СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭТНОСА

С середины XIX в. в этнологии появились различные концепции, школы и направления. Некоторые из них благодаря строгому научному подходу на определенное время становились наиболее влиятельными и популярными. К их числу следует отнести эволюционизм, диффузионизм, функционализм и другие (рис. 2.4).

Теория эволюционизма. Основоположником эволюционной школы в этнологии заслуженно принято считать выдающегося английского ученого Эдуарда Тайлора. В работе «Исследования в области древней истории человечества» он обосновал идею о том, что существующие различия народов обусловлены не расовыми особенностями, а являются лишь разными ступенями развития культур народов, находящихся на разных исторических этапах. Тайлор не отрицал возможности регрессивных изменений в культуре отдельных народов вследствие исторических и природных катаклизмов, но основным считал эволюционное их развитие. По его мнению, все люди одинаковы по своим интеллектуальным задаткам, у них одинаковые черты культуры, их развитие идет сходным образом, разнообразие же форм Тайлор понимал как «стадии постепенного развития, из которых каждая являлась продуктом прошлого и в свою очередь играла известную роль в формировании будущего». Из всех явлений культуры для Тайлора наибольший интерес представляли религиозные верования «отсталых» народов, к ним Тайлор подходил с позиции единства человечества и его культуры. Эволюционистские взгляды Тайлора представляли собой стройную концепцию единства исторического процесса и прогрессивного развития культуры.

Другой сторонник теории эволюционизма в этнологии Герберт Спенсер полагал, что по мере развития человечества происходит изменение качеств личности, они постепенно накапливаются и закрепляются, передаваясь через традиции. В силу различных условий и обстоятельств существования человеческих сообществ эти качества оказываются у них неодинаково развитыми. Однако эти различия не абсолютны и могут быть преодолены благодаря тому, что врожденные способности человека имеют свойство совершенствоваться. Общество, по Спенсеру, развивается под влиянием внешних (влияние географической среды и соседних народов) и внутренних (разнообразие рас, особые психические качества каждого народа) факторов. Спенсер считал, что члены первобытных обществ физически, культурно и умственно отсталые. Таким образом, эволюционизм Спенсера носил в основном расистский характер.

Основополагающей в эволюционном учении немецкого этнографа и врача Адольфа Бастиана, основателя Берлинского музея народоведения, была мысль о закономерном развитии человеческой истории – от несовершенного к совершенному. Каждый народ, считал он, формирует круг собственных идей, который определяет содержание его культуры. Пока данный народ живет обособленной жизнью, эти идеи не меняются, но при контактах с другими народами заимствуются новые элементарные идеи, которые стимулируют развитие культуры. На примере великих культур Бастиан доказывал цикличность развития человечества. Основной его вывод: чем больше народ связан со своей географической средой, тем меньше он подвергается историческим изменениям. Бастиан, как и другие эволюционисты, был убежден, что человеческий дух развивается во времени, а порождающие его причины и факторы составляют предмет этнологии, которую он относил к категории естественных наук.

Большой вклад в развитие теории эволюционизма внес американский ученый Льюис Генри Морган. Значительную часть своей жизни он посвятил изучению первобытного общества, особенно индейских племен США. В книге «Древнее общество» он предложил разделить историю человечества на три этапа: дикости, варварства и цивилизации, отметив для каждого конкретные признаки. Предложенная периодизация позволила связать воедино этнографические и исторические факты, определив место каждого народа в общем ходе истории, сравнить уровни развития различных народов. По существу, это была первая универсальная система периодизации всемирной истории.

Эволюционная школа дала первую, довольно стройную концепцию развития человека и его культуры, утвердив следующие принципы:

- общественное развитие подчиняется тем же законам эволюции, что и живая природа;

- развитие любого элемента культуры предопределено, при этом развитие культуры многоступенчато и происходит в соответствии со стадиями и ступенями, едиными для всех культур в мире;

- в соответствии с универсальными законами человеческих культур одинаковые стадии развития разных народов и их культур дают одинаковые результаты.

Теория диффузионизма. Основоположником данной теории был немецкий географ Фридрих Ратцель, создатель так называемой антропогео-графической школы. Научная деятельность Ф. Ратцеля включала изучение путей распространения культуры и ее изменения, взаимоотношений природы и человека. Одним из первых Ф. Ратцель выдвинул проблему этногенеза, происхождения народов и культур, предложил классифицировать культурные явления в связи с картографированием их географического многообразия. Сторонником диффузионизма был немецкий археолог, этнограф и фольклорист Лео Фробениус. Теоретические труды Л.Фробениуса составили основы учения о «душе культуры», отличавшегося биологизацией исторических и культурных явлений, которые он рассматривал как живые организмы. Особенно весом вклад Фробениуса в исследование африканских культур и в составление этнографических карт Африки.

На основе работ Ф. Ратцеля и Л. Фробениуса немецкий ученый Фритц Гребнер создал теорию «культурных кругов», представляющую собой попытку глобальной реконструкции всей первобытной истории. Ему удалось объединить культурные достижения народов всей Земли в шесть культурных кругов (или культур), каждый состоит из явлений материальной и духовной культуры. Сходные явления культуры, в каком бы круге они ни встречались, Гребнер объявляет принадлежащими к одному определенному кругу, происходящими из одного географического центра. На основании этих рассуждений Гребнер сделал вывод, что в истории человечества и его культуре нет повторяемости и они не имеют никаких закономерностей. Постепенно диффузионизм стал терять популярность, поскольку не удавалось обосновать гипотезу о ходе культурных процессов, и стала очевидной искусственность сконструированных теорий «культурных кругов».

Функционализм. В англоязычных странах появилось «функциональное» направление, на формирование которого повлияла идея непознаваемости исторического процесса. В Англии оно оказало значительное воздействие на развитие социальной антропологии. Для этнологии функционалисты собрали большой и достоверный этнографический материал. Функционализмбыл призван изучать культуру каждого общества как единое явление, элементы которого связаны между собой.

В конце XIX-начале XX в. в США возникло новое этнологическое учение – американская школа исторической этнологии. Ее последователи относились отрицательно к возможности установления общеисторических закономерностей и к идее общности человеческой культуры, считая, что культурные ценности разных народов несопоставимы. Школой исторической этнологии разработано учение о культурных ареалах, положительной стороной которого была последовательная борьба с расизмом и колониализмом. Сторонник диффузионизма Франц Боас, соглашаясь с Ф. Гребнером в том, что невозможно существование абсолютно одинаковых культурных явлений в различных географических регионах, утверждал, что любое культурное явление можно объяснить или причинами внутреннего развития данной культуры, или ее отношениями с соседними культурами, ближними и дальними. Поэтому для развития каждой местной культуры существенное значение имеет диффузия, она и является основным фактором, вызывающим сходство в культурах разных народов.

При всем разнообразии позиций сторонников диффузионизма в разных странах можно выделить базовые идеи, общие для этого направления в целом:

- каждая культура рождается и развивается в определенных географических условиях, в конкретном регионе и оттуда распространяется по всему земному шару; нахождение центров каждой культуры – главная задача этнологии;

- каждый элемент культуры возникает только однажды; составив карту его распространения, можно определить первоначальное место зарождения каждого элемента;

- факторами развития культуры являются заимствования, переносы, смещение культурных элементов; перемещение культур затрагивает не только предметы материального быта, но и духовные явления: мифы, обычаи, традиции;

- методом исследования культур является изучение «культурных кругов» или ареалов распространения, элементов культуры.