ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Это территориальное прост­ранство площадью 4,9 млн кв. км и с населением 514 млн человек прежде именовалось у нас Зарубежной Европой, а теперь называется европейским дальним зарубежьем. На данной территории располагаются следующие независимые государства: Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия, Соединенное Королевство Великобри­тании и Северной Ирландии, Ирландия, Нидерланды, Бельгия, Люк­сембург, Франция, Монако, Андорра, Испания, Португалия, Италия, Сан-Марино, Ватикан, Мальта, Греция, Швейцария, Лихтенштейн, Австрия, Германия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Югославия (Сербия и Черногория), Македония, Албания. Следует также выделить пять крайне малых по площади (от 44 га до 453 км2) и численности населения (от 1 тыс. до 52 тыс. человек) стран, иногда именуемых государствами-карликами: Ватикан, Сан-Марино, Лихтенштейн, Монако, Андорру.

Помимо перечисленных выше независимых государств, в Европе сохранилось еще несколько территорий, не являющихся самостоятель­ными: Фарерские о-ва, считающиеся автономной частью Дании, Свальбард (архипелаг Шпицберген и о-в Медвежий), а также о-в Ян-Майен, управляемые Норвегией, Мэн, Нормандские о-ва (Джерси и Гернси) и Гибралтар, принадлежащие Великобритании.

Если сравнивать Европу с другими частями света, то этническая ситуация в ней покажется относительно простой. В то время как в Азии, Африке, Америке, Океании живет по несколько сот или даже по тысяче и более этносов, в Европе насчитывается всего семь десятков народов(не считая довольно многочисленных недавних выходцев из других регионов мира).

Не отличается большой сложностью и лингвистическая структура населения европейского дальнего зарубежья. Около 95% жителей этого региона относятся по языку к индоевропейской семье.

Самая крупная группа индоевропейской семьи в регионе - романская. К ней принадлежит 37% всего населения. Этносы данной группы проживают в основном на юго-западе Европы и в бассейне нижнего Дуная. Это прежде всего такие крупные по численности европейские народы, как итальянцы (57 млн, в том числе 54 млн в Италии),французы (47 млн), испанцы (29 млн, в том числе 28 млн в Испании) румыны (21 млн), португальцы (12 млн, в том числе 10 млн в Португалии), каждый из которых имеет свое национальное государство, к той же группе относятся живущие главным образом на северо-востоке Испании каталонцы (8 млн), один из двух основных народов Бельгии валлоны (4 млн), занимающие северо-запад Испании галисийцы (3 млн), населяющие итальянский о-в Сардинию сардинцы (1,5 млн), расселенные на западе Швейцарии франкошвейцарцы. Романоязычны также фриулы и ладины (на северо-востоке Италии), корсиканцы (на принад­лежащем Франции о-ве Корсика), италошвейцарцы и романши (восток Швейцарии), нормандцы (Нормандские о-ва), аромуны, или каракачаны (Югославия, Греция и другие страны), меглениты (север Греции), истрорумыны (запад Хорватии), саммаринеси (Сан-Марино), андоррцы (Андорра), монегаски (Монако), льянито, или гибралтарцы (Гибралтар).

Не все перечисленные народы имеют свои собственные языки. Валлоны, франкошвейцарцы и нормандцы говорят на французском языке (последние из них двуязычны: говорят также на английском), корсиканцы, италошвейцарцы и саммаринеси - на итальянском, андоррцы - на каталанском, гибралтарцы - на испанском (наряду с английским), монегаски - на причудливой смеси итальянского и фран­цузского языков.

Романской группе лишь немного уступает по численности германская группа (36% населения региона), ареал которой находится на севере, северо-западе и в центре Европы. К ней относятся немцы (75 млн, в том числе 73 млн в Германии), англичане (45 млн), голландцы (12 млн), шведы (8 млн), австрийцы (7 млн), фламандцы (7 млн), датчане (5 млн), шотландцы (5 млн), норвежцы (4 млн), германошвейцарцы (4 млн), люксембуржцы (0,3 млн), исландцы (около 0,3 млн), лихтенштейнцы. Все эти народы имеют свои государства (англичане - совместно с шотландцами, фламандцы - с валлонами, германошвейцарцы - с франко-швейцарцами, италошвейцарцами и ретороманцами). К германской группе принадлежат также эльзасцы (1,4 млн на востоке Франции), фризы (на севере Нидерландов), фарерцы (Фарерские о-ва), мэнцы (о-в Мэн).

Весьма своеобразен этнический и политический статус шотландо- и англоирландцев, неточно называемых иногда ольстерцами. Это потомки шотландских и английских переселенцев в Ирландию, к на­стоящему времени существенно обособившиеся от материнских этносов.

В состав германской языковой группы условно могут быть включены и проживающие во Франции, Англии и других европейских странах евреи (1,4 млн человек). Будучи семитами по происхождению, большинство европейских евреев на протяжении ряда веков имели в качестве своего родного языка идиш, являющийся ответвлением от средневекового верхненемецкого языка (у небольшой части европейских евреев, живших в Югославии, Румынии, Болгарии и Греции, родным был близкий к испанскому язык ладино). Однако в настоящее время большая часть европейских евреев говорит на языке той страны, в которой живет (французском, английском и др.).

Среди народов германской группы целый ряд говорит на немецком либо английском языках. На немецком языке, помимо немцев, говорят австрийцы, германошвейцарцы, лихтенштейнцы, люксембуржцы, эльзасцы. Впрочем, практически все эльзасцы являются билингвами, хорошо владея одновременно и немецким, и французским языками. Люксембуржцы же фактически трехъязычны, так как, кроме немецкого и французского языков, знают также специфический лётцебургский (люксембургский) диалект, имеющий свою письменность. Есть попытка развивать письменность и на распространенном в Швейцарии алеманском диалекте немецкого языка (так называемый свицердюйц) и таким образом этнолингвистически обособить германошвейцарцев от остального немецкоязычного населения.

Непроста языковая ситуация и в самой Германии. Хотя литературный язык у немцев один, тем не менее в стране функционируют два родственных, но взаимонепонимаемых разговорных языка: верхненемецкий, или хохдойч (на основе которого создан немецкий лите­ратурный язык), и нижненемецкий, или платтдойч. Последний очень близок голландскому языку (фактически голландский - один из его диалектов), но в то время как голландский является развитым литературным языком, нижненемецкий таковым не стал (хотя кое-какая литература на нем и создана).

На английском языке, кроме англичан, в настоящее время говорят также шотландцы, шотландо- и англоирландцы, а также мэнцы. Последние, являясь по происхождению (как, впрочем, и шотландцы) кельтским народом, еще в XIX в. употребляли свой собственный язык, но в настоящее время он полностью вымер.

Своеобразно положение в Норвегии, где языковая ситуация в определенном плане диаметрально противоположна ситуации в Германии. Здесь при одном разговорном языке созданы два литературных: очень близкий к датскому букмол (прежнее название риксмол) и нюношк (старое название лансмол), в основу которого положены западнонор-вежские говоры. Стремление "объединить" два эти языка привела лишь к созданию третьего литературного языка самношк, правда, не Получившего сколько-нибудь широкого распространения.

Третья по численности языковая группа в регионе - славянская(17% всего населения). Она объединяет поляков (38 млн), чехов (10 млн) болгар (9 млн), сербов (9 млн), словаков (5 млн), хорватов (5 млн)', славян-мусульман (2 млн), словенцев (2 млн), македонцев (1,6 млн), черногорцев (0,6 млн), украинцев (0,5 млн), белорусов (0,2 млн). Славяне дальнего зарубежья сосредоточены в восточной части Центральной Европы, а также на Балканском полуострове. Все перечисленные народы, кроме украинцев, белорусов и лужичан, имеют в регионе свои государственные образования (республики Сербия и Черногория объединены в федерацию – Союзную Республику Югославию), Босния и Герцеговина является полиэтническим государством, в котором чересполосно расселены славяне-мусульмане, сербы и хорваты. Кстати, сербы и хорваты, славяне-мусульмане, а также черногорцы говорят на одном сербскохорватском языке.

Все другие группы индоевропейской семьи в европейском регионе малочисленны. Так, к греческой группе, представленной живущими на юге Балканского п-ва греками (10 млн), относится 2% населения этого региона, к кельтской группе, в которую входят живущие на Британских о-вах ирландцы (6 млн), уэльсцы, гэлы и расселенные на северо-западе Франции бретонцы, - 1,5%, к албанской группе, состоящей из одного народа – албанцев (5 млн), - 1% (из перечисленных народов имеют свои государства греки, ирландцы и албанцы). Есть в рассматриваемом регионе небольшое число представителей также входящей в состав индоевропейской семьи индоарийской группы (0,5% населения), но они не относятся к коренному населению Европы (цыгане, предки которых переселились в Европу несколько веков назад, и так называемые индопакистанцы – недавние мигранты из Индии и Пакистана и их дети).

Помимо индоевропейской семьи, в Европе представлены уральско-юкагирская, афразийская и алтайская семьи, а также занимающие изолированное положение по своему языку баски, однако все эти этнолингвистические общности не сравнимы по численности с индоевропейцами.

К уральско-юкагирской семье, точнее, к ее финно-угорской группе (3,7% населения региона) относятся венгры (13 млн), финны (5 млн), создавшие свои независимые государства, и живущий на севере Скандинавии и Финляндии (а частично, и в России) небольшой народ саамы.

К афразийской, или семито-хамитской, семье в рассматриваемом регионе относится семитская группа (0,5% населения). К ней принадлежат мигрировавшие в разные страны Европы (главным образом, во францию) алжирские, марокканские, тунисские и прочие арабы (2 млн), а также небольшой, но имеющий свое государство народ - мальтийцы.

Алтайская семья представлена тюркской группой (0,6% населения), подавляющее большинство которой образуют турки (2 млн), расселенные в основном в Германии и некоторых балканских странах (Болгарии, Македонии, Греции и др.)9.

Баски (0,2% населения региона), язык которых, как указывалось, не принадлежит ни к одной из языковых семей, живут в западных Пиренеях, по обеим сторонам испано-французской границы.

Несмотря на относительную простоту этнического состава населения большинства стран европейского дальнего зарубежья, в подавляющем большинстве из них имеются большие или меньшие по численности национальные меньшинства. Даже в большинстве стран первой группы, где основной этнос составляет более 95% населения, есть нацменьшинства. Отсутствуют они лишь в Португалии, Исландии, Ирландии, на Мальте, а также в Люксембурге (однако в последнем находится крупная группа иммигрантов; небольшие группы иммигрантов имеются и в других перечисленных странах).

В Венгрии к национальным меньшинствам относятся хорваты, словаки, немцы и румыны, в Польше - украинцы, белорусы, словаки и литовцы, в Дании - немцы, в Норвегии - саамы и финны, в Албании - греки, аромуны и др., в Греции - македонцы, турки, аромуны и меглениты, в Чехии - поляки и немцы, в Словении - хорваты и венгры, в Италии – сардинцы, фриулы, французы, южные тирольцы, словенцы, албанцы, греки, хорваты и саури (Саури - малочисленная немецкоязычная группа в области Фриули-Венеция-Джулия), в Германии - лужичане, датчане и фризы, в Финляндии - шведы и саамы, в Швеции – финны и саамы, в Австрии - словенцы, хорваты и венгры, в Болгарии - турки, македонцы, аромуны, гагаузы и др., в Румынии - венгры, немцы, украинцы, сербы и др., в Словакии - венгры и украинцы, во Франции - эльзасцы, бретонцы, корсиканцы, каталонцы, фламандцы, баски, а также итальянцы, в Нидерландах - фламандцы, фризы и немцы, в Хорватии - сербы, венгры, словенцы, чехи и итальянцы, в Великобритании - шотландцы и гэлы (Шотландия), шотландо- и англоирландцы (Северная Ирландия), уэльсцы (Уэльс), в Испании - каталонцы, галисийцы и баски, в Македонии - албанцы и турки, в Югославии (Сербии и Черногории) - албанцы, венгры, славяне-мусульмане, словаки, румыны, болгары, русины (Русинами, как уже отмечалось, называют давно переселившуюся в Сербию и сильно обособившуюся группу украинцев.), аромуны и др., в Швейцарии – франкошвейцарцы, италошвейцарцы и ретороманцы, в Бельгии - вал­лоны и немцы.

Белорусы живут в некоторых районах на северо-востоке Польши, украинцы - на юго-востоке Польши и в восточной части Словакии, лужичане - на востоке Германии. Есть в некоторых странах дальнего зарубежья (во Франции, Румынии, Великобритании, Польше, Болгарии, Чехии, Югославии, Финляндии и др.), и русские, но численность их везде невелика.

В сравнительно небольшом числе в Европе имеются и представители других групп индоевропейской семьи: иранской (курды), армянской(армяне) и т.д.

Поскольку в подавляющем большинстве европейских государств есть национальные меньшинства, а также иммигранты, во всех этих странах существуют национальные проблемы,однако степень остроты их сильно различается.

Для защиты прав некоторых из перечисленных выше национальных меньшинств заключены двусторонние или многосторонние соглашения, например, специальными договорами гарантированы права датчан в Германии и немцев в Дании, немецкоязычного населения Южного Тироля, хорватов и словенцев в Австрии, шведского населения Аландских о-вов в Финляндии. Не всегда такого рода соглашения эффективны. Так, несмотря на наличие англоирландского соглашения о правах ирландского католического меньшинства в Северной Ирландии национальное противостояние в этом регионе очень сильное. Не вполне благополучны и национальные взаимоотношения в Южном Тироле.

Ряд стран пошел по пути предоставления нацменьшинствам языково-культурной, а иногда и политической автономии. Так, в Италии 5 историческим областям, обладающим большей или меньшей этнической спецификой (Валле-д'Аоста, Трентино-Альто-Адидже, Фриули-Вене­ция-Джулия, Сицилия, Сардиния) был предоставлен особый автономный статус.

Сходным путем пытается решить свои национальные проблемы Испания, в составе которой создано 17 автономных областей, причем 4 области - Каталония, Страна Басков, Галисия и Андалусия (три первые из них населены в основном нацменьшинствами, андалусцы же представляют собой существенно обособленную субэтническую группу испанского народа) - получили большую степень автономии, чем другие.

Самоуправлением пользуется в Соединенном Королевстве Северная Ирландия, определенной автономией – Шотландия.

Согласно соглашению между Финляндией и Швецией пользуются автономией Аландские о-ва.

Три государства Центральной Европы - Германия, Швейцария и Австрия - представляют собой федерации, однако федеративное устройство их базируется не на этнической основе, причем это относится даже к многонациональной Швейцарии, где этнические и кантональные границы далеко не совпадают.

Элементы федерализма имеются и в государственном устройстве современной Бельгии, причем страна, с одной стороны, поделена на три общности (фламандско-, французско- и немецкоязычную), с другой - на три региона (фламандский, Брюссель и валлонский). В то время как субъекты общностей определяются своей языковой принадлежностью, субъекты регионов - принадлежностью территориальной. Так, если Фландрия одновременно включает и фламандскую общность и фламандский регион, то Валлония, состоя из валлонского региона, охватывает франкоязычную общность не полностью (она также представ­лена в Брюсселе).

Федеративное устройство имели также Чехословакия и Югославия, но с крушением прежних режимов в большей части коммунистических стран Европы эти федерации вскоре распались. Своеобразным реликтом прежней Социалистической Федеративной Республики Югославии стала Союзная Республика Югославия, в составе которой остались лишь Сербия и Черногория.

6.2. АЗИАТСКИЕ СТРАНЫ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Азия - самая большая и населенная часть света. Ее площадь - 43,4 млн км2, численность населения - 3,4 млрд человек. Общая площадь стран азиатского дальнего зарубежья - 26,6 млн км2, численность населения - 3,3 млрд человек. На данной территории расположены 38 независимых государств: Турция, Кипр, Сирия, Ливан, Израиль, Иордания, Саудовская Аравия, Йемен, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Катар, Бахрейн, Кувейт, Ирак, Иран, Афганистан, Пакистан, Индия, Бангладеш, Шри-Ланка, Мальдивская Республика, Непал, Бутан, Мьянма, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам, Малайзия, Сингапур, Индонезия, Бруней, Филиппины, Китай, Монголия, Северная Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика), Южная Корея (Республика Корея), Япония.

Азиатское зарубежье подразделяется на несколько географических и историко-культурных регионов: Юго-Западную (или Западную), Южную, Юго-Восточную, Восточную и Центральную Азию. В состав Юго-Западной Азии входят Турция, Кипр, Сирия, Ливан, Израиль Иордания, Саудовская Аравия, Йемен, Оман, ОАЭ, Катар, Бахрейн Кувейт, Ирак, Иран, Афганистан, а также Западный берег р. Йордан и Полоса Газы, в состав Южной - Пакистан, Индия, Бангладеш, Шри-Ланка, Мальдивская Республика, Непал, Бутан, в состав Юго-Восточ­ной - Мьянма (Бирма), Таиланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам, Малайзия, Сингапур, Индонезия, Бруней, Филиппины, а также Восточный Тимор, в состав Восточной и Центральной Азии - Китай, Монголия, Северная и Южная Корея, Япония, а также Гонконг и Макао.

Разные азиатские регионы сильно отличаются друг от друга по степени сложности этнической структуры. Если в большинстве стран Юго-Западной Азии этнический состав населения сравнительно прост (исключение составляют лишь Иран и Афганистан), то основная часть стран Юго-Восточной Азии и крупнейшая из южноазиатских стран - Индия - обладают чрезвычайно сложной этнической структурой населения.

В целом же Азия имеет весьма сложный этнический состав населения: в ней проживает около 1200 народов.

В азиатском дальнем зарубежье живут этносы, принадлежащие ко многим языковым семьям: сино-тибетской (37% всего населения), индоевропейской (31%), алтайской (9%), дравидийской (7%), австро­незийской (8%), австроазиатской (3%), тайской (2%), афразийской (2%), мяо-яо (0,3%) и некоторым другим.

Из народов сино-тибетской семьи своей численностью особо выделяются китайцы, насчитывающие свыше 1,1 млрд человек (что составляет более 1/5 всего населения мира). Подавляющее большинство китайцев (97%) сосредоточено в самом Китае, но крупные группы китайских эмигрантов и их потомков (так называемые хуацяо) имеются и в ряде стран Юго-Восточной Азии: Таиланде, Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Вьетнаме, Филиппинах, Мьянме, Камбодже, причем в Син­гапуре они составляют свыше 3/4 всего населения. Китайцы образуют также подавляющее большинство населения в двух колониях, пока еще сохраняющихся на территории Китая: Гонконге и Макао.

Все остальные народы сино-тибетской семьи очень сильно уступают китайцам по численности. Наиболее значительны из них: хуэй (9 млн), живущие в Китае и говорящие на китайском языке; бама, или бирман­цы (34 млн), сосредоточенные в Мьянме; и, или ицзу (7 млн), тибетцы (5 млн), туцзя (6 млн), бай (1,7 млн), хани (1,3 млн), живущие главным образом в Китае; карены (около 4 млн), расселенные преимущественно в Мьянме; мейтхеи (1,4 млн), нага (1,1 млн), качари (1,1 млн), обитающие в Индии; таманг (1,1 млн), расселенные в основном в Непале; бхотия (1,3 млн), живущие в Бутане, Непале и Индии.

Индоевропейская семья представлена в Азии главным образом двумя группами: индоарийской и иранской. К индоарийской, сосредоточенной в Южной Азии, относятся проживающие преимущественно в Индии хиндустанцы (около 250 млн), бихарцы (около 100 млн), маратхи (68 млн), гуджаратцы (48 млн), ория (33 млн), раджастханцы (21 млн), ассамцы (15 млн), кашмирцы (4 млн), догра (около 4 млн), бхили (4 млн), пахари (3 млн), конкани (2,5 млн), гархвали (2 млн), кумауни (2 млн), гуджар (1 млн); расселенные в Бангладеш и Индии бенгальцы (200 млн); живущие в Пакистане и Индии панджабцы (107 млн); обитающие главным образом в Пакистане и частично в Индии синдхи (21 млн); основное население Шри-Ланки сингалы (13 млн); расселенные преимущественно в Непале непальцы (14 млн) и тхару (1 млн). К этой же группе относится и небольшой народ мальдивцы (0,2 млн), образующий почти все население Мальдивской Республики.

Вторая группа индоевропейской семьи – иранская. Она распространена в Юго-Западной Азии, в прилегающих районах Южной Азии и менее многочисленна. К ней относятся: живущие в Пакистане и Афганистане пуштуны (30 млн); крупнейший народ Ирана персы (29 млн); расселенные в сопредельных районах Турции, Ирана, Ирака и Сирии курды (17 млн); обитающие в приграничных районах Пакистана, Ирана и Афганистана белуджи (6 млн); второй по численности народ Афганистана таджики (4 млн); занимающие центральные районы этой страны хазарейцы (2 млн); проживающие в Иране гилянцы (3 млн), мазандеранцы (2 млн), луры (3 млн), бахтиары (1 млн).

Промежуточное положение между иранской и индоарийской группами занимает малочисленная нуристанскаягруппа (общая численность около 50 тыс. человек), сосредоточенная в Афганистане.

Имеются в Азии и представители других групп индоевропейской семьи: армянской (армяне в Иране, Турции, Ливане, Сирии и других странах - 0,7 млн), греческой (греки, главным образом на Кипре - 0,7 млн) и т.д.

Алтайская семья распространена в Восточной и Центральной Азии и представлена пятью группами: японской, корейской, тюркской, монгольской и тунгусо-маньчжурской. К первой группе относится основной народ Японии японцы (124 млн), ко второй - коренные жители Северной и Южной Кореи корейцы (70 млн).

Тюркская группа распространена в Юго-Западной и Центральной Азии. Наиболее крупные этносы группы: основной народ Турции турки (51 млн); живущие на северо-западе Ирана азербайджанцы (11 млн); дисперсно расселенные в пределах Ирана, Афганистана, Ирака и Тур­ции туркмены (2 млн); обитающие в северной части Афганистана узбеки (2 млн); проживающие в Северо-Западном Китае уйгуры (7,5 млн) а казахи (1,2 млн).

К монгольской группе принадлежат живущие в Китае и Монголии халха-монголы (7 млн) и ряд других сравнительно малочисленных народов.

Тунгусо-маньчжурская группа объединяет дисперсно расселенных в Китае маньчжур (10 млн) и еще несколько малочисленных народов.

Народы дравидийской языковой семьи сконцентрированы преимущественно в Южной Азии, если не считать дравидоязычных эмигрантов из Индии, обосновавшихся в Малайзии и Сингапуре, Наиболее крупными дравидийскими этносами являются телугу (76 млн), тамилы (66 млн), малаяли (36 млн), каннара (36 млн), тулу (2 млн), гонды (4 млн), ораон (2 млн), кхонд (около 1 млн), в подавляющем большин­стве живущие в Индии, и брагуи, расселенные в основном в Пакистане среди белуджей. Тамилы живут также в Шри-Ланке, Малайзии и Сингапуре. На тамильском языке говорит и большая часть так назы­ваемых мавров (1,3 млн), проживающих в Шри-Ланке.

Австронезийская языковая семья в основном представлена в странах Юго-Восточной Азии: Индонезии, Брунее, Восточном Тиморе, Филиппинах, Малайзии, Сингапуре и др. В Индонезии крупнейшими народами этой семьи являются: яванцы (свыше 90 млн), сунды (25 млн), мадурцы (11 млн), индонезийские малайцы (11 млн), минангкабау (7 млн), буги (5 млн), батаки (4.5 млн), балийцы (4 млн), банджар (3 млн), ачех (3 млн), макасар (3 млн), сасак (2 млн), тораджа (1,5 млн) (Тораджа, живущие на Сулавеси, фактически являются не единым народом, а группой родственных этносов), так называемые среднесуматранские малайцы (1,5 млн), горонтало (1,2 млн); на Филиппинах: бисайя (28 млн) (Бисайя, по мнению многих исследователей, – не единый этнос, а группа близкородственных народов: себуанцы, хилигайно, самар-лейте и др), тагалы (16 млн), илоки (7 млн), бикол (5 млн), пампанган (2 млн), пангасинан (1,5 млн), маранао (около 1 млн); в Малайзии, Сингапуре, Брунее, Таиланде и некоторых других странах – малайцы (11 млн).

В составе австроазиатской семьи две основные группы - монкхмерская и мунда. К первой относятся, в частности, такие крупные этносы, как важнейший народ Вьетнама вьеты (63 млн) и преобла­дающие в Камбодже кхмеры (10 млн), ко второй - расселенные в основном в Индии санталы (6 млн) и собственно мунда (2 млн).

Тайская семья, сконцентрированная в Индокитае и на юге Китая, объединяет, наряду с другими народами, крупнейший этнос Таиланда сиамцев (30 млн); живущих в Таиланде и Лаосе лао (18 млн); обитающих в северной части Мьянмы шан (3 млн); проживающих на севере Вьетнама тай (1,2 млн); расселенных в северной части Вьетнама и смежных районах Лаоса тхай (1,2 млн); живущих в южной части Китая чжуан (16 млн), буи (3 млн), тай (1,1 млн), дун (3 млн), ли (1,2 млн).

К афразийской семье, представленной в Азии семитской группой, относятся прежде всего арабские народы Юго-Западной Азии: иракские арабы (15 млн), йеменские арабы (14 млн), арабы Саудовской Аравии (14 млн), сирийские арабы (12 млн), палестинские (6 млн), ливанские (2 млн), иорданские (2 млн), оманские (1,7 млн), кувейтские арабы (0,8 млн), арабы ОАЭ (0,5 млн), бахрейнские арабы (0,4 млн), катарские (0,2 млн). К семитской группе можно отнести также евреев Израиля (4 млн), многие из которых говорят на семитском языке иврит.

Численность в азиатских странах представителей других языковых семей невелика. Отметим среди них лишь расселенных в южной части Китая и на севере Вьетнама и Лаоса мяо, или хмонг (8,5 млн), и яо (3 млн), образующих языковую семью мяо-яо.

Конечно, здесь перечислены лишь самые крупные народы, в большинстве своем превышающие миллион человек. Помимо них в Азии имеются сотни средних и малых по численности народов, многие из которых до сих пор находятся на племенной стадии развития.

На первый взгляд, этническая структура населения стран азиатского дальнего зарубежья по своей сложности сравнительно мало отличается от структуры населения стран европейского дальнего, зарубежья. В подавляющем большинстве азиатских стран, как и в европейских, крупнейший этнос образует абсолютное большинство населения. Лишь в пяти странах из 41 такого абсолютного большинства нет, причем в четырех из этих стран доля наиболее крупного этноса все же приближается к половине. Лишь в одной стране - Индии - доля крупнейшей этнической общности сравнительно невелика и составляет 28% всего населения.

Однако отмеченное сходство во многих случаях чисто внешнее, поверхностное, поскольку этнической состав населения многих азиатских стран, несмотря на то, что крупнейший народ в них образует абсолютное большинство, гораздо более сложен, чем в европейских странах.

Так, даже в Бангладеш, где основной этнос составляет 98% всего населения, имеется еще около 20 коренных народов. В Китае, где китайцы образуют 92% населения, в последней переписи выделено 6 этносов. Во Вьетнаме вьеты составляют 88% населения, однако общее число народов достигает 54. Весьма сложна также этническая структура населения в Камбодже, где живут 20-30 этносов (хотя доля основного народа - кхмеров в населении равна 87%), в Мьянме, число этносов которой разными специалистами оценивается от 50 до 140 /крупнейший народ бама образует 75% населения), Иране, где рассе­лено около 80 этносов (при доле основного народа персов - 74%), Непале с общим числом народов около 30 (крупнейший этнос -непальцы - составляет 55%), Афганистане, в котором живет свыше 40 народов (самый большой из них - пуштуны - образует 52% населения), Лаосе, где имеется свыше 50 этносов (лао, крупнейший из них, составляет 50%).

Очень сложный этнический состав населения в Индонезии и на Филиппинах. В первой из них, по подсчетам разных специалистов, живет от 100 до 367 народов, а доля наиболее крупного этноса -яванцев - равна 46%. На Филиппинах расселено 93 народа, круп­нейшим из которых являются бисайя (как уже говорилось, по мнению некоторых исследователей, это не единый народ, а группа близко­родственных этносов), образующие 42% населения страны.

Самая сложная этническая структура населения в Индии. Ученые выделяют здесь около 850 этносов. Наиболее крупная индийская этнолингвистическая общность - хиндустанцы (28% населения страны), представляющие собой не единый народ, а комплекс близких между собой этнотерриториальных групп, говорящих на разных диалектах языка хинди.

Относительно однородный состав населения из стран азиатского дальнего зарубежья имеют только Япония, Южная и Северная Корея, английская и португальская колонии на территории Китая - Гонконг и Макао, небольшое государство Мальдивская Республика, а также большинство арабских стран (за исключением Ирака). Однако даже из перечисленных стран далеко не все этнически гомогенны в строгом смысле этого слова. Так, в Японии есть национальное меньшинство - айны, в Сирии, помимо арабов, живут курды, армяне и адыги, в Лива­не - армяне, в Иордании - адыги и чеченцы и т.д.

В Китае наиболее крупными национальными меньшинствами (которые, несмотря на невысокую долю в населении (8%) занимают 50-60% территории страны) являются чжуан, маньчжуры, хуй, мяо, уйгуры, и (ицзу), туцзя, монголы и тибетцы, в Монголии - казахи, во Вьетнаме - тай, тхай, мыонг, китайцы и кхмеры, в Камбодже - вьеты и китайцы, в Лаосе - кхму (народ мон-кхмерской группы), хмонг (мяо) и тхай, в Таиланде - лао, китайцы и малайцы, в Мьянме - карены и шан, в Сингапуре - малайцы и тамилы, в Бангладеш - так называемыебихари, в Непале – бихарцы, в Бутане – гималайский народ гурунг g иммигранты-ассамцы, в Пакистане – пуштуны, синдхи и белуджи, в Шри-Ланке - тамилы и мавры, в Афганистане - таджики, хазарейцы а узбеки, в Иране - азербайджанцы, курды, гилянцы, луры, мазанде-ранцы и белуджи, в Ираке - курды, в Израиле - арабы, в Турции -курды, на Кипре - турки.

Как уже отмечалось, в четырех странах Юго-Восточной Азии - в Малайзии, Индонезии, на Восточном Тиморе и Филиппинах - ни один народ не составляет большинства населения. В Малайзии, помимо малайцев, живут китайцы, тамилы, а также ибаны, кадазаны и другие австронезийские народы. В Индонезии за яванцами по численности следуют сунды, мадурцы, малайцы, минангкабау и китайцы. На Восточном Тиморе, кроме самого значительного этноса тетум, живут мамбаи (оба народа говорят на австронезийских языках), папуасский народ бунак и т.д. На Филиппинах, помимо бисайя, проживают тагалы, илоки, бикол и другие австронезийские народы.

В Индии, самой сложной по этническому составу населения стране Азии и мира, кроме хиндустанцев, живет еще несколько очень крупных народов: индоарийские этнические общности бихарцы, бенгальцы, ма-ратхи, гуджаратцы, ория, панджабцы, раджастханцы, ассамцы, драви­дийские этносы телугу, тамилы, каннара, малаяли.

Сложная этническая ситуация во многих государствах Азии, имеющая место экономическая и политическая конкуренция между некоторыми народами, дискриминация отдельных этносов в ряде стран ведут к тому, что там нередко возникает острое этническое противостояние вплоть до кровавых межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Этнические противоречия характерны для большей части азиатских многонациональных государств, хотя степень остроты их от страны к стране сильно варьируется.

Решительную борьбу за свои права ведет один из крупнейших народов Юго-Западной Азии - курды. Расселенные на стыке четырех стран - Турции, Ирана, Ирака и Сирии и не создавшие своего нацио­нального государства (хотя такая возможность после развала Отто­манской империи какое-то время имелась), курды подвергаются, по крайней мере, в первых трех из отмеченных стран явной национальной дискриминации.

В Турции курды образуют, по разным оценкам, от 1/10 до 1/5 населения (точную численность курдов в этой стране определить очень трудно, так как турецкие власти даже не признают их особым народом и называют "говорящими на курдском языке турками"). В Турции до сих пор существует запрет говорить, писать и публиковать печатные работы на курдском языке. В Европейском Сообществе, членом которого является эта страна, неоднократно ставили вопрос о наруше­нии прав турецких курдов, однако реальных результатов все подобные инициативы не дали. Сильные притеснения курдов привели к тому, что радикальные курдские организации в Турции в течение ряда лет ведут вооруженную партизанскую борьбу с правительственными войсками.

Такая борьба имеет место и в Ираке, где правительство, официально провозгласив Ирак двунациональным арабско-курдским госу­дарством (курды образуют примерно 1/5 населения) и формально предоставив автономию курдскому народу, на деле беспрестанно про­должало нарушать его элементарные права. Для борьбы с курдскими партизанами иракская армия использовала отравляющие вещества, тысячи деревень были сравнены с землей, курдские беженцы устремились в Турцию и Иран. Позже, однако, привходящие обстоятельства (разгром Ирака, последовавший за его агрессией в Кувейт) существенно изменили ситуацию, и курдам удалось установить реаль­ный контроль над значительными районами в Северном Ираке.

В Иране, где курды составляют около 1/10 населения, курдские повстанцы тоже вели вооруженную борьбу с притеснявшим их режи­мом, однако затем вынуждены были свернуть свою деятельность, ограничившись периодическими ночными диверсионными актами. Руко­водство Ирана сурово карало деятельность сил курдского сопроти­вления, многие его руководители были подвергнуты арестам и пыткам.

В Иране, где установилась власть исламских фундаменталистов, репрессиям подвергаю.тся не только национальные (курды, азербай­джанцы, белуджи и др.), но и религиозные меньшинства. Объектами преследования являются, в частности, местные зороастрийцы (гебры) и особенно бахаисты (в середине 1985 г. свыше 700 их содержалось в иранских тюрьмах без предъявления какого-либо обвинения).

На Кипре, как известно, уже в течение многих лет длится острое противостояние между двумя общинами этого острова - греками и турками (численное соотношение 4 : 1). В 1974 г. после вооруженного греко-турецкого конфликта на Кипре войска Турции высадились на острове и захватили свыше 1/3 его территории. Военные действия были остановлены при посредничестве ООН, однако конфликт на Кипре до сих пор не урегулирован, и остров остается поделенным на две зоны: греческую и турецкую.

Еще более длительный характер имеет конфликт между арабскими странами, с одной стороны, и Израилем - с другой, который также возник на этнической основе. В результате нескольких войн между арабами и израильтянами (1948-1949, 1957, 1967, 1973 гг.) вся территория, отведенная ООН для создания Палестинского арабского государства оказалась оккупированной Израилем. Около 3 млн палестинцев находятся в эмиграции, нередко живя в очень тяжелых условиях.

В Израиле, а также на оккупированных им арабских территориях имели место многочисленные ущемления прав арабов, дискриминация их в различных областях жизни (в оплате труда, выделяемых средствах на жилищное строительство, в развитии коммунального хозяйства, в здравоохранении, образовании и т.п.).

В тяжелом положении находятся небольшие группы евреев, оставшиеся в арабских странах, где они существенно ограничены в гражданских правах (в Йемене, например, евреи обязаны носить особую одежду, чтобы выделяться среди мусульман, в Сирии они до недавнего времени были лишены права свободно выезжать из страны и т.д.).

Имеющиеся в некоторых странах Юго-Западной Азии (в Иране, Ливане, Турции и др.) сравнительно малочисленные армянские колонии тоже нередко подвергаются дискриминационным акциям (в Турции в 70-х и последующих годах были введены ограничения на функцио­нирование армянских общинных школ, в Ливане в ходе гражданской войны, несмотря на то, что армяне соблюдали в ней нейтралитет, 1 тыс. человек были убиты).

Оставшиеся в Турции греки, вопреки постоянным заверениям властей об их защите, также порой подвергаются тем или иным притеснениям. Например, грекам не разрешают использовать родной язык в судах, их общественные и культурные организации не имеют права приобретать землю. Было также строго запрещено преподавание греческого языка в школах. Особенно усилилось дискриминационное отношение к грекам в Турции после кипрских событий 1974 г.

В Афганистане издавна наблюдавшиеся национальные противоречия несколько отошли на задний план во время борьбы сил сопротивления с коммунистическим режимом и поддерживающими его советскими вооруженными силами. Однако национальное соперничество в этой стране даже в те годы полностью не прекращалось и возобновилось с новой силой после ухода советских войск. Многие из созданных силами сопротивления вооруженных формирований строились в значительной мере на этнической основе (пуштунской, таджикской, узбекской, хазарейской и т.д.), и поэтому развернувшаяся в Афганистане междоусобная борьба носит в определенной степени межэтнический характер.

Острая конфликтная ситуация в течение длительного времени (по крайней мере, с середины 70-х годов) существует в Ливане, правда противостояние в этой стране имеет скорее на этнические, а религиоз­ные корни. Чрезвычайно сложный конфессиональный состав населения этой арабоязычной страны16, издавна наблюдавшаяся неприязнь между членами различных деноминаций привели к многолетней гражданской войне, сопровождаемой обоюдными жестокостями. Хотя основная линия конфронтации проходит между мусульманами (и прежде всего шиитами) и христианами (в первую очередь маронитами) нередко в процессе этой борьбы открываются новые фронты, в том числе и внутриконфессиональные (случалось, например, что шииты и друзы громили палестинцев, просирийская шиитская группировка Амаль сражалась с проиранской шиитской группировкой Хезболлах, воевали „руг с другом и группы маронитов разной политической ориентации и т.д.).

В ряде государств Южной Азии этнические противоречия приняли не менее острый характер, чем в странах Юго-Западной Азии. В Пакистане образующие меньшинство пуштуны, синдхи, а также белуджи с брагуи вели борьбу с преобладающими по численности панджабцами за конфедеративное устройство страны. Особое беспокойство у пакистан­ских властей вызывала выдвигавшаяся некоторыми пуштунами идея об объединении населенной этим народом Северо-Западной Пограничной провинции с Афганистаном в единое государство - Пуштунистан. В крупнейшем городе Пакистана Карачи сложилась сложная конфлик­тная ситуация, вызванная столкновениями между коренными жителями синдхами и мигрировавшими из Индии мусульманами, говорящими в основном на языке урду. Определенной дискриминации подвергаются в Пакистане религиозные меньшинства - индуисты, зороастрийцы, сикхи, бахаисты, иудаисты и особенно сторонники сильно обособившейся мусульманской секты ахмадие (3-4 млн человек). Ряд членов секты был приговорен к смертной казни.

Непросты и межэтнические отношения в Индии, хотя индийское правительство прилагает немалые усилия к поддержанию в стране мира между населяющими ее народами. Прежде всео нужно отметить стремление некоторых этносов Индии, недовольных своим полити­ческим или экономическим положением, к достижению большей авто­номии или независимости. Движения за выход из состава Индии имели место во многих ее штатах. В штате Тамилнаду тамилы были недо­вольны объявлением государственным языком Индии малораспро­страненного на юге страны хинди, позицией индийского правительства в этническом конфликте в Шри-Ланке между их сородичами и основным населением этой страны и т.д. В Ассаме сравнительно малочисленные ассамцы резко выступили против массовой миграции в их штат соседних бенгальцев. Небольшой народ нага на востоке Индии в течение длительного времени боролся за самостоятельность, и получение Нагалендом в 1963 г. статуса штата многих его жителей не удовлетворило. Весьма драматический характер приняли события в индийском штате Пенджаб, где сосредоточено сикхское конфес­сиональное меньшинство Индии. Экстремистски настроенная часть сикхского общества требует создания в Пенджабе независимого госу­дарства Халистан, широко применяя в своей борьбе методы терроризма. Наконец, в индийском штате Джамму и Кашмир (2/3 насе­ления которого составляют мусульмане) разные политические группи­ровки требуют либо присоединения к Пакистану, либо независимости, либо предоставления большей автономии (хотя этот штат пользуется несколько большей самостоятельностью, чем основная часть индийских Штатов), Так же, как в соседнем Пенджабе, политическая борьба в Джамму и Кашмире нередко сопровождается актами насилия.

Некоторые народы Индии, не имеющие собственных штатов, ведут борьбу за предоставление их родным землям статуса штата. Так, расселенные на северо-восточной окраине Западной Бенгалии непальцы требуют создания на их этнической территории штата Гуркхаленд, санталы и близкие им по культуре народы настаивают на вычленении из восточной и южной частей штата Бихар и прилегающих районов шта­тов Западная Бенгалия, Орисса и Мадхья-Прадеш нового штата Джаркханд, населенного в значительной части этими этносами, гонды, живущие в основном на юге штата Мадхья-Прадеш, также ставят вопрос о создании на территории своего расселения штата Гондвана, и т.д.

Наряду с санталами и гондами в защиту своих прав выступают и другие отставшие в социальном, экономическом и культурном развитии народы Индии (так называемые адиваси): бхили, ораон, кхонд, мунда, хо, корку и др.

Не менее остры в Индии и противоречия на религиозной почве. Выше уже говорилось о постоянно тревожащей страну сикхской проблеме. Несмотря на все принимаемые меры предосторожности, периодически происходят также вспышки индуистско-мусульманской розни (напомним, что в Индии живет около 100 млн мусульман, образующих 11% населения страны).

Говоря об этнополитической обстановке в Индии, нельзя не упомянуть и о трениях, связанных с кастовым делением индийского общества. Особенно осложняет ситуацию в стране жестокая дискриминация так называемых неприкасаемых каст (которых ныне именуют эвфемистическими названиями - хариджаны, что означает "дети Бога", или далиты, т.е. угнетенные).

Не лишена этнических и религиозных противоречий и такая страна, как Бангладеш. В настоящее время в весьма тяжелом положении находятся там так называемые бихари - преимущественно урдуязычные мусульмане, мигрировавшие из Бихара и некоторых других регионов после раздела Британской Индии. Будучи сторонниками идеи единого Пакистана, они после выделения Бангладеш из состава этого государства стали подвергаться различным притеснениям. Пакистан обещал принять бихари на свою территорию, но свое обещание выполнил лишь частично.

Недовольны своим положением и племена так называемого Горного Читтагонга, расположенного на юго-востоке Бангладеш. Они пользовались во времена Британской Индии значительной внутренней авто­номией, но позже были лишены этой привилегии. Особенно активно выступает за восстановление автономии крупнейший из народов Горного Читтагонга чакма, имеющий тибето-бирманское происхожде­ние, но перешедший на бенгальский язык. Борьба чакма и некоторых других горных племен вылилась начиная с 70-х годов в партизанскую войну.

Вооруженный характер приобрела и борьба основного национального меньшинства Шри-Ланки тамилов за автономию и свои граждански6 права. Ожесточенные военные действия в этом государстве между тамилами и преобладающими по численности сингалами привели к вмешательству (с согласия правительства Шри-Ланки) индийских войск. И хотя противоборствующим сторонам удалось достичь компро­миссного решения (Северной и Восточной провинции, где сосредоточена большая часть тамилов, была предоставлена автономия, тамильский язык получил в этих районах равноправное положение с сингальским языком и т.д.), не все участники конфликта как с тамильской, так и сингальской стороны согласились с этим урегулированием.

Сложные национальные проблемы стоят перед странами Юго-Восточной Азии. Этот историко-культурный регион принадлежит к числу сложнейших по этническому составу населения областей мира. В течение многих десятилетий в некоторых странах Юго-Восточной Азии национальные меньшинства ведут борьбу (в том числе и вооруженную) за автономию или независимость.

В Мьянме вскоре после достижения страной независимости "осво­бодительные армии" каренов, шанов и качинов начали вести борьбу за отделение и создание независимых государств. И хотя в этой борьбе были периоды особенно бурных вспышек и затухания, она не прекра­щается и по сей день. Особенно большую напористость проявляет самое крупное национальное меньшинство Мьянмы - карены.

Сепаратистские тенденции в Маянме, Таиланде и Лаосе теснейшим образом связаны с существованием в пограничных районах этих государств и Китая так называемого Золотого треугольника – одного из главных мировых центров производства опиума. Горные племена, живущие на территории этого "треугольника", получают большие доходы от выращивания опийного мака и цепко держатся за важный источник своего существования.

В северной, горной части Таиланда для большинства расселенных здесь племен (хмонг, или мяо, яо, кхму, катин, лису, лаху и др., исключение составляют только карены и акха) опийный мак является основной товарной культурой. Из-за возделывания мака у племен часто происходят вооруженные столкновения с властйми, причем особенно упорные боевые действия вели в конце 60-х - начале 70-х годов так называемые красные мяо.

Конфронтационные отношения сложились у народов хмонг .и с коммунистическим правительством Лаоса. Крупная хмонгская воору­женная группировка под командованием генерала Ванг Пао, хмонга по национальности, была хорошо вооружена американцами и в течение нескольких лет сражалась с лаосскими коммунистами, однако все же потерпела поражение и отступила в Таиланд, спорадически продолжая совершать оттуда партизанские рейды.

Во Вьетнаме ряд горных народов также был втянут в политическую борьбу. На первых порах пришедшие к власти в Северном Вьетнаме коммунисты придерживались политики создания в зоне расселения национальных меньшинств автономных районов. Были созданы два таких района: Вьет-Бак, преимущественно населенный тай, нунг и яо и Тай-Мео, где преобладали тхай и мяо. Однако уже в 1978 г. автоном­ные районы "в интересах ускорения построения социализма" былиликвидированы. В Южном Вьетнаме нацменьшинства горных районов (раде, зярай, бахн'ар, сэданг, ере и др.), которым в годы французского правления была предоставлена определенная степень автономии, были крайне недовольны размещением в их районах около полумиллиона беженцев-католиков из коммунистического Вьетнама, ограничением прав собственности на землю, ликвидацией особой административной и судебной системы для горцев, установленной колониальными властями и прекращением преподавания на родных языках, и начали борьбу против южновьетнамских властей. Пришедшие в Южный Вьетнам американцы пытались как-то сгладить возникшие противоречия, но поддерживаемая ими политика создания "страгетических деревень" и связанная с ней катастрофическая депопуляция в этих районах привели к тому, что часть горцев стала оказывать помощь ведшим партизан­скую войну на юге Вьетнама коммунистам. Однако после победы ком­мунистов в Южном Вьетнаме горцы довольно быстро разочаровались в реально проводимой ими политике и вновь начали вооруженную борьбу за свои права.

В Малайзии и островной части Юго-Восточной Азии (в Индонезии, на Филиппинах) довольно остро стоит проблема взаимоотношений меж­ду малайцами и другими сравнительно развитыми австронезийскоязыч-ными народами, живущими на данной территории, с одной стороны, и первопоселенцами этих мест, намного уступающими более поздним при­шельцам в социальном, экономическом и культурном развитии, - с дру­гой. Первопоселенцы представляют собой малочисленные племена разного происхождения, и некоторые из них в расовом отношении весь­ма сильно отличаются от основной части населения: они низкорослы, более темнокожи, имеют курчавые или волнистые волосы и т.д. Ос­новная угроза этим племенам исходит от сведения лесов, которые явля­ются главным местом их расселения, а также от экспроприации зани­маемых ими земельных участков в целях создания фермерских хозяйств по выращиванию товарных культур. В Малайзии эти отставшие в своем развитии народы, кроме того, страдают от попыток насильствен­ной ассимиляции ("малаизации") и исламизации.

Остры в некоторых странах Юго-Восточной Азии взаимоотношения между давними жителями, с одной стороны, и переселившимися сюда китайцами и их потомками - с другой.

Если в Сингапуре китайцы, образующие, как уже отмечалось, свыше 3/4 населения, занимают ключевые позиции как в экономи­ческой, так и политической жизни этого островного государства, то в Малайзии, Индонезии и некоторых других странах они находят­ся в положении дискриминируемого национального меньшинства. В Малайзии, где китайцы составляют около 1/3 населения и в пода­вляющем своем большинстве являются малайзийскими гражда-нами, они ограничены в правах по сравнению с малайцами. В частности, для китайцев существуют специальные ограничительные квоты в вузах, им сложнее получить разрешение на создание коммер­ческого предприятия и т.д. (несмотря на все подобные ограничения, средний уровень жизни китайцев все же значительно выше уровня малайцев).

Еще жестче политика в отношении китайского населения в Индонезии, где к тому же оно подвергалось в некоторые периоды жестоким преследованиям (во время погромов в 1965 г. были убиты многие тысячи китайцев).

В тяжелое положение попали в последние десятилетия живущие на южных Молуккских островах амбонцы. Будучи в отличие от большин­ства индонезийцев-мусульман протестантами-реформатами, амбонцы пользовались в годы господства Нидерландов в Индонезии некоторыми льготами, многие из них служили в колониальной армии. После ликви­дации голландской власти амбонцы создали Республику Южных Мо­луккских островов и поставили своей целью отделение от Индонезии. Движение за независимость было подавлено индонезийской армией, однако партизанская борьба продолжалась.

Хотя китайские коммунисты провозгласили в 1931-1045 гг. право национальных меньшинств на самоопределение, этот лозунг не был осуществлен ими на практике. Все же после образования Китайской Народной Республики в ней стали создаваться автономные территории разного иерархического уровня. Самыми крупными среди них были пять автономных районов: Внутренней Монголии, Нинся-Хуйский, Синьцзян-Уйгурский, Чжуанский и Тибетский. Было провозглашено также полное равноправие всех национальностей Китая, поставлена цель преодолеть отсталость тех народов, которые по тем или иным причинам уступали китайцам в своем социальном, экономическом и культурном развитии. Однако в действиях руководства Китая уже на очень ранней стадии стали заметны некоторые тенденции к ограничению прав национальных меньшинств, а также стремление к их ассимиляции. Позже политика в отношении меньшинств стала носить откровенно шовинистический характер. В комитетах Коммунистической партии Китая в автономных районах на наиболее важные посты стали назначаться китайцы, а не представители нацменьшинств, в области расселения меньшинств, в частности в Синьцзян-Уйгурский и Тибетский автономные районы, где представители нацменьшинств пока еще составляют большинство насе­ления, были переселены крупные группы китайцев. В Синьцзян-Уйгурском автономном районе отмечались многочисленные случаи побуждения уйгуров вступать в смешанные браки с китаянками. Подобные действия, конечно, не могли не вызвать возмущение и, в частности, привели к бегству значительных групп уйгурского населения за пределы Китая. Особенно сильное сопротивление наблюдалось в Тибете, где китайские власти пытались насадить среди весьма религиозного местного населения марксистско-ленинский атеизм. Из 3– 4 тыс. монастырей, существовавших прежде в Тибете, к 1981 г. сохранилось только 13. Кроме того, во многих школах перестали преподавать тибетский язык, в тех же школах, где преподавание этого языка продолжалось, оно длилось только первые три года учебы. Почти перестали издаваться книги на тибетском языке, имеющем, какизвестно, древнюю письменность, Восстания в Тибете, происходившие и ранее, приобрели во второй половине 80-х годов почти что регу­лярный характер. За восстанием в 1987 г. последовали выступления в марте 1988 г., декабре 1988 г., марте 1989 г. Все они жестоко подавлялись.

В Японии нацменьшинства живут в более благоприятных условиях, хотя и их положение далеко от идеального. Крупнейшая инонацио­нальная группа страны - корейцы (около 700 тыс.), несмотря на то что 3/4 их родились на Японских о-вах и признают своим основным языком японский, до сих пор рассматриваются в качестве иностранцев, обязанных выполнять унизительную процедуру снятия отпечатков пальцев.

Единственной группой Японии, которая может быть названа коренным нацменьшинством, являются айны (25 тыс.). Они страдают от пренебрежительного отношения со стороны значительной части япон­цев, которые считают их народом невысокой культуры (само слово "айну" приобрело на японском языке уничижительный оттенок). Уро­вень жизни айнов низок, возможность получить хорошую работу неве­лика. Высокая безработица характерна и для этнической группы япон­ского народа рюкюсцев (окинавцев). Однако наиболее угнетенной ча­стью японского общества продолжает оставаться своеобразная сосло-вно-кастовая группа буракуминов (2-3 млн человек). Ни внешне, ни по языку буракумины не отличаются от остальных японцев, однако их нередко не желают принимать на достаточно престижную работу, а некоторые фирмы даже стараются обзавестись списками представи­телей этой группы, чтобы не брать их на свои предприятия. Эти предрассудки остались с того далекого времени, когда буракуминов воспринимали неполноценными людьми, могущими выполнять лишь ритуально нечистую работу (забивать животных, захоранивать трупы и т.д.). Одну из групп буракуминов, так называемых хинин, образовы­вали лица непрестижных профессий: нищие, проститутки, бродячие артисты, медиумы, предсказатели судьбы, а также странники и лица, скрывавшиеся от правосудия. Несмотря на то, что и профессии, и материальное положение буракуминов существенно изменились, предубежденность против них в японском обществе еще очень сильна.