ТЕОРИЯ ЭТНОГЕНЕЗА Л.Н.ГУМИЛЕВА. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЭТНОСА В РОССИИ

Этнография (этнология) в России сложилась в виде научного направления в середине XIX в. и на ее развитие немалое влияние оказал эволюционизм. Наиболее известными представителями этого направления были М.М.Ковалевский, Ю.Э.Петри, Л. Я. Штернберг. Но в начале XX в. появляются работы, где эволюционизм подвергался серьезной критике. В то же время получает распространение марксизм, оказавший свое воздействие на развитие русской этнологической мысли. Особое значение в популяризации марксизма применительно к этнографии имели труды Н. И. Зибера, исследовавшего производственные отношения в доклассовом обществе. На идеях марксизма основывались взгляды Ф. Кона.

Характерной особенностью этнологии в России был ее гуманизм, глубоко враждебный любым проявлениям расизма. Дореволюционные ученые-этнографы проводили исследования как русского населения, так и народов, живших в царской России, Центральной и Восточной Азии, в Океании. При этом большое внимание уделялось изучению общественной жизни, общины, семьи, материальной и духовной культуры, устного народного творчества (фольклора). Крупнейшие ученые – Д.Н.Анучин, В.Т.Богораз, В.И.Иохелъсон, Л.Я.Штернберг и другие разрабатывали труды по проблемам этнологии. Широким признанием и в наше время пользуется концепция Д.Н.Анучина о комплексном методе исследования при решении сложных историко-культурных проблем с использованием данных этнографии, антропологии и археологии.

Концепция Л.Н.Гумилева. Этносфера – это совокупность всех этносов и их этноценозов. (Этноценоз – биоценоз в пределах которого просходит развитие данного этноса, определенного процессом его адаптации. Биоценоз (от био… и греч. koinos – общий), исторически сложившаяся совокупность растений, животных, микроорганизмов, населяющих участок суши или водоёма (биотоп) и характеризующихся определёнными отношениями как между собой, так и с абиотическими факторами окружающей среды.)

В течение ряда лет биологическая теория развития этносферы выдвигалась Л. Н. Гумилевым. Этнос в ней трактуется в качестве природного (биологического) явления и изучается в рамках географии (этнография, или этнология, считается географической дисциплиной).

Тем не менее культура, создаваемая этносами, странным образом рассматривается в качестве социального явления. История человечества выглядит как цепь многочисленных этногенезов (формирований все новых этносов из обломков тех, что пришли к своему упадку и концу).

Причиной формирования и развития этноса Л. Н. Гумилев считает так называемый пассионарный толчок, истоки которого ищет за пределами этноса и даже за пределами Земли, а реальными организаторами этноса и этнического процесса он объявляет особо энергичных и деятельных людей, спаянных общей целью и общими интересами, – пассионариев.

Л.Н.Гумилев видел в этносе «биосоциальный организм», характеризуемый, как и прочие организмы, определенной длительностью существования, членимой на отдельные периоды, обладающие собственной спецификой. Значительное внимание в концепции Гумилева уделяется исследованию проблем возникновения этносов, то есть тому, что в отечественной этнографии получило наименование этногенетические исследования.

Под этногенезом понимаются процессы развития этносов, их зарождения, существования и гибели. Соответственно социогенез – это процессы развития общества, его зарождения, преобразования и гибели. Для спонтанного общественного развития этносфера и этногенез: всего лишь фон, на котором реализуется социальное движение. Этногенез рассматривается как процесс, детерминированный в основном географическими и геокосмическими факторами, а формирование этноса – как продукт совокупного действия космических энергий и особенностей ландшафта «места развития».

В своем бытии, которое в каждом отдельном случае будто бы имеет одинаковую длительность – около 1500 лет, этнос проходит ряд обязательных фаз: от скрытого или инкубационного этапа через акматическую стадию подъема к фазам, знаменующим его упадок и затухание. В процессе своего роста и усиления этнос может объединить в политико-культурное образование несколько или даже много этносов, которые в таком случае образуют суперэтнос (арабы эпохи Халифата, Византия периода расцвета, Россия XIX в. и т.п.).

Л. Н. Гумилев не соглашается с мнением географа Д. И. Колесника о том, что все процессы этногенеза, то есть формирования этноса, проистекают в тех или иных географических условиях, и, следовательно, встает вопрос о роли ландшафта как фактора, представляющего экономические возможности естественно сложившимся человеческим коллективам – этносам. Он считает, что сочетание истории с географией недостаточно, поскольку речь идет о живых организмах, которые всегда находятся в состоянии эволюции, либо инволюции, либо мономорфизма и взаимодействуют с другими живыми существами, образуя геобиоценозы.

Каждому биоценозу отвечает строго определенный участок поверхности Земли – биохор. Каждый вид животных «вписан» в ландшафт биохора, адаптирован к нему, в то время как человек расселен по всей поверхности Земли. Но потребность в адаптации к окружающему людское сообщество ландшафту остается и проявляется в том, что человечество распадается на этносы. Существование этносов, деление на этносы – плата за повсеместное распространение человека. Но если адаптация животных к ландшафту сказывается в самой структуре животного мира (деление на виды), то у человека адаптация к ландшафту проявляется не в структуре (нет разных видов разумных людей на Земле), а в поведении.

Коллективы людей (этносы), адаптируясь к ландшафту, вырабатывают свой стереотип поведения, относясь зачастую враждебно (отрицательная комплиментарность) к другому типу поведения (к другому этносу). Стереотип поведения – это фундамент этнической традиции, включающей культурные и мировоззренческие устои, формы общежития и хозяйства, этнос – верхнее звено некоторых геобиоценозов, заселенных этническими сообществами. Соответственно геобиоценоз, в который входит как верхнее звено некоторый этнос, следует назвать этноценозом.

В основе представления об этнической системе лежит теория Л.Н.Гумилева о пассионарности (от лат. passio – страсть).

По В. И. Вернадскому, живое вещество планеты связано с живым веществом посредством биохимической энергии или, как говорил сам ученый, посредством биогенной миграции атомов. К ней, «кроме питания и дыхания, может быть сведена вся бытовая (другая) деятельность живых организмов – использование ими живой природы для жизни, механическое и техническое их проявление при рытье обиталищ, постройке гнезд, домов, все проявления человеческой техники, которая в наше время меняет биосферу, превращая ее в новое геологическое состояние – в ноосферу, меняет облик Земли, лик планеты...». Земля не переполнена живым только потому, что энергия разнонаправлена и одна система живет за счет другой. Люди как природные образования, как живые личности создают вокруг себя реальное энергетическое поле, испытывающее ритмичные колебания с разной частотой.

Эта энергия заставляет организмы размножаться до возможных пределов. Пределы очерчены границей геобиоценозов. Организмы тратят энергию на адаптацию к среде. Люди, входя в геобиоценоз, тратят биохимическую энергию (своего живого вещества) на поддержание равновесия со средой (либо на поддержание измененного ранее ландшафта, либо на адаптацию к ландшафту). Большинство этносов органически входят в состав геобиоценозов, образуя этноценоз. А некоторые, развиваясь и размножаясь, на что затрачивается биохимическая энергия, начинают распространяться за пределы своего биохора. Но расширение заканчивается тем, что они становятся новым этносом на новой освоенной территории. То есть наступает период стабилизации.

Биохимическая энергия, источником которой становится живое вещество, всегда стремится к максимальному своему проявлению. Биосфера получает больше энергии, чем требуется для поддержания ее равновесия, что ведет к вспышкам активности в живом веществе (саранча поднимается в воздух, летя навстречу своей гибели, киты бросаются на берег). У людей это проявляется в виде взрывов этногенеза. Начинают бурно идти этнические процессы, идет зарождение новых этносов – пассионарные толчки.

Пассионарность как энергия – это избыток биохимической энергии живого вещества (людей), подавляющий в человеке инстинкт самосохранения и определяющий способность к целенаправленным сверхнапряжениям. Как характеристика поведения пассионарность – это эффект избытка биохимической энергии живого вещества (людей), порождающий способность к самопожертвованию ради (часто) иллюзорной цели.

Таким образом, пассионарный толчок в той или иной популяции людей ведет к проявлению пассионарности у членов популяции. Пассионарность – это генная мутация, то есть изменения в организме, передающиеся по наследству. Члены популяции, подверженные пассионарному толчку, становятся носителями пассионарного признака, что проявляется в способности их организма к повышенному поглощению биохимической энергии из среды и выдаче этой энергии в виде работы. Такие члены популяции называются пассионариями. Эти люди отмечены пассионарным признаком – функциональной способностью гена проявить себя соответствующим образом. Значит, пассионарный признак – способность гена дать организму возможность быть пассионарием, то есть человеком, подавляющим инстинкт самосохранения, жертвующим собой во имя поставленной цели.

Пассионарный признак является рецессивным, его носитель – рецессивный ген измененной формы (мутированный) по сравнению с геном члена популяции, жившего до момента пассионарного толчка. Рецессивность означает, что признак не обязан проявиться в любом потомке, но он все же проявляется по определенному закону.

Популяцию, подвергшуюся пассионарному толчку, и появление там пассионариев называют пассионарной популяцией. Она либо превращается в этнос, либо погибает. Пассионарность – энергия, которая питает исторический процесс, при этом направление исторического процесса определяется общественной формой движения материи.

Пассионарное поле активно влияет на соседние группы, заставляя их также колебаться в определенном ритме. В энергетическом смысле этногенез является источником культуры, потому что идет за счет пассионарности. Именно эта энергия – пассионарность – и растрачивается в процессе этногенеза, уходит на создание культурных ценностей и политическую деятельность. «Пассионарность – это характерологическая доминанта, непреодолимое внутреннее стремление (осознанное или чаще неосознанное) к деятельности, направленной к осуществлению какой-либо цели (часто иллюзорной)», – поясняет Л.Н.Гумилев.

Пассионарииэто люди, определяющие лицо, своеобразие этноса при его зарождении; стремление к экспансии, освоению новых земель. С их честолюбивыми настроениями связаны периоды разладов и гражданских войн. Люди создают, преобразуют окружающую природную среду, кормящую их; в свою очередь преобразованный ландшафт формирует сам этнос, наделяя его неповторимым стереотипом поведения.

Для описания этноса, его зарождения, развития и гибели Л. Н. Гумилев использовал такие понятия, как пассионарии, гармоничные люди, субпассионарии, ландшафт, кормящий и окружающий данный этнос, культура. Каждому понятию отвечает подсистема, входящая в этнос как в систему. Все подсистемы связаны вполне определенными отношениями, характеризующими этнос как единое целое. Более того, подсистемы выполняют только им присущие функции.

Итак, в популяции следует выделить:

пассионариев – людей, подавляющих инстинкт самосохранения, склонных к самопожертвованию, имеющих повышенную способность превращать свою биохимическую энергию в работу;

гармоничных людей – импульс самопожертвования у них уравновешен инстинктом самосохранения. Это большинство людей, работоспособных, интеллектуально полноценных, уживчивых, но не сверхактивных. Они залог устойчивости этноса;

субпассионариев – у них преобладает инстинкт самосохранения, они отличаются «отрицательной» пассионарностью, не способны эффективно превращать биохимическую энергию в работу. Это бродяги, бомжи, наемники-солдаты.

Этногенез как процесс, проявляющийся в работе, начинается с пассионарного толчка и характеризуется:

- появлением пассионариев в значимых количествах в ареале толчка (но не за его пределами);

- сменой стереотипа поведения в ареале толчка (зарождение нового этноса);

- территориальным расширением этноса (ведение войн и т.д.);

- демографическим взрывом в ареале толчка;

- жесткой регламентацией поведения членов новорожденного этноса, контролем брачных отношений, установлением охранительных мер по отношению к кормящему ландшафту;

- повышением активности во всех сферах жизнедеятельности (политической, военной, административной, культурной, религиозной);

- ростом числа субэтносов (казаки, староверы и пр.), внутри-этническим делением стереотипа поведения, усложнением этнической системы;

- синхронным поведением этносов-ровесников, родившихся в зоне толчка (Россия и Турция). Этногенез характеризуется пассионарным напряжением:

Длительность жизни этнической системы 1200–1500 лет. Этногенез имеет последовательные фазы: подъем, акматическая (перегрев), надлом, инерционная, обскурация (рис. 2.6).

Подъем – рост числа пассионариев и пассионарного напряжения, поддержка их гармоничными людьми (через интуицию). Экспансия этноса под лозунгом «Будь тем, кем ты должен быть!» Формирование социальных институтов. Введение новой морали, жесткая регламентация поведения членов этноса, введение ограничений в общественной жизни. «Новорожденный этнос изменяет ландшафт применительно к своим требованиям». Это усиление воздействия на ландшафт; корреляция, взаимосвязь с созданием организации. Длительность фазы – 200 лет.

Эта фаза связана с распространением нового этноса, который создают пассионарии, ставящие перед собой задачу формирования нового сильного государства и идущие для этого на любые жертвы. Окружающие народы воспринимают новый этнос как общность крайне активных людей, появившуюся как бы вдруг, на месте нескольких незначительных племен и активно отстаивающих свои интересы, часто за счет соседей. Примером могут служить все молодые народы: предки современных англичан и французов в IX в., монголы в XII в. и т.д.

Акматическая фаза (перегрев)избыток пассионарности в этносе, господство пассионариев жертвенного типа. Лозунг этапа «Будь самим собой!» Снижается сопротивляемость этнической системы, давление на ландшафт уменьшается. Растет число борющихся друг с другом группировок, вражда между ними не затихает даже при внешней опасности (в случае России – XVII век). Большое число пассионариев-честолюбцев, преследующих личный успех ценой интересов этноса. Трудности с созданием центрального руководства. Борьба в идеологической и религиозной сферах. Влияние субпассионариев незначительно. Наибольшее число субэтносов. Насыщенность истории событиями. Длительность 200–300 лет. При переходе в фазу надлома лозунг этапа «Мы устали от великих!».

Усиление индивидуализма в сочетании с избытком пассионарности часто вводит этнос в состояние пассионарного перегрева, когда избыточная энергия, тратившаяся в фазе подъема на бурный рост и экспансию, уходит на внутренние конфликты. Акматическая фаза, продолжающаяся следующие 300 лет, – одна из самых тяжелых в жизни этноса, так как это период гражданских войн, культурных потерь. Люди хотят уже не общего блага, а только своего. Обычно такой мотив поведения связан с тем, что глобальная цель предыдущей фазы – создание великого государства – уже достигнута. Примером может служить Европа периода феодальной раздробленности, Россия Смутного времени.

Надлом – резкое снижение пассионарного напряжения. Лозунг момента «Только не так, как было!» Резкий рост субпассионариев за счет гармоничных людей. Острые конфликты внутри этнической системы. Резкое падение сопротивляемости этноса. Активное преобразование ландшафта (часто губительное), максимальное деструктивное воздействие на ландшафт. Распространение антисистем. (Россия, XX век, гражданская война – армия из субпассионариев; Тридцатилетняя война в Германии – 3/4 населения погибло.) Длительность – 200 лет. При переходе в инерционную фазу «Дайте же жить, гады!».

В конце концов большая часть пассионариев истребляет друг друга, вследствие чего происходит падение уровня пассионарного напряжения в этносе, усугубляющееся еще и тем, что ушедшие пассионарии замещаются не гармоничными особями, а субпассионариями – людьми, не способными воспринять даже нормы энергии, необходимые для полноценной адаптации к среде. Люди такого типа хорошо известны – бродяги, люмпены, босяки, бомжи. Жизнь в фазе надлома очень тяжела. Мы это знаем на собственном опыте, так как наша страна находится сейчас в конце этой фазы. Западная Европа пережила ее в период Реформации и Контрреформации, уплатив за свое нынешнее спокойствие не менее кровавую дань, чем Россия в XX в.

Инерционная фаза – «золотая осень» цивилизации, плавное снижение пассионарного напряжения под лозунгом «Будь таким, как я!». Укрепление государства и социальных институтов. Рост культуры и науки, ландшафт поддерживается в том состоянии, что унаследована. Доминирование гармоничных людей и людей с низкой пассионарностью. Длительность – 200 лет. При переходе к фазе обскурации «Не будь ты моим благодетелем!».

Здесь происходит сначала некоторое повышение, а затем плавное снижение уровня пассионарного напряжения. При этом укрепляется государственная власть, социальные институты, интенсивно накапливаются материальные и духовные ценности, активно преобразуется окружающая среда. В этносе доминирует «тип золотой посредственности» – законопослушного, работоспособного человека. «Будь таким, как я!» – господствующий императив поведения в период инерционной фазы сменяет императив предшествующего периода: «Мы устали от великих». Это означает, что люди наконец начинают понимать, что именно индивидуальности, пытающиеся проявиться во всей оригинальности, представляют наибольшую опасность для соседей. Примером служит современная Западная Европа, Киевская Русь XI-XII вв.

Культура и порядок в это время бывают столь совершенны, что кажутся современникам непреходящими. Но уровень пассионарного напряжения этноса постоянно снижается, что приводит к неизбежному упадку, скрытому вначале за маской процветания, которая сбрасывается после последнего фазового перехода.

Важной причиной кризиса обычно бывает резко возросшее воздействие цивилизации на природу, которая в конце концов не выдерживает этой нагрузки. (Вспомним, например, что все крупные Цивилизации древности оставили после себя пустыни, занявшие место прежних плодородных земель, Вавилон, Египет и др.). Наступает фаза обскурации– старости этноса, что соответствует возрасту этноса 1100 лет. В это время пассионарное напряжение падает до отрицательного уровня из-за появления значительного числа субпассионариев, в результате чего невозможна любая конструктивная деятельность, этнос существует за счет прежних запасов. Общественный организм начинает разлагаться: фактически узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность, к власти приходят циничные авантюристы, играющие на настроениях толпы. Численность этноса и его территория значительно сокращаются, он может стать добычей более пассионарных соседей.

Императив поведения на этой фазе: «Будь таким, как мы». Причем его определяют люди нетворческие и нетрудолюбивые, эмоционально и умственно неполноценные, но обладающие повышенными требованиями к жизни (не выходящими, правда, за пределы того, что нельзя съесть или выпить). Всякий рост становится явлением исключительным, трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. Все продажно, никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться. Происходит настоящий естественный отбор. Но наступает возмездие. Субпассионарии разъедают тело народа, как клетки раковой опухоли – организм человека, но победив, т.е. умертвив соперника, они гибнут сами.

Классический пример – Рим эпохи поздней империи, Китай с XVII в., Русь перед татаро-монгольским нашествием. Происходит сокращение численности этноса (хотя процесс этот тормозится притоком из окраинного или чужого этноса, или эмигрантов, доминирующих в общественной жизни). Ландшафт предоставлен сам себе. Длительность – 200 лет. В конце этапа ведущий императив «Да когда же это кончится!».

Фаза обскурации предшествует гибели этнической системы или ее переходу к состоянию гомеостаза, которого может достичь лишь незначительная здоровая часть этноса.

Иногда бывает возможна фаза регенерации или гомеостаза – временное или возможное восстановление этнической системы после обскурации за счет пассионарности, сохранившейся на окраинах ареала. Ведущий императив «Будь сам собой доволен, тролль». Длительность – 200 лет. Примером может служить Византия в последний период своей истории. Казалось, что после падения Константинополя в 1204 г. под натиском крестоносцев великая империя погибла безвозвратно, от нее остался крохотный обломок – Никейская империя – окраина прежней Византии. Но именно из нее через 50 лет возродилась византийская империя, которая, правда, была только тенью прежней великой Византии, и просуществовала еще 200 лет. Это стало возможно только благодаря тому, что в фазе обскурации именно на окраине ареала обитания этноса сохранилась повышенная пассионарность.

Мемориальная фазасостояние, близкое к этническому гомеостазу. Отсутствие пассионарности, сохранение культурных традиций прошлого. Жизнь памятью о былой славе этноса под лозунгом «Вспомни, как было прекрасно». Завершается это стадией вырождения под лозунгом «А нам ничего не надо».

К тому времени этническая система уже утеряла пассионарность, и лишь отдельные ее члены продолжают сохранять культурную традицию прошлого. Память о героических деяниях предков живет в фольклоре, легендах.

Такую картину мы наблюдаем на Алтае, где проживают телесы, теленгиты, телеуты, алтай-кижи, сохранившие богатый былинный эпос. Такую же картину можно увидеть у киргизов Тянь-Шаня, индейцев пуэбло и других, некогда могучих этносов, превратившихся в малочисленные «племена». Кристаллизованная пассионарность – искусство – спасло их от растворения среди соседей, от ассимиляции и связанных с ней унижений.

После окончания динамических фаз этногенеза уцелевшие люди не становятся хуже, слабее или глупее прежних. Изменяются не люди, а этническая системная целостность. Раньше рядом с обычным большинством были пассионарии, многим мешавшие, но придававшие этносу сопротивляемость и стремление к переменам. Агрессивность этнической системы исчезает, но снижается и ее резистентность (сопротивляемость). А это значит, что взамен приобретений идут утраты.

Дальше все зависит от соседей. Если они не будут нападать, то остатки этноса будут продолжать меняться, превращаться в милых, безобидных людей, гостеприимных и доброжелательных. Они продолжают терять память о прошлом, а вместе с ней и ощущение времени. На конечном этапе они просто ограничиваются констатацией смены времен года и даже просто дня и ночи. Так живут чукчи – прекрасные охотники, обладающие развитой мифологией, племена Центральной Африки, члены которых не знают даже, сколько им лет (хотя прекрасно ориентируются в джунглях). Но эти этносы живут в контакте с более пассионарными соседями, которые держат их в форме. Если же этого не будет, то остатки этноса могут просто вымереть из-за отсутствия желания жить. Такие этносы сегодня живут в некоторых резервациях-заповедниках.

Переход от мемориальной фазы к законченной форме этнического гомеостаза происходит очень плавно и выглядит как постепенное забвение традиций прошлого. Жизненный цикл повторяется из поколения в поколение, система сохраняет равновесие с ландшафтом, не проявляя каких-либо форм целенаправленной активности. Этнос в это время состоит почти целиком из гармоничных людей – достаточно трудолюбивых, чтобы обеспечить всем себя и свое потомство, но лишенных потребности и способности что-либо менять в жизни. В данном состоянии этнос может существовать неограниченно долго, если только не станет жертвой агрессии, стихийного бедствия или не будет ассимилирован. Так живут народы Австралии, Крайнего Севера, пигмеи Центральной Африки. Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза – процессу, благодаря которому Человечество не исчезает с лица Земли.

Какова природа пассионарных толчков? Л.Н.Гумилев полагает, что они имеют космическое, внеземное происхождение, причем их длительность – 1-5 лет, но не меньше года, они проявляются на поверхности Земли в виде узкой полосы шириной в 200 – 300 км и длиной до 20 тыс. км.

Л.Н.Гумилев составил карту девяти пассионарных толчков, имевших место в прошлом земной цивилизации, и проанализировал ее с точки зрения наложения фаз этногенеза на истории конкретных этносов на основе традиционной хронологии. Толчки находятся в интервале от XVIII в. до н.э. до XIII в. н.э., и совпадают они с усилением геологической активности в местах их возникновения.

Л.Н.Гумилев пытался объяснить пассионарные толчки вспышками солнечной активности, но ему не удалось найти убедительных подтверждений своей догадки. Идея космического происхождения пассионарных толчков, которую он выдвинул, сразу вооружила противников его теории этногенеза. Они стали критиковать ее, во-первых, как сугубо географо-биологическую, а во-вторых, как содержащую «фантастические предпосылки». В истории науки всегда страдали теории, пытавшиеся связывать земные и космические явления: скептически воспринимались «прокосмические» теории Э. К. Циолковского, А.Л.Чижевского и С.Н.Лазарева. По существу, природа толчков осталась темным местом в теории Л. Н. Гумилева.

Совокупность всех этносов на Земле представляет собой сложную самоорганизующуюся систему. Это означает, что новый этнос черпает энергию для развития из гибнущих, а не со стороны (например, из космоса). Другими словами, если этносы, окружающие возникающий этнос, застыли на одном уровне этнического развития, для рождения нового не нужна большая энергия (из космоса, как это мыслил Л.Н.Гумилев). Впрочем, он подчеркивал, что число первых пассионариев крайне мало. Не так их много и в дальнейшей истории этноса. В этом смысле удачен термин «толчок»: малый толчок способен гору разрушить.

Таким образом, гипотеза Л. Н. Гумилева о пассионарных толчках, являющихся причиной зарождения новых этносов, вполне согласуется с условием малости величины требуемой для этого биохимической (пассионарной) энергии. Последнее означает наличие естественного препятствия на пути установления «точки отсчета» для этногенеза. Поэтому специалисты-этнологи и делают заявления, что стремление найти «точку отсчета» остается непреодоленным и до нее накопление отдельных этнических признаков оценивается в рамках становления отдельного народа, а после нее – как развитие уже сложившегося народа. Между тем очевидно, что становление народа само по себе представляет сложный исторический процесс, поэтому говорить о «точке отсчета» в достаточной мере бесперспективно.

Наибольшим распространением среди российских этнологов пользуется дуалистическая теория этноса, сущность которой изложена в трудах Ю. В. Бромлея. Исходный пункт этой теории состоит в том, что в этносе будто бы по-разному сочетаются, с одной стороны, так называемые собственно этнические свойства и характеристики (этнический язык, народно-бытовая культура, обрядовая жизнь, этническое самосознание, закрепленное в этнониме – самоназвании этноса), а с другой стороны, такие, которые рассматриваются преимущественно в качестве условий формирования и бытия собственно этнических элементов (природно-географо-территориальные, экономико-социальные, государственно-правовые и т.п.). В соответствии с этим делением этнос, по Ю. В.Бромлею, получает двойственную (дуалистическую) природу и как бы два смысла – узкий и широкий.

Этнос в узком смысле получил наименование этникос (с греч. «народный») и включил в себя «собственно этнические» характеристики (территория, язык, самоназвание и самосознание), а этнос в широком смысле был назван этносоциальным организмом (ЭСО) и, таким образом, выглядел как сочетание собственно этнических элементов и, кроме того, условий его складывания и функционирования. Наиболее часто приводимый случай приложения к реальности узкого и широкого смысла понятия «этнос» – пример украинцев. Все украинцы, живущие в мире, в том числе и в Канаде, – это этникос, а обитающие в пределах Республики Украина – этносоциальный организм.

Позитивными моментами дуалистической концепции можно, пожалуй, считать, во-первых, широкое распространение представления об этносе как главнейшем объекте изучения этнологической науки, а во-вторых, серьезную попытку теоретического решения вопроса о воспроизводстве этноса. Оно тоже мыслится как двоякий процесс. Это усвоение каждым последующим поколением социальных и культурных традиций, привычек, обычаев и т. п. через посредство социализации, а в этническом аспекте – этнизации личностей и групп.

Чаще всего указывают на необоснованность чрезмерного противопоставления «собственно этнических» и «внеэтнических» сторон и элементов в строении этнических общностей, ведь этникос не особое качество этноса («узкий смысл», «собственно этнос»), а лишь одно из многих состояний в этнической динамике. Наряду с этим ЭСО также отражает не «широкий смысл» самопроявления этноса, а лишь не слишком многочисленные частные случаи сочетания разных сторон этноса с фактами относительной экономико-политической и государственной обособленности.

К числу интересных концепций этноса следует также отнести оригинальное научное построение, выдвинутое некоторыми исследователями, в частности Н. Н. Чебоксаровым, которое удобно назвать информационной концепцией этноса. Она базируется на представлении о том, что во всяком социальном образовании, как и в обществе в целом, устойчиво циркулируют потоки сообщений (информации), имеющие свои генераторы (источники) и реципиентов (тех, кто их воспринимает). Отсюда делается предположение, что в границах устойчивых социальных общностей, каковы, например, этносы, информационные потоки должны быть интенсивнее и насыщеннее, чем за их пределами. Дальнейшее развитие концепции связано с мыслью о том, что в разных исторических типах этносов (от племени до современной развитой нации) плотность информационных потоков различна и по мере исторического развития она возрастает. Все классические проблемы этноса предполагается рассматривать с изложенной точки зрения.

Теоретическая ясность и стройность информационного подхода к этносу несомненны. Однако трудности с его научным использованием все же значительны. Одна из них состоит в том, что в рамках этноса циркулирует не только та информация, которая имеет свое бытие в направленных сообщениях (устной и письменной речи, газетах, книгах, передачах радио, ТВ и пр.); своей информационной стороной обладает вся, так сказать, ткань этноса – от особенностей его расселения до психологических характеристик входящих в него людей.