Этнический состав населения Российской Федерации (тыс.чел.)

 
Все население 147021,9 145164,3
Русские 119865,9 115868,5
Татары 5522,1
Украинцы 4362,9 2943,5
Башкиры 1345,3 1673,8
Чуваши 1773,6 1637,2
Чеченцы
Армяне 532,4 1130,2
Мордва 1072,9 844,5
Белорусы 1206,2 814,7
Аварцы 757,1
Казахи 635,9 655,1
Удмурты 714,8 639,9
Азербайджанцы 335,9 621,5
Марийцы 643,7 604,8
Немцы 842,3 597,1
Кабардинцы 386,1 520,1
Осетины 402,3 514,9
Даргинцы 353,3 510,2
Буряты 417,4 445,3
Якуты 380,2
Кумыки 277,2 422,5
Ингуши 215,1 411,8
Лезгины 257,3 411,6
Другие 4036,1

 

Наиболее высок удельный вес в населении России народов индоевропейской языковой семьи.Особенно многочисленна в ней славянская группа, к которой относится основной народ страны - русские, очень близкие к ним по языку и культуре украинцы и белорусы, а также поляки, чехи, болгары, сербы. К балтийской группе индоевропейской семьи принадлежат литовцы и латыши, к германской - немцы, к романской - молдаване и румыны, а также обосновавшиеся в России испанцы и кубинцы, к греческой– греки, к иранской– осетины, горские евреи (часть из них назвала себя при проведении переписи татами), курды, таджики, среднеазиатские (бухарские) евреи, персы, к индоарийской -цыгане, к армянской - армяне. Особое положение в языковом отношении занимают евреи, родным языком которых был близкий к немецкому идиш, а ныне стал по большей части русский (идиш, по данным переписи 1989 г., считало своим родным языком только 9% живущих в России евреев).

Вслед за народами индоевропейской семьи идут по численности этносы алтайской семьи, представленной тюркской, монгольской, тунгусо-маньчжурской и корейской группами. К тюркской группе относятся татары, нагайбаки (говорящие на татарском языке, но придерживающиеся православия), крымские татары, башкиры, балкарцы, карачаевцы, кумыки, ногайцы, казахи, каракалпаки, киргизы, азербайджанцы, турки, гагаузы, туркмены, узбеки, уйгуры, алтайцы, тубалары, кумандинцы, челканцы, телеуты, чулымцы, шорцы, хакасы, тувинцы, тофалары, якуты, долганы, чуваши, к монгольской группе - буряты, халха-монголы, калмыки, к тунгусо-маньчжурской группе - эвенки, эвены, негидальцы, нанайцы, ульчи, ороки, орочи, удэгейцы и близкие к ним по происхождению тазы, к корейской группе- корейцы.

Немало в России и народов уральско-юкагирской языковой семьи, подразделяющейся на финно-угорскую, самодийскую и юкагирскую группы. Наиболее многочисленна среди них финно-угорская группа. К ней принадлежат карелы, финны (в основном так называемые ин-германландцы), ижорцы, эстонцы, водь, вепсы, саамы, марийцы, морд­ва, удмурты, бесермяне (говорящие на удмуртском языке, но отличные от удмуртов по происхождению), коми, коми-пермяки, манси, ханты, венгры. Самодийскую группу образуют ненцы, энцы, нганасаны, селькупы, юкагирскую - юкагиры и чуванцы (чуванцы прежде говорили на языке, очень близком к юкагирскому, но затем перешли либо на русский, либо на чукотский).

Северокавказская языковая семья ограничена территорией Северного Кавказа. Она делится на абхазско-адыгскую и нахско-дагестанскую группы. В первую входят кабардинцы, черкесы, адыгейцы и шапсуги (иногда эти четыре близких этноса считают единым народом), абазины и абхазы, во вторую - чеченцы (включая аккинцев), ингуши, аварцы, 13 андо-цезских народов (андийцы, ботлихцы, годоберинцы, кванадинцы, или багулалы, ахвахцы, каратинцы, тиндинцы, чамалинцы, цезы, гинухцы, хваршинцы, бежтинцы, гунзибцы), арчинцы, лакцы, дар­гинцы, кубачинцы, кайтагцы, табасараны, лезгины, агулы, рутульцы, цахуры, удины.

Остальные языковые семьи невелики по численности. К чукотско-камчатской языковой семье относятся чукчи, коряки, алюторцы (алюторцев иногда считают этнографической группой коряков), керекии ительмены, к эскимосско-алеутской – эскимосы и алеуты, к картвельской- грузины и грузинские евреи, к афразийской(семито-хамитской) - ассирийцы и арабы, к сино-тибетской – китайцы, к австроазиатской -вьетнамцы.

Два народа России – кеты и нивхи – говорят на изолированных языках.

Основной народ России - русские - составили примерно 81,5% от общего числа жителей Российской Федерации.

Перечисленные 36 народов численностью 100 тыс. человек и более в целом составили в 1989 г. свыше 17% населения России. Оставшиеся 100 небольших по численности этносов вместе с совсем малочисленными национальными группами численностью менее 1 тыс. человек образуют лишь немногим более 1% населения страны. Однако и среди этих этносов различия в численности очень большие: наряду с народами, насчитывающими по нескольку десятков тысяч человек (поляки, табасараны, греки, хакасы, балкарцы, ногайцы, литовцы, алтайцы, черкесы и др.), есть и народы численностью всего в несколько сот человек (орочи, тофалары, алеуты, негидальцы, ороки, энцы и др.).

Столетия совместного проживания в одной стране привели к тому, что многие народы России живут вперемежку друг с другом. Тем не менее во всех без исключения крупных регионах Российской Федерации (Северном, Северо-Западном, Центральном, Центрально-Черноземном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском, Северо-Кавказском, Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском, Дальневосточном) подавляющее большинство населения - русские. В краях и областях РФ русские составляют от 72 (Астраханская, Оренбургская и Магаданская области) до 97% населения (Курская, Орловская, Тамбовская и Липецкая обла­сти). Русским принадлежит большинство населения и во всех, кроме двух (Коми-Пермяцкого и Агинского Бурятского) автономных округах, а также в Еврейской автономной области. Русские образуют абсолютное большинство населения также в 9 из 21 республики, входящей в состав РФ (в Хакасии, Карелии, Бурятии, Адыгее, Мордовии, на Алтае, в Удмуртии, Коми, Саха) и относительное большинство в трех республиках (в Марий Эл, Карачаево-Черкесии и Башкортостане).

В некоторых национально-территориальных образованиях русские составляют подавляющее большинство населения. Например, в Еврейской автономной области доля русских - 83%, в Республике Хакасия -79, Республике Карелия - 74, Республике Бурятия - 70%.

К числу относительно крупных народов, достаточно компактно расселенных, относятся также тувинцы (доля концентрации в своей республике - 96%), якуты (96%), кабардинцы (94%), аварцы (91% в Дагестане), балкарцы (90%), калмыки (88%), коми (87%), лакцы (86% в Дагестане), карачаевцы (86%), алтайцы (85%), кумыки (84% в Да­гестане), табасараны (84% в Дагестане), осетины (83%), чеченцы (82% в неразделенной тогда еще Чечено-Ингушетии), хакасы (80%), лезгины (79% в Дагестане), даргинцы (79% в Дагестане), черкесы (79%), ады­гейцы (78%), ингуши (76% в Чечено-Ингушетии).

Таким образом, высокая доля концентрации на своей исходной территории свойственна прежде всего народам Северного Кавказа, что связано с относительно поздним вхождением этого региона в состав России.

Из народов, имеющих свои республики, невысокая доля концентрации населения в своем национально-государственном образовании характерна для мордвы (29%), татар(32%), марийцев (50%) и чувашей (51%), т.е. для этносов Поволжья, отличающихся крайней дисперсностью расселения. Такая дисперсность обусловлена давним освоением русскими этой территории, э также значительной миграционной подвижностью поволжских народов.

Чрезвычайно низка доля концентрации в своем национально-территориальном образовании евреев (1,7% в Еврейской автономной области, при 33% в Москве и 20% в Санкт-Петербурге), что убедительно свидетельствует об искусственном характере этого образования.

Что касается малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, имеющих свои автономные округа, то степень концентрации их в этих образованиях заметно колеблется. Так, если 87% ненцев сосредоточено в трех ненецких округах (один из них у ненцев общий с другим этносом), то в Эвенкийском автономном округе сконцентрировано лишь около 12% эвенков; у большинства же народов доля лиц, проживающих в своих округах, составляет 75-80%. Однако удельный вес малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в общем населении округов, названных по их имени, невысок: от 1,4% в Ханты-Мансийском автономном округе до 16% в Корякском.

Высокой рассредоточенностью населения отличаются большинство народов, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований. Первое место здесь принадлежит, безусловно, цыганам, что связано с их кочевническими традициями. Проживая во всех административно-территориальных образованиях России, они нигде не образуют сколько-нибудь значительного процента населения. Выше всего их доля в населении Ставропольского края, но и там она составляет лишь 0,5%.

Дисперсно расселены и такие национальные группы, как немцы, поляки, корейцы. Например, немцы, хотя и образуют более или менее крупные группы в ряде областей и краев Западной и Восточной Сибири, Урала, однако даже в двух районах самой высокой концентрации немецкого населения - Омской области и Алтайском крае - сосредо­точено соответственно только 16 и 15% всех немцев России. В Омской области они составляют лишь немногим более 6% общего населения, в Алтайском крае - около 5%.

Поляки также разбросаны по многим областям России, причем наиболее крупные их группы имеются в Санкт-Петербурге (8% всего польского населения РФ), Москве (7%) и Калининградской области (около 5%). Однако даже в районах своего преимущественного сосредо­точения поляки образуют в общем населении лишь десятые и сотые доли процента.

Корейцы при общей дисперсности своего расселения, все же сконцентрированы по большей части в двух регионах страны: на Дальнем Востоке и Северном Кавказе. В Сахалинской области живет 33% всех российских корейцев, и они составляют там 5% населения.

Довольно компактные этнические массивы образуют проживающие в России греки (в Краснодарском и Ставропольском краях) и финны (в Республике Карелия и Ленинградской области). В то же время представители некоторых других европейских народов (болгары, румыны, венгры и т.д.) расселены по территории страны весьма разбросанно. Дисперсный характер расселения свойствен живущим в России гагаузам, ассирийцам, курдам.

Малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, не имеющие своих автономий (эвены, шорцы, нанайцы, нивхи, селькупы, ульчи, ительмены, удэгейцы, саамы, эскимосы, чуванцы, нганасаны, юкагиры, кеты, тофалары, орочи, алеуты, негидальцы, ороки, энцы, телеуты, чулымцы, алюторцы, кереки, тазы), расселены достаточно компактными этническими массивами, хотя в большинстве случаев каждый этнос образует по несколько территориально разобщенных этнических массивов.

Дисперсное расселение характерно и для проживающих в России представителей ряда основных этносов бывших союзных республик СССР. Украинцы, являющиеся третьей по численности этнической группой РФ, имеются в более или менее значительном числе почти во всех областях, краях и республиках. Наиболее высока доля украинцев в населении Магаданской (15%), Мурманской (9%), Тюменской областей (8%), Республики Коми (8%), Приморского края (8%), Калининградской области (7%), Республики Саха (7%), Амурской области (7%), Хабаровского края (6%), Белгородской области (5%). Некоторая "приуроченность" украинского населения к суровым, северным районам была обусловлена как интенсивной вольной миграцией с Украины на зара­ботки, так и имевшим место в прошлом насильственным переселением в места ссылки.

Широко (хотя и не в такой степени, как украинцы) расселены по территории России белорусы. Самая значительная белорусская группа - в Санкт-Петербурге, а наиболее высокий удельный вес белорусов в населении Калининградской области (8%) и Республики Карелия (7%).

Дисперсное расселение свойственно и живущим в Российской Федерации грузинам, узбекам, киргизам и таджикам.

Живущие в России казахи, в отличие от предыдущих национальных групп, в основном тяготеют к пограничным с Казахстаном областям: Астраханской (20% всех казахов в России и 13% всего населения области), Оренбургской (соответственно 18 и 5%), Омской (12 и 4%), Саратовской (12 и 3%) и др.

Довольно компактно расселены армяне, сосредоточенные преимущественно на Северном Кавказе: в Краснодарском крае (32% всех армян в России и 4% населения края), Ставропольском крае (соответ­ственно 13 и 3%), Ростовской области (12 и 1,5%) и т.д.

Азербайджанцы живут в разных регионах России, однако лишь в Республике Дагестан они образуют компактный этнический массив (22% всех азербайджанцев в России и 4% населения республики).

Некоторые народы, ранее имевшие союзные республики в составе СССР, - молдаване, литовцы, латыши, эстонцы, туркмены, хотя и образуют в ряде районов России небольшие компактные этнические массивы (молдаване - в Ростовской области и Краснодарском крае, прибалтийские народы - в Красноярском крае и Омской области, туркмены - в Ставропольском крае), однако в основной своей части расселены дисперсно.

В последние годы и особенно после распада СССР направление миграцийсильно изменилось. Если раньше главный поток переселенцев устремлялся из России в другие республики, то теперь, наоборот, наблюдается приток русскоязычного населения в РФ. Такой обратный поток русских в Россию связан прежде всего с тем, что в новых независимых государствах, возникших на территории бывшего СССР зачастую проводится явно дискриминационная политика по отношению к некоренному населению. И этот поток, по-видимому, будет расти. Кроме того, в Россию направляется также мощный поток переселенцев разных национальностей из районов межнациональных конфликтов.

Едут в Россию и мигранты (причем многие из них нелегальные) из дальнего зарубежья. В 1993 г. только в Москве нелегально жили около 100 тыс. иностранцев, половину которых составляли китайцы, 15 тыс. - афганцы, 10 тыс. - иракцы, остальные - сомалийцы и представители других национальностей.

Приток населения из стран ближнего зарубежья мог бы быть еще большим, если бы не кризисное состояние российской экономики, сильно затрудняющее создание нормальных условий жизни для переселенцев и беженцев. Сложная экономическая и политическая ситуация в России, несомненно, останавливает часть потенциальных мигрантов. Следует также учитывать, что крупномасштабное переселение, если к нему не быть подготовленным, может усугубить и без того напряженную обстановку. Однако миграции могут оказать и известное позитивное воздействие на экономику России, увеличив долю ее трудоспособного населения (особенно ценен приток высококвалифицированных специалистов) и улучшив демографическую ситуацию. Для решения проблем переселенцев создана Российская миграционная служба, призванная оказывать помощь беженцам и репатриантам в их обустройстве на новом месте.

Трудности, переживаемые ныне Россией, а также нерешенность многих национальных вопросов приводят к усилению эмиграции в дальнее зарубежье. Резко возрос начавшийся еще несколько десяти­летий назад выезд евреев и немцев, увеличивается эмиграция греков и финнов.

Шедшие на протяжении последних десятилетий миграции привели к существенным изменениям в расселении народов. На протяжении многих лет росла абсолютная, а вплоть до конца 70-х годов и относительная численность русских, расселенных за пределами РФ. В 1959 г. русских, живших в других республиках СССР, насчитывалось 16 250 тыс. (13,8% их общего числа в СССР), в 1970 г. - 21 270 тыс. (16,5%), в 1979 г. - 23 875 тыс. (17,4%), в 1989 г. - 25 289 тыс. (17,2%). Лишь в самые последние годы по. упомянутым выше причинам эта господствовавшая прежде тенденция пошла на убыль, а затем сменилась; прямо противоположной.

На протяжении длительного времени, с одной стороны, увеличивалась численность представителей коренных народов бывших авто­номных республик, живших за пределами своих национально-государ­ственных образований; с другой стороны, массовые миграции русских на восток привели к тому, что удельный вес коренных народов во многих национально-государственных и национально-территориальных образованиях неуклонно снижался.

В России в основном распространены этнообъединительные процес­сы. В прошлом российской истории были известны процессы этнической фузии (один из последних процессов такого рода - слияние нескольких близких по языку и культуре тюркоязычных племенных и террито­риальных групп в хакасский народ), однако теперь на территории РФ они отсутствуют.

Зато для России характерна этническая консолидация. Ею затронуты почти все более или менее значительные по численности народы страны. Так, многие из существовавших прежде субэтнических групп русских либо прекратили свое существование (например, однодворцы), либо сильно приблизились в культурном отношении к основной части русского народа (например, поморы, а также ранее сильно обособленные субэтнические группы крайнего северо-востока страны: колымчане, русские устьинцы, марковцы, камчадалы). Все слабее ощуща­ются различия между двумя основными субэтническими подразде­лениями чувашского народа: вирьял и анатри, между северными и южными удмуртами. Идет консолидация и других этносов Поволжья и Урала, народов Северного Кавказа (например, у осетин сплачиваются две основные их субэтнические группы - иронцы и дигорцы), этносов Сибири и Дальнего Востока (консолидируются восточные и западные буряты, разные группы калмыков, чукчей, коряков и т.д.).

И все же темпы этнической консолидации не столь уж стреми­тельны, как ранее утверждали некоторые исследователи. Так, еще очень далек от завершения процесс консолидации мордовского этноса, два субэтноса которого - мокша и эрзя - говорят на двух родственных, но не взаимопонимаемых языках (при встрече друг с другом предста­вители этих субэтносов вынуждены использовать русский язык). Почти столь же далека от полного завершения и консолидация марийского народа, до сих пор пользующегося двумя разными литературными языками. Консолидацию хантыйского народа также затрудняют силь­ные языковые отличия. Продолжают сохранять большие хозяйственно-культурные различия северные и южные селькупы, территориально разобщенные друг от друга. Многие народы Сибири и Дальнего Востока до сих пор самоопределяют себя племенными и террито­риальными названиями.

В некоторых случаях говорили об этнической консолидации этносов, сама целостность которых вызывает большие сомнения. Таковыми были, например, рассуждения об этнической консолидации якобы окончательно сложившегося татарского этноса, причем в его состав включались, наряду с казанскими татарами и мишарями, также астраханские татары, западносибирские татары, нагайбаки, а иногда даже и крымские татары. В действительности же вопрос о единстве всех татар сложен. Так, нагайбаки четко отделяют себя от татар, что, в частности, показали материалы переписи 1989 г.: подавляющее большинство представителей этой этнической общности не назвали себя татарами, а указали свой собственный этноним. Признания себя самостоятельным этносом требуют и представители западносибирских татар, отличающихся от казанских татар не только своими диалектами, но и антропологическим типом (они более монголоидны). Кроме того, большинство этнических групп татар живет в значительном территориальном отрыве друг от друга, что, безусловно, затрудняет консолидационный процесс. Но даже живущие на смежных территориях казанские татары и мишари не обнаруживают особого взаимотяготения.

Широкое распространение получили в РФ процессы. Объектами ассимиляции являются малочисленные этно­сы, народы, живущие в этнической ассимиляции сильном территориальном смешении с другими народами, а также национальные группы (нередко состоящие из живу­щих обособленно представителей достаточно крупных и хорошо консолидированных этносов), для которых характерно дисперсное рас­селение. Важным каналом ассимиляционного процесса в России служат межэтнические браки, однако имеет место и "внесемейная" ассимиляция.

Из малых народов России в XX в. были ассимилированы тюрко-язычные сойоты, влившиеся в бурятский народ. Растворились среди окружающего русского населения близкие к кетам юги, процесс ассимиляции (языковой, а затем и этнической) частично затронул и многие другие малочисленные народы Сибири и Дальнего Востока. Так, по данным переписи 1989 г., русский язык считали родным 82% орочей, 80% ительменов, 76% нивхов, 72% алеутов, 71% чуванцев и т.д. Конеч­но, переход на другой язык еще не означает этнической ассимиляции данных групп (например, практически все чуванцы перешли на русский либо на чукотский язык, но сохраняют свое этническое самосознание), однако говорит о том, что предпосылки для такой ассимиляции созданы.

Подвергаются частичной ассимиляции основным народом страны и некоторые народы Европейской части России, прежде всего мордва, карелы, финны-ингерманландцы, вепсы, живущие в сильном смешении с русскими. Выше уже говорилось о неуклонном уменьшении в последние годы численности мордвы, карел и финнов. Правда, резкое падение численности финнов-ингерманландцев объясняется не только ассимиляцией, но и переездом части из них в Эстонию после получения в конце 50-х годов соответствующего разрешения.

Несмотря на достаточно компактный характер расселения, значительной ассимиляции, судя по данным переписей, подвергаются и коми-пермяки.

Ассимиляция охватила также представителей многих этнических общностей, в основном сосредоточенных за пределами России, а в ней самой - расселенных дисперсно. Правда, скорость развития ассимиляционных процессов у разных живущих в России национальных групп различна. Быстрее всех сливаются с русскими представители двух близких им по языку и культуре восточнославянских народов - белорусов и украинцев (этот процесс можно назвать, как говорилось в ; гл. 8, этнической конверсацией). Обычно дети прибывших на жительство в Россию белорусов и украинцев считают своим родным языком русский и обладают определенными элементами русского этнического . самосознания, хотя полному растворению их среди русского населения . мешают пока еще существующие правила указания в паспортах национальной принадлежности, в соответствии с которыми последняя , определяется не по самосознанию, а по национальности отца или матери. Дети, родившиеся в России в смешанных белорусско-русских и украинско-русских семьях, в подавляющем большинстве случаев называют себя русскими. Вместе с тем растворение среди русских украинцев существенно замедлено в тех районах, где последние живут компактными группами, а таких мест немало.

Довольно быстрой ассимиляции подвергаются живущие в РФ представители других славянских народов: поляки, болгары, чехи, сербы. Все эти этносы живут в России дисперсно, что облегчает процесс их ассимиляции.

Русский язык указали в качестве родного 75% поляков, русскоязычно и подавляющее большинство болгар, чехов, сербов. Правда, языковая ассимиляция еще не говорит об ассимиляции этнической, и полному слиянию с русскими издавна живущим в России полякам и чехам мешает, помимо всего прочего, традиционная религиозная принадлежность.

Представители других некоренных этносов России ассимилируются русскими в значительно более слабой степени.Так, немцы, несмотря на давнее проживание в нашей стране, и высокую долю лиц, перешедших на русский язык (58%), довольно стойко сохраняют свое этническое самосознание. Их численность за 30-летний период немного возросла, несмотря на существенные масштабы эмиграции в Германию. Сохра­нению немецкого этноса в немалой степени способствует то, что большая часть немцев расселена достаточно компактными группами.

Еще медленнее протекает процесс ассимиляции корейцев, которому препятствует ярко выраженная культурная специфика этой этнической общности, а также и ее антропологическая обособленность. Хотя корейцы уже давно живут в России и большинство из них (63%) считают русский родным языком, они, как и немцы, хорошо сохраняют этническое самосознание и проявляют высокую внутриэтническую солидарность.

Проявляют этническую стойкость и живущие в России представители тюркоязычных этносов, составляющих основное население нескольких республик бывшего СССР (казахи, азербайджанцы, узбеки), чему способствует их существенная культурная специфика. Подавляю­щее большинство представителей этих народов сохраняют свой национальный язык.

Говоря об этнообъединительных процессах, необходимо сказать и о своеобразном по своему характеру этническом взаимодействии некоторых народов Дагестана. Там с крупнейшим народом республики – аварцами в определенной мере сблизились 13 малочисленных андо-цезских народов и арчинцы, а со вторым по численности народом – даргинцами – кайтагцы и кубачинцы.

Не вполне подтвердилось и мнение многих исследователей о том, что в рамках всего бывшего СССР широкие масштабы приобрел процесс межэтнической интеграции населения. И хотя определенное культурное взаимодействие народов бывшего СССР трудно отрицать, констатация появления некой интернациональной общности - советского народа была ошибочной.

Процессы этнического разделения для России не особенно характерны. Из двух типов этих процессов - этнической парциации и этнической сепарации - в нашей стране представлен - лишь второй, состоящий в отделении от какого-либо народа его сравнительно неболь­шой части, со временем превращающейся в новый самостоятельный этнос.

К процессам сепарацииможно отнести выделение в самостоятельный народ нагайбаков, живущих ныне в Верхнеуральском районе Челябинской области. Эта группа крещеных татар, переселенная на Урал в конце XVIII в., на протяжении длительного времени территориально оторванная от основного казанско-татарского этнического массива и отличающаяся от него по религии, и прежде была слабо связана с остальными татарами, хотя в материалах последних переписей вклю­чалась в их состав. Ныне нагайбаки все решительнее требуют иденти­фикации их в качестве отдельного этноса.

Отдалились от своего материнского этноса и тазы, живущие в южной части Приморского края. Имея удэгейское происхождение, они в результате культурных контактов с китайцами сильно окитаились, а в последнее время заимствовали и многие элементы русской культуры.