рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социология культуры П. Сорокина по книге Кризис нашего времени

Работа сделанна в 2001 году

Социология культуры П. Сорокина по книге Кризис нашего времени - Реферат, раздел Социология, - 2001 год - Сорокин П.А. – крупный социолог XX века Социология Культуры П. Сорокина По Книге Кризис Нашего Времени. В Основе Кажд...

Социология культуры П. Сорокина по книге Кризис нашего времени. В основе каждой культуры, по мнению П.Сорокина, культурной эпохи лежит мировоззрение. В соответствии с различными видами мировоззрений Сорокин выделяет три типа социокультурных суперсистем чувственный, когда мировоззренческие установки опираются на чувственное постижение мира умозрительный, основанный на интуиции идеалистический, включающий в себя и чувства и интуицию.

Каждому типу мировоззрения соответствует три вида истины чувственная, духовная интуиция, рациональная. К более низким уровням культурных систем Сорокин относит язык, этику, религию, искусство, науку. Каждой мировоззренческой суперсистеме соответствует определнный тип культуры. Существует, по мнению Сорокина, два основных и два промежуточных типа. В культуре происходит чередование основных типов, ориентированных на мироощущение человека идеационального и чувственного и промежуточных идеалистического и эклектичного. В идеациональной культуре мироощущение направлено на сверхчувственное и сверхразумное постижение Абсолюта, основано на господствующих идеях.

Анализируя этот тип культуры на примере европейского средневековья, Питирима Сорокин писал Архитектура и скульптура средних веков были Библией в камне. Литература также насквозь пронизана религией и христианской верой.

Живопись выражала те же библейские темы и линии в цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер Философия была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокруг той же основной ценности или принципа, каким являлся Бог. Наука была всего лишь прислужницей христианской религии. Этика и право представляли собой только дальнейшую разработку абсолютных заповедей христианства. Политическая организация в е духовных и светских сферах была преимущественно теократической и базировалась на Боге и религии.

Семья, как священный религиозный союз выражала вс ту же фундаментальную ценность. Даже организация экономики контролировалась религией Господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчркивали сво единство с Богом, как единственную и высшую цель, а также сво отрицательное или безразличное отношение к чувственному миру, его богатствам, радостям и ценностям. Подобные ценностные ориентации мы находим в культуре Брахманской Индии, лаоистской и буддийской культурах, греческой культуре VIII - VI вв. до н.э Для чувственного типа культуры характерна сенсорность внимание переносится на чувственно осязаемые предметы, эмпирический опыт, светскость и соответствие земному миру. Именно признание того, что объективная реальность и смысл е сенсорны провозглашается нашей современной культурой во всех е основных компонентах в искусстве и науке, философии и псевдорелигии, этике и праве в социальной, экономической и политической организациях, в образе жизни и умонастроениях людей.

Идеалистический тип культуры характеризуется тем, что значение идей и чувственно осязаемых предметов становится равноправным, происходит как бы гармоничное слияние двух типов мировоззрения в единое целое примером в европейской культуре могут послужить эпоха античности и Возрождения.

И, наконец, эклектичный тип культуры предполагает противостояние чувственных и идеациональных элементов мироощущения. В идеациональной культуре искусство тяготеет к условности, символичности, создается в соответствии с определенными канонами и чаще всего обезличено мы почти не знаем имен художников, расписавших стены пещерных храмов Аджанты, создавших прекрасные арабески мусульманских орнаментов.

В чувственной культуре стиль искусства становится натуралистическим. Гармоничное сочетание двух видов мироощущения лежит в основе достижений искусства греческой классики и Возрождения, когда способы воплощения художественных образов были частично символичными, частично реалистическими.

В идеациональной культуре восприятие и познание мира в основном осуществляется через откровение, интуицию, мистический опыт. Рациональное познание отвергается, человек не доверяет своему разуму, больше думает о конце мира, чем о естественном порядке вещей и возможности преобразования действительности. Люди культуры идеационального типа не стремятся к естественно-научному познанию, наоборот, их внимание сосредоточено на мистическом опыте, приоткрывающем тайну существования иного мира. Ярким примером такого мировосприятия и типа культуры предстат европейское средневековье IX - XII вв где господствующее место в сознании занимала религия, пронизывая все формы жизнедеятельности.

Для чувственной сенсорной культуры характерно восприятие мира как данного в чувственном опыте, посредством слуха, зрения, осязания и обоняния. Идеалом человека сенсорной культуры является личное счастье, аскеза ему чужда. Этот культурный тип реализован Европой в эпоху Нового времени, когда возникает наука, познающая мир опытным путм. Причм опыт выступает единственным критерием истины, рациональное познание абсолютизируется.

С этого времени начинают быстро развиваться техническое и естественнонаучное знание, возникает индуктивная философия. Между двумя описанными основными культурными типами, по мнению Сорокина, может быть реализован либо идеалистический, либо эклектичный тип культуры. В них оба основных вида мировосприятия представлены либо в гармоничном единстве идеалистический тип, либо во фрагментарном, эклектическом нагромождении и противостоянии друг другу. 2 Питиримом Сорокиным разработана теория волнообразной социокультурной динамики.

Культуры движутся силами, заложенными в них самих, просто потому, что такова их природа считает Сорокин. Развитие заложенных сил в основных типах идеациональном и чувственном происходит до предела, затем начинается откат волны. Чередование основных типов культуры связано с прохождением либо через идеалистический, либо через эклектичный переходные типы. Культура реализует основополагающий принцип мироощущения и мировоззрения во всех своих элементах системах низкого уровня.

Это касается искусства, религии, политики, права, морали, причем, в каждом отдельном феномене культуры присутствует ядро и периферия. Доминирующие черты каждого отдельного феномена представляют собой основополагающий принцип, ценность данного типа культуры. Так, для европейского средневековья главная истина, ценность - Бог. Интегрированная часть средневековой культуры поэтому была не конгломератом различных ценностей, а единым целым.

Сорокин оптимистически характеризует исторический процесс если культура находится в кризисе как, по его мнению, современная западная, это означает, что данная мировоззренческая суперсистема исчерпала себя и зарождаются новые основания для формирования иного культурного типа. Сорокин иллюстрирует свою концепцию суммарными статистическими данными. Например, живопись и скульптура средневековой Европы идеациональный тип были преимущественно религиозными, становясь в большей степени светскими в XIX - XX веках. Аналогичная ситуация ярко проявляется и в сфере науки.

Подробный, скрупулзный анализ, проведнный Сорокиным в этой области, позволяет сделать вывод, что кульминация чувственной культуры приходится на XIX век. Динамика открытий и изобретений Периоды Общее число Общее число Общее Итоговая науч.откр. техн. изобр. число сумма геогр. откр. 1791-1800 149 113 7 269 1801-1810 228 128 6 362 1811-1820 286 157 13 456 1821-1830 388 227 16 631 1831-1840 441 313 9 763 1841-1850 534 356 9 899 1851-1860 584 423 13 1020 1861-1870 553 424 15 992 1871-1880 635 490 17 1142 1881-1890 663 477 13 1153 1891-1900 625 482 2 1109 1901-1910 552 309 1 862 Этические идеалы и юридические нормы также в обобщенном виде создают идеациональную, идеалистическую и чувственную систему этики и права.

В идеациональном умонастроении иудаизм, христианство, индуизм, буддизм, зороастризм, ислам и др. высшей этической ценностью признатся сверхчувственный мир Бога или Абсолюта.

Чувственный мир малозначен и второстепенен. В буддизме, например, все чувственные ценности богатство, золото, удовольствие, власть не признаются на уровне заповедей. Нормы этики и права исходят от Абсолюта и закрепляются в священных текстах. К чувственным удовольствиям все идеациональные системы относятся негативно, так как главной целью становится путь достижения потустороннего.

Чувственные же этические нормы высшая цель - наслаждение, делай вс, что пожелаешь, человек человеку волк приближены к земным удовольствиям, так как ориентированы на получение наслаждения от жизни. Само понятие счастья здесь другое. Если в идеациональных культурах счастье - в приближении и слиянии с Абсолютом, то чувственная этика подразумевает комфорт и максимальное удобство. Идеалистические этические нормы есть синтез идеациональных и чувственных. Они включают в себя и признание Абсолюта как высшей ценности, и положительную оценку чувственных ценностей.

В средние века в европейской культуре чувственная этика практически отсутствует, но с XV века она постепенно вытесняет идеациональную, достигая своего пика в эпоху Ренессанса и Реформации. Подобную картину можно увидеть и в динамике правовой культуры. Свод законов в идеациональной системе дается Абсолютом Яхве, Буддой, Аллахом, их мудрость не оспорима. Система судебных показаний основана на признании вмешательства Абсолюта в юридические дела. Почти каждое юридическое действие будь то обмен или покупка собственности,

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Сорокин П.А. – крупный социолог XX века

В конце 19 - нач. 20 вв. в научных исследованиях общества стал выделяться на ряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами… Предмет социологии в этой связи зауживается и начинает сводиться к изучению… В 1919 г. был учрежден Социобиологический институт.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социология культуры П. Сорокина по книге Кризис нашего времени

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги