Социология Эмиля Дюркгейма

CОЦИОЛОГИЯ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА ст. гр. МТ-81 Янчуков Игорь Александрович Содержание 1. Жизненный путь ученого 2. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии 3. Социологизм как философское обоснование социологии 4. В поисках социальной солидарности от теории разделения труда к теории религии 5. Итоги и выводы 1. Жизненный путь ученого Эмиль Дюркгейм - один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания.

Он родился 15 апреля 1858 г. в г Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщу его предков, обучая древнееврейскому языку. Торе и Талмуду. Однако он довольно рано отказался продолжить семейную традицию. Биографы Дюркгейма отмечают, что определенное влияние на это решение оказала его школьная учительница-католичка. Короткое время он испытывал склонность к католицизму мистического толка.

Можно предположить, что здесь сказалось воздействие и более общих причин разложения некогда замкнутой изнутри и снаружи еврейской общины и развития ассимиляционных процессов это, в свою очередь, было связано с ослаблением религиозной нетерпимости и процессами секуляризации во французском обществе в целом. Но и католиком Дюркгейм не стал, так же, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком Постоянно подчеркивая важную социальную и нравственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку - в частности.

В 1879 г. Дюркгейм с третьей попытки поступил в Высшую Нормальную школу в Париже, где одновременно с ним учились, в частности, знаменитый философ Анри Бергсон и выдающийся деятель социалистического движения Жан Жорес, с которым Дюркгейм поддерживал дружеские отношения. Из профессоров Нормальной школы наибольшее влияние на формирование взглядов будущего социолога оказали видные ученые историк Фюстель де Куланж и философ Эмиль Бутру. Среди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрелостью мысли и любовью к теоретическим спорам, за что товарищи прозвали его метафизиком.

Окончив в 1882 г. Нормальную школу, Дюркгейм в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885-1886 гг. он побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с состоянием исследований и преподавания философии и социальных наук. Особенно сильное впечатление на него произвело знакомство с выдающимся психологом и философом В. Вундтом, основателем первой в мире лаборатории экспериментальной психологии.

В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем социальной науки и педагогики на филологическом факультете Бордоского университета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру социальной науки - по существу, первую кафедру социологии во Франции. С 1898 по 1913 г. Дюркгейм руководил изданием журнала Социологический ежегодник было издано 12 томов журнала.

Сотрудники журнала, приверженцы дюркгеймовских идей, образовали научную школу, получившую название Французская социологическая школа. Деятельность этого научного коллектива занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30-х годов. С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру науки о воспитании, впоследствии переименованную в кафедру науки о воспитании и социологии. Ею преподавательская деятельность была весьма интенсивной, и многие его научные работы родились из лекционных курсов.

Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользовались большим успехом. Они отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических проповедей. Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях.

Многие ею последователи участвовали в социалистическом движении, и сам он симпатизировал реформистскому социализму жоресовского толка. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.

Будучи человеком долга прежде всего, Дюркгейм постоянно стремился соединять в своей собственной жизни принципы профессиональной и гражданской этики, которые послужили одним из главных и излюбленных предметов его научных исследований и преподавания. Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Второй Империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской Коммуны.

В связи с этим он активно выступал против сторонников возрождения монархии и приверженнее сильной власти, против реакционных клерикалов и националистов, отстаивая необходимость национального согласия на республиканских, светских и рационалистических принципах, на основе которых во Франции сформировалась Третья республика.

Первая мировая война нанесла тяжелый удар но Французской социологической школе, поставив под вопрос общий оптимистический настрой социологии Дюркгейма- Некоторые видные сотрудники школы погибли на фронтах воины. Погиб и сын основателя школы Андре, блестящий молодой лингвист и социолог, в котором отец видел продолжателя своего дела. Смерть сына ускорила кончину отца. Эмиль Дюркгейм скончался 15 ноября 1917 г. в Фонтенбло под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного. 2.

Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии

Из наиболее удаленных во времени интеллектуальных предшественников Дюр... пер Метод социологии, удивительным образом перекликается с Рассуждение... Монтескье, сам Дюркгейм считал главным предтечей научной социологии. И... Эспинас. Дюркгейм высоко ценил работы Шеффле, особенно ею известный тр... 3.

Социологизм как философское обоснование социологии

. Трактовка же самих социопсихических сущностей, таких, как коллективное... Как уже отмечалось, во всякой общей теории общества явно или неявно пр... Требование отделить социологию от философии у Дюркгейма было в значите... Французский феноменолог Ж.

В поисках социальной солидарности от теории разделения труда к теории религии

Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По с... Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен пробл... видящего ее смысл вне се самой. анемия. Понятие анемии, сформулированное еще в первой книге Дюркгейма,... Последний и самый значительный по объему труд Дюркгейма - Элементарные...

Итоги и выводы

Именно благодаря ему и в профессиональном, и в массовом сознании утвер... Именно благодаря ему социология во Франции стала университетской дисци... Школа отличалась относительно высокой степенью сплоченности, основанно... Симиан правоведы Э. Коллективная форма научной работы, характерная для школы Дюркгейма, бы...

Литература 1.Эспинас А. Социальная жизнь животных. СПб 1882. 2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М 1991. 3. Вундт В. Проблемы психологии народов. М 1912. 4. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М 1974. 5. Durkheim E. Sociologie et philosophie. P 1924. 6.Дюркгеим Э. Ценностные и реальные суждения Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение.

М 1995. 7.Дюркгейм Э. Социология и социальные науки Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М 1995. 8. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб 1912. 9. Дюркгейм Э. и Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М 1996. 10. Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М 1965.