рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Три этики

Работа сделанна в 2000 году

Три этики - Реферат, раздел Социология, - 2000 год - Личность и общество Три Этики. Существует Специальный Раздел Философии Этика, В Рамках Которой Пр...

Три этики. Существует специальный раздел философии этика, в рамках которой проблема добра и зла рассматривается в деталях.

Этика на русский язык переводится как обычай, характер. Главными концепциями в современной этике являются этика добродетели, этика долга и этика ценностей. Основные идеи этики добродетели разработал Аристотель. Под добродетелью понимаются такие качества личности, реализуя которые человек осуществляет добро.

Имея добродетель, порождая добро, считается, что человек является нравственным. Зло же связано со скудностью добродетелей. Согласно Аристотелю, главные добродетели следующие мудрость, рассудительность, мужество и справедливость. Знаменитый английский математик и философ Б. Рассел предлагал свой список добродетелей оптимизм, храбрость умение отстаивать свои убеждения, интеллигентность. Новейшие авторы особенно часто указывают такие добродетели, как разумность, толерантность терпимость к чужому мнению, коммуникабельность, справедливость, свободолюбие. В противовес этике добродетелей Кант развил этику долга.

Он считал, что идеал добродетели, безусловно, может вести к добру, но он также может привести и к злу когда им распоряжается тот, в чьих венах течет холодная кровь злодея. Это происходит потому, что в добродетелях добро нашло свое частное и относительное, но не полное выражение. Критериями добра оказываются моральные законы, такие как Не убей, Не солги, Не используй человека как средство, Не укради.

Важнейшей гарантией от злого поступка являются не добродетели, а имеющие всеобщий, универсальный, обязательный, формальный, априорный опытное знание, придающее оформленный, всеобщий и необходимый характер и моральные максимы. В. А. Канке, с. 227. Была развита этика ценностей, согласно которой существуют только относительные ценности, относительное добро. Наиболее значительными разновидностями этики ценностей являются английский утилитаризм и американский прагматизм.

Английский утилитаризм был развит А. Смитом, И. Бентамом, Дж. С. Миллем. Латинский термин утилитас означает пользу, выгоду. В рамках утилитаризма важнейшим критерием добра оказывается достижение пользы в соответствии со знаменитой формулой Бентама Наибольшее счастье для наибольшего числа людей. Саму полезность Бентам понимал как наслаждение при отсутствии страданий. В американском прагматизме Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюн и др. моральное благо выступает как достижение успеха, которое увязывается с разрешением конкретной проблемной ситуацией, с соответствующими практическими методиками.

Прагматисты более определенно, чем утилитаристы, настаивают на том, что ценности являются результатом деятельности человека. Каждая из трех этик обладает как недостатками, так и достоинствами. Этика добродетелей концентрируется на понимании морального облика отдельной личности, этика долга ставит на первое место моральные законы, этика ценностей рассматривает бытие человека в мире. Вс это очень актуально.

Поэтому основной задачей является объединение сильных сторон всех трех этик. Современность с е кризисными симптомами ставит перед этикой довольно сложные задачи. С одной стороны, эти симптомы явно свидетельствуют о потере решающего звена, каковыми, по мысли знаменитого гуманиста А. Швейцера, является этическое начало. С другой стороны, знаменитые философы немец М. Хайдеггер и француз Ж. Ф. Лиотар склонны противопоставить этике эстетическую непосредственность.

По Лиотару, современный мир раздроблен, фрагментарен, многозначен, поиск этического единства неминуемо приведет к новому тоталитаризму. А поэтому на смену старомодным этическим интуициям приходят возвышенное, подлинно этическое. Для нашей российской действительности характерно какое-то особо невнимательное, отстраненное отношение к этике, которое нередко считают прерогативой разве что учителей и священников, но никак не сильных мужей. В. А. Канке, с. 228 В настоящее время проблемы этики разрабатывают авторитетнейшие философы и ученые.

Дело, которыми они занимаются, считается и актуальным и благородным. Одна из новых этических идей связана с проблемой соотношения свободы и ответственности личности. 5. СВОБОДА И ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ. Свобода это одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящая в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего или внутреннего принуждения.

Философия свободы человека была предметом размышления многих философов и ученых, таких как, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Сартр, Ясперс, Бердяев, Соловьев и др. Например, французский экзистенциалист Ж. П. Сартр не делал различия между бытием человека и его свободой. Быть свободным писал он значит быть проклятым для бытия свободы. Его же знаменитое выражение Мы приговорены к свободе. Согласно Сартру, человек находится в определенной ситуации, в рамках которой он должен сделать соответствующий выбор.

Всякого рода принуждение извне не может отменить свободу человека, ибо он всегда имеет поле возможностей для своего выбора. Для Сартра свобода есть абсолютная ценность. Филологи полагают, что термин свобода восходит к санскритскому корню, означающему любимый. Живи свободно или умри так звучит девиз американского штата Нью Хемпшир, в котором заключено достаточно глубокое содержание. Существенной характеристикой свободы является и внутренняя определенность.

Ф. М. Достоевский, верно, заметил по этому поводу Человеку надо одного только самостоятельного хотения, чего бы эта самостоятельность не стоила, и к чему бы не привела. Человек не примет никакое общественное устройство, если оно не учтет выгоды человека быть личностью и иметь свободу для е реализации. Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и е атрибутов. Во-первых, чаще всего это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой.

Но это очень сложный и опасный путь, он чреват тем, что человек может утратить все другие человеческие качества и, ввязавшись в борьбу за свободу, попасть в ещ худшее рабство. Во-вторых, это бегство от мира, когда человек не в силах обрести свободу среди людей, когда человек бежит в монастырь, в скит, в себя, в свой мир, чтобы там обрести способ свободной самореализации. В-третьих, человек адаптируется к миру, жертвуя в чем-то своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме.

Возможен, конечно, вариант известного совпадения интересов личности и общества в обретении свободы, что находит выражение в странах с развитыми формами демократии. Если раньше свобода воспринималась как отсутствие принуждения со стороны государства, то к середине XX века стало очевидно, что понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей.

Суть дела в том, что государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека. В 1789 году Национальное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, в которой провозглашалось, что целью всякого политического союза является сохранение естественных и неотчуждаемых прав человека. Права эти суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Особо надо подчеркнуть, что права человека возникают при его рождении, а не являются неким подарком. Более того, даже плод в утробе матери обладает уже рядом человеческих прав, находится под защитой закона, а в религиозной этике, уже в момент зачатия человеческая плоть становится священной, а е уничтожение аборт рассматривается как убийство. Хотелось бы рассмотреть вопрос о ценности человека. Нужно подчеркнуть, что это понятие универсальное и несводимо к полезности человека для общества.

Попытки делить человека на нужных и ненужных порочны по своей сути, ибо их реализация порождает произвол, ведущий к деградации и человека, и общества. Ценность человеческой личности, в принципе, выше того, что говорит или делает данный человек. Е нельзя свести к труду или творчеству, к признанию со стороны общества или группы людей. Ценность человека несоизмерима только с плодами его деятельности. Оставляя после себя вещи, детей, человек не может быть сведен к сумме этого наследства.

Авторы многих публикаций обращали внимание на то, что свободу необходимо объединить с ответственностью. Выделяют две концепции ответственности классическую и неклассическую. Согласно классической концепции субъект действия несет ответственность за его последствия. Как носитель ответственности он должен быть самостоятельным и свободным. Субъект действия должен быть в состоянии предусмотреть последствия своих действий, а это возможно лишь тогда, когда он действует самостоятельно, а не в качестве винтика.

Наконец, он должен отвечать перед кем-то перед судом, начальником, Богом или своей собственной совестью. Отвечать приходится за содеянное, за последствия действий, которые ставят их субъекта в положение обвиняемого. Этика ответственности этика поступка если поступка нет, нет и ответственности. Данную этику можно назвать этикой конструктивности, т.е. субъект конструктирует свои действия, характер действий изначально не задан. Неклассическая концепция ответственности состоит в том, что субъект выступает участником группы, где из-за разделения функций в принципе невозможно предусмотреть своих действий.

Здесь классическая концепция теряет свою применимость, ведь субъект действия ответственен теперь изначально не за неудачи своих действий в рамках заданной организационной структуры, а за порученное дело, за успех последнего. Несмотря на все неопределенности, субъект решает задачу правильной организации дела, управления ходом его осуществления ответственность связана теперь с нормами и функциями демократического общества, а не с абсолютной свободой человека.

Классической концепции соответствует понятие свободы субъекта. Неклассическая концепция ответственности имеет своей параллельно свободное общество с требованиями, с которыми приходится считаться каждому. Неклассическая концепция насыщена проблемными аспектами. Одна из проблем проблема разделения ответственности. Представьте, что группа людей делает общее дело. Необходимо при этом определить степень ответственности каждого субъекта действия.

Многие философы, ученые ломают себе голову, они понимают, что в современном обществе нельзя экономить усилия на развитие актуальной ответственности. На рубеже XX XXI веков мир вступает в полосу удивительного перелома, когда многие традиционные способы бытия человека будут нуждаться в значительной коррекции. Прогнозируют усиление явлений нестабильности многих физических и биологических процессов, рост феномена непредсказуемости социальных и психологических явлений.

В этих условиях быть личностью не благое пожелание, а требование развития человека и человечества. Брать на себя груз личности и общечеловеческих проблем единственный путь выживания и дальнейшего совершенствования человека. Он предполагает развитие высочайшей степени ответственности.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Личность и общество

Действительно, на протяжении всей своей жизни человек задает вопросы, волнующие его, и ищет на них ответы. Но, к сожалению, не всегда находит их. И… По моему мнению, в настоящее время философия стала свободнее, так как человек… Настоящие философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия, каждый раз заново ставя…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Три этики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Виды и типы личности
Виды и типы личности. В учебнике Философия под редакцией доктора философских наук В.П. Кохановского выделяются три вида личности и четыре типа личности, подробнее которые я хочу раскрыть. Итак, выд

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги