рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНОЛОГИИ И РОЖДЕНИЕ ЭТНОГЕОГРАФИИ

СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНОЛОГИИ И РОЖДЕНИЕ ЭТНОГЕОГРАФИИ - раздел География, Курс лекций по дисциплине «Этногеография и география религий» Рождение Этногеографии Как Науки Во Многом Обязано Появлению И Развитию Двух ...

Рождение этногеографии как науки во многом обязано появлению и развитию двух областей человеческого знания – этнологии и географии. Обе эти науки зародились в Древней Греции, и их становление было обусловлено практическими потребностями людей.

Название науки «этнология», происходит от греческих слов – этнос (племя, народ) и логос (слово, наука). В античные времена древние греки, владевшие множеством колоний по всему Средиземноморью, применяли понятие «этнос» к другим народам (негрекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, в то время как свой народ они называли «демос». Отцом науки о народах можно считать древнегреческого историка Геродота.

В средние века этнология была наукой о племенах и народах, ставших известными европейцам в эпоху Великих географических открытий. В ходе экспедиций в Азию, Африку и Южную Америку ученые собрали огромный этнографический материал, оставили бесценные дневниковые записи и зарисовки о материальной и духовной жизни различных народов. Но и тогда все их попытки систематизации этих материалов носили в основном умозрительный характер.

В XVIII в. благодаря колонизации обширных территорий происходило бурное развитие антропологии, уделившей большое внимание демографическим и расовым процессам. Спустя век в развитых европейских странах возникли антропологические общества, имевшие целью изучение найденных останков первобытных людей. Уже в середине XIX в. исследования останков древнего человека поставили задачу реконструкции истории человечества и культуры. Так в составе антропологии появилось новое научное направление – социальная антропология.

Вплоть до XIX в. слово «этнология» употреблялось при описании различных этнографических процессов, но не обозначало самостоятельную науку о народах. Возникновение ее относится к середине XIX в. Использовать это понятие в качестве наименования новой науки о народах и культурах предложил французский ученый Жан Жак Ампер, в 1830 г. он разработал общую классификацию антропологических наук, среди которых выделил и этнологию. Это название вскоре широко распространилось в ведущих европейских странах, а с середины XIX в. стало употребляться в русском языке.

Этнология была призвана объяснить особенности культурного развития народов, выяснить их расовые различия, установить взаимосвязь этнических особенностей и общественного устройства, определить причины расцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа.

Середина XIX в. оказалась весьма благоприятным временем для быстрого развития этнологии, что было связано с колониальной экспансией европейских стран по отношению к народам Азии и Африки. Первоначально этнология развивалась как наука об отсталых народах. Такой она существовала вплоть до первых десятилетий XX в., когда возникли представления об этносах как о своеобразных общностях людей, не зависящих от уровня их социально-экономического развития. Колониальная политика метрополий потребовала самых разнообразных знаний о колонизуемых ими народах и культурах. Основную массу необходимых сведений могла дать только этнология, поэтому молодая наука пользовалась государственной поддержкой. В зависимости от политических и экономических интересов правительств развитие этнологии во Франции, в Германии, Англии, США и России получило свои особенности.

В Европе наиболее глубокие научные традиции этнология имела в Германии, где еще в 1789 г. это научное направление ставило своей целью изучение неевропейских народов и культур. В 30-х гг. XIX в. для общего названия описаний всех других народов, сделанных немецкими путешественниками и учеными, наряду с термином «народоведение» стал использоваться термин «этнология».

Во Франции в связи с активной политикой колонизации правительство страны постоянно испытывало потребность в подробной информации об особенностях образа жизни, культуры и традиций зависимых народов. Там эту науку первоначально назвали этнографией, и она именовалась так вплоть до конца XIX в., когда была осознана научная неполноценность этнографических материалов из-за отсутствия в них исторических данных и теоретических обобщений. Официальным утверждением этнологии как самостоятельной науки стало основание в 1839 г. Парижского общества этнологии. Благодаря тому, что этнографические описания были дополнены историческими и теоретическими материалами, этнография в начале XX в. трансформировалась в этнологию.

Наука о народах в Англии развивалась как составная часть антропологии – биологической науки о природе человека. Взлет ее в XVIII в. тоже связан с возросшим вниманием к демографическим и расовым процессам в британских колониях. В ходе реконструкции биологической истории человечества и его культуры в составе антропологии выделяется такое научное направление, как социальная антропология. Понятие «социальная антропология» довольно быстро получило распространение и стало английским аналогом слова «этнология». В настоящее время представители английской школы социальной антропологии ориентируются на изучение различных этнических групп – носителей разнообразных этнокультурных традиций.

Этнология в США возникла как наука, занимавшаяся исследованиями в области физической антропологии, расовых и культурных различий. По причине этнического своеобразия США и острой проблемы расовых отношений американская антропология сформировалась позднее, чем в других развитых странах. В середине 50-х гг. XX в. американские этнологи начали изучать только проблемы культурных особенностей народов, что получило название культурной антропологии.

В России интерес к этническим проблемам появился во второй половине XVIII в., когда, по образному выражению русского историка В.О.Ключевского, область колонизации России расширялась вместе с ее государственной территорией. Государственные интересы требовали сведений о колонизируемых народах Сибири, Средней Азии, Кавказа. Тогда впервые в среде славянофилов был поставлен вопрос о месте и роли России среди других народов. Исходя из идеи мессианской роли русского народа, они считали своей задачей развитие его национального самосознания, сохранение национальной культуры и т.д.

Показательно, что развитие этнологии в России связано с деятельностью Русского географического общества (РГО), созданного для выполнения не только научных, но и практических задач. В рамках РГО действовало этнографическое отделение, имевшее целью исследование способов жизни, нравов, религии и языка русской народности.

В 40-50-х гг. XIX в. русские ученые К.М.Бэр, Н.И.Надеждин, К.Д.Кавелин сформировали основные принципы этнографической науки, которые и стали проводиться в жизнь РГО. На одном из заседаний общества была поставлена задача описывать: 1) быт вещественный; 2) быт житейский; 3) быт нравственный; 4) язык русского народа. Нравственный быт включал в себя все явления духовной культуры, и среди них – «народную характеристику».

Особое место в истории русской этнологии занимает имя Н. Н. Миклухо-Маклая, который обоснованно отрицал теорию неравенства народов. Исследование особенностей материальной и духовной культуры, антропометрические измерения папуасов Новой Гвинеи и народов Океании позволили ученому выдвинуть идею о том, что все различия между народами вызваны природными и социальными условиями их жизни. Работы ученого на долгое время связали в России этнологию с географией.

В программу исследований в рамках РГО входило всестороннее изучение и географического пространства России, ее природных богатств и народов. Следствием развития естественнонаучного направления этих исследований явились попытки объяснения психологии и культуры различных народов влиянием природных условий, что привело к формированию в русской научной школе такого направления, как природный детерминизм. В этой связи показательно высказывание русского философа Н.А.Бердяева: «Необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразилось в строении русской души».

В советский период отечественная этнография была исключительно идеологической наукой, занимавшейся исследованием межнациональных отношений. Изучение этнических проблем в советский период носило политизированный, заказной характер и обосновывало то «мудрую» сталинскую национальную политику по принудительному перемещению народов (депортации), то брежневскую идею формирования особой этнической общности – «советский народ». Выполняющая определенный социальный заказ этнология, естественно, была отнесена к разряду общественных наук. Особую сферу в ней занимали межнациональные отношения в союзных республиках СССР.

Однако необходимо отметить и другое: именно в недрах советской научной школы начался процесс восстановления связей между этнологией и географией. Развитие в первой половине 60-х гг. XX в. методологической базы географии населения, основанной на трудах Н.Н.Баранского, В.В.Покшишевского, О.А.Константинова, Р.М.Кабо и других видных ученых, способствовало развитию и отечественной школы этнографии. Среди фундаментальных работ по этногеографии того периода выделяются работы Ю.В.Бромлея, С.И.Брука, Н.Н.Чебоксарова. По мнению Ю.В.Бромлея, география населения рассматривает человека как носителя, производителя и потребителя материальных благ, в то время как этногеография – как носителя этноса, члена определенной этнической общности, определенного этнического пространства.

На рубеже 70–80-х гг. XX в. заметным явлением в развитии отечественной этнологии стала теория этногенеза Л. Н. Гумилева, в которой автор объясняет механизм появления и развития этносов. Во многом благодаря этой теории этнология вошла в число географических наук.

Сегодня в нашей стране наблюдается новая волна интереса к вопросам этногеографии, что во многом связано с новыми политическими реалиями на постсоветском пространстве. Продолжает свою исследовательскую этнологическую работу, начатую еще в середине XIX в., Русское географическое общество, этнологические отделения которого находятся в ряде городов России. В системе Российской академии наук имеется Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая в Москве, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого в С.-Петербурге. В составе Академии наук, в ее региональных отделениях и филиалах созданы местные этнологические комиссии и исследовательские центры.

В университетах страны на исторических, географических и других факультетах студентов знакомят с началами этнологических знаний в курсах «Этнология» и «Этногеография и география религий». В ряде университетов России имеются кафедры этнологии (МГУ), этнографии и физической антропологии (С.-Петербург), археологии и этнографии, созданы научные школы. В учебные заведения страны стал поступать журнал «Этносфера», направленный на решение вопросов этнонационального воспитания.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Курс лекций по дисциплине «Этногеография и география религий»

ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ... УНИВЕРСИТЕТ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНОЛОГИИ И РОЖДЕНИЕ ЭТНОГЕОГРАФИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Казань 2009
  Содержание   Введение. 4 Курс лекций. 5 Тема 1. ЭТНОГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА.. 5 Тема 2. ЭТНОС и КОНЦЕПЦИИ ЭТНОСА. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕ

ПРЕДМЕТ ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГЕОГРАФИИ
Общественное сознание издавна пыталось объяснить многообразие этнического состава населения Земли. Одно из таких свидетельств – библейский рассказ о возведении Вавилонской башни высотой до небес. Б

ЭТНОГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ НАУК
Обладая культурной компонентой и социальной структурой, этносы занимают определенное место в географическом пространстве. Этот факт является решающим для причисления этногеографии к комплексу геогр

МЕТОДЫ ЭТНОГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В последние десятилетия XX в. этнологические исследования стали лучше финансироваться, что способствовало активизации полевых, теоретических и методологических исследований. Одним из основ

ПОНЯТИЕ ОБ ЭТНОСЕ
Сегодня каждый житель Земли входит в несколько сообществ: все мы, земляне, представляем сообщество людей – человечество; живущие в России, граждане одной страны, – россияне. Однако все мы уже с рож

ЭТНИЧНОСТЬ - совокупность характерных культурных черт этнической группы; форма социальной организации культурных различий.
Термин «этничность» пришел в отечественную этнологию из западной этнологической науки, где он определяется примерно как совокупность характерных культурных черт этнической группы. Этнические группы

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭТНОСА
С середины XIX в. в этнологии появились различные концепции, школы и направления. Некоторые из них благодаря строгому научному подходу на определенное время становились наиболее влиятельными и попу

ТЕОРИЯ ЭТНОГЕНЕЗА Л.Н.ГУМИЛЕВА. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЭТНОСА В РОССИИ
Этнография (этнология) в России сложилась в виде научного направления в середине XIX в. и на ее развитие немалое влияние оказал эволюционизм. Наиболее извес

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ - причисление себя к группе людей определенной национальности.
Этническая идентичность, как и идентичность в целом, формируется в процессе жизни в обществе, т.е. процесс перенесения индивидом на самого себя качеств и особенностей его внешнего окружения, стремл

ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Этнос – динамическая система. Для него характерны не только преемственность, непрерывность развития, но и изменения во времени – этнические процессы. Этнический и расовый состав населения стран, ре

Тема 3. РАСЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
На протяжении примерно одного миллиона лет с начала четвертичного периода, во время его ледниковых и межледниковых эпох вплоть до послеледниковой, современной эпохи, древнее человечество все шире и

РАСОВЫЕ ПРИЗНАКИ
Признаки, на основе которых выделяют расы разных порядков, многообразны. Наиболее наглядными являются степень развития третичного волосяного покрова (первичный волосяной покров существует уже на те

Глаз без эпикантуса Глаз с эпикантусом
Причины возникновения эпикантуса до сих пор не определены однозначно. Ряд авторов выдвинул гипотезу, что черты лица монголоидного типа - это специальный приспособительный признак для жизни в услови

ОБРАЗОВАНИЕ РАС
Время образования расовых типов относят обычно к эпохе возникновения человека современного вида, неоантропа, в ходе которой в основном завершился биологический этап антропогенеза, что выразилось в

РАЗМЕЩЕНИЕ РАС В МИРЕ
Сегодня достаточно четко закрепилось географическое положение современных рас.Негроиды обитают на большей части африканского континента и в Новом Свете, куда их вывезли в качестве

Тема 4. НАЦИОНАЛЬНО-ЯЗЫКОВОЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА
Родственные отношения языков строятся по схеме языковая семья–языковая ветвь – группа или подгруппа языков – отдельный язык. Язык – явление общественно-историческое,

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА
Не следует смешивать вопрос о происхождении языка и вопрос об образовании реально существующих или существовавших языков. Это два разных вопроса. Любой реально существующий или существовав

ИСЧЕЗАЮЩИЕ И МЕРТВЫЕ ЯЗЫКИ
Также как и другие сферы жизни, которые знамениты многообразием своих форм, например, животный или растительный мир, языковое многообразие находится в опасности. И вполне вероятно, что в весьма нед

I. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ СЕМЬЯ
1. Индийская группа (всего более 96 живых языков) 1)Хинди и урду (иногда объединявшихся общим названием хиндустани) – две разновидности одного новоиндийского ли

Славянская группа
А. Восточная подгруппа 1)Русский; наречия: северно-(велико)-русское – «окающее» и южно-(велико)-русское – «акающее»; русский литературный язык сложился

Б. Южная подгруппа
4) Болгарский – образовался в процессе контактирования славянских диалектов с языком камских булгар, откуда и получил свое название; письменность на основе кириллического алфавита; древнейшие памят

В. Западная подгруппа
9) Чешский; письменность на основе латинского алфавита; древнейшие памятники с XIII в. 10) Словацкий; письменность на основе латинского алфавита. 11) Польский; письменность на осн

А. Северногерманская (скандинавская) подгруппа
1) Датский; письменность на основе латинского алфавита; служил литературным языком и для Норвегии до конца XIX в. 2) Шведский; письменность на основе латинского алфавита (Швеция, Финляндия

Б. Западногерманская подгруппа
6) Английский; литературный английский язык сложился в XVI в. н. э. на основе лондонского диалекта; V–XI вв. – древнеанглийский (или англосаксонский), XI–XVI вв. – среднеан­глийский и с XVI в. – но

В. Восточногерманская подгруппа
Мертвые:11) Готский, существовавший в двух диалектах. Вестготский – обслуживал средневековое готское государство в Испании и Северной Италии; имел письменность на основе готского а

Греческая группа
1) Новогреческий то же что греческий, с XII в. Мертвые: 2) Древнегреческий, X в. до н. э. – V в. н. э.; ионическо-аттические диалекты с VII–VI вв. до н. э.; ахейские (

Дагестанская подгруппа
1) Аварский (Дагестан, Сев.Азербайджан, Сев.Осетия). 2) Даргинский (Дагестан). 3) Лакский (Дагестан). 4) Лезгинский (Дагестан, Азербайджан). 5) Табасаранский (Да

Г. Волжская ветвь
1) Марийский (мари, черемисский), наречия: нагорное по правому берегу Волги и луговое – по левому. 2) Мордовские: два самостоятельных языка: эрзянский и мокшанский. Примечание.

В. Амурская группа
1) Нанайский (гольдский) (Хабаровский край, Приморский край), с ульчским (Хабаровский край). 2) Удэйский (удэгейский) (Хабаровский край, Приморский край)м. 4. ОТДЕЛЬНЫЕ ЯЗ

Семитская группа
1)Арабский; международный культовый язык мусульманства; существуют, кроме классического арабского, региональные разновидности (суданский, египетский, сирийский и др.); письменность на арабском алфа

Египетская группа
Мертвые: 1) Древнеегипетский – язык древнего Египта, известный по иероглифическим памятникам и документам демотического письма (с конца 4-го тысячелетия до н. э. до V в. н

Бенуэконголезские языки
Самая многочисленная семья в составе нигероконголезской макросемьи, охватывает территорию от Нигерии до восточного побережья Африки, включая ЮАР. Делится на 4 ветви и множество групп, среди которых

VIII. НИЛО-САХАРСКАЯ СЕМЬЯ
(Центральная Африка, зона географического Судана) 1) Сонгай. 2) Сахарские: канури, тубу, загава. 3) Ф у р. 4) Мими, мабанг. 5) Восточносуданск

А. Китайская группа
1)Китайский – первый по численности говорящих язык в мире. Народная китайская речь разбивается на ряд диалектных групп, сильно различающихся прежде всего фонетически; определяются китайские диалект

А. Языковые семьи Северной Америки
1) Алгонкинские(меномини, делаварский, юрок, микмак, фокс, кри, оджибва, потоватоми, иллинойс, чейенн, блэкфут, арапахо и др., а также исчезнувшие массачусетский, могиканский и др.

Б. Языковые семьи Центральной Америки
1) Юто-ацтекские(науатль, шошонский, хопи, луисеньо, папаго, кора и др.). Эта семья иногда объединяется с языками кайова - тано(кайова, пиро, тива и др.) в рамках

В. Языковые семьи Южной Америки
1) Тупи-гуарани(тупи, гуарани, юруна, тупари и др.) (Центр Юж.Америки). 2) Кечумара(кечуа – язык древнего государства инков в Перу, в настоящее время в Пе

Тема 5. ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
5.1. Этнические конфликты – одна из глобальных проблем современности. Факторы развития этнических конфликтов Конфликты, связанные с обострением межнациональных взаимоотнош

География очагов современного сепаратизма
Одним из наиболее распространенных видов территориальных и этнических конфликтов можно назвать сепаратистские конфликты. Термин «сепаратизм» происходит от лат.– «отделенный».

Национально-государственные образования депортированных народов СССР (1940-1990-е гг.)
Народ, подверг- шийся депортации Форма автономии до депорта­ции Год депорта­ции административные единицы, в состав которых вош

Понятие Цветной революции
Цветными революциями чаще всего называют серию массовых уличных протестов населения, завершившихся сменой политического режима в ряде стран Восточной Европы. Принято считать, что в

Тюльпановая революция
В феврале — марте 2005 года в Киргизии были проведены очередные парламентские выборы, которые с подачи "иностранного" НПО били признанны нечестными, что при подстрекательстве тех же НПО,

ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Это территориальное прост­ранство площадью 4,9 млн кв. км и с населением 514 млн человек прежде именовалось у нас Зарубежной Европой, а теперь называется европейским дальним зарубежьем. На данной т

СТРАНЫ АФРИКИ
Африка, площадь которой составляет 30,3 млн км2, а население насчитывает свыше 700 млн человек, по числу независимых государств опережает ныне любую другую часть света. Однако свою незав

Этнический состав населения Российской Федерации (тыс.чел.)
  Все население 147021,9 145164,3 Русские 119865,9

СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Термином "страны ближнего зарубежья" в России в последнее время стали обозначать республики бывшего СССР (кроме, естественно, са­мой Российской Федерации). Таким образом, к ним относятся

Тема 7. РЕЛИГИИ МИРА
7.1. ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ? Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множе­ство. Они зависят от мировоззре

ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИИ
Вопрос о том, как и когда возникла религия, – сложный дискуссионный и философский вопрос. На него можно дать два взаимоисключающих ответа. 1. Религия появилась вместе с человеком.

РОЛЬ РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействи

СТРУКТУРА РЕЛИГИИ
Религия – очень сложное и многоплановое явление. Попытаемся выделить ее главные элементы. 1. Изначальным элементом всякой религии является вера. Вера есть особо

ГЕОГРАФИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ РЕЛИГИЙ
Среди верующих большинства народов России и стран СНГ распространено православие, которое представлено русской и грузинской право­славными церквами. Православными являются п

Справочники, энциклопедии, научно-популярные издания
1. Материальная культура. - М., 1989. 2. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. - М., 1998. - Т. 1-2. 3. Народы мира: Историко-этнографический справочник. - М., 1988. 4.

Словарь терминов
А АБОРИГЕНЫ – коренные обитатели той или иной территории или страны, живущие здесь «изначально»; то же, что «автохтоны». АВСТРАЛОПИТЕК - ископаемая человекообразная обезьяна, близ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги