рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социология Огюста Конта

Социология Огюста Конта - Реферат, раздел Социология, Московский Университет Потребительской Кооперации Реферат На Тему Социология ...

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕФЕРАТ НА ТЕМУ СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА ст. гр. МТ-81 Янчуков Игорь Александрович Содержание 1. Этапы жизни и творчества 2. Идейные истоки 3. Позитивизм как обоснование науки 4. Социология как наука 5. Объект социологии 6. Метод объективная и субъективная социология 7. Социальная статика 8. Социальная динамика 9. От науки - к утопическому проектированию 10. Заключение 1. Этапы жизни и творчества Был ли Огюст Конт подлинным создателем, отцом социологии - вопрос спорный. Бесспорно то, что он стал ее крестным отцом, так как дал ей имя, изобрел само слово социология . Правда, блюстители чистоты научного языка нередко подчеркивали варварский характер имени, которым он назвал новорожденную науку об обществе ведь оно составлено из слов, взятых из двух разных языков латинского societas общество и греческого слово , учение . Как бы то ни было, уже благодаря тому, что Конт придумал слово социология , он интересен для истории этой науки.

Но дело, конечно, не в названии.

Далее мы увидим, сколь значительным был вклад этого мыслителя в становление социологии как таковой. Французский философ Огюст Конт родился 19 января 1798 г. в городе Монпелье в семье чиновника средней руки, сборщика податей. Родители Конта были правоверными монархистами и католиками, но сам он рано отходит от традиционных ценностей своей семьи и становится приверженцем идеалов Великой Французской революции.

После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой царят либеральные и республиканские идеи. В это время Конт усердно изучает математику и другие точные науки он также читает множество трудов по философским, экономическим, социальным проблемам. И в лицее, и в Политехнической школе он отличался серьезностью и замкнутостью, сторонился юношеских забав и развлечений, будто стремясь своим поведением доказать справедливость французской пословицы Кто хочет быть молодым в старости, должен быть старым в молодости. При этом юный Огюст был весьма самостоятелен в своих взглядах не признавая навязываемых авторитетов и внешней регламентации, он уважал только интеллектуальные и нравственные достоинства.

Поэтому он нередко участвовал в конфликтах с начальством. Один из таких конфликтов учащиеся выступили против одного из преподавателей, в котором Конт играл активную роль, послужил поводом к временному закрытию Политехнической школы в 1816 г. Конт был отправлен в Монпелье под надзор полиции, и ему уже не суждено было завершить свое образование.

Вернувшись вскоре в Париж, он начинает самостоятельную жизнь, давая частные уроки по математике. В 1817г. Конт становится секретарем Сен-Симона, сменив в этой должности известного историка Огюстена Тьерри. Первоначально взаимоотношения юного ученика и знаменитого учителя носят дружеский характер, и Конт, по существу, является одним из участников школы сен-симонизма.

Он подчеркивает безграничное уважение к Сен-Симону и активно сотрудничает в его изданиях. Но постепенно, как это нередко случается у близко соприкасающихся выдающихся людей, возникают споры об авторстве и приоритетах их взаимоотношения портятся и в 1824 г. заканчиваются разрывом. В 1826 г. Конт приступает к чтению платных публичных лекций по философии на дому. Лекции были прерваны из-за его тяжелого психического заболевания и возобновились в 1829 г. С 1830 по 1842 г. Конт осуществляет грандиозный проект издание 6-томного Курса позитивной философии. Во второй половине 40-х годов он, помимо сугубо интеллектуальных занятий, обращается к проповеднической и практической организационной деятельности, пропагандируя позитивизм как политическое, религиозное и моральное учение.

В 1847 г. он провозглашает Религию Человечества, в 1848 - создает Позитивистское общество.

Последние годы жизни он был занят разработкой нового религиозного учения и культа, провозгласив себя первосвященником Религии Человечества. Умер Конт 5 сентября 1857 г. в окружении своих учеников. Конт не занимал сколько-нибудь прочных позиций в академической системе тогдашней Франции. Его попытки получить кафедру или занять должность штатного преподавателя в Политехнической школе и в Коллеж де Франс оказались безуспешными, и он вынужден был довольствоваться скромной ролью репетитора и экзаменатора в Политехнической школе, пробавляясь также частными уроками.

Это обеспечивало ему весьма скудные средства существования. Последние годы жизни он жил на средства, собираемые по подписке его сторонниками-позитивистами. На жизнь и деятельность Конта оказали влияние две женщины, которые, благодаря этому, в известном смысле вошли в историю социологии вместе с ним. Влияние одной из них сам он расценивал как пагубное и считал связь с ней единственной серьезной ошибкой, совершенной в жизни.

Это была его жена Каролина Массен, которую он обвинял в порочности и, главное, в бессердечии. Ожесточенные и частые конфликты с ней приводили время от времени к резким обострениям его душевного заболевания. В конце концов супруги расстались. Влияние другой женщины Конт оценивал как истинно благодатное оно сказалось отчасти в том, что в конце жизни он энергично подчеркивал превосходство чувства сердца над разумом и, по существу, из проповедника новой науки превратился в проповедника новой религии.

Звали эту женщину Клотильда де Во. Конт познакомился с ней в 1845 г за год до ее смерти. Он страстно и безответно полюбил эту 30-летнюю женщину и боготворил ее до конца своих дней. Любовный экстаз постепенно перерос у него в экстаз религиозный. Он прославил Клотильду де Во в предисловии к своей четырехтомной Системе позитивной политики и разработал посвященные ей особые ритуальные действа, которые неуклонно и тщательно исполнял. Стиль сочинений Конта отражает, по-видимому, особенности его личности.

Он отличается растянутостью изложения, длиннотами, громоздкими фразами, частыми повторами. Конта совершенно не волнует красота стиля, но он всячески стремится к полноте и точности в изложении своих мыслей. Эти особенности парадоксальным образом сочетаются с любовью к сочинению афоризмов и девизов, нередко весьма эффектных и запоминающихся. Вот некоторые из них Порядок и прогресс , Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы мочь , Знать, чтобы мочь, думать, чтобы действовать , Жить для других , Жить при ясном свете , Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель , Мы разрушаем только то, что заменяем и т. п. Хотя в ранние годы Конт читал очень много, впоследствии, разрабатывая свою философскую систему, он подчинил себя режиму так называемой мозговой гигиены с целью не заражаться чужими воззрениями.

Согласно этому режиму он на протяжении многих лет не читал ничего, что имело бы хотя бы косвенное отношение к предметам его изысканий, за исключением некоторых трудов, содержащих полезные, по его мнению, данные, а также поэтических сочинений.

Конт был человеком чрезвычайно неуравновешенным и страдал периодическими психическими недугами, хотя в целом его, несомненно, нельзя считать умалишенным. Серьезные жизненные неудачи компенсировались у него чрезвычайным самомнением и непреклонной верой в свою исключительную миссию. Чувство юмора и остроумие, по-видимому, были ему чужды. В общем, говоря о личности Конта, можно сделать вывод, что этот выдающийся человек был маргиналам, человеком на грани, на краю во многих отношениях.

Он находился на грани между академическим и неакадемическим мирами, между семейным и холостым состоянием, между здоровьем и болезнью, между наукой, религией, утопией и т. п. Все это, безусловно, не могло не сказаться на его социологическом мышлении. В творчестве Конта принято различать три периода. Первый период 1819-1828 , почти полностью совпадающий со временем его сотрудничества с Сен-Симоном, характеризуется изданием шести небольших программных сочинений, опускулов. Эти сочинения Конт впоследствии включил в качестве приложения в IV том своей Системы позитивной политики 1854 с целью показать преемственность своих воззрений. В опускулах он намечает принципы и пути интеллектуальной и социальной реформы, в которой нуждается находящееся в состоянии анархии человечество.

В этих сочинениях можно найти идеи, которые одновременно являются итогом для Сен-Симона и отправным пунктом для Конта. Здесь уже присутствует ряд наиболее важных идей, которые Конт развивает впоследствии, в частности, идея об особой роли ученых в новом обществе различение двух главных эпох в развитии человечества критической и органической понятие и принципы позитивной политики и, наконец, знаменитый закон трех стадий. Второй период 1830-1842 - это период зрелости, когда создавался и издавался шеститомный Курс позитивной философии тома выходили последовательно в 1830, 1835, 1838, 1839, 1841 и 1842 гг В это время Конт разрабатывает философские и научные основы позитивистского мировоззрения.

Считая, что интеллектуальная реформа должна предшествовать социальной включая политическую, моральную, религиозную, он в этот период выступает главным образом в роли ученого и в качестве такового придерживается объективного метода он обосновывает включенность человеческого и социального мира в общую систему мироздания, подчиненность человеческих дел естественному ходу вещей и ориентацию социологии в принципе находящейся на вершине иерархии наук на естественные науки как на более зрелые и ранее приблизившиеся к позитивному состоянию.

Третий, завершающий период творчества Конта, начинается со второй половины 40-х годов. Он отмечен созданием таких произведений, как четырехтомная Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества 1851-1854 , Позитивистский катехизис 1852 и Субъективный синтез 1856 . В это время Конт обосновывает преимущественно субъективную точку зрения и субъективный метод.

На первый план в его учении выходят эмоциональные факторы человеческой и социальной жизни, воплощенные в понятии сердце. Соответственно главным объектом его внимания становятся институты, отвечающие эмоциональным потребностям человека мораль и религия.

Если на предыдущем этапе Конт предпочитал использовать понятия позитивная философия, позитивный дух, рациональная позитивность, то в это время он уже чаще говорит о позитивизме как о доктрине, в которой интеллектуальные, научные элементы подчинены моральным, религиозным и политическим. Теоретическая перспектива меняется если в Курсе Конт подчеркивает естественный характер социальных законов, необходимость познания их и подчинения им, то теперь, наоборот, он, в соответствии с субъективной точкой зрения, рассматривает социальный мир как продукт чувства, воли и деятельности человека.

В этот период он выступает уже не столько в роли ученого, сколько в других ролях моралиста, пророка и первосвященника новой религии, автора социально-политических проектов. Существуют две точки зрения на соотношение отмеченных периодов в творчестве французского мыслителя.

Одни аналитики считали, что третий период противостоит первым двум и означает решительный отказ от исходных научно-теоретических позиций. Иными словами, Конт как создатель новой религии и утопических проектов не имеет ничего общего с Контом - создателем позитивистского научного мировоззрения. Такой точки зрения придерживались, в частности, известные приверженцы контовского позитивизма француз Эм. Литтре и англичанин Дж. Ст. Милль. Они вдохновлялись идеями Курса позитивной философии. Когда же, по их мнению, автор порвал с этими идеями, они порвали с их автором.

Другие, в том числе сам Конт, рассматривали третий период как естественное и логичное завершение первых двух. С этой точки зрения три периода выражают не эволюцию и, тем более, не коренное изменение взглядов, а различные этапы реализации одного и того же замысла, того, который был сформулирован еще в опускулах. Тех своих сторонников, которые признавали и Курс II период и Систему позитивной политики III период, он считал полными позитивистами тех же, кто был сторонником только Курса - неполными. Тем не менее, отрицая поворот в содержании своих воззрений, Конт в то же время признавал изменение своей социально-интеллектуальной роли от ученого - к проповеднику новой религии, говоря, что променял карьеру Аристотеля на карьеру святого Павла 1, XXIII . Независимо от того, как оценивать соотношение между различными периодами и частями контовского учения, несомненно, что в нем переплетались и проникали друг в друга научные и вненаучные элементы.

Но задача истории социологии - изучить прежде всего научные элементы, исходя из тех критериев, которые были выделены в первой лекции.

Это те стороны доктрины Конта, которые в дальнейшем получили продолжение не в морали или религии, не в политике или социальных движениях, а в социологии как науке. 2.

Идейные истоки

Мудрый Тюрго, несомненно, также повлиял на контовское представление о ... е. задолго до основателя позитивной философии. Конт считает устаревшей христианскую догматику, но не религию как тако... Сама же религия вечна, так как человек, в его интерпретации существо н...

Позитивизм как обоснование науки

Категория позитивного становится наиболее общей и главной в его мирово... Метафизическое мышление, составляя, как и теологическое, неизбежный эт... е. е. Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще ...

Социология как наука

Социология как наука. Подобное словоупотребление явно не соответствовало тому выдающемуся ме... Впервые Конт употребил слово социология в 1839 г в 47-й лекции Курса п... Г надеюсь, извинит меня в данном случае, если я в последний раз воспол... 5.

Объект социологии

Всем системам присуще такое свойство, как солидарность, но живым систе... . Можно увеличить или уменьшить интенсивность уже существующих социальны... Начиная с нового времени он изучает только западные европейские нации ... Во-вторых, некоторые общества в определенные исторические периоды выст...

Метод объективная и субъективная социология

Метод объективная и субъективная социология. С другой - социология, как и позитивизм в целом, оказалась для него не... Но зато в ней существует косвенный эксперимент, суть которого состоит ... Сравнительный метод в социологии, по Конту, состоит из нескольких мето... Семья - основной элемент, из которого и по образцу которого строится о...

От науки - к утопическому проектированию

Подобно многим другим социальным мыслителям XIX в. Подобные общества, небольшие по размеру будущие государства по размера... Конт был убежденным и активным сторонником мира, и межнационального, и... Пророчества у Конта незаметно перерастали в утопическое проектирование... Он был решительным противником обобществления собственности и политиче...

Заключение

Заключение Была ли у Конта наука следствием его утопии или, наоборот, утопия -следствием его научных воззрений или, наконец, наука и утопия у него были независимы друг от друга? Как бы мы ни ответили на этот вопрос, ясно одно Конт внес важный вклад в становление социологии как научной дисциплины.

Он обосновал ее необходимость и возможность. Это обоснование было по сути своей и неизбежно философским и, шире, мировоззренческим очевидно, что изнутри социологии обосновать ее было невозможно, так как в качестве самостоятельной науки она еще не существовала, Конт понимал, что он находится лишь у истоков создания новой науки.

Он наметил ее программу и отчасти пытался ее реализовать. Кое-что

– Конец работы –

Используемые теги: Социология, Огюста, Конта0.062

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социология Огюста Конта

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ЛЕКЦИИ ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ. ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ. СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА О границах социологии и ее истории
Оглавление... ОТ АВТОРА... Лекция первая ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ...

Лекция первая. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая. ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ Лекция третья. СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА ЛЕКЦИИ
Оглавление... ОТ АВТОРА... Лекция первая ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ...

Социология Огюста Конта
Но дело, конечно, не в названии. Далее мы увидим, сколь значительным был вклад этого мыслителя в становление… После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой…

Социология. Краткий курс Социология. Краткий курс. : ООО Питер Пресс ; Санкт-Петербург; 2007 Социология. Краткий курс Предмет и история социологии Борис Акимович Исаев
Социология Краткий курс... RU http www litru ru bd b Социология Краткий курс ООО Питер Пресс Санкт Петербург...

Социология Огюста Конта
Бесспорно то, что он стал ее крестным отцом, так как дал ей имя, изобрел само слово социология . Правда, блюстители чистоты научного языка нередко… Но дело, конечно, не в названии. Далее мы увидим, сколь значительным был вклад… После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой…

Социология Огюста Конта
Но дело, конечно, не в названии. Далее мы увидим, сколь значительным был вклад этого мыслителя в становление… После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой…

Огюст Конт: взгляд из России
Авторы не только досконально знают предмет, но и открывают неожиданные философские и источниковедческие головоломки в истории русского позитивизма.… Немногочисленная, но влиятельная историко-философская школа, на поддержку… Задача исторического объяснения Конта и контизма в истории идей становится более отчетливой и интересной по мере того,…

Социология. Социология в строительной и автодорожной сферах.Учебное пособие
Социология Социология в строительной и автодорожной сферах Учебное пособие... К ф н Сорокин Геннадий Вениаминович... Рецензент к ф н доцент кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологи...

Социология. Социология личности
Ответственный за разработку учебно методического комплекса модуля дисциплин магистр социальных наук ст преподаватель Аязбаева... КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ...

Социология образования методические указания к изучению дисциплины для студентов очной формы обучения по программе специалитета специальности «Социология»
Утверждаю... Ректор университета...

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам