рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Курс лекций по дисциплине «Этногеография и география религий»

Курс лекций по дисциплине «Этногеография и география религий» - раздел География,   Татарский Государственный Гуманитарно-Педа...

 

ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра экономической географии и методики обучения географии

 

Иванова Е.Е.

Курс лекций по дисциплине

«Этногеография и география религий»

Для студентов заочной формы обучения

032500 – «География»

 

Казань 2009

Содержание   Введение. 4

Введение

 

Курс «Этногеография и география религий» – один из новых курсов экономической и социальной географии, который входит в учебные планы ряда географических и естественно-географических факультетов педагогических институтов и университетов России.

Опыт чтения данного курса насчитывает всего лишь несколько лет, и программы по нему находятся в стадии формирования и совершенствования. Необходимость значительного пересмотра содержания и структуры программы обусловлены существенными изменениями в национальной политике, как в нашей стране, так и в мире; изменением подходов в методологии общественных наук в России, которые произошли за последние годы; общим повышением научного уровня предмета, что, прежде всего, связано с появлением новых теорий и концепций этноса, которые должны найти отражение в вузовском преподавании; необходимостью усиленного внимания к вопросам этнологии; существенными изменениями в учебном плане средней школы, где вопросы этнологии изучаются в курсах: «География материков и океанов» (VII класс), «География России» (VIII-IX классы), «Экономическая и социальная география зарубежного мира» (X класс), факультативах.

В результате изучения курса этногеографии и географии религий студенты должны усвоитьсущность и педагогическое значение дисциплины, предметную область, социальную функцию, понятие этноса, географической среды, культуры, языка, религии, этнического самосознания и этнического характера, этнических процессов, научиться видеть этногеографическую картину мира по регионам.

В учебном плане на дневном отделении на данный курс отводится 36 часов, из них 20 часов – на лекции и 16 часов на семинарские занятия, на заочном отделении – 10 ч. на лекции, 6 ч. на семинарские занятия.


Курс лекций

Тема 1. ЭТНОГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА

СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНОЛОГИИ И РОЖДЕНИЕ ЭТНОГЕОГРАФИИ

Название науки «этнология», происходит от греческих слов – этнос (племя, народ) и логос (слово, наука). В античные времена древние греки, владевшие… В средние века этнология была наукой о племенах и народах, ставших известными… В XVIII в. благодаря колонизации обширных территорий происходило бурное развитие антропологии, уделившей большое…

ПРЕДМЕТ ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГЕОГРАФИИ

Человек вынужден ориентироваться в мире людей, идентифицируя их по самым различным признакам. Некоторые из этих признаков носят биологический,… Изучением всех этих особенностей и занимается наука, изучающая общности людей… Так что же это такое?

ЭТНОГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ НАУК

На пересечении наук возникло множество смежных дисциплин, изучающих человека. Степень взаимосвязи этногеографии с этими науками различна, с каждой… Вплоть до середины XIX в. этнология и этнография в России были тесно связаны с географией. Традиционное для нашей…

МЕТОДЫ ЭТНОГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Одним из основных методов накопления географических знаний являются полевые исследования. Не стало исключением и формирование знаний по… На чертежах, схемах, фотографиях фиксируются объекты производственной и… Метод полевых исследований предполагает длительное пребывание и вживание исследователя в изучаемую этническую среду.…

Тема 2. ЭТНОС и КОНЦЕПЦИИ ЭТНОСА. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ПОНЯТИЕ ОБ ЭТНОСЕ

Понятие «этнос» не является привычным в нашем повседневном пользовании и общении, хотя оно все чаще звучит в теле- и радиопередачах. К нему чаще… Любой этнос всегда проявляет себя как сложная социальная система. Поэтому он… Обычно принято делить этносы на три типа. К самому раннему типу относится род и племя, характерные для…

ЭТНИЧНОСТЬ - совокупность характерных культурных черт этнической группы; форма социальной организации культурных различий.

Структурность этноса – важнейшее из его свойств, обеспечивающее этносу устойчивость и способность выживать и адаптироваться к новым условиям.… Чтобы оценить процесс развития этноса, следует опуститься к нижним таксонам его структуры – консорциям (от лат. sovs –…

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭТНОСА

Теория эволюционизма. Основоположником эволюционной школы в этнологии… Другой сторонник теории эволюционизма в этнологии Герберт Спенсер полагал, что по мере развития человечества…

ТЕОРИЯ ЭТНОГЕНЕЗА Л.Н.ГУМИЛЕВА. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЭТНОСА В РОССИИ

Характерной особенностью этнологии в России был ее гуманизм, глубоко… Концепция Л.Н.Гумилева. Этносфера – это совокупность всех этносов и их этноценозов. (Этноценоз – биоценоз в пределах…

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТНОСОВ

Исходя из критериев совокупных антропологических признаков, совместного проживания на одной или нескольких территориях, типа этнической общности, общих особенностей быта и культуры, общей исторической судьбы, языкового родства, можно разделить все народы по следующим основаниям: географическому, антропологическому, языковому и хозяйственно-культурному.

Географическая классификация.Географическая классификация опирается на факт географического соседства народов и отражает совместный характер их проживания в пределах какой-то определенной, чаще всего обширной территории. Посредством географической классификации выделяются условные географические регионы, в которых расселены различные народы мира. Так появились понятия «народы Кавказа», «народы Восточной Европы» и т.д. Подобное географическое объединение народов возможно лишь в той мере, в какой географический принцип классификации совпадает с этническим. Этот принцип классификации используется довольно широко, поскольку он применим к обширным зонам, в пределах которых наблюдается его относительное совпадение с этническим принципом.

Географическая классификация не отвечает на вопросы о происхождении народов, процессах их формирования, хозяйственном и культурном облике, об уровне социально-экономического развития, но позволяет пространственно упорядочить и распределить этносы по регионам. Она используется при внешнем описании, а не при детальном исследовании народов. На более низком уровне, в пределах пространственно незначительных территорий последовательное проведение географической классификации этносов приводит к непреодолимым противоречиям с представлениями о родстве этнических групп. Поэтому географическая классификация носит вспомогательный характер и используется лишь в той степени, в какой она обнаруживает свое совпадение с группированием народов по другим критериям, т.е. только в рамках крупных регионов. При классификации этносов внутри ограниченных областей от нее приходится отказываться.

Единой принятой во всех странах географической классификации не существует. Самое простое деление: народы Австралии и Океании, народы Азии, народы Америки, народы Африки, народы Европы.

Антропологическая классификация. Расовые признаки. Антропологическая классификация делает акцент не на культурном, а на биологическом, генетическом родстве между различными этническими группами. Однако только генетические взаимосвязи не позволяют выделить четкий набор объективных критериев для разделения людей по определенным типам. Поэтому в этнологии используется множество методов определения родственных взаимоотношений между народами; чаще всего этнологи исходят из расовых различий между этносами, которые составляют основу антропологической классификации.

Биологически человечество едино, все люди нашей планеты относятся к одному биологическому виду. Но современная этническая картина мира убедительно показывает, что существует бесспорная биологическая реальность фенотипического разнообразия людей, т.е. между людьми имеются физические (телесные) различия. Это фенотипическое разнообразие отражает прежде всего способность любых форм жизни к эволюции, через механизм которой и возникает разнообразие человеческих типов. Расовые различия всегда наследственны: они передаются от родителей к детям на протяжении многих поколений. Поэтому для изучения этих различий огромное значение имеют данные науки о наследственности – генетики. Сходство многих наследственных физических признаков у разных людей или целых их групп служит веским доказательством общности их происхождения или генетического родства.

Итак, особенности физического строения людей, передаваемые по наследству и характерные для больших групп людей, называют расовыми признаками. Важнейшими из них являются следующие:

1) форма волос. Здесь учитываются две особенности – жесткость и извилистость. Площадь сечения жесткого волоса в 2 раза больше, чем мягкого. По извилистости волосы разделяют на прямые, широковолнистые, узковолнистые, курчавые разных степеней. Извилистость волос определяется расположением их корней в коже и формой поперечного сечения волоса. Прямой волос выходит из кожи под углом, близким к прямому, и корень его не имеет изгиба. У волнистых волос корень изогнут и угол выхода более острый. У курчавых волос изгиб корня еще больше, а угол выхода еще меньше. Поперечное сечение прямых волос по форме близко к кругу, а сечение волнистых и курчавых волос овально;

2) третичный волосяной покров. Его развитие оценивается в баллах от 1 (очень слабое) до 5 (очень сильное). При этом учитываются густота волос и площадь поверхности кожи, которую они занимают;

3) цвет кожи. Она может изменяться в диапазоне от бледно-розовой до темно-коричневой и почти черной. Шкала цветов кожи насчитывает 36 оттенков. Наиболее светлая кожа – у жителей Северной Европы, наиболее темная–у жителей Центральной Африки;

4) цвет волос. Принято различать черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие волосы;

5) цвет глаз (окраска радужной оболочки). Темные глаза – черные, карие, желтые; глаза смешанных или переходных цветов – желто-зеленые, зеленые, серые; светлые глаза – светло-серые, голубые, синие;

6) рост. Средняя длина тела человека составляет 165 см для мужчин и 154 см для женщин. Наименьший средний рост на планете зафиксирован у пигмеев бассейна реки Конго – 141 см для взрослого мужчины. Самый высокий средний рост – 182 см – отмечен для населения, живущего южнее озера Чад. Средний рост более 175 см – у черногорцев, шотландцев, шведов, норвежцев, полинезийцев;

7) пропорции тела. По пропорциям соотношения длины конечностей к длине тела, ширине плеч и таза выделяют следующие типы фигур: брахиморфный (брахис– короткий, морфо– форма) тип – относительно короткие руки и ноги, длинное туловище, широкие плечи и таз; долихоморфный (долихос– длинный) тип – сравнительно длинные конечности, короткое туловище, узкие плечи и таз; мезоморфный (мезос– средний) тип – занимает промежуточное положение между первыми двумя; .

8) параметры головы. Здесь основным показателем служит соотношение ширины головы (поперечный диаметр) к длине (продольный диаметр), выраженное в процентах. Соотношение меньше 75,9% – доликефалия (кефалос– голова); между 76 и 80,9% – мезокефалия; больше 81% – брахикефалия. Кроме перечисленных выше расовых признаков антропологи используют такие признаки, как ширина, высота, горизонтальная профилировка лица, выступание челюстей (прогнатизм), наличие эпикантуса (складка кожи верхнего века у внутреннего угла глаза, прикрывающая слезный бугорок), параметры носа, высота и толщина губ.

Совершенно очевидно, что все описанные выше расовые признаки являются второстепенными, несущественными для общего направления биологической эволюции и исторического развития человечества. Несомненно видовое единство всех современных людей, общность происхождения рас. Изучение расовых признаков очень важно именно для доказательства единства происхождения человечества, равноправия народов и рас, а также для разрешения многих биологических и исторических проблем, связанных с происхождением человека и его рас, их расселением на Земле, смешением и взаимодействием, хотя расовые признаки сами по себе не имеют ничего общего с уровнем общественного развития разных человеческих групп. Эти признаки во многих случаях служат показателями родства и взаимодействия народов, своего рода метками, по которым можно проследить исторические судьбы разных этнических общностей.

Языковая классификация. В этой группе культурных компонентов важным этнодифференцирующим признаком является язык, но и он не всегда показывает, к какому этносу принадлежит человек. Возможны случаи, когда на одном языке говорит несколько этносов – английский, испанский, португальский, русский и др., также возможно, что один этнос говорит на нескольких языках – мордва говорит на языках эрзя и мокша.

Возможны и другие ситуации. Например, большинство сегодняшних ирландцев говорит по-английски, и лишь немногие из них продолжают пользоваться тем языком, на котором все ирландцы говорили 300-400 лет назад, но ни у самих ирландцев, ни у ученых нет сомнений, что теперешние англоязычные потомки средневековых ирландцев принадлежат к тому же народу, что и их предки. Нельзя забывать и о случаях, когда части одного народа говорят на очень сильно расходящихся диалектах; так, северные, восточные и южные группы немцев и особенно китайцев просто не понимают друг друга. Нередко бывает и так, что основная часть этноса сохраняет традиционный язык, а отделившаяся часть, живущая в иноэтническом окружении, переходит на язык этого окружения, не теряя своего этнического самосознания.

И все же, по мнению большинства специалистов, язык занимает важнейшее место среди оснований этнической идентичности, и спорить с этим невозможно, несмотря на все исключения. В том случае, когда несколько этносов говорят на одном языке (английском, испанском, португальском и т.п.), как правило, каждый этнос вносит в этот язык свою специфику – иной алфавит или правописание, иную фонетику, лексику, специфические обороты и фразеологичес¬кие сочетания. Так, явное, специально культивируемое своеобразие характерно для аргентинского-испанского и бразильского-португальского.

Религиозная классификация. На ранних этапах формирования этносов одним из решающих факторов был конфессиональный (религиозный), благодаря которому сложилось большое количество межэтнических общностей. Сегодня этот признак существует преимущественно в виде основных мировых религий: христианство, буддизм, ислам. Сформировавшиеся на их основе межэтнические конфессиональные общности охватывают немало народов мира. Однако мировые религии также не являются показателями этнической принадлежности человека. Реальность такова, что в мире гораздо меньше религий, чем этносов.

Хозяйственно-бытовая классификация. Хозяйственный признак. Более важную роль в этнической дифференциации играет культурно-хозяйственный признак, который предполагает разграничение этносов по типу хозяйства (охота, собирательство, рыболовство, земледелие), по образу жизни (оседлый, полукочевой, кочевой), формам орудий труда, одежды и других элементов материальной культуры.

В качестве примера можно рассмотреть обычную соху – древнейшее пахотное орудие, с помощью которого сотни лет пахали землю крестьяне Восточной Европы. В начале XX в. насчитывалось несколько десятков типов сох. Разными сохами пользовались жители Центра России, Литвы, Белоруссии. Украинский воз, в который большей частью запрягали волов, сильно отличался от русской телеги, которую обычно тащит лошадь. Японская наковальня совершенно не похожа на русскую. Польский и русский кузнецы придавали в старину разную форму обычному топору. Своеобразны жилища у разных народов мира. Это и свайные постройки (у части меланезийцев и микронезийцев), и плавучие жилища (у некоторых народов Юго-Восточной Азии), и переносные дома - юрты, чумы, типи (у народов Севера, индейцев прерий), и дома-башни (у народов Кавказа). Русские крестьяне, куда бы они ни попадали, стремились всегда построить срубный дом из дерева. Например, в полярной тундре его возводили из плавника (бревен, прибитых к берегу моря), а в безлесных районах Кубани, Казахстана русские предпочитали подолгу жить в землянках, чтобы накопить деньги и привезти лес для постройки.

И интерьер домов у разных народов – свой. Например, как бы ни различались дома восточных славян по материалу, вдоль стен ставили закрепленные лавки, над ними вешали полки, в красном углу – киот с иконами, у печки размещались полки и шкафчики для посуды. Спали на деревянном помосте (русские полати). Стол у славян обычно ставили в углу, а у карел, интерьер домов которых практически не отличался от славянского, он стоял посреди лицевой стены.

Бытовой признак. Очень сильно различается традиционная одежда. По одежде русской крестьянки начала XIX в. нередко удавалось с точностью до конкретного селения определить ее родину. По одной лишь тюбетейке у узбеков когда-то можно было безошибочно сказать, из какой местности происходит человек. До сих пор у некоторых народов Индокитая по женской одежде можно узнать, откуда именно приехала в большой город ее хозяйка. Сейчас и дома, и одежда разных народов становятся все более однотипными, теряют свой этнический характер, поэтому их значение как этнодифференцирующих признаков уменьшается.

Различия между народами проявляются и в составах потребляемой пищи, и в способах ее приготовления, и времени ее приема. Эти отличия продолжают жить и сегодня, так как пищевые пристрастия меняются с большим трудом. Так, для одних народов основу пищевого рациона составляют продукты земледелия (славянские народы), для других - мясо (большинство народов Севера), для третьих (их называют ихтиофагами) - рыба. Хорошо известно, что у многих народов действуют разнообразные запреты на определенные виды пищи. Так, народы Индии не едят говядины, а народы, исповедующие ислам и иудаизм, – свинины. Ряд народов не употребляет в пищу молока (кхмеры). У одних народов деликатесом считается мясо собаки (полинезийцы), у других - змеи (многие азиатские народы), у третьих – лягушки (французы) и т.д. Особенно стойко сложившиеся традиции сохраняются у сельского населения, но и пища горожан продолжает оставаться в целом традиционной, несмотря на многие изменения и знакомство с пищей других народов. Кстати, поэтому бесполезны и даже вредны диеты, предлагаемые представителями иных народов в качестве панацеи от каких-то болезней или для похудения. Многие продукты, перечисленные в них, могут просто не усваиваться неприспособленными к ним организмами. Так, в России часто на завтрак готовят молочные каши, а китайцы, почти не употребляющие молока, просто не усвоят этого продукта. И хотя знакомство с пищей других народов и может многое сказать о них, употреблять новые для себя продукты следует с большой осторожностью.

Даже в том, как люди спят, иногда можно обнаружить этнические различия. Малаец, например, подкладывает под голову не подушку, а деревянную изогнутую скамейку на коротких ножках. В Индии, ложась спать, часто подсовывают себе под колени мягкий валик. Одни народы привыкли спать на возвышении, другие – на полу.

Более важными этнодифференцирующими признаками являются обряды и обычаи, которых придерживается человек.

Семейный признак. Существенно различаются семейный быт, брачные обычаи и обряды. Наряду с моногамной (единобрачной) семьей, распространенной сегодня у подавляющей части человечества, до сих пор у некоторых народов сохраняется как полигамия (многоженство), так и полиандрия (многомужество). У одних народов (у племени пунанов на острове Калимантан) для заключения брака достаточно, чтобы жених и невеста в присутствии старейшины заявили о взаимном согласии вступить в брак, у других народов (коши в Афганистане) свадьба длится двое суток, а у третьих – целых восемь (некоторые народы Индии). Для большинства европейских народов характерны свадьбы, на которых присутствуют лишь ближайшие родственники и знакомые, а у народов Кавказа на свадьбу по традиции приглашаются сотни гостей и т.д.

ПОНЯТИЕ ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ - причисление себя к группе людей определенной национальности.

Можно выделить несколько уровней идентичности. Первый уровень – личностно-психологический – осознание человеком, кто есть Я. Оно складывается по… Второй уровень – социально-психологический, когда представления о себе… Разновидностью социально-психологической идентичности является этносоциологическая идентичность - осознание личностью…

ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Многие исследователи считают, что к этническим относятся те процессы, которые ведут к изменениям этноса, этнической принадлежности людей. По мнению… Этническими называются процессы, при которых происходит изменение различных… Прежде всего среди этнических процессов выделены этноэволюционные и этнотрансформационные. Процесс называется…

Тема 3. РАСЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Расы - это территориальные группы людей, выделяемые на основании их генетического родства, которое проявляется внешне в определенном физическом… Одним из первых создателей расовой классификации был французский ученый… Среди рас современных людей, принадлежащих к одному виду Homo sapiens, в первую очередь выделяют наиболее крупные…

КЛАССИФИКАЦИЯ РАС. РАСОВЫЕ ПРИЗНАКИ

Тема . РАСЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

РАСОВЫЕ ПРИЗНАКИ

Известную роль при расовой диагностике играет пигментация, то есть окраска кожи, волос и рост. Однако по степени пигментации в каждой расе… Расовые признаки не только непрерывно закреплялись, но и нивелировались. Все… НЕГРОИДНАЯ РАСА:негры, негрилли, бушмены и готтентоты.

Глаз без эпикантуса Глаз с эпикантусом

Однако, возникновение эпикантуса могло быть связано с другими причинами. Так, доказана внутригрупповая связь между выраженностью эпикантуса и… Развитие эпикантуса обнаруживает большую географическую дифференциацию.… Индейцы — общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов). По антропологическому типу…

ОБРАЗОВАНИЕ РАС

Формирование основных рас, как считают ученые, происходило за 40-16 тыс. лет… Изучение костных останков неандертальцев и ископаемых людей современного вида на территории Старого Света привело…

РАЗМЕЩЕНИЕ РАС В МИРЕ

Количественные параметры населения мира по расовому составу обычно даются по… Численность и география человеческих рас (конец 80-х годов),%. Большие расы Мир в целом …

Тема 4. НАЦИОНАЛЬНО-ЯЗЫКОВОЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА

Язык – это исторически развивающееся и изменяющееся во времени явление, поэтому родственные по происхождению языки в наше время могут не только… Со временем внутри языка развиваются диалекты, которые могут стать… Как общественное явление язык может существовать только в обществе. Возникновение общества и языка в качестве средства…

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА

Любой реально существующий или существовавший ранее и не существующий теперь, но засвидетельствованный в каких-либо записях язык должен быть понят в… Отсюда ясно, что понимание того, как произошел язык, с одной стороны, и методы… Язык является, пожалуй, наиболее важной общей характеристикой, отличающей людей от других живых существ.…

ИСЧЕЗАЮЩИЕ И МЕРТВЫЕ ЯЗЫКИ

Умирающий язык обычно исчезает через одно-два поколения, кроме действительно исключительных случаев – например, когда дети, родители которых уже не… Разумеется, языки вымирали на протяжении всей известной нам истории: шумерский… Даже если правительства стран и стремятся сохранить местные языки, им просто экономически не выгодно обеспечивать…

I. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ СЕМЬЯ

1)Хинди и урду (иногда объединявшихся общим названием хиндустани) – две разновидности одного новоиндийского литературного языка; урду –… 2) Бенгали (инд.штат Зап.Бенгалия, Вост.Пакистан). 3) Панджаби (вост.ч.Пакистана, с-з.и др.р-ны Индии).

Славянская группа

1)Русский; наречия: северно-(велико)-русское – «окающее» и южно-(велико)-русское – «акающее»; русский литературный язык сложился на почве переходных… 2) Украинский (или украинский; до революции 1917 г. – малорусский или… 3) Белорусский; письменность с XIV в. на основе кириллицы. Диалекты северо-восточный и юго-западный; литературный язык…

Б. Южная подгруппа

5) Македонский. 6) Сербскохорватский; у сербов письмо на основе кириллицы, у хорватов – на… 7) Словенский; письменность на основе латинского ал­фавита; древнейшие памятники с X–XI вв.

В. Западная подгруппа

10) Словацкий; письменность на основе латинского алфавита. 11) Польский; письменность на основе латинского алфавита; древнейшие памятники… 12) Кашубский (с-в Польши); утратил самостоятельность и стал диалектом польского языка.

Балтийская группа

1)Литовский; письменность на основе латинского алфавита; памятники с XIV в.

2) Латышский; письменность на основе латинского алфавита; памятники с XIV в.

3) Латгальский (диалект латышского языка).

Мертвые: 4) Прусский – вымер в XVII в. в связи с насильственным онемечиванием; территория бывшей Восточной Пруссии; памятники XIV-XVII вв.

5) Ятвяжский, куршский и др. языки на территории Литвы и Латвии, вымершие к XVII–XVIII вв.

Германская группа

А. Северногерманская (скандинавская) подгруппа

2) Шведский; письменность на основе латинского алфавита (Швеция, Финляндия). 3) Норвежский; письменность на основе латинского алфавита, первоначально… 4) Исландский; письменность на основе латинского алфавита; письменные памятники с XIII в. («саги»).

Б. Западногерманская подгруппа

7) Нидерландский (голландский) с фламандским; письменность на латинской основе (Нидерланды, Бельгия); в Южно-Африканской Республике живут буры,… 8) Фризский; памятники с XIV в (Нидерланды, с-з Германии). 9) Немецкий; два наречия; нижненемецкое (северное, Niederdeutsch или Plattdeutsch) и верхненемецкое (южное,…

В. Восточногерманская подгруппа

12) Бургундский, вандальский, гепидский, герульский – языки древнегерманских племен на территории Восточной Германии. 6. Романская группа(до распадения Римской империи и образования романских… 1)Французский; литературный язык сложился к XVI в.2 на основе диалекта Иль-де-Франса с центром в Париже; французские…

Кельтская группа

A. Гойделъская подгруппа

1)Ирландский; письменные памятники с IV в. н. э. (ога-мическое письмо) и с VII в. (на латинской основе); является литературным и в настоящее время.

2) Шотландский (гэльский) (Сев.Шотландия).

Мертвый: 3)Мэнский – язык острова Мэн (в Ирландском море).

Б. Бриттская подгруппа

4) Бретонский; бретонцы (в прошлом бритты) переселились после прихода англосаксов с Британских островов на континент Европы (п-ов Бретань Франция).

5) Валлийский (уэльский) (Уэльс в Великобритании).

Мертвый: 6) Корнский; на Корнуолле – полуострове юго-западной Англии.

B. Галльская подгруппа

7) Галльский; вымер с эпохи образования французского языка; был распространен в Галлии, Северной Италии, на Бал­канах и даже в Малой Азии.

Греческая группа

Мертвые: 2) Древнегреческий, X в. до н. э. – V в. н. э.; ионическо-аттические диалекты с VII–VI вв. до н. э.; ахейские (аркадо-кипрские) диалекты с…

Албанская группа

Албанский, письменные памятники на основе латинского алфавита с XV в. (Албания, Македония, Черногория, Италия, Греция)

Армянская группа

Армянский; литературный с V в. н. э.; содержит некоторые элементы, восходящие к кавказским языкам; древнеармянский язык – грабар – сильно отличается от современного живого ашхарабара.

Хетто-лувийская (анатолийская) группа

Мертвые: 1) Хеттский (хеттско-неситский, известный по клинописным памятникам XVIII– XIII вв. до н. э.; язык Хеттского государства в Малой Азии.

2)Лувийский в малой Азии (XIV-XIII вв. до н. э.).

3) Палайский

4) Карийский

5) Лидийский анатолийские языки античной эпохи.

6) Ликийский

Тохарская группа

Мертвые: 1) Тохарский А (турфанский, карашарский) – в Китайском Туркестане (Синьцзяне).

2) Тохарский Б(кучанский) – там же; в Куче до VII в. н. э.Известны по рукописям примерно V–VIII вв. н. э. на основе индийского письма брахми, обнаруженным при раскопках в XX в.

II. КАВКАЗСКАЯ СЕМЬЯ

А. Западная группа: абхазско-адыгские языки

Абхазская подгруппа

1) Абхазский; диалекты: бзыбский – северный абжуйский – южный; письменность до 1954 г. на основе грузинского алфавита, теперь – на русской основе.

2) Абазинский; письменность на основе русского алфавита (Карачаево-Черкессия).

Черкесская подгруппа

1) Адыгейский (Адыгея, Краснодарский край).

2) Кабардинский (кабардино - черкесский) (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Ставропольский край).|

3) Убыхский (убыхи эмигрировали при царизме в Турцию).

Б. Восточная группа: нахско-дагестанские языки

Нахская подгруппа

1) Чеченский имеют письменность на русской основе (Чечня, Дагестан).

2) Ингушский

3) Бацбийский (цова-тушинский) (Грузия – бесписьменный).

Дагестанская подгруппа

2) Даргинский (Дагестан). 3) Лакский (Дагестан). 4) Лезгинский (Дагестан, Азербайджан).

III. ВНЕ ГРУППЫ -БАСКСКИЙ ЯЗЫК

IV. УРАЛЬСКАЯ СЕМЬЯ

1. ФИННО-УГОРСКАЯ (УГРО-ФИНСКАЯ) ГРУППА

А. Угорская ветвь

1) Венгерский, письменность на латинской основе (Венгрия, Румыния, Чехия, Словакия).

2) Мансийский (вогульский); письменность на русской основе (с 30-х гг. XX в.).

3) Хантыйский (остяцкий); письменность на русской основе (с 30-х гг. XX в.).

Б. Прибалтийско-финская ветвь

1) Финский (суоми); письменность на основе латинского алфавита.

2) Эстонский; письменность на основе латинского алфа­вита.

3) Ижорский (малый народ – ижора в Ленинградской области).

4) Карельский.

5) Вепсский (Карелия, ленинградская обл., Вологодская обл.).

6) Водский (новгородская обл.).

7) Ливский (Латвия).

8) Саамский (саами, лопарский) (Кольский п-ов, Сев.Норвегия, Швеция, Финляндия).

В. Пермская ветвь

1) Коми-зырянский (Респ.Коми, Ямало-Нен.АО, Ханты-Манс.АО, Тюмен.обл.).

2) Коми-пермяцкий (Урал, Пермский край).

3) Удмуртский.

Г. Волжская ветвь

2) Мордовские: два самостоятельных языка: эрзянский и мокшанский. Примечание. У финского и эстонского языков письменность на основе латинского… 2. САМОДИЙСКАЯ ГРУППА

А. Сибирская группа

1) Эвенкийский (тунгусский), с негидальским и солонским (Вост.Сибирь, сев.Китай, Монголия) .

2) Эвенский (ламутский) (Якутия, Магаданская обл., Камчатская обл.).

Б. Маньчжурская группа

1) Маньчжурский, вымирает, имел богатые памятники средневековой письменности на маньчжурском алфавите (с-в Китая).

2) Чжурчжэньский – мертвый язык, известный по памятникам XII–XVI вв. (иероглифическое письмо по образцу китайского) (с-в Китая, Приморский край РФ)

В. Амурская группа

2) Удэйский (удэгейский) (Хабаровский край, Приморский край)м. 4. ОТДЕЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА, НЕ ВХОДЯЩИЕ НИ В КАКИЕ ГРУППЫ… 1) Японский; письменность на основе китайской иероглифики в VIII в. н. э.; новое фонетико-силлабическое письмо –…

VI. АФРАЗИЙСКАЯ (СЕМИТО-ХАМИТСКАЯ) СЕМЬЯ

Семитская группа

2) Амхарский, официальный язык Эфиопии, а также Сомали, Судан. 3) Тигре, тиграй, гураге, харари и др. языки Эфиопии. 4) Ассирийский (айсорский), язык изолирован­ных этнических групп в странах Ближнего Востока и некоторых других.

Египетская группа

1) Древнеегипетский – язык древнего Египта, известный по иероглифическим памятникам и документам демотического письма (с конца 4-го тысячелетия до… 2) Коптский – потомок древнеегипетского языка в средневековый период с III до… 3. Берберо-ливийская группа (Северная Африка и Западно-Центральная Африка)

VII. НИГЕРОКОНГОЛЕЗСКАЯ СЕМЬЯ

(территория Африки к югу от Сахары)

Языки манде

1) Бамана (бамбара).

2) Сонинке.

3) Сосо (сусу).

4) Манинка.

5) Кпелле, лома, менде и др.

Атлантические языки

1) Фула(фульфульде).

2) Волоф.

3) Сере р.

4) Диола.

5) Коньяги.

6) Гола, темне, буллом и др.

3. Иджоидные языки. Представлены изолированным языком иджо (Нигерия).

Языки кру

1) Семе.

2) Бете.

3) Годие.

4) Кру.

5) Гребо.

6) Уобе и др.

5. Языки ква

1) Акан.

2) Бауле.

3) Аделе.

4) Адангме.

5) Эве.

6) Фон и др.

Язык догон (Мали)

Языки гур

1) Бариба.

2) Сенари.

3) Суппире.

4) Гуренне.

5) Гурма

6)Касем, кабре, кирма и др.

Адамауа-убангийские языки

1) Лонгуда.

2) Тула.

3) Чамба.

4) Мумуе.

5) Мбум.

6) Гбайя.

7) Нгбака.

8) Сере, мунду, занде и др.

Бенуэконголезские языки

I) Нупе. 2) Йоруба. 3) Игбо.

Кордофанские языки

1) Канга, мири, тумтум.

2) Катла.

3) Рере.

4) Уторо.

5) Тегем.

6) Тегали, тагой и др.

VIII. НИЛО-САХАРСКАЯ СЕМЬЯ

1) Сонгай. 2) Сахарские: канури, тубу, загава. 3) Ф у р.

IX. КОЙСАНСКАЯ СЕМЬЯ

(на территории ЮАР, Намибии, Анголы)

1) Бушменские языки (кунгауни, хадза и др.).

2) Готтентотские языки (нама, корана, сандаве и др.).

X. КИТАЙСКО-ТИБЕТСКАЯ СЕМЬЯ

А. Китайская группа

2) Дунганский; у дунган КНР письменность арабская, у дунган Средней Азии (Киргизстан) и Казахстана первоначально китайская (иероглифическая),…

Б. Тибето-бирманская группа

1) Тибетский (Китай, Индия, Непал, Бутан).

2) Бирманский (Бирма).

XI. ТАЙСКАЯ СЕМЬЯ

1) Тайский – государственный язык Таиланда (до 1939 г. сиамский язык государства Сиам).

2) Лаосский (Лаос, с-в Таиланда, ю-в Китая, Вьетнам, Бирма).

3) Чжуанский (Китай).

4) Кадайские (ли, лакуа, лати, гэлао) – группа в составе тайских либо самостоятельное звено между тайскими и австронезийскими.

Примечание. Некоторые ученые считают тайские языки родственными австронезийским; в прежних классификациях их включали в китайско-тибетскую семью.

XII. Семья МЯО-ЯО

1) М я о, с диалектами хмонг, хму и др.

2) Я о, с диалектами мьен, киммун и др.

3) Н у.

Примечание. Эти малоизученные языки Центрального и Южного Китая прежде без достаточных оснований включали в китайско-тибетскую семью.

XIII. ДРАВИДИЙСКАЯ СЕМЬЯ

(языки древнейшего населения Индийского субконтинента, предположительно родственные уральским языкам)

1) Тамильский.

2) Телугу.

3) Малаялам.

4) Каннада.

Для всех четырех существует письменность на основе (или типа) индийского письма брахми.

5) Тулу.

6) Гондии др.

XIV. ВНЕ СЕМЬИ - ЯЗЫК БУРУШАСКИ (ВЕРШИКСКИЙ)

(язык буршиков - горные районы сев-зап. Индии и сев.-зап. Пакистана)

XV. АУСТРОАЗИАТСКАЯ СЕМЬЯ

1) Языки мунда: сантал и, мундари, хо, бирхбр, джуанг, сора и др. (Индия)

2) Кхмерский (юг Вьетнама, Таиланд).

3) Палаунг (румай) и др. (Лаос, Таиланд, юг Китая)

4) Никобарский (Индия).

5) Вьетнамский.

6) Кхаси (Индия).

7) Малаккская группа (семанг, семай, сакай и др.) (п-ов Малакка).

Мертвые: 8) Нагали (Индия).

XVI. АВСТРОНЕЗИЙСКАЯ (МАЛАЙСКО-ПОЛИНЕЗИЙСКАЯ) СЕМЬЯ

А. Индонезийская ветвь

Западная группа

1) Индонезийский, получил название с 30-х гг. XX в., внастоящее время государственный язык Индонезии.

2) Батакский (север Суматры)

3) Чамские (чамский, джараи и др.) (Вьетнам, Индонезия).

Яванская группа

1) Яванский (центр и восток Явы).

2) Сунданский (запад Явы)

3) Мадурский (о.Мадура, восток Явы).

4) Балийский.

Даякская, или калимантанская, группа

Даякский и др. (о.Калимантан)

Южносулавесййская группа

1) Садданский.

2) Бугийский (ю-з Сулавеси).

3) Макасарский и др.

5. Филиппинская группа

1) Тагальский (тагалбгский).

2) Илоканский.

3) Бикольский и др.

Мадагаскарская группа

Малагасийский (ранее – мальгашский).

Мертвый: К а в и – древнеяванский литературный язык; памятники с IX в. н. э.; по происхождению яванский язык индонезийской ветви сложился под влиянием языков Индии (санскрит).

Б. Полинезийская ветвь

1) Тонга и ниуэ.

2) Маори, гавайский, таити и др.

3) Самоа, увеа и др.

В. Микронезийская ветвь

1) Науру.

2) Маршалльский.

3) Понапе.

4) Трук и др.

XVII. АВСТРАЛИЙСКАЯ СЕМЬЯ

Множество мелких языков (известно свыше 600 языков, 450 исчезли полностью) коренного населения Центральной и Северной Австралии, наиболее известный а р а н т а. По-видимому, отдельную семью образуют тасманийские языки на о. Тасмания.

XVIII. ПАПУАССКАЯ СЕМЬЯ

Языки центральной части о. Новая Гвинея и некоторых более мелких островов в Тихом океане. Очень сложная и окончательно не установленная классификация (их число 300-700).

XIX. ПАЛЕОАЗИАТСКАЯ СЕМЬЯ

А. Чукотско-камчатская группа

1) Чукотский (луораветланский).

2) Корякский (нымыланский).

3) Ительменский (камчадальский).

4) Алюторский (диалект корякского).

5) Керекский (диалект корякского).

Б. Эскимосско-алеутская группа

1) Эскимосский (юйтский) (Чукотский АО, Гренландия, Аляска, Канада).

2) Алеутский (унанганский) (Алеутские о-ва США, Командорские о-ва РФ).

В. Енисейская группа

1) Кетский. Этот язык обнаруживает черты родства с нахско-дагестанскими и тибетско-китайскими языками. Его носители не были аборигенами Енисея, а пришли с юга и ассимилировались окружающим народом (Красноярский край).

2) Коттский, аринский, пумпокольский и др. вымершие языки.


Г. Нивхский (гиляцкий) язык(низовья р.Амур, Сахалин)

Д. Юкагиро-чуванская группа

Вымершие языки (диалекты?): юкагирский (ранее – одульский), чуванский, омбкский. Сохранились два диа­лекта: тундренный и колымский (Саха-Якутия, Магадан, обл.).

XX. ИНДЕЙСКАЯ (АМЕРИНДСКАЯ) СЕМЬЯ

А. Языковые семьи Северной Америки

2) Ирокезские(чероки, тускарора, сенека, онейда, гурон и др.) (с-в США, Канада). 3) Сиу(кроу, хидатса, дакота и др., наряду с не­сколькими вымершими – бфо,… 4) Галф(натчез, туника, чикасав, ч октав, мускоги и др.) (ю-в.Сев.Америки).

Б. Языковые семьи Центральной Америки

2) Майя-киче(мам, кекчи, киче, майя юкатекский, иксил, цельталь, тохолабаль, чоль, хуастекский и др.). Майя до прихода европейцев достигли высокой… 3) Отомангские(паме, отоми, пополокский, миштекский, трик, сапотекские и др.)… 4) Мискито-матагальпские(мискито, сумо, матагальпа и др.). Эти языки иногда включают в чибчанские (Никарагуа,…

В. Языковые семьи Южной Америки

2) Кечумара(кечуа – язык древнего государства инков в Перу, в настоящее время в Перу, Боливии, Эквадоре); аймара (Перу,Боливия) . 3) Аравакские(чамикуро, чипая, итене, уаньям, гуана и др.) (север Юж.Америки,… 4) Арауканские(мапуче, пикунче, пеуэиче и др.) (Чили, Аргентина).

Тема 5. ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Конфликты, связанные с обострением межнациональных взаимоотношений, стали непременным атрибутом современного мира. Они вспыхивают на всех… Понятие конфликт в переводе с латинского означает «столкновение». Признаки… Весь комплекс связанных с ними проблем изучает географическая конфликтология – научное направление, исследующее…

География очагов современного сепаратизма

Сепаратизм можно определить как политическое движение, воз-никающее в территориальне неоднородных государствах (эта неоднородность может быть… Сепаратизм – высшая стадия проявления дезинтеграционных процессов.… Автономизм – это движение за самоопределение этнических групп и регионов на базе автономии – права на самостоятельное…

Основные пути снижения остроты этнических конфликтов. Примеры национальной политики

Под выходом из конфликта понимается полное или частичное снятие конфликтной ситуации, в результате которого основное противоречие, породившее конфликт, если не снимается полностью, то, по крайней мере, достигается согласие относительно предмета или объекта конфликта.

В реальности полное и абсолютное разрешение этнического конфликта утопично из-за невозможности устранения всех вызвавших его причин. Обычно происходит лишь снятие напряжения и перевод конфликта в более спокойную форму.

При возникновении на своей территории этнического конфликта любое государство вынуждено на него реагировать. При этом замалчивание и демонстративное игнорирование данной проблемы – лишь одна из форм подобной реакции.

Имеется множество вариантов ответа центрального правительства на вызовы государственной безопасности, транслируемые со стороны сил, являющихся носителями конфликта. Эти действия могут быть условно разделены на две группы: силовые (вооруженные) реакции и несиловые (невооруженные) реакции.

Оба типа реакции тесно взаимосвязаны друг с другом. Воору-женное подавление этнического конфликта часто сменяется поиском мирного диалога, а силовое решение проблемы следует после исчерпания потенциала переговорного процесса.

Несмотря на кажущуюся свободу выбора действий, при реакции на внутренний конфликт любое государство мира не может не считаться с международными соглашениями и мнением мирового сообщества. А оно недвусмысленно формулируется так: в современной политике нет места силовым решениям, если остается хотя бы малейший шанс мирного разрешения конфликта.

Пути нейтрализации конфликтов силовыми способами в большинстве случаев не находят поддержки в современном мире. Формы силовых реакции на сепаратизм имеют большую амплитуду и варьируют от отдельных полицейских акций до полномасштабных военных действий. Как правило, силовые методы в краткосрочной перспективе эффективнее несиловых, но это их преимущество довольно сомнительно, так как силовые акции провоцируют силовой же ответ и переводят конфликт на более высокий уровень интенсивности.

1. Наиболее элементарная силовая реакция центрального правительства – ужесточение политического режима, т.е. ограничение прав и свобод граждан, усиление полицейских и карательных функций. Особенность этого сценария заключается в том, что власти с одинаковым упорством подавляют как проявления национализма и сепаратизма, так и вообще любую политическую оппозицию. Эта форма реагирования на угрозу возникновения конфликтов характерна для сильно централизованных тоталитарных режимов.

Типичный пример такого рода – франкистский режим в Испании (1939– 1975 гг.). Он держал под запретом все национальные и региональные политические организации и исповедовал в традиционно поликультурной стране политику строгого унитаризма.

Другой пример – режим Иосипа Броз Тито в Югославии (1945 – 1980 гг.), полностью контролировавший местные национальные элиты (словенскую, хорватскую, боснийскую, черногорскую, македонскую, албанскую в Косово). Национальная политика при Тито отличалась большой гибкостью, что было вызвано необходимостью удерживать в рамках единого государства культурно и конфессионально различные народы, некоторые из них во время Второй мировой войны противостояли друг другу соружием в руках. Со смертью Тито исчез жесткий контроль за ситуацией в стране, пост президента был заменен коллегиальным органом управления – Президиумом СФРЮ. Подобная децентрализация власти стала одной из причин распада югославской федерации в начале 1990-х гг.

Значительная степень политической централизации была характерна и для Советского Союза. Уже начиная с 1920-х гг. здесь были немыслимы легальные автономистские или даже регионалистские движения. Залогом единства страны служила жесткая и иерархичная структура КПСС, республиканские коммунистические партий были лишь подразделениями этой гигантской политической структуры.

2. Национальный ресурс этнического конфликта можно преуменьшить с помощью насильственной ассимиляции противоборствующих этнокультурных меньшинств. Под ассимиляцией понимается постепенный процесс частичной или полной утраты культуры этноса в пользу другой, как правило, доминирующей культуры, в итоге приводящий к полной смене этнического самосознания.

Ассимиляции наиболее подвержены малочисленные этнокультурные группы с более низким социальным и политическим статусом. Сравнительно многочисленный этнос, имеющий к тому же развитое самосознание, ассимилировать крайне сложно. Отсюда понятна неудача политики турецких властей по насильственной ассимиляции курдского меньшинства, насчитывающего только в пределах Турции, как минимум, 7 млн человек (по другим данным – 18 млн) и обладающего мощной политической организа-цией – Курдской рабочей партией.

Насильственная ассимиляция может быть успешной в тех случаях, когда ассимилируемые этносы разобщены и малочисленны. Такая картина, например, сложилась в Ириан-Джае (индонезийской части Новой Гвинеи). С 1984 по 1989 г. только по правительственной миграционной программе (без учета неконтролируемого переселения) сюда прибыло около 1 млн семей индонезийцев из центральных районов страны. Их расселили на побережье, в границах которого концентрируется почти все хозяйство провинции. Одновременно коренные папуасские этносы оттеснялись во внутренние труднодоступные горные районы.

Насильственная ассимиляция как метод нейтрализации сепаратистских конфликтов применялась также на юге Филиппин и в неамхарских регионах Эфиопии, продолжается ее использование на юге Судана (с начала 1980-х гг. здесь проводится политика ис-ламизации местных нилотских этносов).

3. Методами урегулирования этнического конфликта в некоторых политических кругах считаются и такие жестокие и антигуманные действия, как депортация и физическое уничтожение (геноцид) носителей сепаратизма. В этих случаях, равно как и при насильственной ассимиляции, происходит устранение самого субъекта конфликта – этнической либо культурной общности, претендующей на самоопределение. Конечная цель этих двух варварских по своей сути подходов – создание однородного этнического ареала с лояльным центральному правительству населением.

Физическое устранение или геноцид этноса отличается от депортации. В первом случае этнос подвергается либо полному (что практически неосуществимо), либо частичному уничтожению и не может, по крайней мере в ближайшей перспективе, снова заявить о своих притязаниях. При депортации же этнос лишь меняет «прописку», в общих чертах сохраняя свою структуру, культуру, язык, а иногда и численность и при определенных условиях снова может выдвинуть национальные требования (примером такого рода может служить депортация чеченцев).

Известный и постыдный опыт депортаций целых народов накоплен в нашей стране. Советский Союз сталинских времен – это, пожалуй, единственное государство, которому удавались тотальные депортаций (технически очень сложно переселить на новое место всех представителеи неблагонадежного этноса, поэтому чаще всего ограничиваются частичными депортациями). Всего в бывшем СССР с 1939 г. по конец 1940-х гг. полной или частичной депортаций были подвергнуты более 20 этносоң (поляки, финны-ингерманландцы, немцы, крымские татары, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, турки-месхетинцы, курды, корейцы и др.). Всего за военный и послевоенный период в СССР, по некоторым оценкам, подверглись депортации около 2,75 млн человек.

Особое место занимают депортаций народов, которые на мо­мент принятия соответствующего решения имели собственные национально-государственные образования в виде автономных республик и автономных областей (табл. 5). Эти народы были перемещены на новые, чуждые им малоосвоенные территории Сибири, Казахстана и Средней Азии, где их рассредоточили по многим удаленным друг от друга местам поселения.

В процессе депортаций в результате прямых репрессий, а также от голода, болезней и непривычных новых климатических условий численность чеченцев сократилась примерно на 50 %, крымских татар – на 46 %, калмыков – более чем на 30 %. Пребывание в ссылке отразилось на состоянии их генофонда и материальной культуры. В конце 50-х гг. большинству депортированных народов было разрешено вернуться на свои исторические территории, но проведенный в результате депортаций административный передел, а также переселение на покинутые земли представителеи других народов привели к появлению новых межэтнических конфликтов (осетино-ингушского, чеченско-лакского и др.).

Национально-государственные образования депортированных народов СССР (1940-1990-е гг.)

В международной практике депортации имеют довольно широкое распространение. Например, иракское правительство в 1976 г. провело депортацию населения… 4. Крайняя форма развития любого конфликтного противостояния – вооруженные… Широкомасштабные военные действия против сепаратистских движений в долговременной перспективе, как правило,…

Понятие Цветной революции

В настоящее время отсутствует консенсус по вопросу о том, какое именно событие можно считать Цветной революцией. Практически все исследователи… Многие исследователи вопроса относят Бульдозерную революцию в Югославии к… Среди российских политологов распространена точка зрения, что Тюльпановая революция в Киргизии тоже была Цветной…

Тюльпановая революция

Возможен ли экспорт «Оранжевой революции» 9 февраля 2005 года в Азербайджане было объявлено о создании нового… После появления сообщений о создании в Азербайджане нового оппозиционного движения подозрения в том, что за новой…

ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Помимо перечисленных выше независимых государств, в Европе сохранилось еще несколько территорий, не являющихся самостоятель­ными: Фарерские о-ва,… Если сравнивать Европу с другими частями света, то этническая ситуация в ней… Не отличается большой сложностью и лингвистическая структура населения европейского дальнего зарубежья. Около 95%…

СТРАНЫ АФРИКИ

Только четыре африканские территории пока еще не обрели независимость: Западная Сахара - бывшее испанское владение, оккупированное Марокко и ведущее… Два города, являющиеся анклавами в Марокко - Сеута и Мелилья, а также… Если подразделение Азии на регионы более или менее общепринято, то сколько-нибудь устоявшегося районирования Африки…

Этнический состав населения Российской Федерации (тыс.чел.)

Наиболее высок удельный вес в населении России народов индоевропейской языковой семьи.Особенно многочисленна в ней славянская группа, к которой… Вслед за народами индоевропейской семьи идут по численности этносы алтайской… Немало в России и народов уральско-юкагирской языковой семьи, подразделяющейся на финно-угорскую, самодийскую и…

СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Из всех стран ближнего зарубежья наиболее высока доля в населении основного народа в Армении - 93%. Далее следуют: Азербайджан (83%), Литва (80%),… За 30 лет между переписями 1959 г. и 1989 г. доля коренных жителей в населении… Увеличение процента коренных жителей в населении Казахстана, а также в населении среднеазиатских и закавказских…

Тема 7. РЕЛИГИИ МИРА

Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множе­ство. Они зависят от мировоззрения тех… Слово «религия» (religo или religio – лат.) буквально озна­чает, связывание,… Слово «религия» вошло в обиход в первые века христиан­ства и подчеркивало, что новая вера – это не дикое суеверие, а…

ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИИ

1. Религия появилась вместе с человеком.В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате акта… 2. Религия – продукт развития человеческого сознания, т. е. человек сам создал… 1) происхождение человека от обе­зьяноподобных (либо иных зоологических) предков никак не может считаться окончательно…

РОЛЬ РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свойственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Вот они. … Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов,… Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно…

СТРУКТУРА РЕЛИГИИ

1. Изначальным элементом всякой религии является вера. Вера есть особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении… 2. Наряду с простой чувственной верой может существовать и более… 3. Религия не может существовать без какой-либо религиозной деятельности. Миссионеры проповедуют и распространяют свою…

МНОГООБРАЗИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИЙ

В мире бытует множество религий, включая совсем малочисленные по количеству приверженцев. Точно подсчитать все религии мира, как и количество их последователей, весьма трудно. Возникает вопрос: почему религий много? Ответ достаточно очевиден: люди различны, они живут в непохожих условиях в разных частях зем­ли, по-разному воспринимают окружающее. Столь же различны и их представления о Боге или богах, о том, каким должен быть культ, как строить храмы (и строить ли их вообще). Но, изучая курс «Религии мира», вы узнаете и другое: многие положения разных вероисповеданий, сюжеты мифов и священных писаний, нормы нравственности и правила богослужения у разных наро­дов, живущих в отдаленных концах земли, могут быть в чем-то очень схожи. Иногда это сходство легко объяснимо заимствова­ниями, иногда оно является загадкой для исследователя. Ученые, изучающие культуру, называют совпадающие и очень близкие представления, мифологические сюжеты разных народов архети­пами. Они возникают в сознании людей, разделенных тысячеки­лометровыми пространствами, параллельно и независимо друг от друга. Архетипными являются, например, представления о все­мирном потопе, которые встречаются у древних китайцев, индусов, египтян, вавилонян и др.

Самая простая классификация религий сводится к делению их на три группы:

1. Родоплеменные примитивные древние верования. Они возникли в очень глубокой древности, но не исчезли в созна­нии человека, а сохранились и бытуют среди людей и по сей день. От них происходят многочисленные суеверия (суе – напрасно, без пользы, попусту) – примитивные верования, которые имеют много общего с религией по природе своего возникновения, но не могут быть признаны собственно рели­гиями, так как в них нет места Богу или богам, и они не со­ставляют целостного мировоззрения человека.

2. Национально-государственные религии, которые со­ставляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейско­го народа).

3. Мировые религии (вышедшие за пределы наций и госу­дарств и имеющие огромное число последователей во всем мире). Общепризнано, что мировых религий три: христиан­ство, буддизм и ислам.

Все религии можно также разделить на две большие груп­пы: монотеистические (от гр. monos – один, единствен­ный и theos – бог), т.е. признающие существование единого Бога, и политеистические (poly – много и theos – бог), поклоняющиеся множеству богов. Вместо термина «полите­изм» иногда используется его русский аналог – многобожие.

Встречаются и более сложные системы классификации. Среди религиозного многообразия можно выделить группу природных (или естественных) религий. Это религии древ­него происхождения, и для них характерно то, что человек, согласно их учениям, находится не в центре мироздания, а яв­ляется элементом, составной частью природы, находится как бы на «периферии» мира. Человека можно убрать вооб­ще из картины мироздания этих религий, и их система от этого решительно не пострадает. К типичным природным религиям относятся ведические религии Древней Индии, из мировых религий – буддизм (но лишь отчасти). Как правило, эти ре­лигии политеистические.

В отличие от них христианство, ислам и иудаизм, имеющие первооснову – Ветхий Завет (часть Библии), в центр своей системы ставят человека, который обретает путь к личному спасению (в иудаизме это целый еврейский народ). Главное вни­мание в этих религиях уделяется нравственным идеям (т.е. пове­дению человека, ищущего праведный, божеский путь). Часто эти религии, которые являются монотеистическими, называют еще нравственными или духовными. Это, конечно, отнюдь не зна­чит, что нравственное учение вообще не свойственно природным религиям, допустим – индуизму или буддизму.

Первоначальными формами религиозных верований были (многие из них сохраняются и сейчас у отставших в социально-экономическом и культурном отношении народов):

1. Фетишизм – вера в сверхъестественную силу, которой якобы наделены неодушевленные предметы, и связанное с этой верой поклонение им;

2. Анимизм – термин, объе­диняющий два различных понятия: вера в то, что каждое живое суще­ство содержит в себе двойник – душу, которая может покинуть своего носителя, лишив его, таким образом, жизни; вера в существование ' бесплотных существ – духов, ангелов, демонов, богов и богинь;

3.Культ предков, или мертвых, – представление о том, что жившие ранее на свете люди – их предки или родственники – продолжают свое

существование после смерти и могут оказывать благодетельное или, наоборот, вредоносное влияние на судьбу продолжающих жить на Земле людей;

4. Тотемизм – вера в то, что данное этническое образование – род, племя или объединение племен – генетически происходит от того или другого животного или растительного вида и реже – от различных явлений природы и неодушевленных предметов, и связан­ное с этим представлением религиозное поклонение этому виду, явле­нию или предмету;

5. Полидемонизм – родственное анимизму во втором его значении представление о том, что мир населен сверхъестественными существами – демонами, доброжелательными или злонамеренными в отношении к человеку;

6. Олицетворение сил природы – изображение фантазией различных явлений, сил и предметов природы в виде человеческих или человекоподобных живых существ, поведение которых идентично поведению последних;

7. Шаманизм – вера в спо­собность отдельных людей входить, доведя себя до состояния экстаза, в общение с духами и использовать их силу для врачевания, вызыва­ния дождя и других практических целей;

8. Политеизм – многобожие, вера в существование многих богов. Одной из разновидностей поли­теизма является энотеизм, при котором та или иная этническая или социальная группа людей, не отрицая реального существования других богов, избирает для поклонения одного из них, заключая с ним дого­вор («завет»), направленный против других групп и их богов. Там, где боги политеистического пантеона образуют в фантазии людей более или менее единый коллектив, обычно главой этого коллектива счи­тается некий главный бог. Такую систему верований можно именовать супремотеизмом (от лат. supremus – высочайший).

По вопросу о «первичности» той или иной из указанных форм и относительной хронологии их появления у ученых разных школ и направлений нет единой точки зрения. Однако с определенной долей условности их можно локализовать по регионам и народам. Так, ша­манизм преимущественно распространен у народов Сибири, культ предков – у народов Восточной Азии, тотемизм – у народов Америки и Австралии и т. д. В некоторых религиях этот процесс привел к возник­новению единобожия – монотеизма. Строгого единобожия, однако, не существует ни в одной религии,.

Во втором тысячелетии до н. э. начинают появляться религии, со­хранившиеся вплоть до настоящего времени. Одним из самых ранних таких верований был иудаизм, возникший в Юго-Западной Азии, на территории современного Израиля, сначала как политеистическая ре­лигия, но впоследствии перешедший к монотеизму. Для этой религии помимо веры в единого бога характерны вера в бессмертие души, по­смертное воздаяние, рай и ад, богоизбранность иудеев. Священной книгой иудаистов служит Танах («ветхозаветная» часть Библии), а так­же Талмуд – свод религиозных трактатов, закрепивших идеологиче­ские, культовые и религиозно-правовые представления иудаизма. Осо­бая секта иудаистов – караимство – не признает Талмуда.

В других частях Азии сформировались и монотеистические, и по­литеистические религии. В Южной Азии наибольшее влияние получил брахманизм, возникший на основе более древнего ведизма, окружив­ший религиозным ореолом господствовавшую тогда в Индии касто­вую систему. Во второй половине первого тысячелетия н. э. брахма­низм трансформировался в индуизм. Для индуизма характерна вера в переселение душ и в принцип кармы – воздаяния за прошлые дея­ния. Индуистский пантеон весьма обширен, но главную роль играют культы бога-хранителя Вишну и бога-разрушителя Шивы. Игравший первоначально ведущую роль культ Брахмы – бога-создателя – ото­шел на второй план. Индуисты обязаны строго выполнять устано­вленный для каждой касты порядок жизни и культовую практику. В VI в. до н. э. в Индии возник джайнизм, выступавший против «законов» кастовой системы и провозгласивший основной субстанцией индиви­дуальные человеческие души. Главный принцип джайнизма – ахимса (неубиение живых существ). Джайны строго следуют этим прави­лам. В конце XV – начале XVI в. н. э. на основе ряда установок индуизма зародился сикхизм – основная религия сикхов. Наибольшее распространение сикхизм получил в Пенджабе – одном из штатов на севере Индии.

В VI – V и IV – III вв. до н. э. в Китае зародились соответственно конфуцианство и даосизм – два философско-этических учения, со вре­менем сложившиеся в религии. Впрочем, в конфуцианстве социально-этические положения, провозглашенные его основателем Кунцзы (Кон­фуцием), по-прежнему ставятся во главу угла, мировоззренческие же мотивы занимают второстепенное место. В даосизме, как философ­ской системе, были элементы стихийной диалектики и наивного мате­риализма, однако со временем он делает все больший крен в сторону идеализма, а затем превращается в политеистическую религию, причем одним из главных божеств провозглашается его основатель – Лаоцзы. Даосисты имеют обширный пантеон; даосские жрецы широко практикуют выполнение магических обрядов, занимаются гаданием. Один из важнейших элементов конфуцианской религии – культ предков. Конфуцианство требует безоговорочного подчинения вышестоящему, стар­шему, воспитывает чинопочитание.

В Японии на основе господствовавших здесь в первобытнообщин­ную эпоху почитания предков и культа природы возникает синтоизм. Духовным божеством в их религии считается солнечная богиня – Амарасу, от которой синтоисты выводят родословную ныне правящей японской династии.

Некоторые религии, распространившись на огромных территориях, превратились в так называемые мировые религии (к их числу обычно относят буддизм, христианство и ислам).

Буддизм, возникший в VI в. до н. э. в северной Индии, выступал против строжайших норм кастового строя и брахманистского ритуала, засилья жрецов. Согласно буддизму жизнь – непрерывная цепь страданий, избавиться от которых можно только следуя «четырем благородным истинам», ведущим к успокоению страстей, эмоций, желаний и фактически к существованию. Буд­дисты не верят в переселение души и в перевоплощение, отвергая во­обще принцип души. Характерными этическими положениями буддиз­ма являются требование неубиения живых существ, принципы праведного поведения, правдивости и т. д. К началу н. э. в буддизме наметились два основных направления, две главные школы, сильно от­личающиеся друг от друга, – тхеравада, или хинаяна («узкий путь»), и махаяна («широкий путь»; позднейшей формой махаяны является буддизм-ламаизм). В ламаизме большое значение стало придаваться магическим заклинаниям, с помощью которых якобы можно добиться нирваны (состояния высшего блажен­ства, отрешенности от всех жизненных забот и стремлений и слияния с божеством).

В начале первого тысячелетия н. э. на востоке Римской империи, в Юго-Западной Азии, появилось христианство. Основные положения его вероучения – существование бога в трех лицах – отца, сына и свя­того духа; из них сын принял мученическую смерть, чтобы искупить грехи людей и в будущем прийти второй раз на Землю, чтобы устано­вить на ней царствие небесное. Священной книгой христиан считается Библия. Одна из заповедей христианства – призыв к тер­пению и всепрощению. В 1054 г. эта религия раскололась на два направления: православие и католицизм. Они отличаются особенно­стями догматики, культа и организации. Так, если все католики орга­низационно едины и подчинены папе римскому, то православные имеют автокефальные (независимые) национальные церкви (всего их 15 – Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иеруса­лимская, Московская, Грузинская и др.). Существенным догматиче­ским различием между католиками и православными считается вопрос об нахождении святого духа: первые считают, что он исходит от бога-отца и бога-сына, вторые – только от бога-отца. Католики в отличие от православных считают, что кроме рая и ада существует промежуточное звено – чистилище. Есть различия и в отправлении служб (в православных храмах допускается лишь хоровое пение, но не органная музыка; католики крестят детей, обливая их водой, православные – трижды погружая их в воду, и т. д.). Некоторые православные церкви пошли на сближение с католичеством и признали главенство папы римского (униатские, или греко-католические, церкви).

В XVI в. в результате так называемой Реформации от католициз­ма откололся протестантизм, отвергший власть папы римского и став­ший третьим основным направлением христианства. Протестантизм оформился в виде нескольких самостоятельных течений, главные из которых – англиканство, лютеранство и кальвинизм. Последний пред­ставлен тремя формами: реформатством, пресвитерианством и конгре­гационализмом. Англиканство сохранило многие черты, присущие ка­толицизму; лютеранство отдалилось от последнего гораздо сильнее; кальвинизм занимает среди основных течений протестантизма наибо­лее радикальные позиции.

Главные течения протестантизма дали значительное число ответ­влений. От англиканства отпочковался методизм, к которому тесно примыкает секта «Армия спасения», организованная на военный лад. С кальвинизмом генетически связан баптизм, из которого выделились пятидесятнические секты и адвентисты. От последнего ответвилась секта свидетелей Иеговы.

Кроме перечисленных трех основных направлений христианства (православия, католицизма и протестантизма) имеется еще два менее распространенных направления, сложившихся в V в. и по обрядности близких к православию, – монофизитство и несторианство. Основное отличие монофизитов от других христиан заключается в том, что они считают Иисуса Христа не богочеловеком, а только богом. Несториане же, наоборот, рассматривают Христа как человека, ставшего оби­телью божества.

В VII в. среди населения Аравийского полуострова возник ислам. По имени его основателя Мухаммеда ислам часто называют магоме­танством или мусульманством. Возникнув позже иудаизма и хри­стианства, ислам впитал в себя ряд элементов этих религий, в частно­сти веру в загробную жизнь, в посмертное воздаяние, в рай и ад. Мусульмане верят в единого бога Аллаха, посланником которого счи­тается Мухаммед. Их священная книга – Коран. Вскоре после своего появления новая ре­лигия распалась на три направления: суннизм, шиизм и хариджизм. Последнее направление не получило значительного распространения. Основное различие между суннизмом и шиизмом состоит в том, что сунниты кроме Корана признают еще в полном объеме «священное предание» – сунну; шииты же принимают это предание только частич­но, признавая лишь разделы, связанные с именем зятя Мухаммеда – Али и его родственников. Что касается хариджитов, то они близки к суннитам, но предъявляют более суровые требования к своим после­дователям – осуждают роскошь, запрещают игры и музыку и т. д. Наиболее известная секта суннизма – ваххабизм. Шиизм дал большое число сект, крупнейшие из которых – зейдизм и исманлизм; зейдизм в некоторых отношениях приблизился к суннизму.

Принадлежность разных частей одного и того же народа к не­скольким конфессиям способствует возникновению внутри его куль­турно-бытовых различий и к образованию так называемых этноконфессиональных групп. Такими группами были, например, старо­обрядцы в составе русского народа. Среди курдов обособилась религиозная группа йезидов, среди арабов Сирии и Ливана – друзы, среди египтян – копты. При наличии других сопутствующих обстоя­тельств религиозные различия могут служить важным этноразделительным фактором. Государственное размежевание западных бенгальцев-индуистов и восточных бенгальцев-мусульман явилось стимулом для начала формирования двух самостоятельных наций – западнобенгальской и бангладешской, или восточнобенгальской и др.

ГЕОГРАФИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ РЕЛИГИЙ

Православие исповедуют также часть верующих осетин, абхазов, алтайцев и бурят, народов Севера, небольшие группы эстонцев и латышей. Наряду с православными среди некоторых из названных народов, но больше всего… Второе место по числу верующих занимает ислам. Мусульмана­ми-суннитами являются большинство верующих татар, башкир,…

Литература

Учебники и учебные пособия

1. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество - это народы. - М., Мысль, 1990.

2. Вольский В.В. Социально-экономическая география зарубежного мира. - М.: Крон-Пресс, 1998.

3. Гладкий Ю.Н. и др. Экономическая география России. - М. «Гардарика», 1999.

4. Итс Р. Ф. Введение в этнографию. - Л., 1991.

5. Кузьмина О. Е., Пучков П. И. Основы этнодемографии. - М., 1994.

6. Лобджанидзе А.А. Этногеография и география религий. Учеб.пособие. / А.А.Лобджанидзе, С.А.Горохов, Д.В.Заяц – М.: «Академия», 2005.

7. Максаковский В. П. Географическая картина мира, ч.1-2. – М., 2004.

8. Марков Г. Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. - М., 1979.

9. Садохин А. П. Этнология. - М., 2000.

10. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология. - М., 2000.

11. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. - М., 1985.

12. Экономическая и социальная география России /Под ред. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001.

13. Этнография / Под ред. С. А Токарева. - М., 1968.

14. Этнография / Под ред. Ю. В. Бромлея, Г. Е. Маркова. - М., 1982.

15. Этнология / Под ред. Э. Г. Александренкова и др. - М., 1994.

16. Этнология. Народы России: история и современность. - М., 1997.

Дополнительная литература

1. Алексеев В. П. Этногенез. - М., 1986.

2. Алексеев В. П. Географические очаги формирования человеческих рас. - М., 1985.

3. Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. - М., 1989.

4. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. - Спб., 1993.

5. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. - М., 1973.

6. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. - М., 1998.

7. Имя и этнос. - М., 1999.

8. Красная книга народов. - М., 1992.

9. Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник. - М., 2000.

10. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности России. - М., 1997.

11. Этнические стереотипы поведения. - Л., 1985.

Справочники, энциклопедии, научно-популярные издания

2. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. - М., 1998. - Т. 1-2. 3. Народы мира: Историко-этнографический справочник. - М., 1988. 4. Народы и религии мира: Энциклопедия /Гл. ред. В.А. Тишков. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2000.

Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Атлас народов мира, М., 1964.

2. Атлас народов России, С. Пб.:«Нева», М.: «Олма–пресс», 2000.

3. Атласы школьные: 9 класс «География России», 10 класс «География стран мира».


Словарь терминов

АБОРИГЕНЫ – коренные обитатели той или иной территории или страны, живущие здесь «изначально»; то же, что «автохтоны». АВСТРАЛОПИТЕК - ископаемая человекообразная обезьяна, близкая к предковой… АВТОНОМИЗАЦИЯ - становление самобытности, уникальности этноса.

Иванова Елена Евгеньевна

Курс лекций и методические указания по дисциплине

«Этногеография и география религий»

Для студентов заочной формы обучения

032500 – «География»

 

 

Компьютерная верстка:

Иванова Е.Е.

 

– Конец работы –

Используемые теги: курс, лекций, дисциплине, Этногеография, география, религий0.102

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Курс лекций по дисциплине «Этногеография и география религий»

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История мировых религий: конспект лекций История мировых религий. Конспект лекций ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры Классификация религий
История мировых религий конспект лекций... С Ф Панкин...

Курс офтальмологии КУРС ЛЕКЦИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ 1. Введение. Офтальмология и ее место среди других медицинских дисциплин. История офтальмологии. Анатомо-физиологические особенности органа зрения. 2. Зрительные функции и методы их исследования
Курс офтальмологии... КОРОЕВ О А...

КУРС ЛЕКЦИЙ по дисциплине Железобетонные конструкции Курс лекций. Для специальностей «Архитектура» и «Промышленное и гражданское строительство»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ...

Краткий курс механики в качестве программы и методических указаний по изучению курса Физика Краткий курс механики: Программа и методические указания по изучению курса Физика / С
Федеральное агентство железнодорожного транспорта... Омский государственный университет путей сообщения...

Организационный этап выполнения курсовой работы 2.1 Примерная тематика курсовой работы . 3 Основной этап выполнения курсовой работы 3.1.1 Назначение и место ученого предмета дисциплины
стр Введение... Введение Реформирование национальной системы высшего образования связанное с введением нового перечня специальностей общегосударственного классификатора...

Курсовое проектирование по дисциплине Технология разработки программных продуктов является неотъемлемой частью подготовки специалистов в среднем профессиональным образованием. Курсовое проектирование является завершающим этапом в изучении дисциплины Техно
Актуальность данной темы обусловлена тем что студенту предоставляется... Курсовое проектирование по дисциплине Технология разработки программных продуктов является неотъемлемой частью...

Методические указания По курсовому и дипломному проектированию по дисциплине Ремонт автомобилей Методические указания предназначены для оказания практической помощи учащимся при выполнении курсового проекта по дисциплине Ремонт автомобилей . 1 Общая часть
Методические указания... По курсовому и дипломному проектированию... раздел Технологическая часть...

МАСТЕРСКАЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА КУРС ЛЕКЦИЙ Введение в общую психодиагностику. Курс лекций
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ... МАСТЕРСКАЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА...

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по курсу Архитектурное материаловедение Конспект лекций по курсу Архитектурное материаловедение
ФГОУ ВПО ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... ИНСТИТУТ Архитектуры и искусств... КАФЕДРА ИНЖЕНЕРНО строительных ДИСЦИПЛИН...

Курс лекций по дисциплине Отечественная история Тема 1. История как наука и учебная дисциплина. В.О. Ключевский
Автор составитель В Н Фридкин к ист н доцент... Тема История как наука и учебная дисциплина...

0.04
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам