Киммерийцы. Скифы. Сарматы

 

Древнейшими среди племен Восточной Европы, имя которых нам известно, были киммерийцы - кочевники, жившие в начале раннего железного века (IX-VIII вв. до н.э.) в степях Северного Причерноморья. Краткие сведения о киммерийцах содержат сочинения античных авторов (Геродот, Страбон) и ассирийские клинописные тексты. К началу VII в. до н.э. киммерийцы были вытеснены со своей территории скифами и отступили через Кавказ, опустошив Анатолию, Фригию, Лидию и греческие города на побережье. Этническая принадлежность киммерийцев большинством лингвистов и археологов в настоящее время определяется как древнеиранская.

Рассказ Геродота свидетельствует об отсутствии какой-либо центральной власти у киммерийских племен и о существовании у них нескольких вождей - царей. Объединения киммерийских племен создавались, видимо, лишь ради внешней экспансии и во время нее.

Самое раннее упоминание скифов относится к 70-м гг. VII в. до н.э. История скифов нашла отражение в произведениях античных авторов, в ассиро-вавилонских клинописях и памятниках археологии.

Наиболее полные сведения о скифах содержатся у Геродота - одна из частей его «Истории» так и называется «Скифский логос». Вот уже более 200 лет открытия археологов подтверждают достоверность сведений Геродота и значительно дополняют их.

Географическое положение Скифии ограничивалось в основном степями между Доном и Дунаем, хотя в более ранний период в ее состав входили и степи Предкавказья.

Геродот пишет, что Скифию населяли кочевые и земледельческие племена, и перечисляет их с юга на север: каллипиды или эллино-скифы, выше них - ализоны (или алазоны), над ними скифы-пахари и скифы-скотоводы. На восток от Борисфена (Днепр) в степях жили скифы-кочевники, далее до Азовского моря (Меотиды), реки Танаис (Дон) и в степях Крыма кочевали царские скифы.

В VI в. до н.э. произошло складывание союза кочевых и земледельческих племен с царскими скифами во главе.

Сплочению и политическому объединению скифских племен способствовала победа скифов над войском персидского царя Дария в 512 г. до н.э.

Развитию торговли, культуры скифов, углублению имущественной и социальной дифференциации содействовали и торговые контакты с появившимися на берегах Черного моря в конце VII-VI вв. до н.э. греческими колониями.

Глубокая имущественная дифференциация скифского общества не могла не сопровождаться развитием разных форм зависимости рядовых членов общества от аристократии. Однако рабство не играло сколько-нибудь значительной роли в производственной деятельности скифов. В условиях кочевого скотоводческого хозяйства рабовладельческие отношения не могли стать основой социально-экономических отношений в обществе.

Скифия являлась кочевническим царством с развитой для своего времени иерархической структурой управления. Единоличный правитель-царь опирался в своей власти на войско и его предводителей-старейшин. Большое значение в Скифии имело жречество.

Вторая и третья четверть IV вв. до н.э. были временем наивысшего экономического, культурного и политического подъема в истории Скифского царства. Именно тогда в IV в. до н.э. были возведены все самые знаменитые курганы скифских царей - величайшие памятники эпохи расцвета Скифии.

«Царские» курганы (Солоха, Чертомлык, Александрополь, Толстая Могила, Куль-Оба) характеризуются высокими насыпями - до 20 м - и погребальными сооружениями, опущенными в грунт на 10-12 м, от входной камеры отходят одна или несколько катакомб. В центральной камере - погребенный в роскошной одежде с дорогими украшениями, оружием, ритуальными сосудами, запасами вина и т.д., его часто сопровождали захоронения насильственно убитых слуг, наложниц; в отдельных камерах устраивались погребения коней (от 1 до 12) вместе с несколькими конюхами. Наиболее богатые из этих курганов являлись, очевидно, погребениями скифских царей и их семей, остальные погребения - представителей знати.

Во время правления царя Атея возник экономический, политический и административный центр Скифии на Каменском городище, расположенном на левом берегу Днепра, напротив города Никополя.

Дальнейшая история Скифии - это бесконечные войны, постепенно подтачивающие ее могущество. Сам Атей погиб в 339 г. до н.э. в 90-летнем возрасте в битве на Дунае с Филиппом Македонским, отцом знаменитого полководца древности. За счет Скифии расширяет свои земли Боспорское царство, скифы терпят поражение от фракийцев (313 г. до н.э.). Но главный враг Скифии был на Востоке.

В IV в. до н.э. начинается продвижение ирано-язычных кочевых племен из степей Поволжья и Приуралья на Запад через реку Танаис (Дон), в результате чего к середине или к концу III в. до н.э. территория Скифии подверглась значительному сокращению, ограничившись главным образом Крымским полуостровом.

Здесь наиболее ярко проявляются особенности сильно эллинизированной позднескифской культуры в основном оседлого земледельческого населения. Столицей позднескифского царства являлось городище Керменчик, расположенное на окраине Симферополя. Городище это часто отождествляется с городом Неаполем, упомянутым в письменных источниках. Античные авторы сообщают о постоянных войнах крымских скифов с Херсонесом, Ольвией, Боспором, в которых скифы в конце концов терпят поражение.

В III в. н.э. Скифия в Крыму подверглась сокрушительному нашествию готов. Следующий, уже последний, удар по скифам был нанесен в IV в. н.э. гуннами, после него скифы перестали существовать как этническое целое.

Племена, расселившиеся в VII-IV вв. до н.э. на обширных просторах степей от Дона до Южного Урала, называются сарматами. Их культура, близкая скифской, характеризуется прежде всего погребальными памятниками - подкурганными погребениями. Среди наиболее крупных и богатых курганов военной аристократии выделяется курганная группа Пятимары (V в. до н.э.) в Приуралье.

Письменные источники донесли до нас названия крупных племенных союзов сарматов - сираки, аорсы, языги, роксоланы, с середины I в. н.э. аланы. Исследователи считают, что Нижнее Поволжье и Подонье являлись исходной территорией сарматской экспансии. Эти степи периодически «впитывали» родственные племена Южного Приуралья, Казахстана, Средней Азии, здесь формировались крупные союзы племен, которые затем направлялись преимущественно в юго-западном, в Предкавказье, и западном, к границам Римской империи, направлениях.

Перенаселенность в условиях ведения экстенсивного кочевого скотоводства, требующего периодических передвижений на значительные расстояния, вынуждала сарматов к освоению новых земель.

Основой социальной организации сарматов являлись родоплеменные отношения. В их общественной жизни особую роль играли женщины. Они могли быть вождями, жрицами и даже воинами. Это позволяет говорить о сохранении у этих племен материнского счета родства. В дальнейшем сарматское общество становится патрилинейным.