ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИИ

Вопрос о том, как и когда возникла религия, – сложный дискуссионный и философский вопрос. На него можно дать два взаимоисключающих ответа.

1. Религия появилась вместе с человеком.В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате акта творения. Религия воз­никла потому, что существуют Бог и человек, который спосо­бен воспринимать Бога. Сторонники этой точки зрения гово­рят, что если бы Бога не было, то не возникло бы и понятия о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о воз­никновении религии снимается:она существует исконно.

2. Религия – продукт развития человеческого сознания, т. е. человек сам создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий мир. Поначалу древние люди были атеистами, но вместе с искусством, зачатками на­уки, языком у них появились элементы религиозного мировоз­зрения. Постепенно они усложнялись и систематизировались. Отправной точкой для такого воззрения стала теория проис­хождения человека и его сознания в процессе биологической эволюции. Эта теория (гипотеза) достаточно стройна, но имеет два «слабых места»:

1) происхождение человека от обе­зьяноподобных (либо иных зоологических) предков никак не может считаться окончательно доказанным: слишком много здесь «темных мест», да и археологические находки останков древнего обезьяночеловека весьма отрывочны;

2) находки, сделанные при раскопках древнейших стоянок человека совре­менного типа подтверждают, что он уже имел некие (не совсем понятные нам) религиозные представления, а убедительных аргументов в пользу существования «дорелигиозного перио­да» в истории человечества так и не обнаружено.

Доктор богословия, профессор А.И. Осипов пишет: «О том, как возникла религия в сознании человека... религиозная точка зрения исходит из презумпции бытия Бога. Существо ее кратко можно выразить следующим образом: религия потому возникла и существует, что есть Бог действующий и человек, способный при определенных условиях воспринимать Бога. Самой идеи Бога не могло бы быть в человеческом сознании, если бы не было Бога и если бы человек не был существом богоподобным по своей при­роде».

Основы и предпосылки различают по разным основаниям: 1) выделяют виды связей – причинные, исторические, структур­ные и др.; 2) отличают факторы, действующие на стороне отно­шений вне психологии, сознания, познания, от тех, которые обнаруживаются в психике, сознании и познании людей; 3) раз­граничивают также космические, атмосферные, геотектонические, социумные, антропные, социокультурные, антропологические, психологические, гносеологические основы и предпосылки. Косми­ческие, атмосферные, геотектонические, социумные, антропные, часть социокультурных, антропологических факторов находятся на стороне отношений вне психологии, вне сознания и познания. Часть антропологических, психологические и гносеологические проявляются в контексте психологических процессов, в деятель­ности сознания и познания.

· Космические, атмосферные и геотектонические основы. Кос­мические факторы – это те явления и процессы, которые совер­шаются в Космосе: возбуждение солнечной активности, космичес­кие излучения, движения комет и астероидов, катастрофические взрывы светил, подобных Солнцу, сигналы из Космоса, влияние Луны на земные события, затмения Солнца и Луны, падения метеоритов и др. Взрыв, происшедший на Земле 65 млн. лет назад в результате падения астероида диаметром 10 км, уничтожил 90% биомассы на нашей планете и, возможно, оказался причиной гибели динозавров. Земля и сейчас подвергается бомбардировке астероидами. С космическими связаны процессы в земной атмосфере – ураганы, тайфуны, смерчи, засухи, чреватые наводнениями ливне­вые дожди и др., а также геотектонические движения, вызываю­щие вулканические извержения, землетрясения, оползни и проч. Замечен рост сейсмичности на нашей планете в связи с дрейфом и поворачиванием континентов.

· Социумные, антропные, социокультурные основы. Социумные основы связаны с жизнедеятельностью общества как целого; их образует совокупность материальных – экономических, тех­нологических – и производных от них отношений в духовной сфере – политических, правовых, государственных, нравственных и др. Определяющими являются материальные отношения. Но их влияние опосре­довано, на нее оказывают воздействие другие области духовной сферы – политика, государство, мораль, искусство, философия, наука. Основу религии составляет совокупность общественных отношений, господствующих над людьми в повседневной жизни, продуцирующих несвободу и зависимость, объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами. Основными сторонами этих отношений являются: стихийность общественных процессов; развитие отчужденных форм собственности, внеэкономическое и экономическое принуждение работника; неблагоприятные факто­ры в условиях жизни в городе и деревне, в индустриальном и сельскохозяйственном труде; скованность принадлежностью к классу, сословию, гильдии, цеху, касте, этносу, в рамках которых индивид выступает лишь как экземпляр множества (совокупнос­ти); частичность развития индивидов в условиях ограничивающего разделения труда; властно-авторитарные отношения, политичес­кий гнет государства; межэтнические конфликты, угнетение одно­го этноса другим; эксплуатация колоний метрополиями; войны и проч. Отношения людей развертываются в двух аспектах – их отношений к природе и друг к другу. Характер отношения людей к природе зависит от уровня развития производительных сил: от степени вооруженности сред­ствами производства, прежде всего орудиями труда (инструмен­тами, механизмами, машинами и проч.), а также от уровня развития людей – участников общественного производства. Чем ниже уровень развития производительных сил, тем в большей мере природные силы господствуют над людьми в повседневной жизни и соответственно тем властнее действует этот аспект социумных основ. Основой религии в первобытном обществе была низкая сту­пень развития производственных сил и ограниченность отношений людей рамками материального процесса производства, а значит, ограниченность всех их отношений к природе и друг к другу. Естественно – родовая связанность довлела над индивидами. При рабовладении, феодализме, капитализме, в «смешанных» общест­вах развитие подчинено законам движения отчужденных форм собственности. Рабовладельческий и феодальный строй предпола­гают внеэкономическое принуждение работника: рабовладельчес­кий основывался на непосредственных отношениях господства и подчинения; при феодализме личная зависимость обнаруживается как в отношениях материального производства, так и в других сферах жизни. Зависимы все – крепостные и феодалы, вассалы и сюзерены, миряне и духовенство. Для социальных связей в эту эпоху характерны авторитарность и корпоративность. Капитализм воспроизводит отношения господства и подчинения в опосредо­ванной форме. Юридически человек считается свободным, но подчинен экономическим регуляторам, законам движения капи­тала, который вносит свои «правила игры» в социальную, полити­ческую и другие области. В «смешанных» обществах переплетают­ся родо-племенные, феодальные, капиталистические и иные отно­шения, внеэкономическое принуждение соединено с экономичес­ким, традиционные структуры существуют наряду с новационными, рост степеней свободы сдерживается авторитарной, нередко военизированной системой управления и власти. По мере все большего разделения труда работник формируется как частичный индивид, прикованный к какому-то виду деятельности к получен­ному статусу. Тем самым увеличивается ограниченность людей, зависимость их от заданных обстоятельств, растет степень несво­боды.

· Психологические факторы религии – это состояния, процессы, механизмы общественной, групповой и индивидуальной психоло­гии, которые создают возможность, благоприятную психологичес­кую почву производства и усвоения религии. Различают общественно-психологические и индивидуально-психологические предпосылки. Общественно-психологические предпосылки; к ним относят: кризисные состояния общественно-психологической атмосферы, превратный характер общения, общественное и групповое мнение, неосознанные процессы, механизмы внушения, подражания, пси­хического заражения, традиции, обычаи и пр. Кризисные состояния общественно-психологической атмосфе­ры могут проявляться в настроениях разочарования в прошлом и настоящем, тревожного ожидания будущего, массовых и групповых страхах и страданиях и т.д.

· Гносеологические предпосылки образуют ограниченность познания, соединение знаний с заблуждениями и отрыв их от практики.

· Неограниченность и ограниченность познания. Познание чело­века есть процесс перехода от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному, движение через относительные истины и заблуждения к истине абсолютной, объективной. Отражение не может быть абсолютно точным и адекватным.

Не вдаваясь в детальные споры, мы можем констатиро­вать, что вопрос о происхождении религии остается открытым и вызывает острые мировоззренческие дискуссии.