рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - раздел География, Курс лекций по дисциплине «Этногеография и география религий» Этнос – Динамическая Система. Для Него Характерны Не Только Преемственность, ...

Этнос – динамическая система. Для него характерны не только преемственность, непрерывность развития, но и изменения во времени – этнические процессы. Этнический и расовый состав населения стран, регионов и даже целых частей света претерпевают довольно быстрые изменения. Еще тринадцать веков назад Северная Африка была заселена различными берберскими народами и потомками древних египтян – коптами, а ныне во всех североафриканских странах резко преобладают арабы. Еще 500 лет назад все население Америки составляли индейцы да расселенные на Крайнем Севере эскимосы и алеуты, теперь основную часть жителей образуют молодые нации, говорящие на испанском, португальском, английском и французском языках. Если 200 с небольшим лет назад австралийский континент занимали лишь отсталые племена аборигенов, промышляющие охотой и собирательством, то теперь 97 % населения Австралии приходятся на представителей молодой англоавстралийской нации и постепенно сливающихся с ней иммигрантов европейского происхождения.

Многие исследователи считают, что к этническим относятся те процессы, которые ведут к изменениям этноса, этнической принадлежности людей. По мнению Ю. В. Бромлея, это чрезвычайно сужает понятие этнических процессов (ЭП). Любое изменение любого компонента этноса является происходящим в нем процессом, следовательно, может быть квалифицировано как этнический процесс.

Этническими называются процессы, при которых происходит изменение различных компонентов этноса: отдельных элементов материальной и духовной культуры, языка, социальной структуры, самосознания.

Прежде всего среди этнических процессов выделены этноэволюционные и этнотрансформационные. Процесс называется этноэволюционным в том случае, когда при изменении отдельных компонентов этнос или какая-либо его группа тем не менее остаются самими собой, то есть их этническое самосознание не изменяется; при этнотрансформационном процессе оно меняется, и этническая принадлежность человека становится иной.

В зависимости от преобладания центростремительных или центробежных тенденций этнические процессы подразделяются на две основные типологические группы: этническое объединение и этническое разделение. Как мы далее увидим, конкретные типы этнических процессов каждой из этих групп, по своей сути, могут быть и этноэволюционными, и этнотрансформационными, и смешанными эволюционно-трансформационными. Весьма широко распространены этноразделительные процессы, теперь повсюду преобладают процессы этнообъединительные.

Этноразделительные процессыхарактеризуются отделением от этноса той или иной общности, и, когда он образует несколько новых групп, каждая из них становится новым самостоятельным народом. Подобного рода процессы особенно характерны для племенных отношений, тогда разделение этноса происходило в результате истощения ресурсной базы в пределах племенной территории. Именно эти процессы и лежат в основе расселения человека – миграции по земному шару из области (или областей) формирования Человека разумного. Процессы этнического разделения и связанные с ними массовые миграции послужили основанием для возникновения многих народов.

1. При этнической парциации происходит разделение прежде единого этноса на несколько более или менее равных частей, причем ни один из новых не отождествляет себя полностью со старым (этот процесс в какой-то мере можно рассматривать как антипод этнической фузии – слияния). Так, в результате рассечения территории некогда единого древнерусского народа государственными границами из него выделились три близких между собой по языку и культуре, но вполне самостоятельных народа: русские, украинцы и белорусы.

2. При этнической сепарации от того или иного народа отделяется его часть, обычно сравнительно небольшая, которая со временем превращается в самостоятельный этнос (этот процесс можно в известной мере считать антиподом ассимиляции). Этническая сепарация вызывается разными причинами: переселением какой-то группы исходного этноса, политико-государственным обособлением небольшой части народа, религиозным обособлением этнической группы. Например, именно переселение в XVII в. части ойратов в Россию привело к созданию калмыцкого народа.

Если этническая парциация представляет собой чисто этно-трансформационный процесс, то этническая сепарация трансфор-мационна только для той части исходного этноса, которая обособляется в отдельный народ. Иногда в одном и том же массиве населения одновременно идут процессы разных типов (например, этническая консолидация какого-нибудь народа с одновременной ассимиляцией им иммигрантских групп).

Переселение англичан, французов, испанцев за океан в период Великих географических открытий привело к возникновению новых этнических общностей в Америке, Африке, Австралии. В наше время процессы этнического разделения исключительно редки, главным образом – это результат расчленения прежде единого государства новыми границами в результате войн.

Уже с древнейших времен среди этнических процессов преобладает этническое объединение.Это сближение или слияние отдельных этносов в зависимости от глубины процесса. И здесь выделяют процессы консолидации, ассимиляции и интеграции.

1. Этнической фузией называется процесс слияния нескольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку и культуре, в единый новый, более крупный этнос. Этнической фузией может быть названо слияние восточнославянских племен (полян, северян, древлян, волынян, дулебов, белых хорватов, уличей, тиверцев, дреговичей, радимичей, полочан, кривичей, вятичей, словен ильменских) в древнерусский народ.

Процесс этнической фузии протекает с различной скоростью, которая зависит от уровня социального и этнического развития страны, интенсивности хозяйственных и иных связей между отдельными ее частями. Чем выше уровень развития страны и теснее связи между ее районами, тем быстрее происходит этническая фузия.

На процесс оказывают влияние также и географические условия, в которых проживает население. Например, ровная открытая местность обычно благоприятствует этническим контактам, а последние ускоряют этническую фузию.

2. Процессы этнической (национальной) консолидации это слияние нескольких родственных по языку и культуре этнических единиц в одну этническую общность (теленгитов, челканцев, кумандинцев, телеутов в алтайский народ). В определенном отношении они обратны процессам этноразделительным, поскольку объединяются родственные в этнолингвистическом отношении народы, разделившиеся ранее в силу каких-либо причин.

Процессы этнического объединения весьма различны по своему характеру, однако у них есть некоторые общие черты. Прежде всего для любой его формы свойственно культурное и языковое сближение вовлеченных в процесс лиц. Постепенно нивелируются, а иногда и полностью уничтожаются имеющиеся между людьми различия.

На процесс консолидации оказывают также воздействие географические условия, в которых живет население. Например, ровная открытая местность обычно благоприятствует этническим контактам, а последние, безусловно, ускоряют этническую фузию.

Весьма существенна для интенсивности протекания этнической консолидации также степень языковой, культурной, религиозной и расовой близости групп, участвующих в процессе. Как указывалось в самом определении этнической фузии, в нем обычно участвуют родственные между собой общности, однако степень родства может быть различной, и чем оно ближе, тем быстрее процесс.

Некоторое влияние оказывает сложность этнической структуры населения территории, где идет процесс, поскольку обилие мелких этнических образований (пусть даже очень близких друг другу в языково-культурном отношении), несомненно, замедлит его ход.

Большое значение в процессах этнической консолидации имеет наличие у складывающейся этнической общности письменности. Конечно, ускорение этого процесса возможно только в том случае, если для всего этнического массива избран какой-нибудь один диалект. Этническая консолидация заключается во внутреннем сплочении более или менее значительного этноса в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него локальными группами, что характерно для подавляющего большинства крупных и средних этнических общностей. Например, после того как русские сложились в единый народ, в течение длительного времени шло сближение локальных групп в их составе (население Московской, Тверской, Новгородской и других земель).

3. К процессам этнической ассимиляции относится растворение небольших групп (или отдельных представителей одного народа) среди другого народа, и существует два их вида – насильственный и естественный.

Этническая ассимиляция весьма распространена в экономически развитых странах, особенно в тех, где много иммигрантов. Она состоит в растворении прежде самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа. Таким образом, для одной стороны (ассимилируемых) это будет процесс изменения этнического самосознания, для другой же стороны (тех, кто ассимилирует) этническая ассимиляция будет процессом этноэволюционным, так как самосознание ассимилирующего народа останется прежним.

Хотя такого рода процессы наиболее характерны для современных развитых стран, их знали все периоды истории. Так, во время существования Киевской Руси финноязычные племена мещера, мурома, меря были ассимилированы древнерусским народом. Объекту ассимиляции предоставляется альтернатива: потерять либо совесть, либо жизнь, то есть спастись, отказавшись от всего дорогого. Но это не означает потерю национальной самобытности: англичан в этом убедили ирландцы, испанцев – партизаны Симона Боливара.

Ассимиляционные процессы длятся по-разному. Скорость здесь зависит от сочетания таких факторов, как: численность ассимилируемой группы, характер ее расселения, время пребывания в ассимилирующей среде; род ее занятий и хозяйственные связи с основным населением территории; социально-правовое состояние и семейное положение ассимилируемых; частота вступления в смешанные браки; наличие или отсутствие контактов с родиной (если речь идет об иммигрантских группах); отношение к ассимилируемой группе со стороны окружающей этнической среды; близость тех и других по языку, культуре, религии, расе; соотношение уровней культуры ассимилируемого меньшинства и ассимилирующего большинства; уровень развития этнического самосознания и т.д. Некоторые из перечисленных факторов порой так тесно переплетены, что расчленить их невозможно. Поэтому остановимся на тех факторах, чье воздействие носит сложный и дифференцированный в разных случаях характер.

На первый взгляд может показаться, что сходство хозяйственных занятий должно непременно ускорять сближение. На самом же деле влияние этого фактора противоречиво. В большинстве случаев сходные занятия, конечно, способствуют интенсификации ассимиляционного процесса. Попадая в близкую ей хозяйственную среду, ассимилируемая группа быстро с ней сливается, однако иногда именно это вызывает конкурентные столкновения между пришлым и коренным населением, что может затруднить их сближение.

Интересна роль и такого фактора, как семейное положение ассимилируемых. По этому признаку всех иммигрантов (речь идет о мужчинах, так как именно они чаще преобладают среди приезжих) можно разделить на три категории: женатых, приехавших без семей; женатых, приехавших с семьями; холостых. Быстрее всех ассимилируются холостяки: многие из них вступают в брак с местными девушками. Лица, прибывшие на новое местожительство со своими семьями, хотя в большинстве своем и остаются здесь навсегда, ассимилируются сравнительно медленно, так как в семейных ячейках сохраняется, а иногда и воспроизводится старая этническая общность. Еще более затруднена ассимиляция иммигрантов, оставивших свои семьи на родине. Живя думами о возвращении в родные края, они смотрят на страну пребывания как на временное пристанище, которое рано или поздно предстоит покинуть. Вынужденные адаптироваться к местным условиям, вместе с тем они не желают раствориться в новой среде.

Когда в ассимиляционном процессе взаимодействуют два очень близких по языку и культуре этноса (например, русские и белорусы), адаптация резко интенсифицируется и приобретает ряд черт, сближающих ее с консолидационным и фузионным процессами. Слияние существенно отличается от обычного ассимиляционного процесса, когда взаимодействуют два неродственных или весьма отдаленно родственных народа. Было предложено назвать этот подтип (или, может быть, самостоятельный тип) этнической конверсацией.

4. Еще одним типом этнообъединительных процессов является межэтническая интеграция, состоящая во взаимодействии внутри государства или какого-нибудь крупного региона нескольких существенно различающихся между собой по языку и культуре этносов и в появлении у них ряда общих черт. В результате межэтнической интеграции складываются не этносы, а особые межэтнические общности, которые лишь в отдаленной перспективе могут слиться в единый народ. Эти своеобразные общности представляют собой группу этносов, обладающих элементами общего самосознания (оно может быть основано на длительном хозяйственном и культурном взаимодействии, политических связях и т.д.). Хотя межэтническая интеграция представляет собой в основном этноэволюционный процесс, поскольку самосознание у отдельных этносов сохраняется, появление зачатков общего самосознания у межэтнической общности позволяет все же говорить о какой-то самой начальной стадии этнической трансформации.

Процессы межэтнической интеграции присущи всем длительно существующим полиэтничным государствам. Они шли в той или иной форме в Римской империи, Российской империи, сменившем ее СССР и т. д. Естественно, что с распадом многонационального государства межэтническая интеграция прекращается.

5. Довольно редкий ныне тип этнообъединительных процессов – этногенетическая миксация, в ходе которой новый этнос образуется путем слияния народов, не связанных родством. Иногда он как бы продолжает межэтническую интеграцию, однако в отличие от нее имеет этнотрансформационный, а не этноэволюционный характер. В свою очередь, завершив в целом формирование нового этноса, этногенетическая миксация может перейти в этническую консолидацию. Процессы этногенетической миксации наиболее свойственны Латинской Америке, однако в прошлом они имели место и в других регионах. К примеру, башкирский этнос образовался как из тюркских, так и финно-угорских групп и включил в себя как монголоидные, так и европеоидные элементы.

6. Под межэтнической интеграцией понимается взаимодействие существенно различающихся по своим языково-культурным параметрам основных этнических единиц (племен, народностей, наций), ведущее к появлению новых этнических черт. С подобными процессами связано формирование в рамках многонациональных государств этнополитических общностей (советский народ и пр.).

7. Аккомодация (адаптация, приспособление) – это врастание людей в новую этническую.среду или прилаживание этой среды к ним для взаимного сосуществования. В верховьях Конго народы банту и пигмеи живут в таком симбиозе. Без помощи пигмеев банту не пойдут в лес, где они могут заблудиться, а пигмеи не обходятся без их ножей, посуды и прочих предметов.

8. Аккультурацию как процесс взаимопроникновения культур часто используют как синоним европеизации культуры и хозяйства в развивающихся странах.

Следует учитывать, что этнообъединительные процессы связаны между собой. Так, этническая консолидация зачастую сопровождается этнической ассимиляцией. Этническая интеграция может выступать в качестве ступени к этнической ассимиляции. В то же время результаты процессов неодинаковы. Ассимиляция и консолидация ведут к относительно полной этнической однородности, интеграция сопровождается лишь возникновением некоторых общих этнических черт. Ясно, что наибольшие изменения этнических черт происходят в результате ассимиляции, наименьшие – при интеграции.

Первые проявляются при этом в сфере языковой: сначала появляется двуязычие, а затем происходит полная смена языка. Менее заметны перемены в сфере бытовой культуры. Но и это еще не означает перехода в другое этническое состояние. В таком качестве выступает лишь смена этнического самосознания, происходящая в виде скачка.

Естественно, что возможно и более дробное деление этнообъ-единительных процессов. К примеру, можно выделить следующие этапы этнической ассимиляции: изменение культуры в узком значении слова (начальная стадия – культурно-бытовая адаптация, заключительная – культурная ассимиляция), изменение языка (двуязычие, языковая ассимиляция), смена этнического самосознания (этническая ассимиляция), но это снова лишь общая схема, поскольку, если иметь в виду этносоциальные процессы, сюда необходимо добавить социально-экономическую адаптацию и смену государственной принадлежности (натурализацию).

В США и некоторых других западных странах чаще применяется термин «амальгамация», под которой понимается процесс биологического смешения групп, различных в расовом и этническом отношении, основанный главным образом на смешанных браках и приводящий к сглаживанию этих различий.

Характеризуя данные этнические процессы, необходимо помнить, что они имеют иерархический характер, в результате один и тот же этнос может оказаться в сфере действия как процессов внутреннего развития (его самоукрепления), так и процессов его объединения с другими этносами. Противоположные по сути, они пронизывают всю историю человечества. Одновременно с внутри-племенной консолидацией шло, к примеру, объединение различных племен в народность.

Суммируя сказанное, нужно еще раз подчеркнуть: процессы, приводящие к изменению этноса, имеют как внутриэтнический, межэтнический, так и внеэтнический характер. К внутриэтническим факторам относятся изменения одного из его компонентов (например, лингвистического – диалект и пр.). В межэтнических процессах принципиальное значение имеет сходство или различие языков. Их совпадение или значительная близость – непременное условие этнической консолидации. Сходство языков, допускающее возможность непосредственного общения, способствует этническим контактам, сильное различие языков чрезвычайно затрудняет объединение этнических общностей. Общение между двумя такими народами, как правило, достигается путем развития двуязычия. Наряду с языком большое значение для контактирующих этносов имеет религиозный фактор. Близость культуры ускоряет объединительные процессы, разнородность – тормозит их.

Характер этнических процессов и контактов в значительной степени зависит от компонентов этнического самосознания, этнического предубеждения, этнических стереотипов, от этнорасовых чувств, сходства и различия ценностных ориентацией этносов. Необходимо отметить, что чисто психологическим аспектам этих процессов в российской литературе до сих пор уделяется слишком мало внимания.

Непременным условием и важным фактором объединительных процессов является также общность территории взаимодействующих этносов. При этом возможны два варианта – простое их соседство либо чересполосное, смешанное расселение. В первом случае межэтнические контакты происходят лишь в пограничной полосе. Чересполосное расселение, естественно, создает более широкие возможности для межэтнических контактов. В этом случае важную роль играет характер расселения контактирующих групп: живут ли они в одном или соседних населенных пунктах и пр. Значительно здесь и численное соотношение контактирующих этносов.

На характер этнических процессов большое внимание оказывает и возрастно-половой состав населения. К примеру, процессы ассимиляции гораздо быстрее проходят у мужчин и молодежи в целом.

Среди факторов внеэтнического характера прежде всего следует указать на природную среду, оказывающую существенное влияние на собственно этнические процессы. К тому же окружающая среда – это та арена, на которой они разворачиваются. Среда определяет многие элементы этноса, начиная от проявлений материальной культуры и кончая этнонимами.

Свое решающее слово говорит и способ производства материальных благ. Можно сказать, в конечном счете именно он оказывается определяющим. Мы можем говорить об этносах каждого конкретного этапа развития производительных сил общества.

Естественно, что роль экономических связей на разных этапах всемирно-исторического процесса различна. На этапе родоплеменных отношений они себя не оказывали, поскольку межплеменной обмен носил эпизодический характер, в том числе и между племенами, относящимися к одной историко-этнографической области. Но с развитием товарно-денежных отношений экономические связи занимают все большее место в этнических процессах, способствуя формированию основных этнических образований той эпохи – народностей.

Экономические связи способствовали хозяйственно-культурному нивелированию различных этнических групп, из которых в дальнейшем формировались народности, выработке у них единых этнических черт. Для нашего времени характерно дальнейшее их развитие. Причем если международные экономические связи стимулируют развитие межэтнических контактов и интеграционных этнических процессов, то внутри нации они способствуют внутринациональной консолидации.

В условиях научно-технической, и особенно информационной, революции роль экономических факторов в распространении этнической информации падает, что связано с развитием средств массовой коммуникации.

На характер этнических процессов оказывают влияние и социально-классовая структура общества (роль классов и социальных групп в процессе этногенеза), и политика. Государство выступает как фактор воздействия на этнические процессы. Политическое господство той или иной этнической группы во многом определило процессы формирования многих народов.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Курс лекций по дисциплине «Этногеография и география религий»

ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ... УНИВЕРСИТЕТ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Казань 2009
  Содержание   Введение. 4 Курс лекций. 5 Тема 1. ЭТНОГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА.. 5 Тема 2. ЭТНОС и КОНЦЕПЦИИ ЭТНОСА. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕ

СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНОЛОГИИ И РОЖДЕНИЕ ЭТНОГЕОГРАФИИ
Рождение этногеографии как науки во многом обязано появлению и развитию двух областей человеческого знания – этнологии и географии. Обе эти науки зародились в Древней Греции, и их становление было

ПРЕДМЕТ ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГЕОГРАФИИ
Общественное сознание издавна пыталось объяснить многообразие этнического состава населения Земли. Одно из таких свидетельств – библейский рассказ о возведении Вавилонской башни высотой до небес. Б

ЭТНОГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ НАУК
Обладая культурной компонентой и социальной структурой, этносы занимают определенное место в географическом пространстве. Этот факт является решающим для причисления этногеографии к комплексу геогр

МЕТОДЫ ЭТНОГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В последние десятилетия XX в. этнологические исследования стали лучше финансироваться, что способствовало активизации полевых, теоретических и методологических исследований. Одним из основ

ПОНЯТИЕ ОБ ЭТНОСЕ
Сегодня каждый житель Земли входит в несколько сообществ: все мы, земляне, представляем сообщество людей – человечество; живущие в России, граждане одной страны, – россияне. Однако все мы уже с рож

ЭТНИЧНОСТЬ - совокупность характерных культурных черт этнической группы; форма социальной организации культурных различий.
Термин «этничность» пришел в отечественную этнологию из западной этнологической науки, где он определяется примерно как совокупность характерных культурных черт этнической группы. Этнические группы

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭТНОСА
С середины XIX в. в этнологии появились различные концепции, школы и направления. Некоторые из них благодаря строгому научному подходу на определенное время становились наиболее влиятельными и попу

ТЕОРИЯ ЭТНОГЕНЕЗА Л.Н.ГУМИЛЕВА. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЭТНОСА В РОССИИ
Этнография (этнология) в России сложилась в виде научного направления в середине XIX в. и на ее развитие немалое влияние оказал эволюционизм. Наиболее извес

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ - причисление себя к группе людей определенной национальности.
Этническая идентичность, как и идентичность в целом, формируется в процессе жизни в обществе, т.е. процесс перенесения индивидом на самого себя качеств и особенностей его внешнего окружения, стремл

Тема 3. РАСЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
На протяжении примерно одного миллиона лет с начала четвертичного периода, во время его ледниковых и межледниковых эпох вплоть до послеледниковой, современной эпохи, древнее человечество все шире и

РАСОВЫЕ ПРИЗНАКИ
Признаки, на основе которых выделяют расы разных порядков, многообразны. Наиболее наглядными являются степень развития третичного волосяного покрова (первичный волосяной покров существует уже на те

Глаз без эпикантуса Глаз с эпикантусом
Причины возникновения эпикантуса до сих пор не определены однозначно. Ряд авторов выдвинул гипотезу, что черты лица монголоидного типа - это специальный приспособительный признак для жизни в услови

ОБРАЗОВАНИЕ РАС
Время образования расовых типов относят обычно к эпохе возникновения человека современного вида, неоантропа, в ходе которой в основном завершился биологический этап антропогенеза, что выразилось в

РАЗМЕЩЕНИЕ РАС В МИРЕ
Сегодня достаточно четко закрепилось географическое положение современных рас.Негроиды обитают на большей части африканского континента и в Новом Свете, куда их вывезли в качестве

Тема 4. НАЦИОНАЛЬНО-ЯЗЫКОВОЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА
Родственные отношения языков строятся по схеме языковая семья–языковая ветвь – группа или подгруппа языков – отдельный язык. Язык – явление общественно-историческое,

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА
Не следует смешивать вопрос о происхождении языка и вопрос об образовании реально существующих или существовавших языков. Это два разных вопроса. Любой реально существующий или существовав

ИСЧЕЗАЮЩИЕ И МЕРТВЫЕ ЯЗЫКИ
Также как и другие сферы жизни, которые знамениты многообразием своих форм, например, животный или растительный мир, языковое многообразие находится в опасности. И вполне вероятно, что в весьма нед

I. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ СЕМЬЯ
1. Индийская группа (всего более 96 живых языков) 1)Хинди и урду (иногда объединявшихся общим названием хиндустани) – две разновидности одного новоиндийского ли

Славянская группа
А. Восточная подгруппа 1)Русский; наречия: северно-(велико)-русское – «окающее» и южно-(велико)-русское – «акающее»; русский литературный язык сложился

Б. Южная подгруппа
4) Болгарский – образовался в процессе контактирования славянских диалектов с языком камских булгар, откуда и получил свое название; письменность на основе кириллического алфавита; древнейшие памят

В. Западная подгруппа
9) Чешский; письменность на основе латинского алфавита; древнейшие памятники с XIII в. 10) Словацкий; письменность на основе латинского алфавита. 11) Польский; письменность на осн

А. Северногерманская (скандинавская) подгруппа
1) Датский; письменность на основе латинского алфавита; служил литературным языком и для Норвегии до конца XIX в. 2) Шведский; письменность на основе латинского алфавита (Швеция, Финляндия

Б. Западногерманская подгруппа
6) Английский; литературный английский язык сложился в XVI в. н. э. на основе лондонского диалекта; V–XI вв. – древнеанглийский (или англосаксонский), XI–XVI вв. – среднеан­глийский и с XVI в. – но

В. Восточногерманская подгруппа
Мертвые:11) Готский, существовавший в двух диалектах. Вестготский – обслуживал средневековое готское государство в Испании и Северной Италии; имел письменность на основе готского а

Греческая группа
1) Новогреческий то же что греческий, с XII в. Мертвые: 2) Древнегреческий, X в. до н. э. – V в. н. э.; ионическо-аттические диалекты с VII–VI вв. до н. э.; ахейские (

Дагестанская подгруппа
1) Аварский (Дагестан, Сев.Азербайджан, Сев.Осетия). 2) Даргинский (Дагестан). 3) Лакский (Дагестан). 4) Лезгинский (Дагестан, Азербайджан). 5) Табасаранский (Да

Г. Волжская ветвь
1) Марийский (мари, черемисский), наречия: нагорное по правому берегу Волги и луговое – по левому. 2) Мордовские: два самостоятельных языка: эрзянский и мокшанский. Примечание.

В. Амурская группа
1) Нанайский (гольдский) (Хабаровский край, Приморский край), с ульчским (Хабаровский край). 2) Удэйский (удэгейский) (Хабаровский край, Приморский край)м. 4. ОТДЕЛЬНЫЕ ЯЗ

Семитская группа
1)Арабский; международный культовый язык мусульманства; существуют, кроме классического арабского, региональные разновидности (суданский, египетский, сирийский и др.); письменность на арабском алфа

Египетская группа
Мертвые: 1) Древнеегипетский – язык древнего Египта, известный по иероглифическим памятникам и документам демотического письма (с конца 4-го тысячелетия до н. э. до V в. н

Бенуэконголезские языки
Самая многочисленная семья в составе нигероконголезской макросемьи, охватывает территорию от Нигерии до восточного побережья Африки, включая ЮАР. Делится на 4 ветви и множество групп, среди которых

VIII. НИЛО-САХАРСКАЯ СЕМЬЯ
(Центральная Африка, зона географического Судана) 1) Сонгай. 2) Сахарские: канури, тубу, загава. 3) Ф у р. 4) Мими, мабанг. 5) Восточносуданск

А. Китайская группа
1)Китайский – первый по численности говорящих язык в мире. Народная китайская речь разбивается на ряд диалектных групп, сильно различающихся прежде всего фонетически; определяются китайские диалект

А. Языковые семьи Северной Америки
1) Алгонкинские(меномини, делаварский, юрок, микмак, фокс, кри, оджибва, потоватоми, иллинойс, чейенн, блэкфут, арапахо и др., а также исчезнувшие массачусетский, могиканский и др.

Б. Языковые семьи Центральной Америки
1) Юто-ацтекские(науатль, шошонский, хопи, луисеньо, папаго, кора и др.). Эта семья иногда объединяется с языками кайова - тано(кайова, пиро, тива и др.) в рамках

В. Языковые семьи Южной Америки
1) Тупи-гуарани(тупи, гуарани, юруна, тупари и др.) (Центр Юж.Америки). 2) Кечумара(кечуа – язык древнего государства инков в Перу, в настоящее время в Пе

Тема 5. ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
5.1. Этнические конфликты – одна из глобальных проблем современности. Факторы развития этнических конфликтов Конфликты, связанные с обострением межнациональных взаимоотнош

География очагов современного сепаратизма
Одним из наиболее распространенных видов территориальных и этнических конфликтов можно назвать сепаратистские конфликты. Термин «сепаратизм» происходит от лат.– «отделенный».

Национально-государственные образования депортированных народов СССР (1940-1990-е гг.)
Народ, подверг- шийся депортации Форма автономии до депорта­ции Год депорта­ции административные единицы, в состав которых вош

Понятие Цветной революции
Цветными революциями чаще всего называют серию массовых уличных протестов населения, завершившихся сменой политического режима в ряде стран Восточной Европы. Принято считать, что в

Тюльпановая революция
В феврале — марте 2005 года в Киргизии были проведены очередные парламентские выборы, которые с подачи "иностранного" НПО били признанны нечестными, что при подстрекательстве тех же НПО,

ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Это территориальное прост­ранство площадью 4,9 млн кв. км и с населением 514 млн человек прежде именовалось у нас Зарубежной Европой, а теперь называется европейским дальним зарубежьем. На данной т

СТРАНЫ АФРИКИ
Африка, площадь которой составляет 30,3 млн км2, а население насчитывает свыше 700 млн человек, по числу независимых государств опережает ныне любую другую часть света. Однако свою незав

Этнический состав населения Российской Федерации (тыс.чел.)
  Все население 147021,9 145164,3 Русские 119865,9

СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Термином "страны ближнего зарубежья" в России в последнее время стали обозначать республики бывшего СССР (кроме, естественно, са­мой Российской Федерации). Таким образом, к ним относятся

Тема 7. РЕЛИГИИ МИРА
7.1. ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ? Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множе­ство. Они зависят от мировоззре

ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИИ
Вопрос о том, как и когда возникла религия, – сложный дискуссионный и философский вопрос. На него можно дать два взаимоисключающих ответа. 1. Религия появилась вместе с человеком.

РОЛЬ РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействи

СТРУКТУРА РЕЛИГИИ
Религия – очень сложное и многоплановое явление. Попытаемся выделить ее главные элементы. 1. Изначальным элементом всякой религии является вера. Вера есть особо

ГЕОГРАФИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ РЕЛИГИЙ
Среди верующих большинства народов России и стран СНГ распространено православие, которое представлено русской и грузинской право­славными церквами. Православными являются п

Справочники, энциклопедии, научно-популярные издания
1. Материальная культура. - М., 1989. 2. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. - М., 1998. - Т. 1-2. 3. Народы мира: Историко-этнографический справочник. - М., 1988. 4.

Словарь терминов
А АБОРИГЕНЫ – коренные обитатели той или иной территории или страны, живущие здесь «изначально»; то же, что «автохтоны». АВСТРАЛОПИТЕК - ископаемая человекообразная обезьяна, близ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги