ЭТНИЧНОСТЬ - совокупность характерных культурных черт этнической группы; форма социальной организации культурных различий.

Термин «этничность» пришел в отечественную этнологию из западной этнологической науки, где он определяется примерно как совокупность характерных культурных черт этнической группы. Этнические группы (или этносы) определяются прежде всего по тем характеристикам, которые сами члены группы считают для себя значимыми и которые лежат в основе самосознания. Таким образом, этничность – это форма социальной организации культурных различий.

Структурность этноса – важнейшее из его свойств, обеспечивающее этносу устойчивость и способность выживать и адаптироваться к новым условиям. Таксонометрические единицы, создающие структуру этноса, находятся в определенной иерархической соподчиненности и не нарушают его единства. Разработанную Л. Н. Гумилевым этническую иерархию можно легко применить к различным этносам. Русский этнос, который закладывался в ХIV-XV вв., был чрезвычайно мозаичен. По мере своего развития он сам стал выделять суперэтносы: на севере – поморы, на юге – казаки, образовавшие сословия. По мере освоения Сибири к ним добавились чалдоны – сибирский субэтнос, представляющий собой смесь православных землепроходцев и аборигенов (рис. 2.3).

Чтобы оценить процесс развития этноса, следует опуститься к нижним таксонам его структуры – консорциям (от лат. sovs – судьба) и конвиксиям (от лат. vies – группа).

Консорции – группа людей, объединенных одной исторической судьбой, либо распадается, либо переходит в конвиксию. Консорции англичан создали первые колонии в Америке, при этом баптисты основали Массачусетс, квакеры – Пенсильванию, католики – Мериленд, пуритане – Новую Англию. Постепенно они перешли в конвиксии, давшие начало этническим группам, породившим американский этнос.

Конвиксии – группа людей, объединенных однохарактерным бытом и семейными связями, иногда переходит в субэтнос, фиксируется не историей, а этнографией.

На берегах Рейна французы и немцы живут в соседстве свыше тысячи лет, исповедуют одну религию, используют одинаковые предметы быта, изучают языки друг друга, но не сливаются, так же как и австрийцы – с венграми и чехами, испанцы – с каталонцами и басками, русские – с удмуртами, вепсами и чувашами.

Землепроходцы и старообрядцы остались в составе своего этноса, но потомки испанских конкистадоров и английских пуритан образовали в Америке особые этносы. Здесь следует отметить, что самые древние племена некогда, очевидно, формировались тем же способом: первоначальная консорция энергичных людей в условиях изоляции превращается в этнос.

Структура этноса иерархична и включает в себя следующие уровни:

1) собственно этнический, состоящий из этнических общностей и этносоциальных организмов, т.е. совокупностей людей, обладающих наибольшей интенсивностью этнических свойств и выступающих в качестве самостоятельных единиц этнических процессов – т.е. это сам этнос;

2) микроуровень, состоящий из «микроэтнических единиц» – наименьших составных частей этнических общностей, в качестве которых выступают отдельные индивиды как носители этнических признаков и семья как наименьшая по численности этносоциальная группа, воспроизводящая основные элементы этнической культуры;

3) макроуровень, объединяющий «субэтнические подразделения» (субэтносы - СУБЭТНОС - этническая система, возникающая внутри этноса и отличающаяся своими хозяйственными, бытовыми, культурными и другими особенностями.) – общности, у которых этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем у основных этнических единиц, но осознающие свою этническую общность и имеющие специфические черты культуры;

4) метауровень, охватывающий суперэтносы (СУПЕРЭТНОС - этническая система, состоящая из нескольких этносов, возникающих одновременно в одном регионе, связанных идеологически, экономически и политически.) – этнические образования, сложившиеся из нескольких основных этнических общностей, но обладающие этническими свойствами меньшей интенсивности, чем каждая из таких общностей в отдельности (например, европейское сообщество, исламский мир и т.д.).

Особое место в этнической иерархии занимают микроэтнические единицы, представляющие собой предел делимости основных этнических общностей. Поскольку пределом делимости этноса, при котором в основном сохраняются его свойства, является отдельный человек, то, очевидно, человека можно считать собственно этнической микроединицей. Микроединицей следует, видимо, назвать основную элементарную общественную ячейку – семью, которой принадлежит важная роль в воспроизводстве этноса и главных этнических свойств.

Исходя из такого рода структурной организации этносов, один и тот же человек может одновременно входить в несколько этнических общностей разных уровней. Например, можно считать себя русским (основная этническая общность), донским казаком (субэтнос) и славянином (метаэтническая общность).

И еще одна немаловажная особенность понимания этнических различий – не бывает отсталых и прогрессивных этносов, бывают старые и молодые. Когда путешественники и журналисты находят где-нибудь племя, о котором никто еще не слышал, следует восклицание, что найдены люди каменного века и, мол, им еще предстоит пройти все фазы развития, пока они не достигнут желанной цивилизованности. Не исключено, что такие этносы вовсе не «дети», а «старички», прожившие долгую этническую жизнь и забывшие о своем былом величии. Это, как правило, тихие, застенчивые, честные, гостеприимные и доброжелательные люди.