ПОНЯТИЕ ОБ ЭТНОСЕ

Сегодня каждый житель Земли входит в несколько сообществ: все мы, земляне, представляем сообщество людей – человечество; живущие в России, граждане одной страны, – россияне. Однако все мы уже с рождения принадлежим к определенному сообществу – народу. Жители нашей страны говорят о себе: «мы – якуты», «мы – калмыки», «мы – татары», «мы – русские». Даже когда мы вовсе не осознаем этой принадлежности, тем не менее она существует. Каждый из жителей нашей планеты четко идентифицирует себя по отношению к какому-либо этническому сообществу, говоря о себе, кто он – «русский», «француз» или «японец». Приезжая в другую страну, мы сразу разделяем для себя понятия – «мы и они»: мы – русские, они – испанцы. Этнические различия людей очевидны в особенностях внешнего облика и национального характера, в типе одежды и жилища, в языке и религии. Все многообразие людей можно разделить на различные общности: социальные и этнические. Появление этнических общностей шло постепенно – от ранних форм к более поздним. Этническая структура человечества исключительно разнообразна, что определяется как обилием форм существования этноса, так и их иерархичностью. К сожалению, зачастую одни и те же термины, используемые этнографами, имеют разное содержание, обозначают разные этнические явления.

Понятие «этнос» не является привычным в нашем повседневном пользовании и общении, хотя оно все чаще звучит в теле- и радиопередачах. К нему чаще обращаются в последнее время российские политики и государственные деятели. Для нас более знакомы слова народ, народность, национальность, нация.

Любой этнос всегда проявляет себя как сложная социальная система. Поэтому он имеет массу различных характеристик, с одной стороны, сходных с другими общностями, а с другой, – выделяющих его среди них. Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и экономической жизни. Однако в результате миграций, вызванных различными историческими причинами, территория современного расселения этносов не всегда компактна, и многие народы могут быть расселены в пределах нескольких государств. К признакам, выражающим системные свойства существующего этноса и отделяющим его от других, относятся язык, народное искусство, традиции, обычаи, нормы поведения.

Обычно принято делить этносы на три типа. К самому раннему типу относится род и племя, характерные для первобытнообщинного строя. Второй тип этноса – народность – обычно связывается с рабовладельческой и феодальной формациями или же употребляется для обозначения этнических общностей и групп, населяющих страну и имеющих те или иные формы национально-территориальной автономии. Третий тип этноса – нация возникает с развитием капиталистических отношений и всемерной интенсификацией экономических связей. Вместе с тем следует помнить, что подобное деление этносов все же не отражает всего многообразия существующих на Земле форм этнических общностей и не означает, что процесс их образования и развития обязательно достигает последней стадии.

Род это группа людей, связанных единым происхождением по одной линии: материнской или отцовской. Род возникает из первобытного человеческого стада и дает начало виду этнических особенностей.

Племя – первая форма этнической общности, возникшая в первобытно-общинном строе из нескольких родов на основе их кровных связей.

В качестве базовых характеристик подобных обществ можно назвать: присваивающее хозяйство (охота, собирательство, рыболовство, опирающееся на «кормовые» ресурсы территории), половозрастное («естественное») разделение труда; дополитическая, догосударственная форма организации власти в масштабах сравнительно небольших родственных коллективов: распределительные отношения в виде дележа, отсутствие обмена внутри коллективов, неразвитость обмена между коллективами людей. Для доклассовых обществ характерно единство социума, объединенного родственными отношениями, и «протоэтноса» как группы, имеющей общую культуру и самосознание. Этот социальный организм отделен территориальными и брачными (эндогамными) границами от других подобных организмов.

Признаки племени: наличие племенной территории, хозяйственная общность, самосознание и самоназвание, наличие собственного диалекта. В настоящее время такая реликтовая форма организации этноса сохранилась: это индейцы (США, Мексика), адиваси (зарегистрированные племена в горных районах Индии).

Народностьэтническая общность людей, следующая за племенем и предшествующая нации (утратившие племенные отношения и не ставшие нациями малые народы Севера). Трансформация первобытного социума – протоэтноса в раннеклассовое общество происходила независимо во многих уголках мира, и прежде всего в районах, наиболее пригодных для примитивного земледелия.

В отличие от других объединений (например, этнолингвистических) народности складывались в ходе этнической консолидации, чрезвычайно сложной и противоречивой. Одним из факторов консолидации племенных общностей в народности было усиление межплеменных контактов по мере роста общей численности населения, что способствовало не только внутреннему сплочению племен, но и их сплочению по отношению к внешнему миру. Постепенно это привело к появлению союзов родственных племен, а в дальнейшем к еще более важному фактору – к раннеклассовым государствам.

Этносы раннеклассовых (доиндустриальных) обществ характеризуются следующими чертами: производящим хозяйством, при котором основным источником ресурсов является плодородие почв; кастово-сословной формой разделения труда; политической формой организации власти; распределительными отношениями в виде натурального обмена и центрами государственного перераспределения прибавочного продукта, профессионально-именной схемой социального кодирования, представляющей собой унифицированные наборы навыков различных социально-профессиональных групп (ремесленников, земледельцев, воинов).

С появлением сильной государственной власти одним из серьезных механизмов этногенеза стал политический фактор (государство), ускоряющий объединительные, консолидационные процессы. Хотя государство следует признать одним из факторов этногенеза, в раннеклассовых обществах оно носило по преимуществу внеэтнический характер: это тип город-государство или полиэтническая империя. Границы этнических общностей обычно или шире, или уже политических границ раннеклассовых государств.

Понятно, что народности принципиально отличались от более ранних формирований – племен. Основным фактором, связывающим народность, выступали не брачно-родственные отношения, а такая политическая сила, как государство со всеми его атрибутами. Народность отличалась от племени и в сфере этнических свойств. По сравнению с племенами появление классов влекло за собой ослабление культурного разнообразия в рамках народности. С другой стороны, культурная однородность в пределах территории, занимаемой народностью, была выше, то есть происходило усиление культурных связей в пределах большей территории либо даже расширение культурных рамок однородной культуры. Важную роль в этом играли массовые сборы людей на совместные общественные работы или в военных целях, создание внутригосударственных коммуникаций всех видов, передача информации, развитие письменности. Все это приводило к постепенному нарастанию процессов самоконсолидации.

Если национальность – это принадлежность человека или группы людей к определенной этнической общности, то нация – это социально-этническая общность людей, отличающаяся от народности сложившимися устойчивыми социально-культурными и хозяйственными связями и развитием национального самосознания, сформировавшимся на основе единого национального языка, культуры, этнической психологии. Народности, оказавшиеся в разных государственных образованиях, могут дать начало нескольким нациям, в то же время несколько наций в одном государстве могут дать начало одной нации.

ЭТНОС – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме).

Наряду с понятием «этнос» в отечественной этнологии довольно часто используется понятие «этничность» как некая категория, обозначающая существование отличительных черт этнических групп, или идентичностей.