ЭТНОГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ НАУК

Обладая культурной компонентой и социальной структурой, этносы занимают определенное место в географическом пространстве. Этот факт является решающим для причисления этногеографии к комплексу географических наук. В ее рамках гуманитарный материал зачастую обрабатывается методами естественных наук. Практическое значение этногеографии сродни геологии и метеорологии, которые изучают неуправляемые природные процессы, давая возможный прогноз их развития. Так и этногеография не может изменить процессы этногенеза, но знание их основных механизмов позволяет подойти к решению социоэтнических проблем.

На пересечении наук возникло множество смежных дисциплин, изучающих человека. Степень взаимосвязи этногеографии с этими науками различна, с каждой она определяется количеством проблем и вопросов, представляющих взаимный интерес для обеих наук (рис. 1.2).

Вплоть до середины XIX в. этнология и этнография в России были тесно связаны с географией. Традиционное для нашей страны в тот период преимущественное развитие естественно-научных дисциплин привело к тому, что многие этнические процессы объяснялись особенностями природной среды. Другой крайностью стало отнесение этнологии к историческим наукам. Доминирование принципа историзма привело к ослаблению взаимосвязи процесса этногенеза с природной средой. Появление книги Л. Н. Гумилева «Этногенез и биосфера Земли» вновь вернуло этнологию в сферу естественных наук. Автор ее считал, что отнесение этнологии исключительно к сфере исторической науки беспочвенно и деструктивно. Снова повторим его определение. «Этнология, – считал Гумилев, – это естественная наука из разряда географических, построенная как попытка обобщить богатейший исторический материал, накопленный тысячелетиями».

Вместе с тем этнология не только не отгораживается от исторических наук (сотрудничая, например, с археологией), но и имеет связи со многими науками и дисциплинами. Вот как выглядят современные науки об этносе (рис. 1.3).

Что касается географии, в недрах которой рождалась этногеография, в частности русская, и все ее подразделения, изучающие население, его размещение по земной поверхности, влияние на окружающую природу, то она сохраняет самые тесные связи с этнологией. К таким подразделениям географии относятся демография, статистика и специальные дисциплины – этностатистика и этническая картография, этногеография.

В этом отношении этногеография ближе всего к этнологии и этнографии, в недрах которых она и зародилась. У этнографии как самостоятельной области знаний, возникшей полтора века назад, изначальной целью были сбор и систематизация материалов о разных народах. Зачастую предметная область этнографии трактуется расширительно и совпадает с таковой у этнологии. В узком смысле она используется для обозначения описательного уровня исследований, в отличие от этнологии, рассматриваемой как теоретическая наука об этносах. Что касается этногеографии, то она исследует прежде всего пространственные аспекты развития этносов, их взаимодействия с природной средой.

Этногеография, занимающая особое место в системе географических наук, находится на стыке нескольких географических дисциплин. Поскольку главный объект ее изучения – этнические общности – лежит в области социальных наук, этногеографию целесообразно рассматривать как раздел общественной географии. Однако при этом нельзя отрицать и влияние природной среды на этнические процессы, поэтому этногеография связана с физической географией. И поскольку важнейший метод в географии – картографический, не случайно появление такого раздела, как этнокартография. Этнические карты показывают пространственные взаимоотношения различных этнических сообществ, что зачастую позволяет выявить причины многих этнических конфликтов.

Этногеографии довольно близка и антропология. Для той и другой науки общим предметом исследований являются вопросы происхождения рас, их распределения по нашей планете, изменения физического облика людей в результате воздействия различных природных условий. В настоящее время внутри самой антропологии развиваются два самостоятельных научных направления: социальная антропология и культурная антропология, хотя во многом она была и остается естественной наукой о биологической и физической природе человека.

Культурная антропология выступает как дисциплина, изучающая процессы формирования человеческой культуры, в отличие от естественной антропологии как науки об изменчивости физического типа человека. Этнология использует данные культурной антропологии для своих теоретических обобщений.

Социальная антропология направлена на изучение особенностей социальной организации народов мира. Она скорее ближе к социологии, а не к этнологии, так как не включает в предмет своих исследований этнические общности.

Этносы как объект изучения формируются в результате развития не только природных, но и социокультурных процессов. Поэтому этнология имеет социологический и культурологический аспекты исследования этнических процессов, следовательно, пересекается с социологией и культурологией.

Социология– наука о формах совместной жизни и деятельности людей, предметом изучения которой являются социальные группы и слои, социальная структура общества, сложившиеся на определенной территории. Эти элементы социальных отношений представляют научный интерес и для этнологии, но их изучение этнологией происходит под другим углом зрения. В области социальных отношений для нее наибольший интерес представляют проблемы социальной структуры этнических общностей, социальной динамики этнических культур, этнического самосознания.

Кроме того, расхождение социологии и этногеографии обнаруживается в методологии. Социолог и этнолог чаще всего используют общие методы исследования (наблюдение, опрос, анализ документов и пр.). Но в использовании этих методов у каждой науки имеются свои особенности. Социолог, как правило, работает с письменными источниками и документами, а этнограф – с устными и невербальными источниками (разговорной речью, изображениями, рисунками, жестами, мимикой и пр.). При изучении документальных источников социолог обращается к типовым, стандартизированным документам, а этнограф анализирует единичные документы, имеющие биографическую ценность.

Научные интересы к одним и тем же общественным явлениям у социологии и этнологии оказались настолько близки, что на стыке этих двух наук сформировалась этносоциология – прикладная наука, которая исследует взаимосвязь этнических и социальных процессов в современной жизни развитых стран.

Культурология. Под культурологией чаще всего понимают науку, изучающую историю и теорию культуры, историю культурологических учений, философию культуры, социологию и психологию культуры, экологию культуры и включающую кроме указанных целый комплекс узкоспециализированных знаний об искусстве и учреждениях культуры (например, театроведение, музееведение, библиотечное дело и т.д.) и некоторые другие. Этногеография же неразрывно связана с изучением культурной специфики этносов, отличающей народы друг от друга. Ведь являясь родовым свойством человека, культура каждого этноса тем не менее возникает в результате приспособления именно этого народа к конкретным условиям его бытия.

Можно сказать, что культурология и этногеография прекрасно дополняют друг друга. Это позволяет некоторым исследователям говорить о возможности их объединения в рамках одной науки – этнокультурологии.

Этнопсихология. Психология изучает психические состояния личности, стереотипы поведения и восприятия. Внутри психологии проблемой взаимосвязи индивида с окружающей средой занимается социальная психология, чьи сведения используются в этнологии, особенно в области этнического поведения, механизмов формирования этнических стереотипов и этнического самосознания. На стыке этих научных дисциплин развивается этнопсихология, исследующая влияние этнических процессов на психическую деятельность человека и этносов в целом. Яркий пример здесь – этнические стереотипы поведения тех или иных народов: замкнутость и радушие, темп речи и характерная жестикуляция и т.д.

Взаимодействие наук об этносах с другими науками стало основой для формирования целого ряда прикладных наук: палеоэтнографии, изучающей культурно-бытовые особенности народов по археологическим материалам; этнолингвистики, рассматривающей проблемы происхождения языков во взаимосвязи с этническими процессами; этноэкологии, раскрывающей механизмы взаимодействия этнических коллективов с природной средой.