Православная церковь

Православная церковь разных стран не подчиняется единому руководящему центру. Объединенная общим вероучением и культом, она состоит из ряда самостоятельных (автокефальных) церквей. Границы автокефалий, сложившиеся исторически, могут совпадать или не совпадать с государственными границами. Всего их 15 и перечисляются они в порядке получения самостоятельности: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Албанская, Чехословацкая, Польская, Американская.

Кроме того, имеются так называемые автономные церкви, которые частично самостоятельны, но подчиняются одной из автокефальных церквей. Это Синайская, Финляндская, Критская, Японская. Девять крупнейших автокефальных церквей управляются патриархами, остальные митрополитами и архиепископами. Константинопольский патриарх считается старшим, но при этом он остается первым среди равных.

Каждая автокефальная церковь делится, как организация, на экзархаты, епархии, благочиния и приходы.

Все духовенство делится на белое (женатые приходские священники и диаконы) и черное (монашество). В православии есть три степени священства. Первая – это диаконство, в которое входят диаконы и протодиаконы. Диаконы организуют молитву прихожан и помогают священнику. Вторая – иерейство (иереи и протоиреи), т.е. собственно священники. Третья – епископство, высшая степень священства, которая достижима только для монахов (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи).

Священство считается одним из таинств, а священники, согласно православному учению, несут в себе благодать, то есть особую божественную силу. Этим они отличаются от мирян и поэтому играют особую роль в спасении человеческих душ. Священники могут говорить и действовать от имени Бога, отпускать грехи, налагать на прихожан церковные наказания. Посвящение в степень священства происходит через таинство рукоположения (по гр. хиротония).

Монашество в православии, в отличие от католичества единое. Монах берет на себя обет безбрачия, послушания (повиновения), отказывается от собственной воли и собственности. Обряд посвящения в монашество – пострижение. Среди монахов есть определенные степени иерархии. Начальная – послушничество. Монах может быть схимником. Обеты схимников очень строги, вплоть до отказа разговаривать с окружающими. Монах, имеющий сан иерея (священника), называется иеромонах, а диакон-монах – иеродиакон. Жизнью монастыря руководит игумен. Как и в других религиях, путь монашества в православии – это путь избранных, путь духовного подвига. В России монахов иногда называют иноками – (от славян. иной – другой, не такой как все остальные).