связанных в первую очередь с тем, что территория Палестины была уже заселена арабами. Арабские государства, не согласившись с созданием еврейского государства, начали войну против Израиля, но потерпели поражение. Победа Израиля в первой и последующих войнах не решила проблему противостояния евреев и арабов, и мира на этой земле нет до сих пор. В этот сложный период истории сионизм приобретает в Израиле черты государственной политики. Сионизм, как национально-религиозное течение вполне естественен, когда он выступает в качестве движения за единство, религиозное возрождение и подъем культуры народа. Однако это течение становится политически опасным, когда в нем появляются элементы враждебности по отношению к людям других религий и наций.

Иудаизм не имеет официального статуса государственной религии в Израиле, но оказывает большое влияние на политику и светскую жизнь страны. Особенно это заметно в области образования, где 25% учебного времени отведено изучению религии. Язык иудаизма – иврит одновременно является государственным языком Израиля.

 

Вопросы семинара:

1. Основы вероучения иудаизма

2. Талмудический период в истории иудаизма

3. Традиции, обряды и праздники иудеев

4. Иудаизм в истории

5. Направления иудаизма

6. Сионизм как государственная идеология

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

География религий как ветвь географии населения

Учебное пособие география религий предназначено для студентов старших курсов естественно географических университетов обучающихся по.. цель данного пособия расширить у студентов знания о религиях мира показать.. задачи курса автор видит в усилении гуманизации и социологизации географического образования в повышении..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТЕМА: ИУДАИЗМ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ТЕМА 1. ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ КАК ВЕТВЬ ГЕОГРАФИИ НАСЕЛЕНИЯ
География религий относительно молодая научная дисциплина. Она сформировалась на стыке географии населения и религиоведения как отдельная ветвь экономической и социальной географии только в середин

Определение религии
Так как религия очень сложная и субъективная сфера жизни общества, то её дать определение, удовлетворяющее всех и понятное всем очень сложно. Верующие и неверующие люди, священники и светские люди

ТЕМА 2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ ИНДИИ
Индия – страна с самым разнообразным в мире религиозным составом населения, где доминируют национальные религии. Они отличаются глубокой философской насыщенностью и имеют очень древнее происхождени

Пантеон богов в брахманизме
Переход от ведической религии к брахманизму сопровождался изменениями в пантеоне особо почитаемых богов. Среди ведических богов самым заметным становится Брахма – бог, творец Вселенной. Согл

Индуизм – соединение множества религий и культов
Верящих в триаду Брахма – Вишну – Шива, а также других многочисленных индийских богов ведического и более позднего происхождения называют индуистами. Индуизм принято считать современной стад

Кришнаизм
Одно из наиболее влиятельных современных течений индуизма – Общество сознания Кришны. За основу своего учения эта религиозная организация берет ведическую традицию. Главным объектом поклонен

Роль индуизма в политической жизни
Индуизм играет значительную роль в политической жизни современной Индии. Процесс его включения в политику начался в конце XIX века, в контексте борьбы народов Индии против английского колониального

Сикхизм
В конце XV в., КОГДА В Индию вторглись мусульманские завоеватели и образовали исламское государство Великих Моголов, в индуизме появилась секта сикхов, основатель которой - кшатрий Нанак

Джайнизм
VIв. до н.э. был веком возникновения сразу нескольких религиозно-философских систем (джайнизм, зороастризм, конфуцианство и даосизм). Это не случайно. В истории человечества есть о

Лекция №4. Тема: Религии Китая.
Древнейшие религии Китая Китайская цивилизация – одна из древнейших на Земле. Во многом древние китайские верования схожи с мифологическими представлениями других народов. Самые дре

Лекция №7. Тема: Религии Японии.
Древнейшая японская мифология Для того чтобы понять, как формировались религиозные взгляды японцев, надо познакомиться с мифологическими представлениями этого народа. Мифология япон

ТЕМА: БУДДИЗМ В КИТАЕ И ЯПОНИИ
Буддизм проник в Китай в I-III в. н.э. По одной из версий, первые буддийские сутры были привезены в Китай на белой лошади, поэтому самый древний, и как считают китайцы, самый первый, буддийский хра

ТЕМА: БУДДИЗМ
Жизнь и деятельность Будды Легендарным основателем буддизма считается принц одного из небольших индийских княжеств Гаутама Шакьямуни, который впоследствии и стал Буддой

Буддизм в России
В XVII-XVIII вв. монгольские и тибетские ламы занимались активной миссионерской деятельностью в Забайкалье и южной Сибири, где проживали буряты и тувинцы. Эти народы вели в то время кочевой образ ж

ТЕМА: ВЕТХОЗАВЕТНАЯ РЕЛИГИЯ ЕВРЕЕВ.
Изучение крупнейших мировых религий - христианства и ислама мы предваряем знакомством с одной из древнейших религий мира – ветхозаветной религией евреев. Такой порядок изучения объясн

Географический и исторический фон возникновения христианства
Возникновение христианства как мировой религии на Ближнем Востоке, на земле Палестины, не случайно. Природа этой земли, несмотря на её ограниченные размеры весьма разнообразна. Как и

О чем рассказывают Евангелия
В центре христианства находится фигура Иисуса Христа, которого Евангелия называют Мессией (с др. евр. помазанник божий), т.е. особо отмеченный, посланный богом. Имя Иисус, данн

Источники по истории древнего христианства
Источником, из которого христиане получают духовную информацию о Боге, земной жизни Иисуса Христа, его учеников и основах христианского учения, является Библия, В её состав входят кн

Факты историчности Иисуса Христа
Для верующих христиан нет сомнений в истинности того, что рассказывается в Евангелиях. Однако ученые материалистического направления придерживаются другого мнения. Среди них существуют разные точки

Евангелическая география
События, описанные в Евангелиях, происходят на очень ограниченной территории. Расстояния Святой Земли с запада на восток не превышают 100 км., а с севера на юг – 250-300 км. Она располагается вдоль

Становление христианской церкви
  Возникновение и становление христианской церкви пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в ценностях античн

Вероучение православных христиан
Православие – религия, строго следующая традиции, старине. Современное богослужение в православии проводится также как и двести, и пятьсот лет назад. Термин православие является пе

Православная церковь
Православная церковь разных стран не подчиняется единому руководящему центру. Объединенная общим вероучением и культом, она состоит из ряда самостоятельных (автокефальных) церквей. Границы а

ТЕМА: КАТОЛИЧЕСТВО
Особенности католического вероисповедания Еще до официального разделения церквей между восточной и западной ветвями христианства накопились существенные различия. Они, прежде всего,

Лекция №14. Протестантизм
Реформация в Европе и зарождение протестантизма Реформация (от лат. reformatio – преобразование, исправление) – это общественное движение XV в., направленное против католичества, на

Лекция №16. Ислам.
Родина ислама Ислам – самая молодая из мировых религий. Она возникла в VII в. на Аравийском полуострове. Таким образом, ислам моложе христианства на 600 лет и моложе буддизма на цел

Лекция 17. Общие черты мусульманского вероучения
Догматика мусульманства довольно проста. В основе всего лежит вера в Аллаха – единого Бога. Каждая сура Корана начинается словами «Во имя Аллаха милостивого милосердного …». Аллах судит людей, он с

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги