О чем рассказывают Евангелия

В центре христианства находится фигура Иисуса Христа, которого Евангелия называют Мессией (с др. евр. помазанник божий), т.е. особо отмеченный, посланный богом. Имя Иисус, данное ему ангелами (по-еврейски Иешуа) означает божья помощь, спасение. Греческое слово Христос – то же самое, что по-еврейски Мессия.

Мессия-Спаситель происходил из простой семьи ремесленников, жившей в городе Назарете в северной области Палестины Галилее. Как рассказывают Евангелия, к его будущей матери – деве Марии явился архангел (буквально старший ангел) Гавриил и возвестил, что у нее родится божественный сын. В память об этом событии христианская церковь каждую весну отмечает праздник Благовещения. Предсказание о рождении Христа получил от ангела и его будущий нареченный (не фактический, а объявленный Богом) отец – плотник Иосиф, который был обручен с Марией.

Как предсказывал Ветхий завет, мессия должен был родиться не в Галилее, на севере страны, а на юге Палестины в иудейском городе Вифлеем. Так оно и произошло. В это время римские власти проводили перепись населения страны, и для этого они распорядились, что бы каждый житель на время переписи отправился в свой родной город. Иосиф происходил из Вифлеема, поэтому его семья отправилась для участия в переписи именно туда. Когда они пришли в этот город, мест на постоялом дворе не нашлось, и поэтому семья остановилась на ночлег в хлеву, который находился в небольшой пещере. Здесь, среди животных, сухого сена, ночью у Марии родился младенец. В момент, когда это произошло, на небе воссияла новая звезда. Люди ждали этого события, и поэтому поклониться младенцу пришли сначала окрестные пастухи, затем волхвы (языческие жрецы).

На сороковой день после рождения младенец Иисус по иудейскому обычаю был принесен в Иерусалимский храм. Как рассказывает Евангелие, на пороге храма Марию с младенцем встретили пророчица Анна и старец Симеон. Они узнали в младенце Спасителя. Этот день церковь отмечает праздник Сретения (ст. слав – встреча).

Иудейский царь Ирод боялся прихода мессии. Узнав от придворных звездочетов о новой звезде, он приказал убить всех младенцев мужского пола, родившихся вместе с Иисусом в окрестностях Вифлеема. Для христиан этот человек стал синонимом греха и порока. Для большинства народа в то время Ирод символизировал власть чужеземцев, так как был ставленником римских императоров. Не уважали Ирода и римляне. Император Август, правивший империей в то время, говорил: «Я хотел бы быть лучше его свиньей, чем его сыном». Царь Ирод умер сразу после рождения Христа, а народная традиция изобразила его тяжелую болезнь и мучительную смерть, как возмездие за грехи.

Как рассказывают Евангелия, Мария, и Иосиф с младенцем вынуждены были бежать в Египет, где провели некоторое время, пока Ирод не умер. Свои детские и юношеские года Иисус провел в Назарете. Престарелый Иосиф умер, когда Христос был еще подростком. Юноше пришлось зарабатывать на хлеб своим трудом. Как и его нареченный отец, он овладел профессией плотника. Одновременно он, вероятно, много и самостоятельно учился, постигая азы древней мудрости. Когда Иисусу было двенадцать лет, семья совершила паломничество в Иерусалим на еврейский праздник Пейсах (Пасха). Когда они гостили у родственников, то обнаружили, что их сын исчез. Но вскоре его нашли стоящим в кругу иудейских священников, с которыми он на равных вел сложную религиозную беседу. Иисус был недоволен чрезмерной опекой матери и впервые дал ясно понять родным, что осознает свое предназначение – быть на Земле посланником Бога.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

В возрасте 30 лет Иисус посетил пророка Иоанна, который жил в пустыне, вел крайне аскетический образ жизни и совершавший таинственный обряд над своими последователями в водах реки Иордан. Иоанн свершил над Иисусом обряд крещения, который, по евангельскому рассказу, сопровождался голосом божьим, раздавшимся с неба: «Се есть Сын Мой возлюбленный». Одновременно над головой Иисуса появился Святой Дух в виде голубя. Позже обряд крещения стал одним из таинств христианской церкви для всех христиан. После крещения Иисус на сорок дней удалился в пустыню (в память об этом христиане установили сорокадневный Великий пост), где его искушал Сатана, суля власть и богатство. Сюжет об искушениях встречается во многих религиях, но христианство, заимствовав этот сюжет, наполнило его иным смыслом.

После крещения и поста началась пророческая миссия Христа на Земле. Он переходит из города в город, из селения в селение, проповедуя и совершая различные чудеса. Он превращает воду в вино, воскрешает мертвых, исцеляет неизлечимо больных, насыщает пятью хлебами тысячи голодных. У Иисуса появляются ученики – апостолы. Самым близким из них – Петру, Иакову и Иоанну Богослову Иисус рассказывает Евангелие, являет чудо Преображения, когда на их глазах он приобретает божественный облик.

Одновременно с увеличением числа последователей учения Христа множится и число его противников и ненавистников. Главными противниками Христа были иудейские священники и фарисеи. Для них новый пророк, с его учением был конкурентом и соперником. Врагов Иисуса возмущало, что он говорит и отпускает грехи от имени Бога. Их раздражали его проповеди, в которых излагалось новое нравственное учение. Чему же учил Христос?

Как рассказывают Евангелия, однажды Иисус взошел на высокую гору, с которой обратился к апостолам и собравшемуся народу. Его речь получила названия Нагорной проповеди. В ней содержаться самые главные положения нравственного учения христианства:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство небесное,

Блаженны плачущие, ибо они утешаться,

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся,

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут,

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят,

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами божьими,

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное,

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить на меня.

Неслучайно христианскую церковь называют страдающей. Блаженны все униженные, слабые, незащищенные и гонимые. Задача христианина – подготовиться к переходу в жизнь вечную, где, как говорил Иисус «первые станут последними» и наоборот.

Христианский рай описывается как прекрасный сад Эдем, или в виде идеального небесного солнечного города Иерусалима. Райская жизнь, с точки зрения христианства, - это жизнь духовная, бестелесная. Когда вы будете знакомиться с религиозными воззрениями мусульман, то убедитесь, что их представления о рае совсем иные.

В Евангелиях рассказывается, как в дни перед еврейским праздником Пасхи Иисус, сопровождаемый учениками, вошел в Иерусалим. Он ехал по улицам города на ослице, а народ приветствовал его цветами и пальмовыми ветвями. В России праздник в честь входа Господня в Иерусалим в народе называют Вербным воскресеньем. Дело в том, что единственный цветок, который можно найти ранней весной в русской природе – это верба.

Последняя неделя земной жизни Иисуса Христа называется Страстной или Великой (так как в эти дни произошли драматические события, наполненные для всякого христианина глубоким внутренним смыслом). Христиане отмечают ее строгими постными днями, которые без перерыва следуют за Великим постом.

Войдя в Иерусалим, Иисус решительно изгнал из храма торговцев жертвенными животными и менял, расположившихся там. В храме Иисус проповедовал, беседовал с учениками. Христос предсказал Страшный Суд и свое Второе пришествие.

В Великую среду христиане соблюдают самый строгий пост в память о том, что в этот день Иуда Искариот решил предать учителя. Дело в том, что высшее иудейское священство постановило арестовать и осудить Иисуса как самозванца, нарушителя порядка и спокойствия. Такие сложные дела могли решать только римские оккупационные власти в лице наместника Иудеи (прокуратора), то первосвященники решили выдать Иисуса римлянам. Привести стражников и указать на опасного человека согласился предатель Иуда за плату в тридцать серебрянников.

В Великий четверг Иисус в кругу апостолов справил обряд пасхального ужина, который вошел в историю под названием Тайной Вечери. Он сообщил апостолам, что знает о готовящемся предательстве, и предсказал многие грядущие события. Следующую ночь Христос провел в Гефсиманском саду, куда и пришли вооруженные стражники, которые, по указанию Иуды, поцеловавшего Христа, схватили и привели его на суд иудейских священников.

Суд быстро приговорил Христа к смерти за провозглашение себя Мессией и «развращение народа». Теперь необходимо было утвердить приговор у прокуратора Понтия Пилата. Понимая, что обвиняемый невиновен, и все делается первосвященниками из зависти и злобы, Пилат обратился к собравшемуся народу с просьбой помиловать подсудимого в честь праздника Пасхи. Но толпа потребовала смерти Христа. Пилат сказал при этом свои знаменитые слова о том, что он умывает руки, то есть остается в стороне и не вмешивается в ход событий.

Сначала Иисуса подвергли унизительному бичеванию, затем дали в руки тяжелый крест, с которым он должен был отправиться к месту казни на горе Голгофе. Иисуса распяли в окружении двух разбойников. Крестные муки продолжались около шести часов. Возникает вопрос – почему Христос, если он Бог, не прервал своих мучений? Дело в том, что в его страдальческой смерти заключен глубочайший смысл христианства – своими мучениями Христос как бы искупил грехи людей. Как учит христианство, после изгнания из рая Адама и Евы, Бог закрыл путь человечеству к спасению, т.е. к вечной жизни в раю. С точки зрения христиан грехи можно искупить страданием. Христос страдал добровольно, как обычный человек, но не за свои прегрешения, а за грехи всех людей.

После снятия с креста и погребения Иисуса (по древнееврейским обычаям покойников хоронили в пещерах и приваливали вход в нее камнем) ко Гробу Господню пришли женщины, которые, по традиции должны были намазать тело покойника благовониями. Но пещера оказалась пуста, а сидящий у входа ангел сообщил, что Христос воскрес.

После Воскресения Иисус являлся Марии и апостолам. Во время своих посмертных явлений Иисус наказывал ученикам-апостолам распространять христианское учение по всему миру, после чего окончательно вознесся на небеса. В память об этом на сороковой день после Пасхи христиане празднуют день Вознесения (поэтому по христианскому обычаю всех умерших поминают на сороковой день после смерти). Перед вознесением на небеса Христос ещё раз предрек свое грядущее второе явление на Земле с целью судить живых и мертвых.

На пятидесятый день после Пасхи во время молитвы на апостолов снизошел Святой Дух в виде языков пламени. От этого момента, как утверждают католические и православные богословы, началась христианская церковь – то есть объединение всех живших и умерших, ныне живущих и будущих жить христиан. Так рассказывается о жизни, смерти и воскрешении Иисуса Христа в его жизнеописаниях – Евангелиях и в Новозаветной книге Деяний Апостолов. Это основа веры, принятая всеми христианами.