Становление христианской церкви

 

Возникновение и становление христианской церкви пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в ценностях античной культуры и римском государственном устройстве. Христианство с момента своего возникновения демонстрировало свой универсализм. Он выражался в том, что многие христианские общины, разбросанные по всей Римской империи, ощущали свое единство. Независимо от национальной принадлежности христианином мог стать любой человек. Новозаветный тезис «нет ни эллина, ни римлянина, ни иудея, ни бедного, ни богатого, перед Богом все равны» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных, языковых и сословных границ. Потребность в единении и широкое распространение нового учения породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин, может быть, слаб и нетверд в вере, то их объединение в христианскую церковь наделяет её Божьей благодатью.

Первыми распространителями христианства стали 12 апостолов. Самые известные из них – Петр (считающийся основателем христианской церкви), Павел (бывший ярый фарисей, но уверовавший в Христа, и много сделавший для распространения христианства), Андрей – первый миссионер, распространивший христианство во многих странах. Апостолы, по мнению христиан, несли не только истины учения Христа, но и благодать (по гр. харизма), т.е. особую божественную силу, которая передавалась через священный акт рукоположения в священство.

В первые века христианства появляются христианские святые – апостолы, мученики и мученицы за веруСтефан, Петр и Павел, Вера, Надежда, Любовь, Варвара, Екатерина и др.

На начальном этапе своего развития христианство еще не вышло за границы Палестины и представляло собой иудейскую секту, объединившую людей ожидавших близкого конца света, и прихода нового Мессии – Христа, который изменит существующий порядок и установит на Земле Царство Небесное. Вначале христиане, гонимые властями империи, собирались для своих молитв тайно, под покровом ночи. Но уже этот период, для проведения богослужений, начинает формироваться система христианской церковной иерархии (с гр. священная власть) - диаконы, епископы и т.д. Священнослужителей называли клир (с гр. жребий). Можно предположить, что в ранней христианской церкви священнослужители выбирались из мирян по жребию.

В первые века христианства зародилось христианское монашество (от гр. моно – один). Появление монашества относится к IV в., когда некоторые христиане стали удаляться от мира и людей, превращаясь в пустынников-отшельников. Монахами были многие учителя и отцы христианской церкви. Один из самых известных – старец Антоний Великий – жил в III-IV веках в Египте. Будучи богатым человеком, он раздал свое имущество и ушел в пустыню, где боролся с искушениями и неустанно молился Богу. Прожил Антоний более 100 лет. В V в. возникла идея коллективного жития монахов. Основателем первых монастырей, как мест общего проживания монахов был святой Пахомий, также прозванный Великим. Он создал первый устав коллективной монашеской жизни.

Постепенно враждебное отношение римских императоров к христианству стало меняться. Власти увидели в христианстве могучую силу, которую можно поставить себе на службу. Из гонимой христианская церковь превратилась в наиболее авторитетную, господствующую и государственную. Решительный шаг сделал в этом направлении римский император Константин Великий (285-337 гг.). Большое влияние на Константина оказала его мать Елена, убежденная христианка. Сохранив значение язычества в империи, Константин издал в 313 г. знаменитый Миланский эдикт, уравнивавший в правах в пределах Римской империи христианство и другие религии. С этого времени христианство действительно становится основой для всей будущей европейской цивилизации. В православии Константин причислен к лику святых как равноапостольный (т.е. равный по значению апостолам), в католичестве он очень уважаем, но не считается святым.

 

Утверждение христианской церкви. Борьба с инакомыслием (ересями)

В первые века существования христианства для церкви было очень важно выработать единые религиозные положения (догматы), которые еще больше бы объединяли уже многочисленных к тому времени христиан. Для выработки христианских догматов и отстаивания основных принципов христианского вероучения с IV века начинают созываться Вселенские соборы христианской церкви. На них съезжались представители высшего духовенства. До раскола христианства на православие и католичество было проведено восемь таких форумов. Первый Вселенский собор проходил в городе Никея, расположенном в Малой Азии. Он был собран по инициативе императора Константина. Поводом для проведения всехристианского форума послужило распространение в Византийской империи учения арианства, имеющее расхождения с официальным христианством. Основателем этой ереси был священник Арий, который считал, что Христос по своему существу не является Сыном Божьим, и по своему положению стоит ниже Бога-Отца. На Никейском соборе учение Ария было признано неправильным, его книги было решено сжечь на площади египетского города Александрия, где проповедовал Арий, а его самого сослать в далекую Иллирийскую провинцию (современная Хорватия).

Пятый век породил новую ересь, в которую впал сам константинопольский патриарх Несторий. Он утверждал, что дева Мария родила не Бога, а человека, который стал Богом, после того как в него вошел Святой Дух. По поводу осуждения несторианства в 431 году в Константинополе собрался Второй Вселенский (всемирный) Собор.

На первых двух соборах Никейском (325 г.) и Константинопольском (431 г.) были утверждены основные догматы христианства, получившие название Символа веры, которые утверждают, что христиане верят:

- В единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли;

-В единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Бога-Отца (подобно лучу от солнца) и одной природы и сущности с ним;

-В то, что Иисус Христос воплотился (принял человеческий облик) от Духа Святого и девы Марии и пришел на Землю ради спасения людей;

- В то, что Христос был распят при Понтии Пилате, страдал и умер как человек. Иисус принял страдания за всех людей, за их грехи;

-В то, что Иисус воскрес в третий день, а затем вознесся на небеса. Он имеет равную славу и могущество с Богом-Отцом;

- В то, что Иисус придет на Землю второй раз, чтобы судить живых и мертвых, которые воскреснут;

-В Святого Духа, который исходит от Бога-Отца и достоин такого же поклонения как сам Бог-Отец и Иисус Христос;

-В Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь;

-В таинство Крещения;

-В будущее воскресение мертвых;

-В вечную жизнь после второго пришествия Христа и Страшного Суда.

В V веке возникает еще одно еретическое учение – монофизитство (монос с гр. единство и физис с гр. – природа). Константинопольский архимандрит Евтихий утверждал, что в Иисусе Христе не две, а одна природа – божественная. Человеческое начало в Спасителе он отрицал. Многие провинции Византии использовали монофизитство в сепаратистских целях, противопоставляя себя метрополии. Поэтому можно утверждать, что у этой ереси кроме религиозной, была и политическая подоплека. Монофизиты поднимали восстания на окраинах Империи. Более того, в 449 году на Третьем Эфесском соборе в Малой Азии, александрийский патриарх вынудил все церкви христианского мира признать монофизитство официальной религией. Собранный константинопольским патриархом в 451 году Четвертый Халкидонский собор (Греция) осудил монофизитство и вернулся к прежнему Символу веры. Тем не менее, некоторые церкви остались в лоне монофизитства и среди них Армянская церковь, которая сохраняет монофизитскую основу до сегодняшних дней.

На Халкидонском (451 г.) и II Константинопольском (553 г.) соборах был принят культ Богоматери, имеющий огромное значение, как для католиков, так и для православных.

В первые века христианства существовало множество направлений и сект, признанных впоследствии еретическими. Это монтанисты, ожидавшие скорого прихода Конца света, и хилиасты – крайние аскеты, проповедующие тысячелетние царствование Бога на Земле, и антитринитарии, отрицающие учение о Троице и павликане, считавшие себя истинными последователями апостола Павла и выступавшими против официальной церкви.

Христианское учение формировалось в острой идейной борьбе. Религиозные споры между официальной церковью и еретическими учениями кажутся нам, современным людям, не имеющими большого значения. Но это только на первый взгляд, так как в религиозном учении, в каждом его слове заключен огромный смысл, и изменение даже одной буквы может разрушить здание веры, что прекрасно понимают служители культа.